Болотников Николай Григорьевич
Болотников
Николай
Григорьевич
Старшина I статьи, боцман
Регион Краснодарский край
Воинское звание Старшина I статьи, боцман
Населенный пункт: Краснодар

Боевой путь

Мой дедушка, Болотников Николай Григорьевич ( 1908-1996), родился 1908 г. 20 мая, в селе Старая  Студеновка  Сердобского района Пензенской области в семье  крестьянина.   До призыва   в РККА работал в Средней Азии на строительстве водопровода  Заравшан-Каган (ныне г. Бухара)  и  железной дороги Термез-Душанбе. 26 октября 1930 г. был призван на службу в армию  г. Севастополь, где   прослужил во флоте четыре года.  Служба в РККА началась в  учебном отряде Черноморского флота, курсантом, где окончил курс   строевых старшин. После школы всеобуч, где тщательно изучались  плавсредства  и их такелаж. Далее был учебный шлюпочный поход в г. Евпаторию на трех 22-х весельных баркасах под командой начальника школы Меленчука. По возвращению из шлюпочного похода отправились в учебный лагерь недалеко от  Максимовой дачи  в направлении г.Балаклавы.  Командир лагерного сбора был  Казельский. После лагерного сбора – батальон молодых курсантов при учебном отряде, где командиром  учебного отряда был Гневшев. Потом практика на крейсере «Коминтерн»   «переквалифи-цированный»  в учебный. Большое внимание на корабле уделялось отработке отражения ударов авиации, атак торпедных катеров и эскадренных миноносцев, а так же стрельбам совместно с артиллерийскими батареями береговой обороны. После практики курсантов расписали по кораблям эскадры Черноморского флота. Мой прадед попал на эскадренный миноносец «Фрунзе»   в должности боцмана, было это в июне 1931 г., командиром корабля был Москаленко.  В 1933 – 1934 г. г. служил в  охране внутреннего рейда ОХВР  ЧФ, где командиром  был  Тухов А.Б.   Мой  прадед  выполнял долг службы по открытию и закрытию боновых ворот Константиновского равелина, первого форпоста при входе в Северную бухту,  перед главной военно-морской базой Черноморского флота г. Севастополя. Откуда и был демобилизован. Командующим Черноморским флотом  в то время был КожановИван Кузьмич.

После службы в армии, в 1935 г.  приехал  в  г. Сталинград  (ныне                  г. Волгоград), где работал инструктором обучения допризывников по морской подготовке хождения на шлюпках под веслами и парусами и строевой подготовке.                                                                                                                               С 15 февраля 1940  г.  ушел на сверхсрочную службу и был зачислен в боцманскую команду   новостроящегося  эскадренного миноносца  «Сообразительный», где командиром корабля был Ворков Сергей Степанович, комиссаром Квашнин Игнатий Г.  В мае 1940 года  принял военную присягу.                    В г. Николаеве  эсминец проходил заводские, а потом государственные испытания. Во время государственных испытаний была авария с походной шлюпкой левого борта.   Мой прадед, как старшина, проверял знания бойцов на практических занятиях.  По талям носовой шлюпочной балки опустился в шлюпку  и  занял  место левого бокового гребца. В это время лопнул рым кормового подъемного приспособления. Он оказался за бортом в ледяной морской воде в январе месяце в зимнем обмундировании, которое тут же промокло и стало тяжелым  и холодным. Шлюпка повисла отвесно кормой вниз. Когда вынырнул услышал команду командира корабля: «Стоп машина!», но корабль заметно шел по инерции. Схватился за спасательный круг, но заметив,  что стал удаляться от корабля  бросил его и поплыл  к борту, плыл на одних руках, ноги свело судорогой.  По  борту корабля,  как по отвесной стене шарил руками по швам заклепок обшивки,  из под  ногтей шла кровь. Наконец ему удалось уцепиться левой рукой за небольшое углубление в борту корабля. Ему бросили конец трехдюймового смоляного троса.  Он уцепился руками и зубами, его  стали поднимать, но руки не держали и он опять рухнул в ледяную воду. По его  команде сделать колышку из этого же троса, ему подали колышку и подняли на палубу, отнесли в сан каюту. После выздоровления продолжал служить на эсминце, где его и застала война.                  

7 июня 1941 г.  эсминец был введен в состав эскадры Черноморского флота и был поднят  Военно-морской флаг.                                                                                                                                              Война застала моего дедушку  на ЭМ «Сообразительный» в бухте Южной   г. Севастополя.  С первого  дня войны  корабль сделал внушительную заявку на право носить  свое название.  22 июня 1941 г. в 1 час 15 мин. командиром корабля была объявлена боевая  тревога, а уже в 1 час 55 мин. первым на эскадре командир эсминца  подал команду зенитной батарее: «Открыть огонь!». Попытка  противника внезапно сбросить парашютные морские магнитные   мины с целью минирования выхода из Севастопольской бухты, закупорить  в ней Черноморскую эскадру, а затем массированным ударом авиации уничтожить ее, была сорвана.                                   А  25 июня 1941 г.  ЭМ «Сообразительный» - самый молодой корабль на эскадре   в составе группы кораблей, в которую  кроме него входили лидеры «Москва» и «Харьков»,  крейсер «Ворошилов»,   вышел в свой первый боевой поход, чтобы нанести артиллерийский удар по главной военно-морской базе  противника  –  г. Констанца.  По врагу было выпущено 350 снарядов. На берегу вспыхнули большие пожары: горели нефтяные баки и железнодорожные составы с боеприпасами. Было прервано железнодорожное сообщение между  Констанцей  и Бухарестом,  возникли затруднения с доставкой горючего.                                                                                                                        За годы   войны эсминец атаковали сотни самолетов,  но всегда победителем выходил экипаж.   Выручала высокая  бдительность моряков               (раньше всех   обнаруживали самолеты противника, первыми открывали огонь), железная дисциплина, мастерство, зенитчики обладали высоким мужеством. Это не просто:  удержать смерть на прицеле, не дрогнуть, когда каждая бомба летит точно на тебя.             

Из сводки об этом бое: «Лидер «Москва» по окончании выполнения боевой задачи при отходе подорвался на минах и затонул. Спасти людей не было возможности».

У самого борта лидера «Харьков» рвутся снаряды и бомбы. В коллекторах котлов корабля лопаются водогрейные трубки, в котлах садится пар, первый и второй котлы выведены из действия и «Харьков» теряет ход. Авиация противника может потопить и «Харьков».

Командир «Сообразительного» получает приказ с крейсера «Ворошилов»: «Идите в квадрат N... для оказания помощи лидеру «Харьков». Эсминец развивает максимальную скорость 36 узлов, идёт на сближение с лидером и в 7 часов утра вступает в его охранение. Группа самолётов врага преследует корабельную группу. Бесперебойно работает артиллерия. На большом ходу корабль резко накренился, отражая воздушные атаки. Повороты следуют один за другим... Поздно вечером корабли вошли в Северную бухту Севастополя. Несмотря на яростные атаки вражеской авиации и огонь с берега, ударная группа кораблей и отряд поддержки задание выполнили. Это была дерзкая операция. Благодаря мужеству экипажа лидера «Харьков» и умелым действиям экипажа «Сообразительного» лидер «Харьков» был спасен.

Начались военные, напряжённые будни. 

Август 1941 года. Ожесточенные бои под Одессой. Часовым города называли тогда «Сообразительный», который часто стоял в порту и вел огонь по врагу. Только за одни сутки в последний день месяца было произведено 13 артиллерийских стрельб, выпущено почти 400 снарядов.  Тогда же ушли сражаться с врагом на суше первые десять членов экипажа. Позднее стали морскими пехотинцами еще девяносто человек. Они не подвели  родной корабль, бились с фашистами по – черноморски.

За октябрь 1941 года миноносец «Сообразительный» совершил 21 выход в море. Отконвоировано 25 транспортов. В одиннадцатом боевом походе 17 октября перевезено оружие и боезапас из Туапсе в Севастополь. При каждом сопровождении корабль подвергался атакам вражеской авиации, а 15-го октября был атакован дважды.

После того,  как немецкие войска ворвались в Крым,  командование флота принимает решение  уводить большие корабли из Севастополя.   3  ноября   в          г. Поти,  в сопровождении эсминцев «Бодрый» и «Сообразительный» переводятся линкор «Парижская коммуна», крейсер «Молотов», лидер «Ташкент». 6  ноября 1941 года «Сообразительный» совершает переход из Камышевой Бухты в Керчь (Камыш-бурун), имея на борту штаб Приморской армии и военное имущество.  Из Керчи обратным рейсом корабль перевозит в Туапсе ценное заводское оборудование.

 Потом началась битва за Севастополь. Попытка немцев с ходу захватить Севастополь провалилась. В этот опасный для города период Государственный Комитет Обороны принимает решение о переводе с Чёрного моря на Дальний Восток нескольких танкеров и ледокола «Микоян». Необходимо было сохранить часть крупнотоннажного танкерного флота и ледокол.  Сопровождали ледокол       и три танкера  -  лидер «Ташкент», эсминцы «Способный» и «Сообразительный». Операция прошла успешно.

Это был 22-ой боевой поход корабля. Немцы спешили со  взятием Севастополя. Им необходимо было скорее освободить свою 11-ю армию для оказания помощи группе армий «Юг». Но Севастополь стоял. Бойцы Приморской армии, части морской пехоты героически обороняли столицу Черноморского флота. Большую помощь оказывали защитникам города боевые корабли. «Сообразительный» буквально метался между портами Новороссийск, Феодосия и Севастополь. До предела груженный оружием, техникой и пополнением, корабль врывался на больших скоростях в главную базу и, быстро загрузившись ранеными, женщинами и детьми, уходил.

Прорываться становилось все труднее. 17 декабря 1941 года войска Гитлера начали очередное «большое последнее наступление». Севастополь оказался в критическом положении. 21  декабря Военный совет Черноморского флота обратился с воззванием ко всем защитникам города: «Ни шагу назад в борьбе за Севастополь!». С целью оказания помощи героически сражающемуся городу по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего 25 декабря началась Керченско-Феодосийская десантная операция. Руководил высадкой десанта с кораблей капитан 1 ранга Н. Е. Басистый,  штаб которого находился на борту «Сообразительного». Десант высадился успешно. С 28 по 31 декабря кораблями и транспортами в Феодосию было перевезено 23000 человек  44-ой армии, доставлено много танков, орудий, минометов, автомашин, много тонн боеприпасов. Тревожным и совсем не праздничным оказался последний день 1941 года. Полная боевая готовность, беспрерывные стрельбы по вражеским позициям на берегу, по фашистским самолётам в воздухе. В полночь военком Квашнин по трансляции поздравляет экипаж с Новым годом и освобождением Феодосии. Поздравил экипаж командир корабля, пожелав побед в предстоящих боях. Сразу после полуночи корректировочный пост потребовал огня, и в морозном воздухе раздался первый залп 1942 года...

С начала войны до конца 1941 года эсминец совершил 28 боевых выходов, пройдено 13874 мили за 1108 ходовых часов. В течение первого дня 1942 года, отбиваясь от воздушных атак, эсминец «Сообразительный», маневрируя в Феодосийском заливе, ведёт беспрерывный огонь по Киету,  Сейт-Ачаку, Кой-Асан.  Пушки и палуба  обледенели. Экипаж скалывает лед и ведёт огонь по скоплению живой силы и техники врага в районе аэродрома Киет и селения Сейт-Асан.  

Это было 28 мая 1942 года. Отряд кораблей в составе  крейсера «Ворошилов», эсминцев «Сообразительный» и «Способный» доставил в Севастополь бригаду морской пехоты ( 3107 человек личного состава, 33 орудия, боезапас, технику и снаряжение). При подходе к мысу Феолент корабли атаковала торпедоносная авиация. Было сброшено 24 торпеды и большое количество бомб. Воздушные хищники выходили в атаку на высоте 25-30 метров над водой. На эсминце «Сообразительный»  был перебит  фал и флаг корабля стал падать в море. Не раздумывая, матрос Загуренко А.М. подбежал к флагштоку, поднялся на стеллажи глубинных бомб, и под градом пуль и осколков высоко над головой поднял и держал Военно-морской флаг -  боевое Знамя корабля до самого окончания боя, пока не был поднят другой флаг. Его называли корабельным Данко.

…В пути беда случилась тяжкая,-

    был пикировщиков налет,

    как будто сердце под тельняшкою,

    стучал зенитный пулемет.

    Потом осколком флаг подрезало,

    но подхватил его матрос,

    он был характера железного –

    весь бой, как Данко, флаг пронес…

                                                                                                                                                                                    26  июня 1942 г. эсминец «Сообразительный» участвовал в уникальной спасательной операции. В 6 часов 40 мин. получено приказание  оказать немедленную помощь получившему повреждения лидеру «Ташкент».  Эсминец направляется в указанное место. На мостик командиру приносят радиограмму: «Идите полным ходом. Лидер погружается». Оказывается, 86 немецких самолётов в течение четырёх с лишним часов преследовали лидер, сбросив на него 336 бомб. Командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило несколько помещений. Подошедший  к правому борту лидера экипаж  эсминца «Сообразительный» по перекинутым сходням  за 22 минуты принял на борт 1975 человек — раненых, детей и женщин, которых лидер «Ташкент»  эвакуировал из осаждённого Севастополя. 1200 человек разместили на шкафутах правого и левого бортов, 250 человек разместили на полубаке, 300 — на юте,  остальных разместили по кубрикам. Положение осложнялось тем, что накануне в Поти на эсминец были приняты с линкора «Парижская Коммуна» 70 тонн снарядов,  уложенных на верхней палубе, и 20 тонн ящиков со снарядами к зенитным орудиям, расположенных в кубриках.           

Если бы противник обнаружил корабль, комендоры не смогли бы вступить с ним в бой, потому что не было возможности даже развернуть орудия – кругом были  люди.

Всё принятое резко ухудшило остойчивость корабля, снизило метацентрическую высоту, практически лишив корабль маневренности. Любое перемещение людей было опасным. Командир запретил перемещение по палубе даже матросам.

Допустимый крен эсминца был 22-23 градуса. Один резкий поворот  и корабль мог бы перевернуться. При возвращении в базу продумали план высадки людей на причал, но он рухнул.

  Когда эсминец благополучно вошел в Новороссийск и уже ошвартовался у стенки, спасённые люди хлынули на один борт и через поручни полезли на причал. Прекратить высадку было невозможно. Пережив ужасы бомбежки в море, каждый спешил как можно быстрее сойти на землю. Возникла новая опасность – с палубы того и гляди сорвутся  полутонные снаряды. Но все обошлось благополучно. Благодаря тому, что боцманская команда буквально за минуту успела забросить швартовые концы и закрепить корабль, трагедии удалось избежать — эсминец навалился на причал левым бортом с креном 15 градусов, но не перевернулся.

В дальнейшем, в ходе всей войны, ни один корабль, в т. ч. эсминец «Сообразительный»  не перевозил такого количества людей.

2-го июля 1942 года экипаж эсминца «Сообразительный» стал свидетелем одной из самых крупных трагедий на Черноморском флоте, корабль стоял в Новороссийске, сыграна учебно-боевая тревога,  на корабле проходили очередные учения зенитчиков. Вдруг внезапно из-за тучи над эсминцем появилась группа немецких  самолётов. Несколько секунд потребовалось для перехода от учебных действий  к   боевым. По носу корабля  движется вторая группа самолетов - бомбардировщиков  «Юнкерс-88» в сопровождении полутора десятка истребителей, идут в пике, но не выдерживают яростного огня, несколько отклоняются от  боевого курса, что  дало возможность избежать прямых попаданий. Этого достаточно, чтобы бомбы упали    в 10  метрах от эсминца.  Взрывной волной из лотка выбросило снаряд на палубу, он ударился и зашипел. Тогда матрос Степанов Т.В. поднял двухпудовый снаряд и выбросил его за борт. Этот героический поступок матроса  Степанова, рисковавшего жизнью, спас жизнь товарищей, а может быть и всего корабля. Всего  авиация противника  сбросила на порт 170 бомб. Так налет 64 немецких самолетов не застал экипаж эсминца врасплох.  От сильного сотрясения вышли из строя компасы и все электронавигационные приборы,  оборваны швартовые. От близких разрывов бомб эсминец всё же пострадал. 500-тонная бомба попала в железнодорожный путь, проходивший у самого борта корабля. Палубу полубака засыпало метровым слоем земли и щебня, а искорёженные рельсы зацепились за нос эсминца, прижав его к пирсу. Опасаясь повторения атаки немецкой авиации, командующий эскадрой адмирал Л. А. Владимирский приказал командиру «Сообразительного» немедленно покинуть базу. Экстренно разведя пары, с трудом отцепив согнутые в виде гигантских крючков железнодорожные рельсы, корабль без компаса вышел в море и, ориентируясь по очертаниям берега, вечером благополучно прибыл в Туапсе.

Но после этого налета не стало лидера «Ташкент», эсминца «Бдительный», теплохода «Украина» и ряда других мелких судов и катеров, которые были потоплены.

Мой прадед   с первого дня войны по август 1942 г.   принимал участие в  боевых действиях. По боевому расписанию снабжал кормовые орудия нужными снарядами. По готовности №1 находился на бомбосбрасывателях больших и малых  глубинных бомб против подводных лодок, принимал команды с мостика и непосредственно от командира корабля.   Воинское звание  во время ВОВ на эсминце  у моего деда было – боцман, старшина I статьи.

145-тым боевым походом, в котором «Сообразительный» совместно с эсминцем «Беспощадный» и четырьмя тральщиками совершили поиск и уничтожение плавсредств противника у берегов Румынии закончилась боевая деятельность миноносца в 1942 году. Пройдено 27 тысяч 693 мили за 1530 ходовых часов. Эскадренный миноносец совершил за этот год 117 боевых выходов.                                                                                                           

                                                                                                                                             В  августе 1942 г.  было  правительственное обращение к морякам Черноморского флота на защиту г. Ленинграда. В связи с обращением мой дед пошел добровольцем и был зачислен в число  батальонов моряков, сформирован-ных с кораблей и частей Черноморского флота в г. Поти.                                                                          Всего за время войны  около 100 членов экипажа  направил эсминец на сухопутный фронт в морскую пехоту, которую фашисты нарекли «черной смертью».  Морские  пехотинцы своей смелостью и дерзкой отвагой наводили на них страх и ужас.              

Приехали эшелонами  до железнодорожной станции Крестцы, где нас встретила вражеская авиация. После отбоя тревоги сделали несколько бросков и привалов. Под Старой Руссой были причислены к  983  стрелковому полку, где готовилось большое наступление.                                                                                                                                                                            Между  нашей  и вражеской передовой была большая поляна с зигзагообразной лощиной, местность болотистая, окаемленная  массивом крупного разнолесья и кустарника.   Недалеко от передовой немцев находились ранее подбитые три танка. Каждый из нас точно знал, что в них находятся    вражеские снайперы.  Перед наступлением дивизионное  совинформбюро сообщило, что под Сталинградом наши войска от обороны перешли к наступлению и взяли в плен   большую группировку солдат и офицеров Паулюса. Мы были готовы к решительной схватке с врагом.     

Морозы доходили до 30 градусов и ниже, приходилось по колено и выше погружаться под лед,  т. к.  траншеи были затоплены, там же на  снегу снимали сапоги, выливали воду, выжимали портянки, обматывали  влажными и снова  - сапоги  и  в  бой.

    Расформировали нас на мелкие группы, моряки их  называли «штурмовые». В одной из них старшим был мой прадед. В этот же день с утра началась артподготовка заметно усиленной мощности. Дан приказ – общее наступление проводить под шквалом огня своих батарей. Наша задача: взять вражескую передовую, освободить населенный пункт и закрепиться. Пошли танки и морская пехота, подбитые танки с вражескими снайперами остались справа. Вошли в пределы немецкой передовой,  вдруг наша атака запнулась. Один наш танк  закружил на месте – перебита одна гусеница. По цепочке последовал сигнал – проверять трупы. Вскоре был обнаружен корректировщик  противника, лежавший на передатчике с проводками, одет точно так же как наша морская пехота, который был обезврежен, вражеский миномет смолк.                                            Атака продолжалась.  Взяли передовую немцев. Враг  отступал,  оставляя оружие и большие скирды снарядов, замаскированные елью и сосной. Операция была очень сложная, местность открытая, простреливалась со всех сторон. Часто были слышны призывы: «За Родину, за Сталина вперед!», «Нас Родина не забудет!», «Наших побед ждут женщины, старики и дети осажденного Ленинграда!».   Находясь вблизи замаскированного огромного склада снарядов я  вдруг услышал сзади очередь немецкого автомата, почувствовал  стреляли по мне. Последовала вторая очередь, это была немецкая «кукушка», которую бойцы моей группы сняли с дерева очередями автоматов ППШ. Это было 21 ноября 1942 года. Ранение было тяжелое с повреждением костей. На простреленную дважды правую руку и предплечье наложили жгут, от помощи сопровождать меня до нашей передовой бойцом Тухтаевым отказался и велел выполнять приказ общего наступления для взятия населенного пункта. Сам пошел к левому флангу нашей передовой. Вечерело, мороз крепчал. Спустя некоторое время ощутил слабость от большой потери крови и сковывающего холода. Ломило ноги и левую руку, особенно пальцы, в правой руке началась адская боль ран. Я еле передвигал ноги,  жалел,  что отказался от сопровождающего…     

Благодаря нашему командному пункту и находящемуся в нем личному составу я чудом остался жив. Командир вызвал сан службу, мне была  оказана   медпомощь  и отправили  в полевой эвакогоспиталь, где находился на излечении   по апрель 1943 года.  После   чего был признан негодным к воинской службе по ранению  с  исключением с воинского учета.                                                                                                                     В этом наступлении   с нашего эсминца кроме меня были: сверхсрочник                       б/части Жур Николай из Сибири, корабельный кок Гладышев Иван из г. Москва, из боцманской команды Загуренко Александр из г. Николаева, Гурьянов Анатолий из г. Армавира  –  пал в этом бою.                                                                                                          В сентябре 1943 года ЭМ «Сообразительный»  было присвоено звание гвардейского.    

 Отслужив свой век  в 1963 г. он пошел в переплав, а имя свое и гвардейское знамя  передал большому противолодочному кораблю «Сообразительный». На БПК «Сообразительный» в мирное время проходили встречи боевых ветеранов того легендарного «Сообразительного»,  что покрыл себя славой в годы войны,  на  которых  неоднократно участвовал и мой дед. Встречался  со своими боевыми товарищами, которые с  орденами и медалями в строгом марше проходили по улицам г. Севастополя,  возлагали цветы к памятнику военным морякам. Но самым значительным на празднике были встречи на корабле,  где сходились две семьи кораблей одного имени,  под одним Гвардейским знаменем.     

Вспомни,  друг, как  гордо реял на флагштоке

флаг наш боевой.

Он не раз нас вел  в  жестокий

и последний бой!

 Этим стихом совет ветеранов Гвардейского миноносца поздравил моего деда со знаменательными датами 50-летием со дня подъема на корабле Военно-морского флага  и 48-летием со дня присвоения Гвардейского звания кораблю  в 1991 году.                                                                                                                 

Они закрыли Родину сердцем, когда грянула Великая Отечественная война. Они не сомкнули глаз   и не покинули строй, когда Отчизна вставала из руин. Они пронесли гордое звание Гвардейцев через все трудности мирного созидания.      

За ратный труд, храбрость, стойкость, мужество и проявленный героизм  в годы Великой Отечественной войны мой прадед был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями  «За отвагу»,  «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.»,  медалью  Жукова,  знаком «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне»,  многочисленными юбилейными медалями.    

Не один раз трепали их штормы, рвался металл, не выдерживая натиска морской стихии, но они выдержали все. Приходилось иногда возвращаться в базу на энтузиазме личного состава БЧ-5. В самые сложные моменты они обеспечивали заданный ход и живучесть кораблю. Честь вам и слава, «корабельные духи».

Через всю свою жизнь, мой дед пронес гордость за свой эсминец, часто вспоминал своих боевых товарищей и их подвиги, очень хорошо помнил все их звания и фамилии.

  Сдержал экипаж корабля клятву, данную при получении гвардейского звания. Итоги участия эсминца в войне оказались просто потрясающими. Совершено 218 боевых выходов в море, пройдено 63785 огненных миль, что равно почти трём расстояниям вокруг земного шара по экватору. Эсминец отконвоировал 62 транспорта в Одессу, Севастополь, на Кавказ без потерь и повреждений в море. На этих транспортах доставлено 70000 войск, раненых и эвакуированных, до 110 тысяч тонн военных грузов. Более 20 раз эсминец был обстрелян береговыми батареями противника, но ни один снаряд не попал в цель. Эсминец «Сообразительный» 267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 раз отбивался от самолетов врага в одиночестве. 59 раз артиллеристы главного калибра корабля поддерживали приморские фланги наших войск, выпустив по врагу 2700 артиллерийских снарядов. 57 раз эсминец «Сообразительный» осуществлял перевозки войск, раненых и эвакуированных, и перевёз 15937 человек.   

За всю Великую Отечественную войну  эсминец «Сообразительный» не знал  поражений, не потерял ни одного человека из состава экипажа в боях (не было не только убитых, но и раненых),  без серьезных боевых повреждений корабля в море и базах!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Воспоминания

Внучка Варавина Екатерина Александровна

Подвиг, совершенный экипажем Гвардейского эскадренного миноносца «Сообразительный» в годы Великой Отечественной войны под командованием капитана 3 ранга С.С. Воркова рассматривается военно-морской историей ВМФ СССР, как эталон воинского искусства, мастерства экипажа, а его командир , как образец мужества, морской выучки и организаторских способностей, сумевший сплотить экипаж корабля в единый боевой организм, превративший действия корабля в легенду.



Награды

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: