Бондаренко Иван Александрович
Бондаренко
Иван
Александрович
Подполковник / Штурман Дальней авиации
19.02.1922 - 17.08.1997

История солдата

Закончив в июне 1940 году 10 классов Гуляй-Польской средней школы Щорского района Днепропетровской области Украинской ССР, БОНДАРЕНКО Иван Александрович в том же году поступил на учёбу в Ворошиловградское авиационное училище летчиков-наблюдателей. С июля 1941 года он продолжил обучение в качестве курсанта в Челябинском авиационном училище штурманов, где к июлю 1943 года освоил самолёты По-2, Р-5, СБ, ТБ-3, Ли-2, Си-47. 
После окончания Челябинского училища в августе-октябре 1943 года прошел переучивание на штурмана экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиационном полку 27-й запасной авиационной бригады Авиации Дальнего Действия ВГК и был направлен на фронт в 6-й гвардейский Брянский (в последствие Брянско-Берлинский) бомбардировочный авиационный полк 16 гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиадивизии 1-го гвардейского Смоленского бомбардировочного авиакорпуса Авиации Дальнего Действия ВГК (с 26.12.1944 года – 18-й Воздушной Армии). 
Командиром эскадрильи 6-го гв. Брянско-Берлинского БАП, в которой до конца войны служил гвардии лейтенант БОНДАРЕНКО Иван Александрович являлся Герой Советского Союза гвардии майор АЛЕХНОВИЧ Антон Адамович (см. ниже статью «Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича»)
Первый боевой вылет на Ил-4 гвардии лейтенант БОНДАРЕНКО Иван Александрович совершил 20.04.1944 года - бомбардировка станции Кохте (Эстония). В дальнейшем до 9 мая 1945 года в составе экипажа Ил-4 совершил ещё 35 боевых вылетов, в т.ч. на бомбардировку немецко-фашистских войск в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву, Таллин, Хельсинки, Берлин и др.). 

Ветеран в составе 6-го гвардейского бомбардировочного авиаполка участвовал в следующих битвах:
1944 год:
Операция "Багратион", освобождение Минска
Другие битвы
Полное снятие блокады Ленинграда, Белорусская наступательная операция,
освобождение Прибалтики, Румынии.
1945 год:
Восточно-Прусская, Восточно-Померанская, Кёнигсбергская и
Берлинская наступательные операции,
Другие битвы
освобождение Польши, Венгрии,
штурм Берлина.
За участие в Великой Отечественной войне награжден:
- Орденом Отечественной войны 1 степени;
- Медалью «За боевые заслуги»
- Медалью «За взятие Кенигсберга»,
- Медалью «За взятие Берлина»,
- Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Жизненный путь в послевоенный период
С окончанием Великой Отечественной войны БОНДАРЕНКО Иван Александрович в звании гвардии лейтенант продолжил службу в рядах Советской Армии.
В 1945-1957 годах он находился на лётных, а с сентября 1958 года по май 1972 года - на штабных должностях в строевых частях Дальней авиации.
В частности, в декабре 1945 года части 16-я гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиационной дивизии (БАД), включая 6-й гвардейский Брянско-Берлинский бомбардировочный авиационный полк (БАП), были передислоцированы на советский Дальний Восток, а оттуда на территорию Северной Кореи (г. Канко), где находились до июля 1948 года, после чего были возвращены на дальневосточные аэродромы СССР.
В мае 1946 года с расформированием 16-й гв. БАД, 6-й гв. БАП был переименован в 157-й гв. БАП и передан в состав 11-й гв. БАД. 
Два других авиаполка этой авиадивизии были переименованы соответственно в 158 гв. Рижский БАП и 169-й гв. Рославльский БАП и переданы в состав 33-й Краснознамённой БАД. 
Обе названные бомбардировочные авиадивизии в 1946 году были передислоцированы (без авиатехники) на Дальний Восток. 
При этом 11-я гв. БАД – на остров Сахалин, а 33-я Краснознамённая БАД – в Северную Корею, аэродром Канко. Все полки дивизии получили новую авиатехнику (самолёты Ил-4) с завода в г. Комсомольске-на-Амуре.
БОНДАРЕНКО Иван Александрович до мая 1946 года продолжал служить в 6-м гвардейском Краснознамённом БАП, а затем был переведён в 158-й гвардейский Рижский бомбардировочный авиаполк 33-й Краснознамённой БАД (г. Канко Северная Корея, с конца 1947 года - г. Белогорск (Куйбышевка-Восточная) Амурской области), 
В 1950-1957 годах его служба проходила в 442-м гвардейском тяжелом бомбардировочном авиаполку 33-й Краснознамённой тяжелой бомбардировочной авиадивизии (г. Спасск-Дальний Приморского края).
 
В 1957-1958 годах он прошёл переподготовку на курсах Высшей лётно-тактической школы ВВС в г. Липецке, после чего в 1958-1972 годах проходил службу на штабных должностях в 132-м Берлинском орденов Кутузова и Александра Невского тяжелом бомбардировочном авиаполку 326-й Тарнопольской ордена Кутузова ТБАД (г. Тарту Эстонской ССР). 
В послевоенный период службы был награжден:
- Орденом Красного Знамени, 
- Орденом Красной Звезды
- Орденом Отечественной войны 2 степени (как участник войны)
- 15-ю различными медалями

В мае 1972 года в звании гвардии подполковника БОНДАРЕНКО Иван Александрович был уволен из рядов Советской Армии (вышел на пенсию) по выслуге лет. «На гражданке» до 1988 года работал в Тартуском аэропорту и на Тартуском заводе контрольной аппаратуры (ТЗКА) начальником охраны.
Умер 17.08.1997. Похоронен в г. Тарту Эстонской республики.
http://polkmoskva.ru/people/759364/

Регион Москва
Воинское звание Подполковник
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Штурман Дальней авиации
Место рождения Украинская ССР, Днепропетровская область, Щорский район, с. Тарасовка
Годы службы 1940 1972
Дата рождения 19.02.1922
Дата смерти 17.08.1997

Боевой путь

Место призыва Украинская ССР г.Ворошиловград
Дата призыва 07.1940
Боевое подразделение Ворошиловградское авиационное училище летчиков-наблюдателей
Завершение боевого пути В мае 1972 года в звании гвардии подполковника БОНДАРЕНКО Иван Алек-сандрович был уволен из рядов Советской Армии (вышел на пенсию) по выслуге лет.
Принимал участие Ветеран в составе 6-го гвардейского бомбардировочного авиаполка участвовал в следующих битвах: 1944 год: Операция "Багратион", освобождение Минска Другие битвы Полное снятие блокады Ленингра

Боевой путь

Закончив в июне 1940 году 10 классов Гуляй-Польской средней школы Щорского района Днепропетровской области Украинской ССР, БОНДАРЕНКО Иван Александрович в августе 1940 года поступил в Ворошиловградское авиационное училище летчиков-наблюдателей. С июля 1941 года он продолжил обучение в Челябинском авиационном училище штурманов, где к июлю 1943 года освоил самолёты По-2, Р-5, СБ, ТБ-3, Ли-2, Си-47. 

 

Май 1943 года. Выпускники ЧВАУШШСР 

 

10.07.1943 г. 9-й выпуск из ЧВАШШСР АДД. Нач-к школы – г-м Белов, НШ –пп-к Шушора, ЗП – пп-к Котов. Младший л-нт Бондаренко И.А. 11-й во 2-м ряду слева (за спиной преподавателя школы в фуражке)

После окончания Челябинского училища в августе-октябре 1943 года прошел переучивание на штурмана экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиационном полку 27-й запасной авиационной бригады Авиации Дальнего Действия ВГК и был направлен на фронт в 6-й гвардейский Брянский (в последствие Брянско-Берлинский) бомбардировочный авиационный полк 16 гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиадивизии 1-го гвардейского Смоленского бомбардировочного авиакорпуса Авиации Дальнего Действия ВГК (с 26.12.1944 года – 18-й Воздушной Армии)

Командиром эскадрильи 6-го гв. Брянско-Берлинского БАП, в которой до конца войны служил гвардии лейтенант БОНДАРЕНКО Иван Александрович являлся Герой Советского Союза гвардии майор АЛЕХНОВИЧ Антон Адамович (см. ниже статью «Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича»)

 

Бомбардировщик Ил-4

Первый боевой вылет на Ил-4 гвардии лейтенант БОНДАРЕНКО Иван Александрович совершил 20.04.1944 года - бомбардировка станции Кохте (Эстония). В дальнейшем до 9 мая 1945 года в составе экипажа Ил-4 совершил ещё 35 боевых вылетов, в т.ч. на бомбардировку немецко-фашистских войск в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Пилау, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву, Таллин, Хельсинки, Берлин и др.). 

 

Ветеран в составе 6-го гвардейского бомбардировочного авиаполка участвовал в следующих битвах:

1944 год:

Операция "Багратион", освобождение Минска

Другие битвы

Полное снятие блокады Ленинграда, Белорусская наступательная операция,

освобождение Прибалтики, Румынии.

1945 год:

Восточно-Прусская, Восточно-Померанская, Кёнигсбергская и

Берлинская наступательные операции,

Другие битвы

освобождение Польши, Венгрии,

штурм Берлина.

За участие в Великой Отечественной войне награжден:

- Орденом Отечественной войны 1 степени;

- Медалью «За боевые заслуги»

- Медалью «За взятие Кенигсберга»,

- Медалью «За взятие Берлина»,

- Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Жизненный путь в послевоенный период

С окончанием Великой Отечественной войны БОНДАРЕНКО Иван Александрович в звании гвардии лейтенант продолжил службу в рядах Советской Армии.

В 1945-1957 годах он находился на лётных, а с сентября 1958 года по май 1972 года - на штабных должностях в строевых частях Дальней авиации.

В частности, в декабре 1945 года части 16-я гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиационной дивизии (БАД), включая 6-й гвардейский Брянско-Берлинский бомбардировочный авиационный полк (БАП), были передислоцированы на советский Дальний Восток, а оттуда на территорию Северной Кореи (г. Канко), где находились до июля 1948 года, после чего были возвращены на дальневосточные аэродромы СССР.

В мае 1946 года с расформированием 16-й гв. БАД, 6-й гв. БАП был переименован в 157-й гв. БАП и передан в состав 11-й гв. БАД. 

Два других авиаполка этой авиадивизии были переименованы соответственно в 158 гв. Рижский БАП и 169-й гв. Рославльский БАП и переданы в состав 33-й Краснознамённой БАД. 

Обе названные бомбардировочные авиадивизии в 1946 году были передислоцированы (без авиатехники) на Дальний Восток. 

При этом 11-я гв. БАД – на остров Сахалин, а 33-я Краснознамённая БАД – в Северную Корею, аэродром Канко. Все полки дивизии получили новую авиатехнику (самолёты Ил-4) с завода в г. Комсомольске-на-Амуре.

БОНДАРЕНКО Иван Александрович до мая 1946 года продолжал служить в 6-м гвардейском Краснознамённом БАП, а затем был переведён в 158-й гвардейский Рижский бомбардировочный авиаполк 33-й Краснознамённой БАД (г. Канко Северная Корея, с конца 1947 года - г. Белогорск (Куйбышевка-Восточная) Амурской области), 

В 1950-1957 годах его служба проходила в 442-м гвардейском тяжелом бомбардировочном авиаполку 33-й Краснознамённой тяжелой бомбардировочной авиадивизии (г. Спасск-Дальний Приморского края),

 

В 1957-1958 годах он прошёл переподготовку на курсах Высшей лётно-тактической школы ВВС в г. Липецке, после чего в 1958-1972 годах проходил службу на штабных должностях в 132-м Берлинском орденов Кутузова и Александра Невского тяжелом бомбардировочном авиаполку 326-й Тарнопольской ордена Кутузова ТБАД (г. Тарту Эстонской ССР). 

В послевоенный период службы был награжден:

- Орденом Красного Знамени, 

- Орденом Красной Звезды

- Орденом Отечественной войны 2 степени (как участник войны)

- 15-ю различными медалями

 

В мае 1972 года в звании гвардии подполковника БОНДАРЕНКО Иван Александрович был уволен из рядов Советской Армии (вышел на пенсию) по выслуге лет. «На гражданке» до 1988 года работал в Тартуском аэропорту и на Тартуском заводе контрольной аппаратуры (ТЗКА) начальником охраны.

Умер 17.08.1997. Похоронен в г. Тарту Эстонской республики.

 

Историческая справка

16-я Гвардейская «Сталинградская» бомбардировочная авиационная дивизия.

(краткая историческая справка)

 

Директивой Генерального Штаба орг.10/315706 от 26 декабря 1944 года 6-я Гвардейская «Сталинградская» авиационная дивизия Дальнего Действия переименована в 16-ю Гвардейскую «Сталинградскую» бомбардировочную авиационную дивизию.

В составе действующей армии:

С 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года. (135 дней) Перечень № 9.

В составе объединений:

С 26 декабря 1944 года по апрель 1946 года – в составе 18-й Воздушной Армии.

В составе корпусов:

С 26 декабря 1944 года по май 1946 года – в составе 1-го Гвардейского «Смоленского» Бомбардировочного Авиационного Корпуса.

 

Состав дивизии:

6-й Гвардейский «Брянский» бомбардировочный авиационный полк – с 26 декабря 1944 года по декабрь 1945 года, затем переименован в 157-й Гвардейский «Брянско-Берлинский» Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк.

16-й Гвардейский «Рижский» бомбардировочный авиационный полк - с 31 декабря 1944 года по декабрь 1945 года, затем переименован в 158-й Гвардейский «Рижский» бомбардировочный авиационный полк

17-й Гвардейский «Рославльский» бомбардировочный авиационный полк – с 26 декабря 1944 года по декабрь 1945 года, затем переименован в 169-й Гвардейский «Рославльский» бомбардировочный авиационный полк

В дальнейшем, 

157-й Гвардейский «Брянско-Берлинский» Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк – с декабря 1945 года по май 1946 года. С расформированием в мае 1946 года 16-й Гв. БАД передан в состав 11-й Гвардейской «Брянской» Краснознамённой бомбардировочной авиационной дивизии.

158-й Гвардейский «Рижский» бомбардировочный авиационный полк – с декабря 1945 года по май 1946 года. С расформированием в мае 1946 года 16-й Гв. БАД передан в состав 33-й Краснознамённой бомбардировочной авиационной дивизии.

169-й Гвардейский «Рославльский» бомбардировочный авиационный полк – с декабря 1945 года по май 1946 года. С расформированием в мае 1946 года 16-й Гв. БАД передан в состав 33-й Краснознамённой бомбардировочной авиационной дивизии.

 

Командование 16-й Гв. «Сталинградской» бомбардировочной авиационной дивизии:

Генерал-майор авиации Чемоданов Степан Иванович – с 26 декабря 1944 года до окончания войны.

Участие в операциях и битвах:

Восточно-Прусская операция – с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года.

Восточно-Померанская операция – с 20 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года.

Кенигсбергская операция – с 6 апреля 1945 года по 9 апреля 1945 года.

Берлинская операция – с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

Почетные наименования:

Приказом НКО № 0111 от 11 июня 1945 года на основании приказа ВГК № 359 от 2 мая 1945 года 6-му Гвардейскому «Брянскому» бомбардировочному авиационному полку присвоено почётное наименование «Берлинский».

Награды:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года 6-й Гвардейский «Брянско-Берлинский» бомбардировочный авиационный полк награжден орденом «Боевого Красного Знамени».

Объявлены благодарности:

Приказом ВГК № 319 от 30 марта 1945 года за овладение городом и крепостью Гданьск.

Приказом ВГК №333 от 9 апреля 1945 года за овладение городом и крепостью Кенигсберг.

Приказом ВГК №339 от 23 апреля 1945 года за овладение городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфелъде, Карлсхорст, Кепеник и вступление в столицу Германии Берлин.

16-я Гвардейская «Сталинградская» бомбардировочная авиационная дивизия расформирована в мае 1946 года.

 

33-я Краснознамённая дальняя бомбардировочная авиационная дивизия.

(краткая историческая справка)

Сформирована в 1940 году на основании Постановления СНК №1344-524сс от 25 июля 1940 года.

В составе действующей армии:

С 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года. (26 дней) Перечень №6.

В составе объединений:

С 10 января 1941 года по август 1941 года – в составе ВВС Дальневосточного Фронта.

С августа 1941 года по 15 августа 1942 года – в составе ВВС 1-й Краснознамённой Армии Дальневосточного Фронта.

С 15 августа 1942 года по 19 марта 1945 года – в составе 9-й Воздушной Армии Дальневосточного Фронта.

С 19 марта 1945 года по 5 августа 1945 года – в составе 9-й Воздушной Армии Приморской Группы Войск.

С 5 августа 1945 года до окончания войны – в составе 9-й Воздушной Армии 1-го Дальневосточного Фронта.

В составе корпусов

С 5 ноября 1940 года по август 1941 года – в составе 5-го Дальнего Бомбардировочного Авиационного Корпуса

Состав дивизии:

10-й дальний бомбардировочный авиационный полк – с 1940 года по август 1941 года.

280-й дальний бомбардировочный авиационный полк – с 1941 года по август 1941 года.

281-й дальний бомбардировочный авиационный полк – с 1941 года по август 1941 года.

5-й истребительный авиационный полк – с сентября 1940 года по 10 сентября 1941 года. Передан в непосредственное подчинение штаба ВВС 25-й Армии Дальневосточного Фронта.

40-й истребительный авиационный полк – с сентября 1940 года по декабрь 1940 года. Передан в состав 70-й смешанной авиационной дивизии.

531-й истребительный авиационный полк – с 1 сентября 1941 года по 7 августа 1944 года. Передан в состав 34-й бомбардировочной авиационной дивизии.

290-й бомбардировочный авиационный полк – с ? по апрель 1946 года. Передан в 55-ю бомбардировочную авиационную дивизию.

158-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк – с мая 1946 года по 1950

169-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк – с мая 1946 года по 1950

442-й бомбардировочный авиационный полк – с 1950 по 1957

443-й бомбардировочный авиационный полк – с 1950 по 1957

Командование.

Полковник ВИНОГРАДОВ Василий Александрович – с 10 января 1941 года по 9 октября 1941 года.

Полковник БОЖКО Георгий Дмитриевич – с 10 октября 1941 года по 16 марта 1942 года.

Полковник КАЛИНУШКИН Михаил Николаевич – с 17 марта 1942 года по 5 августа 1944 года.

Майор НОЙКИН Николай Максимович – с 9 августа 1944 года по 2 сентября 1944 года.

Подполковник (с 30 марта 1945 года полковник) КОРОБЕЙНИКОВ Тимофей Степанович – с 3 сентября 1944 года до окончания войны.

Участие в операциях и битвах:

Маньчжурская операция - с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.

Харбино-Гиринская операция - с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.

Награды:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года 33-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия награждена орденом «Боевого Красного Знамени».

Объявлены благодарности:

Приказом ВГК №372 от 23 августа 1945 года за овладение городами Мишань, Гирин, Яньцзи, Харбин.

Дислокация штаба на 22 июня 1941 года: Воздвиженка.

 

33-я бомбардировочная Краснознаменная авиационная дивизия

Действует с 05.11.1940 в Воздвиженке Приморского края как 33-я АД ДД.

26.12.44 переименована в 33-ю БАД.

Состав на 05.1945:

-10-й гв. БАП на Ил-4

-290-й БАП на Ил-4

-442-й БАП на Ил-4

Состав на 06.1946:

-290-й БАП (Белогорск Амурской области) на Ил-4

-303-й БАП (Завитинск Амурской области) на Ил-4

-442-й БАП (Белогорск Амурской области) на Ил-4

Расформированы в 1958 году входившие в состав 33-й ТБАД:

-158-й гв. ТБАП на Ту-4

-442-й ТБАП на Ту-4

15.12.1958 переименована в 96-ю авиационную дивизию.

Основной аэродром:

-Белогорск Амурской области с 04.1946 по 1951

Подчиненность:

-9-й ВА

-19-му БАК с 12.1944 по 01.1949

-84-му БАК с 01.1949 по 1951

 

442-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк

Действует с 1941(?) как 442-й ДБАП на ДБ-3, с 1942 - на Ил-4.

В 1946 переименован в 442-й БАП

В 1951 передислоцирован в Спасск-Дальний Приморского края, переименован в 442-й ТБАП и перевооружен на Ту-4.

Расформирован в 1958

Основные аэродромы:

-Белогорск Амурской области, 04.1946 – 1951

-Спасск-Дальний Приморского края, 1951-1958

Боевые самолёты полка:

-Ил-4 в период 1942-1951

-Ту-4 в период 1951-1957

Подчиненность:

-33-й БАД, 1941 - 1951

-84-му ТБАК, 1951 - 1956

-55-й ТБАД, 1956 - 1958

 

303-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк

Действует с 1941 как 303-й ДБАП на ДБ-3, с 1942 - на Ил-4

В 1946 переименован в 303-й БАП на Ил-4

В 1951 переименован в 303-й ТБАП на Ту-4, с 1956 – на Ту-16

Расформирован в 1994.

Основной аэродром:

-Завитинск Амурской области с 04.1946 по 1994

Боевые самолёты полка:

-Ил-4 в период 1942-1951

-Ту-4 в период 1951-1957

-Tу-16 в период 1956-1994

-Tу-16K в период 1972-1994 (2 эскадрильи Tу-16K и третья эскадрилья Ту-16 РЭБ

Подчиненность:

-55-й БАД, 1941-1946

-33-й БАД, 1946 - 1951

-84-му ТБАК, 1951 - 1956

-55-й ТБАД, 1956 – 1994

 

19-й Бомбардировочный Авиационный Корпус.

(краткая историческая справка)

19-й Бомбардировочный Авиационный Корпус сформирован 22 декабря 1944 года на базе управления 8-го Авиационного Корпуса Дальнего Действия.

В составе действующей армии:

С 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года. (26 дней) Перечень №4

В составе объединений:

С 22 декабря 1944 года до июля 1945 года – в составе ВВС Дальневосточного Фронта.

С июля 1945 года по 5 августа 1945 года – в составе 9-й Воздушной Армии Приморской Группы Войск.

С 5 августа 1945 года до окончания войны – в составе 9-й Воздушной Армии 1-го Дальневосточного Фронта.

Командование корпуса.

Полковник КАЛИНУШКИН Михаил Николаевич — с 22 декабря 1944 года по 1 февраля 1945 года.

Генерал-лейтенант авиации ВОЛКОВ Николай Андреевич — с 2 февраля 1945 года по сентябрь 1945 года.

Участие в операциях и битвах:

Маньчжурская операция — с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.

Хингано-Мукденская операция — с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.

Состав корпуса:

94-я отдельная авиационная эскадрилья связи – с 22 декабря 1944 года до окончания войны с Японией.

33-я бомбардировочная авиационная дивизия – c 22 декабря 1944 года до окончания войны с Японией.

55-я бомбардировочная авиационная дивизия – c 22 декабря 1944 года до окончания войны с Японией.

442-й отдельный дальний бомбардировочный авиационный полк – с 22 декабря 1944 года по июль 1945 года.

443-й отдельный дальний бомбардировочный авиационный полк – с 22 декабря 1944 года по июль 1945 года.

444-й дальний бомбардировочный авиационный полк – с 22 декабря 1944 года по июль 1945 года.

Директивой Генерального Штаба от 10 января 1949 года 19-й Бомбардировочный Авиационный Корпус был переименован в 84-й Отдельный Тяжёлый Бомбардировочный Авиационный Корпус.

Сайт: http://litsait.ru/proza/yesse-i-stati/19-i-bombardirovochnyi-aviacionnyi-korpusyu.html

Декабрь 2015

 

84-й тяжелый бомбардировочный авиационный корпус

Командиры:

-Полковник КАЛИНУШКИН Михаил Николаевич, 26.12.1944 - 01.02.1945

-Генерал-лейтенант ВОЛКОВ Николай Андреевич, 01.02.1945 - 04.1946

-Генерал-лейтенант ГЕОРГИЕВ Иван Васильевич, 04.1946 - 12.1949

-?

Действует с 26.12.1944 как 19-й БАК.

Состав на 05.1945 (Воздвиженка Приморского края):

-33-я БАД

-55-я БАД

26.4.1946 преобразован в 19-й ДБАК.

10.01.1949 переименован в 84-й БАК.

В 1951 переименован в 84-й ТБАК.

С середины 1953 переименован в 84-й отдельный ТБАК.

Состав на 1954:

-55-я ТБАД (Воздвиженка Приморского края)

-303-й ТБАП (Завитинск Амурской области) на Tу-4

В 1957 переименован в 5-ю ВА ДА.

Основные аэродромы:

-Kанко-2 (Хамсунг) Северная Корея, с  09.1945 по 07.1948

-Белогорск Амурской области, с 07.1948 по 1953 

-Воздвиженка Приморского края, 1953 - 1956 

Подчиненность:

-9-й ВА, 1944 - 04.1946

-3-й ВА ДА, 04.1946 - 01.1949

-65-й ВА ДА, 01.1949 - 1956

Сайт: http://www.ww2.dk/

Октябрь 2015

 

Авиабаза Воздвиженка

На авиабазе был дислоцирован 444-й Берлинский орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, входивший в состав 326-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии 37-й воздушной армии. На вооружении полка состояли сверхзвуковые дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3.

В настоящее время полк расформирован, часть исправных и летающих самолётов передана на авиабазу «Белая», остальные неисправные самолеты разделаны на металлолом. В настоящее время на аэродроме базируется авиационная комендатура авиабазы Хурба и 322 АРЗ.

История авиабазы:

В августе 1956 года личный состав 444-го ТБАП приступил к теоретическому изучению самолета Ту-16. По состоянию на 1991 год 444-й ТБАП входил в состав 55-й ТБАД 30-й воздушной армии, на вооружении полка состояли самолёты Ту-16К. В ходе реформирования ВВС в январе 1997 года 444-й и 132-й ТБАП были объединены в один 444-й полк с сохранением почётного наименования и регалий 132-го ТБАП. Полк стал именоваться «444-й Берлинский орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского бомбардировочный авиационный полк». В связи с отсутствием в крае гражданских аэропортов с ВПП, способной принять крупные воздушные суда, аэродром использовался для приёма политических деятелей: в 1974 году — во время встречи Л. И. Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом (встреча во Владивостоке по договору об ОСВ-1) в 1978 году — в связи с поездкой Л. И. Брежнева по городам Сибири и Дальнего Востока

Сайт: http://wikimapia.org/306486/ru/Авиабаза-Воздвиженка

Декабрь 2015

 

Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича

  Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович

2 апреля 1914 года в крестьянской семье белорусской деревни Доброводка родился мальчик – Антон Алехнович. Спустя годы он стал прославленным лётчиком, Героем Советского Союза.

Судьба Антона была бы типичной для большинства крестьянских детей – начальная школа, а затем работа в поле. Только революция дала ему возможность подняться в небо. После окончания фабрично-заводского училища он работал слесарем на заводе, а затем откликнулся на призыв «Комсомолец – на самолёт». В 1935 году юноша стал курсантом Энгельской военно-авиационной школы пилотов в Саратовской области, которую успешно закончил в 1938 году в звании лейтенанта. Талантливого пилота направили лётчиком-инструктором в Новосибирскую авиационную школу лётчиков. За успехи в подготовке курсантов он получил внеочередное звание старшего лейтенанта, и тут началась Великая Отечественная война.

Инструктор Алехнович рвался на фронт. Кроме бомбардировщика он освоил несколько моделей истребителей и пишет рапорт за рапортом с просьбой отправить его в действующую армию. Наконец он так достал руководство авиашколы, что в его личном деле появилась запись: «Выпустил 30 курсантов, переучился на истребителя. Стал плохо работать – лишь бы на фронт. Предлагаем… отправить в действующую армию…»

В разгар Сталинградской битвы в сентябре 1942 года Антона Алехновича зачисляют в 4-й авиаполк дальнего действия командиром бомбардировщика.

Авиация дальнего действия (АДД) в годы войны участвовала во всех крупных операциях Красной армии. Всего было выполнено более 200 тысяч боевых вылетов, сброшено свыше двух миллионов бомб. В народе её называли «Длинной рукой Сталина», а 269 лётчиков дальней авиации стали Героями Советского Союза.

Свои первые боевые вылеты Алехнович совершил на бомбардировщике Ил-4 вместе с экипажем в составе штурмана Владимира Павлова, радиста Петра Гаврилова и стрелка Александра Карпова. На этом же самолёте и с этим экипажем он и закончил войну. Экипаж Алехновича бомбил вражеские войска в районе Сталинграда, а с 1943 года совершал вылеты по вражеским тылам в районах Брянска, Орла, Смоленска, Киева, Полтавы, Кременчуга, Вязьмы, Харькова, Могилева и Гомеля. Первый орден Красного Знамени Алехнович получил за разведывательные полёты и бомбежки в небе Харькова и Полтавы.

Только за один день в марте 1943 года группа бомбардировщиков, в числе которых был и самолёт Алехновича, уничтожила на железнодорожном узле в Гомеле 17 цистерн с топливом для танков, 28 вагонов с боеприпасами и амуницией, 24 вагона с продовольствием, предназначенных для сражения на Курской дуге.

В июне 1943 года экипажу Алехновича поручили нанести удар по Дому правительства в Минске, где, по сообщениям партизан, должно было пройти совещание высшего немецкого командования. Уже при подлёте к  городу радист сообщил, что задание изменилось и им предстоит бомбить железнодорожную станцию. В ходе бомбометания было уничтожено несколько немецких эшелонов с вооружением и живой силой фашистов, склад с боеприпасами, паровозное депо, электростанция, а одна из бомб попала в здание немецкой комендатуры, где в это время проходил банкет. Было убито несколько десятков гитлеровских офицеров.

Командир 16-й гвардейской Сталинградской бомбардировочной дивизии генерал-майор Чемоданов Степана Иванович  вспоминал: «На всем протяжении войны Алехнович является единственным лётчиком, который совершил 258 боевых вылетов без всяких происшествий: не сбит, не потерял ни одного члена экипажа или самолета». Лётчики полка называли его самолёт «заговорённым». Пробитый осколками и пулями, бомбардировщик всегда дотягивал до родного аэродрома и после ремонта опять возвращался в небо.

В 1943-1944 годах экипаж Алехновича выполнял задания командования по доставке боеприпасов, оружия и медикаментов партизанским отрядам, действовавшим в белорусских лесах.

25 раз самолёт Алехновича пробирался в немецкий тыл с грузами для партизан. Позднее Ил-4 под командованием заместителя командира эскадрильи 6-го гвардейского Брянского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия гвардии майора Алехновича участвовал в боях за Кенигсберг, Варшаву, Тильзит, Будапешт, Берлин.

В августе 1944 года за активную помощь партизанскому движению в Белоруссии и выполнение боевых заданий в глубоком тылу врага гвардии майор Антон Адамович Алехнович и штурман Владимир Гаврилович Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза, а радист Пётр Гаврилов и стрелок Александр Карпов награждены орденами Красного Знамени. Всего за годы войны Антон Адамович был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, многими медалями. Закончил войну он командиром бомбардировочного авиационного полка.

Ушёл в запас полковник Алехнович в 1953 году. Но и в мирной жизни нашлось место для подвигов. Антон Адамович работал в арктической авиации и был единственным в мире лётчиком, посадившим тяжелый бомбардировщик Ту-16 на дрейфующую в океане льдину.

https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-zagovoryonnyy-samolyot-antona-alehnovicha?utm_source=warfiles.ru

02.04.2020

 

Письмо БОНДАРЕНКО А.И. в ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «ОДНА РОДИНА»

Взволновала Ваша статья от 02.04.2020 года "Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича". 

Дело в том, что мой отец -  БОНДАРЕНКО Иван Александрович, 19.02.1922 года рождения, после окончания в июле 1943 года Челябинского авиационного училища и переучивания в августе-октябре того же года на штурмана экипажа бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиаполку 27-й запасной авиабригады Авиации Дальнего Действия, был направлен на фронт в 6-й гвардейский Краснознамённый Брянский бомбардировочный авиаполк 16-й гв. Сталинградской бомбардировочной авиадивизии 1-го гв. Смоленского бомбардировочного авиакорпуса АДД ВГК, в эскадрилью, которой как раз командовал  Герой Советского Союза гвардии майор Антон Адамович АЛЕХНОВИЧ. Отец служил под его началом до конца войны, совершил при этом в составе экипажа Ил-4 36 боевых вылетов. Вместе со своим комэской летал на бомбардировку врага в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Пилау, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву,  Таллин, Хельсинки, Берлин и др.). 

Отец всегда с большой теплотой и уважением вспоминал и отзывался о своём командире А.А.АЛЕХНОВИЧЕ, подчёркивая его смелость, отвагу, высокий профессионализм как лётчика, организаторские способности, требовательность в сочетании с душевной теплотой и чутким отношением к подчиненным, заботой и вниманием к боевым товарищам. А.А.АЛЕХНОВИЧ пользовался непререкаемым авторитетом не только в эскадрилье, но и в полку (командир полка - гв. подполковник Герой Советского Союза КОНОНОВ Даниил Лазаревич). Для молодых авиаторов АЛЕХНОВИЧ А.А. был "царь и бог на земле и в воздухе". По словам отца, эскадрилья до конца войны не потеряла ни одного самолета, ни одного экипажа. И во многом это заслуга её командира. 

На протяжении многих лет на День Победы, собираясь всей семей за праздничным столом мы поднимаем тост за победителей, за однополчан отца, в том числе за его первого боевого командира эскадрильи. И в этом юбилейном году традиция не будет нарушена. 

 

Уточнение по тексту статьи: командир  16-й гв. «Сталинградской» бомбардировочной авиадивизии - генерал-майор авиации ЧЕМОДАНОВ Степан Иванович. 

БОНДАРЕНКО Иван Александрович начал военную службу в августе 1940 года в качестве курсанта авиационного училища и был уволен из рядов Советской Армии по выслуге лет в звании подполковника в мае 1972 года. За период службы был награжден 4 орденами и 18 медалями. Ушёл из жизни в августе 1997 года.

Прошу извинить за некоторую сбивчивость письма (это от волнения),

С уважением, БОНДАРЕНКО А.И. 

04.04.2020 г.

Воспоминания

Жизненный путь в послевоенный период

Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича
Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович
2 апреля 1914 года в крестьянской семье белорусской деревни Доброводка родился мальчик – Антон Алехнович. Спустя годы он стал прославленным лётчиком, Героем Советского Союза.
Судьба Антона была бы типичной для большинства крестьянских детей – начальная школа, а затем работа в поле. Только революция дала ему возможность подняться в небо. После окончания фабрично-заводского училища он работал слесарем на заводе, а затем откликнулся на призыв «Комсомолец – на самолёт». В 1935 году юноша стал курсантом Энгельской военно-авиационной школы пилотов в Саратовской области, которую успешно закончил в 1938 году в звании лейте-нанта. Талантливого пилота направили лётчиком-инструктором в Новосибирскую авиационную школу лётчиков. За успехи в подготовке курсантов он получил внеочередное звание старшего лейтенанта, и тут началась Великая Отечественная война.
Инструктор Алехнович рвался на фронт. Кроме бомбардировщика он освоил несколько моде-лей истребителей и пишет рапорт за рапортом с просьбой отправить его в действующую армию. Наконец он так достал руководство авиашколы, что в его личном деле появилась запись: «Выпу-стил 30 курсантов, переучился на истребителя. Стал плохо работать – лишь бы на фронт. Предла-гаем… отправить в действующую армию…»
В разгар Сталинградской битвы в сентябре 1942 года Антона Алехновича зачисляют в 4-й авиаполк дальнего действия командиром бомбардировщика.
Авиация дальнего действия (АДД) в годы войны участвовала во всех крупных операциях Красной армии. Всего было выполнено более 200 тысяч боевых вылетов, сброшено свыше двух миллионов бомб. В народе её называли «Длинной рукой Сталина», а 269 лётчиков дальней авиа-ции стали Героями Советского Союза.
Свои первые боевые вылеты Алехнович совершил на бомбардировщике Ил-4 вместе с экипажем в составе штурмана Владимира Павлова, радиста Петра Гаврилова и стрелка Александра Карпова. На этом же самолёте и с этим экипажем он и закончил войну. Экипаж Алехновича бом-бил вражеские войска в районе Сталинграда, а с 1943 года совершал вылеты по вражеским тылам в районах Брянска, Орла, Смоленска, Киева, Полтавы, Кременчуга, Вязьмы, Харькова, Могилева и Гомеля. Первый орден Красного Знамени Алехнович получил за разведывательные полёты и бомбежки в небе Харькова и Полтавы.
Только за один день в марте 1943 года группа бомбардировщиков, в числе которых был и самолёт Алехновича, уничтожила на железнодорожном узле в Гомеле 17 цистерн с топливом для танков, 28 вагонов с боеприпасами и амуницией, 24 вагона с продовольствием, предназначенных для сражения на Курской дуге.
В июне 1943 года экипажу Алехновича поручили нанести удар по Дому правительства в Минске, где, по сообщениям партизан, должно было пройти совещание высшего немецкого командо-вания. Уже при подлёте к городу радист сообщил, что задание изменилось и им предстоит бом-бить железнодорожную станцию. В ходе бомбометания было уничтожено несколько немецких эшелонов с вооружением и живой силой фашистов, склад с боеприпасами, паровозное депо, элек-тростанция, а одна из бомб попала в здание немецкой комендатуры, где в это время проходил банкет. Было убито несколько десятков гитлеровских офицеров.
Командир 16-й гвардейской Сталинградской бомбардировочной дивизии генерал-майор Чемоданов Степан Иванович вспоминал: «На всем протяжении войны Алехнович является единственным лётчиком, который совершил 258 боевых вылетов без всяких происшествий: не сбит, не потерял ни одного члена экипажа или самолета». Лётчики полка называли его самолёт «заговорённым». Пробитый осколками и пулями, бомбардировщик всегда дотягивал до родного аэродрома и после ремонта опять возвращался в небо.
В 1943-1944 годах экипаж Алехновича выполнял задания командования по доставке боеприпасов, оружия и медикаментов партизанским отрядам, действовавшим в белорусских лесах.
25 раз самолёт Алехновича пробирался в немецкий тыл с грузами для партизан. Позднее Ил-4 под командованием заместителя командира эскадрильи 6-го гвардейского Брянского Красно-знаменного авиационного полка дальнего действия гвардии майора Алехновича участвовал в боях за Кенигсберг, Варшаву, Тильзит, Будапешт, Берлин.
В августе 1944 года за активную помощь партизанскому движению в Белоруссии и выполнение боевых заданий в глубоком тылу врага гвардии майор Антон Адамович Алехнович и штур-ман Владимир Гаврилович Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза, а радист Пётр Гаврилов и стрелок Александр Карпов награждены орденами Красного Знамени. Всего за годы войны Антон Адамович был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отече-ственной войны 1 степени, Красной Звезды, многими медалями. Закончил войну он командиром бомбардировочного авиационного полка.
Ушёл в запас полковник Алехнович в 1953 году. Но и в мирной жизни нашлось место для по-двигов. Антон Адамович работал в арктической авиации и был единственным в мире лётчиком, посадившим тяжелый бомбардировщик Ту-16 на дрейфующую в океане льдину.
https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-zagovoryonnyy-samolyot-antona-alehnovicha?utm_source=warfiles.ru
02.04.2020



Письмо БОНДАРЕНКО А.И. в ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «ОДНА РОДИНА»
Взволновала Ваша статья от 02.04.2020 года "Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича".
Дело в том, что мой отец - БОНДАРЕНКО Иван Александрович, 19.02.1922 года рождения, после окончания в июле 1943 года Челябинского авиационного училища и переучивания в августе-октябре того же года на штурмана экипажа бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиаполку 27-й запасной авиабригады Авиации Дальнего Действия, был направлен на фронт в 6-й гвардейский Краснознамённый Брянский бомбардировочный авиаполк 16-й гв. Сталинградской бомбар-дировочной авиадивизии 1-го гв. Смоленского бомбардировочного авиакорпуса АДД ВГК, в эс-кадрилью, которой как раз командовал Герой Советского Союза гвардии майор Антон Адамович АЛЕХНОВИЧ. Отец служил под его началом до конца войны, совершил при этом в составе экипажа Ил-4 36 боевых вылетов. Вместе со своим комэской летал на бомбардировку врага в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Пилау, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву, Таллин, Хельсинки, Берлин и др.).
Отец всегда с большой теплотой и уважением вспоминал и отзывался о своём командире А.А.АЛЕХНОВИЧЕ, подчёркивая его смелость, отвагу, высокий профессионализм как лётчика, организаторские способности, требовательность в сочетании с душевной теплотой и чутким от-ношением к подчиненным, заботой и вниманием к боевым товарищам. А.А.АЛЕХНОВИЧ поль-зовался непререкаемым авторитетом не только в эскадрилье, но и в полку (командир полка - гв. подполковник Герой Советского Союза КОНОНОВ Даниил Лазаревич). Для молодых авиаторов АЛЕХНОВИЧ А.А. был "царь и бог на земле и в воздухе". По словам отца, эскадрилья до конца войны не потеряла ни одного самолета, ни одного экипажа. И во многом это заслуга её команди-ра.
На протяжении многих лет на День Победы, собираясь всей семей за праздничным столом мы поднимаем тост за победителей, за однополчан отца, в том числе за его первого боевого команди-ра эскадрильи. И в этом юбилейном году традиция не будет нарушена.



Уточнение по тексту статьи: командир 16-й гв. «Сталинградской» бомбардировочной авиадивизии - генерал-майор авиации ЧЕМОДАНОВ Степан Иванович.
БОНДАРЕНКО Иван Александрович начал военную службу в августе 1940 года в качестве курсанта авиационного училища и был уволен из рядов Советской Армии по выслуге лет в звании подполковника в мае 1972 года. За период службы был награжден 4 орденами и 18 медалями. Ушёл из жизни в августе 1997 года.
Прошу извинить за некоторую сбивчивость письма (это от волнения),
С уважением, БОНДАРЕНКО А.И.
04.04.2020 г.

Награды

Награды БОНДАРЕНКО Ивана Александровича  Ордена: -Боевого Красного Знамени -Красной Звезды -Великой Отечественной Войны 1-й степени -Великой Отечественной Войны 1-й степени -Великой Отечестве

Награды БОНДАРЕНКО Ивана Александровича Ордена: -Боевого Красного Знамени -Красной Звезды -Великой Отечественной Войны 1-й степени -Великой Отечественной Войны 1-й степени -Великой Отечестве

Награды БОНДАРЕНКО Ивана Александровича  Ордена: -Боевого Красного Знамени -Красной Звезды -Великой Отечественной Войны 1-й степени -Великой Отечественной Войны 1-й степени -Великой Отечестве

Награды БОНДАРЕНКО Ивана Александровича Ордена: -Боевого Красного Знамени -Красной Звезды -Великой Отечественной Войны 1-й степени -Великой Отечественной Войны 1-й степени -Великой Отечестве

Письма

Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича

Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича

  Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович

2 апреля 1914 года в крестьянской семье белорусской деревни Доброводка родился мальчик – Антон Алехнович. Спустя годы он стал прославленным лётчиком, Героем Советского Союза.

Судьба Антона была бы типичной для большинства крестьянских детей – начальная школа, а затем работа в поле. Только революция дала ему возможность подняться в небо. После окончания фабрично-заводского училища он работал слесарем на заводе, а затем откликнулся на призыв «Комсомолец – на самолёт». В 1935 году юноша стал курсантом Энгельской военно-авиационной школы пилотов в Саратовской области, которую успешно закончил в 1938 году в звании лейтенанта. Талантливого пилота направили лётчиком-инструктором в Новосибирскую авиационную школу лётчиков. За успехи в подготовке курсантов он получил внеочередное звание старшего лейтенанта, и тут началась Великая Отечественная война.

Инструктор Алехнович рвался на фронт. Кроме бомбардировщика он освоил несколько моделей истребителей и пишет рапорт за рапортом с просьбой отправить его в действующую армию. Наконец он так достал руководство авиашколы, что в его личном деле появилась запись: «Выпустил 30 курсантов, переучился на истребителя. Стал плохо работать – лишь бы на фронт. Предлагаем… отправить в действующую армию…»

В разгар Сталинградской битвы в сентябре 1942 года Антона Алехновича зачисляют в 4-й авиаполк дальнего действия командиром бомбардировщика.

Авиация дальнего действия (АДД) в годы войны участвовала во всех крупных операциях Красной армии. Всего было выполнено более 200 тысяч боевых вылетов, сброшено свыше двух миллионов бомб. В народе её называли «Длинной рукой Сталина», а 269 лётчиков дальней авиации стали Героями Советского Союза.

Свои первые боевые вылеты Алехнович совершил на бомбардировщике Ил-4 вместе с экипажем в составе штурмана Владимира Павлова, радиста Петра Гаврилова и стрелка Александра Карпова. На этом же самолёте и с этим экипажем он и закончил войну. Экипаж Алехновича бомбил вражеские войска в районе Сталинграда, а с 1943 года совершал вылеты по вражеским тылам в районах Брянска, Орла, Смоленска, Киева, Полтавы, Кременчуга, Вязьмы, Харькова, Могилева и Гомеля. Первый орден Красного Знамени Алехнович получил за разведывательные полёты и бомбежки в небе Харькова и Полтавы.

Только за один день в марте 1943 года группа бомбардировщиков, в числе которых был и самолёт Алехновича, уничтожила на железнодорожном узле в Гомеле 17 цистерн с топливом для танков, 28 вагонов с боеприпасами и амуницией, 24 вагона с продовольствием, предназначенных для сражения на Курской дуге.

В июне 1943 года экипажу Алехновича поручили нанести удар по Дому правительства в Минске, где, по сообщениям партизан, должно было пройти совещание высшего немецкого командования. Уже при подлёте к  городу радист сообщил, что задание изменилось и им предстоит бомбить железнодорожную станцию. В ходе бомбометания было уничтожено несколько немецких эшелонов с вооружением и живой силой фашистов, склад с боеприпасами, паровозное депо, электростанция, а одна из бомб попала в здание немецкой комендатуры, где в это время проходил банкет. Было убито несколько десятков гитлеровских офицеров.

Командир 16-й гвардейской Сталинградской бомбардировочной дивизии генерал-майор Чемоданов Степан Иванович  вспоминал: «На всем протяжении войны Алехнович является единственным лётчиком, который совершил 258 боевых вылетов без всяких происшествий: не сбит, не потерял ни одного члена экипажа или самолета». Лётчики полка называли его самолёт «заговорённым». Пробитый осколками и пулями, бомбардировщик всегда дотягивал до родного аэродрома и после ремонта опять возвращался в небо.

В 1943-1944 годах экипаж Алехновича выполнял задания командования по доставке боеприпасов, оружия и медикаментов партизанским отрядам, действовавшим в белорусских лесах.

25 раз самолёт Алехновича пробирался в немецкий тыл с грузами для партизан. Позднее Ил-4 под командованием заместителя командира эскадрильи 6-го гвардейского Брянского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия гвардии майора Алехновича участвовал в боях за Кенигсберг, Варшаву, Тильзит, Будапешт, Берлин.

В августе 1944 года за активную помощь партизанскому движению в Белоруссии и выполнение боевых заданий в глубоком тылу врага гвардии майор Антон Адамович Алехнович и штурман Владимир Гаврилович Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза, а радист Пётр Гаврилов и стрелок Александр Карпов награждены орденами Красного Знамени. Всего за годы войны Антон Адамович был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, многими медалями. Закончил войну он командиром бомбардировочного авиационного полка.

Ушёл в запас полковник Алехнович в 1953 году. Но и в мирной жизни нашлось место для подвигов. Антон Адамович работал в арктической авиации и был единственным в мире лётчиком, посадившим тяжелый бомбардировщик Ту-16 на дрейфующую в океане льдину.

https://odnarodyna.org/content/priblizhaya-pobedu-zagovoryonnyy-samolyot-antona-alehnovicha?utm_source=warfiles.ru

02.04.2020

 

Письмо БОНДАРЕНКО А.И. в ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «ОДНА РОДИНА»

Взволновала Ваша статья от 02.04.2020 года "Приближая Победу: «заговорённый» самолёт Антона Алехновича". 

Дело в том, что мой отец -  БОНДАРЕНКО Иван Александрович, 19.02.1922 года рождения, после окончания в июле 1943 года Челябинского авиационного училища и переучивания в августе-октябре того же года на штурмана экипажа бомбардировщика Ил-4 в 44-м запасном авиаполку 27-й запасной авиабригады Авиации Дальнего Действия, был направлен на фронт в 6-й гвардейский Краснознамённый Брянский бомбардировочный авиаполк 16-й гв. Сталинградской бомбардировочной авиадивизии 1-го гв. Смоленского бомбардировочного авиакорпуса АДД ВГК, в эскадрилью, которой как раз командовал  Герой Советского Союза гвардии майор Антон Адамович АЛЕХНОВИЧ. Отец служил под его началом до конца войны, совершил при этом в составе экипажа Ил-4 36 боевых вылетов. Вместе со своим комэской летал на бомбардировку врага в Белоруссии, Ленинградской области, Прибалтике, Финляндии, Польше, Венгрии, Румынии, Германии (г.г. Тильзит, Инстенбург, Гумбинен, Кенигсберг, Пилау, Фюстенвальде, Плоэшти, Будапешт, Варшаву,  Таллин, Хельсинки, Берлин и др.). 

Отец всегда с большой теплотой и уважением вспоминал и отзывался о своём командире А.А.АЛЕХНОВИЧЕ, подчёркивая его смелость, отвагу, высокий профессионализм как лётчика, организаторские способности, требовательность в сочетании с душевной теплотой и чутким отношением к подчиненным, заботой и вниманием к боевым товарищам. А.А.АЛЕХНОВИЧ пользовался непререкаемым авторитетом не только в эскадрилье, но и в полку (командир полка - гв. подполковник Герой Советского Союза КОНОНОВ Даниил Лазаревич). Для молодых авиаторов АЛЕХНОВИЧ А.А. был "царь и бог на земле и в воздухе". По словам отца, эскадрилья до конца войны не потеряла ни одного самолета, ни одного экипажа. И во многом это заслуга её командира. 

На протяжении многих лет на День Победы, собираясь всей семей за праздничным столом мы поднимаем тост за победителей, за однополчан отца, в том числе за его первого боевого командира эскадрильи. И в этом юбилейном году традиция не будет нарушена. 

 

Уточнение по тексту статьи: командир  16-й гв. «Сталинградской» бомбардировочной авиадивизии - генерал-майор авиации ЧЕМОДАНОВ Степан Иванович. 

БОНДАРЕНКО Иван Александрович начал военную службу в августе 1940 года в качестве курсанта авиационного училища и был уволен из рядов Советской Армии по выслуге лет в звании подполковника в мае 1972 года. За период службы был награжден 4 орденами и 18 медалями. Ушёл из жизни в августе 1997 года.

Прошу извинить за некоторую сбивчивость письма (это от волнения),

С уважением, БОНДАРЕНКО А.И. 

04.04.2020 г.

Фотографии

Май 1943 года выпускники ЧВАУШ АДД

Май 1943 года выпускники ЧВАУШ АДД

10.07.1043 9-й выпуск  ЧВАУШ АДД.

10.07.1043 9-й выпуск ЧВАУШ АДД.

Бондаренко И.А. г. Тарту Эстонской ССР, 1980 год

Бондаренко И.А. г. Тарту Эстонской ССР, 1980 год

Бондаренко И.А. г. Тарту Эстонской ССР, 1959 год

Бондаренко И.А. г. Тарту Эстонской ССР, 1959 год

Гв. майор Бондаренко Иван Александрович, г. Спасск-Дальний, 1956 год

Гв. майор Бондаренко Иван Александрович, г. Спасск-Дальний, 1956 год

После войны

С окончанием Великой Отечественной войны БОНДАРЕНКО Иван Александрович в звании гвардии лейтенант продолжил службу в рядах Советской Ар-мии.
В 1945-1957 годах он находился на лётных, а с сентября 1958 года по май 1972 года - на штабных должностях в строевых частях Дальней авиации.
В частности, в декабре 1945 года части 16-я гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиационной дивизии (БАД), включая 6-й гвардейский Брянско-Берлинский бомбардировочный авиационный полк (БАП), были передислоцированы на советский Дальний Восток, а оттуда на территорию Северной Кореи (г. Канко), где находились до июля 1948 года, после чего были возвращены на дальневосточные аэродромы СССР.
В мае 1946 года с расформированием 16-й гв. БАД, 6-й гв. БАП был переименован в 157-й гв. БАП и передан в состав 11-й гв. БАД. 
Два других авиаполка этой авиадивизии были переименованы соответственно в 158 гв. Рижский БАП и 169-й гв. Рославльский БАП и переданы в состав 33-й Краснознамённой БАД. 
Обе названные бомбардировочные авиадивизии в 1946 году были передисло-цированы (без авиатехники) на Дальний Восток. 
При этом 11-я гв. БАД – на остров Сахалин, а 33-я Краснознамённая БАД – в Северную Корею, аэродром Канко. Все полки дивизии получили новую авиатех-нику (самолёты Ил-4) с завода в г. Комсомольске-на-Амуре.
БОНДАРЕНКО Иван Александрович до мая 1946 года продолжал служить в 6-м гвардейском Краснознамённом БАП, а затем был переведён в 158-й гвардейский Рижский бомбардировочный авиаполк 33-й Краснознамённой БАД (г. Канко Северная Корея, с конца 1947 года - г. Белогорск (Куйбышевка-Восточная) Амурской области), 
В 1950-1957 годах его служба проходила в 442-м гвардейском тяжелом бомбардировочном авиаполку 33-й Краснознамённой тяжелой бомбардировочной авиадивизии (г. Спасск-Дальний Приморского края),

В 1957-1958 годах он прошёл переподготовку на курсах Высшей лётно-тактической школы ВВС в г. Липецке, после чего в 1958-1972 годах проходил службу на штабных должностях в 132-м Берлинском орденов Кутузова и Александра Невского тяжелом бомбардировочном авиаполку 326-й Тарно-польской ордена Кутузова ТБАД (г. Тарту Эстонской ССР). 
В послевоенный период службы был награжден:
- Орденом Красного Знамени, 
- Орденом Красной Звезды
- Орденом Отечественной войны 2 степени (как участник войны)
- 15-ю различными медалями

В мае 1972 года в звании гвардии подполковника БОНДАРЕНКО Иван Алек-сандрович был уволен из рядов Советской Армии (вышел на пенсию) по выслуге лет. «На гражданке» до 1988 года работал в Тартуском аэропорту и на Тартуском заводе контрольной аппаратуры (ТЗКА) начальником охраны.
Умер 17.08.1997. Похоронен в г. Тарту Эстонской республики.

Семья солдата

Александр
Бондаренко Александр Иванович

Однополчане

Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович

Герой Советского Союза Антон Адамович Алехнович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: