Бороненко Александр Маркович
Бороненко
Александр
Маркович
Майор. / Командир авиационной эскадрильи 4 перегоночного авиационного полка, 1 перегоночной авиационной дивизии ГВФ, 4 (г. Якутск — г. Киренск) этапа Красноярской воздушной трассы ВВС КА.
22.01.1910 - 7.05.1943

История солдата

Награды.

Ордена “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (05.1940, 07.1941).

Звание.

Майор.

Должности.

Заместитель командира, командир авиационной эскадрильи 137 скоростного бомбардировочного авиационного Краснознамённого полка, ВВС 19 Армии, Карельского фронта (06.1941 - 08.1942).

Командир авиационной эскадрильи 4 перегоночного авиационного полка, 1 перегоночной авиационной Краснознамённой дивизии ГВФ, 4 (г. Якутск — г. Киренск) этапа Красноярской воздушной трассы ВВС КА, Воздушной трассы Аляска - Сибирь (АлСиб; 28.08.1942 - 7.05.1943).

               Майор БОРОНЕНКО АЛЕКСАНДР МАРКОВИЧ, 22.01.1910 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Терская область, Пятигорский отдел, посёлок Илларионовский (по административному делению: 1. СССР: РСФСР, Ставропольский край, г. Минеральные Воды; 2. РОССИИ: Ставропольский край, Статус краевого значения Минераловодский городской округ город Минеральные Воды), русский. В РККА призван 08.1933 года. Образование: 1. Гражданское (общее): школа 7-милетка (в 1927г.); Авиационный техникум (в 1929г.;  2 курса); 2. Военное: 11-я военная школа летчиков имени Пролетариата Донбасса (в 1934г.; г. Луганск, Луганская область, Украинская ССР). Участник войн: 1. Советско - финской (1939 - 1940гг.); 2. Великой Отечественной, с 22.06.1941 года, в должностях : 1. Заместителя командира, командира авиационной эскадрильи 137 скоростного бомбардировочного авиационного Краснознамённого полка, ВВС 19 Армии, Карельского фронта; 2. Командира авиационной эскадрильи 4 перегоночного авиационного полка, 1 перегоночной авиационной Краснознамённой дивизии ГВФ, 4 (г. Якутск — г. Киренск) этапа Красноярской воздушной трассы ВВС КА, Воздушной трассы Аляска - Сибирь.  Награды: Ордена “КРАСНОГО ЗНАМЕНИ” (05.1940, 07.1941 (Из НАГРАДНОГО ЛИСТА: “В боях с немецким фашизмом проявил исключетельные мужество и отвагу. Имеет 7 боевых вылетов. 25.06.1941 года вёл разведку, в глубоком тылу противника, разведал аэродромы в САДАНКЮЛЯ, РОВАНИЕМИ, КЕМИЯРВЕ. Бомбил самолёты на аэродроме РОВАНИЕМИ, несмотря на сильный заградительный зенитный огонь артиллерии и атаки истребителей, смело прорвался, к аэродрому, и сбросил бомбы в цель. 26.06.1941 года, дважды бомбил и остреливал пулемётным огнём, мотомехколонну противника в районе САДАНКЮЛЯ. 27.06.1941 года летал дважды: бомбардировал аэродром РОВАНИЕМИ и скопление войск противника в пункте КЕЛАСЕЛЬКЯ, был подбит зенитным огнём и благополучно привёл, свой самолёт, на аэродром. 28.06.1941 года, ответным ударом, бомбил самолёты на аэродроме РОВАНИЕМИ, прорвался сквозь зенитный огонь и стаи истребителей и вывел свой самолёт точно цель. В бою сбил истребитель Мессершмитт 109.”). С Великой Отечественной войны не вернулся: 7.05.1943 года погиб, с экипажем, в авиационной катастрофе, на самолёте B-25D «Митчелл» (North American B-25D-10 Mitchell) № 232519, из-за отказа двигателей, при взлете, в аэропорту г. Якутск. “Падение самолета, при катастрофе, произошло на реке Лене, в районе гидроаэропорта Жатай. Определение точного местонахождения самолета и его состояния, в мае, было невозможно вследствие наличия вокруг предполагаемого места падения ледохода, из-за чего никаких работ по розыскам самолета и его подъема не проводилось. С 16 мая проводились неоднократные поиски самолета, на катере, но они не увенчались успехом. 5 июня, вследствие незначительного падения уровня воды, были обнаружены, на поверхности, отдельные детали самолета, однако сильное течение воды и ее большой уровень не позволили приступить к работам по извлечению. С 15 июня, ввиду дальнейшего падения уровня воды, приступили к подъему трехтонными талями, но из-за вязкости грунта и большого течения, а так же увеличения снова уровня воды положительных результатов не достигли. 16 и 17 июня на месте катастрофы работал семитонный плавучий кран, который пытался поднять самолет. Извлечены: мотор, амортстойка основного шасси с колесом, башня стрелка-радиста и мелкие куски планера. Из башни было извлечено тело младшего лейтенанта Шабанова. Он был похоронен 18 июня со всеми воинскими почестями в 300-х метрах от берега. Извлечение самого планера не представилось возможным из-за наполнения его большим количеством ила и песка, а также полной деформации фюзеляжа. Детали, за которые укреплялся трос, отрывались отдельными кусками. С 18 июня, из-за повышения уровня воды и отсутствия второго крана, работы по подъему были прекращены, но велось наблюдение за поведением самолета и уровнем воды. 16 июля возобновили работы со вторым краном, с привлечением двух водолазов. Они нашли вблизи падения самолета второй мотор, который был поднят. Попытки водолазов вести раскопки ила и песка положительного результата не дали”. Обломки самолета и останки членов экипажа, найдены через 43 года, в 1986 году, во время обмеления реки. Урна, с останками членов экипажа, захоронена: РОССИЯ: Республика Саха (Якутия), городской округ г. Якутск, Мемориал Героям воздушной трассы Аляска - Сибирь. Родственники: РСФСР, Свердловская область, Артинский район, село Манчаж, жена - Бороненко Полина Ароновна.

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов: 7 (на 7.07.1941)

- налёт часов: 

- выполнил рейсов: 

- перегнал самолётов фронту: 

лично:

- воздушных боёв: 

- сбил самолётов: 1 Messerschmitt Bf.109

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА").

Дата рождения 22.01.1910

Место рождения Орджоникидзевский край, г. Минеральные Воды; Ставропольский край, г.                                                            Минеральные Воды

Дата призыва 28.08.1933

Воинское звание майор

Воинская часть 137 ближне-бомбардировочный авиационный полк
                               4 перегон. авиац. полк 1 перегон. авиац. див.
                               1 перегоночн. авиац. див. 4 пап

Место захоронения Якутская АССР, г. Якутск

 

Учётно - послужная картотека.

Бороненко Александр Маркович

Дата рождения: 22.01.1910

Место рождения: Орджоникидзевский край, г. Минеральные Воды

Дата поступления на службу: 28.08.1933

Воинское звание: майор

Наименование воинской части: 137 сбап, 137 ббап, Красноярск. возд. трасса НКО

Судьба: Погиб

Дата окончания службы: 07.05.1943

 

Записи из ГУК.

Бороненко Александр Маркович

Дата рождения: 22.01.1910

Место рождения: Орджоникидзевский край город Минеральные Воды

Дата призыва: 28.08.1933

Воинское звание: майор

История: Орден Красного Знамени

Дата выбытия: 07.05.1943

 

Приказ об исключении из списков.

Бороненко Александр Маркович

Дата рождения: __.__.1910

Место рождения: Ставропольский край, г. Минеральные Воды

Воинское звание: майор

Последнее место службы: 4 перегон. авиац. полк 1 перегон. авиац. див.

Дата выбытия: 07.05.1943

Причина выбытия: убит

 

Донесение о безвозвратных потерях.

Бороненко Александр Маркович

Дата рождения: __.__.1910

Место рождения: г. Минеральные Воды

Дата призыва: __.__.1933

Воинское звание: майор

Последнее место службы: 1 перегоночн. авиац. див. 4 пап

Дата выбытия: 07.05.1943

Причина выбытия: иная причина смерти

Первичное место захоронения: Якутская АССР, г. Якутск

 

Картотека награждений.

Бороненко Александр Маркович

Воинское звание: лейтенант

Кто наградил: 14 А

Наименование награды: Орден Красного Знамени

Дата документа: 07.05.1940

 

Бороненко Александр Маркович

Дата рождения: __.__.1910

Дата поступления на службу: __.__.1933

Воинское звание: ст. лейтенант

Воинская часть: 137 сбап 1 сад

Даты подвига: 25.06.1941-28.06.1941

Наименование награды: Орден Красного Знамени

Дата документа: 09.08.1941

Приказ подразделения

от: 09.08.1941 
Издан: Президиум ВС СССР

 

Экипаж (6 человек: 1. Лётчик - командир экипажа; 2. Лётчик; 3. Штурман; 4. Бортинжинер; 5. Воздушный стрелок - радист; 6. Воздушный стрелок):

1. Штурман: штурман авиационной эскадрильи капитан Шевелев Василий Андреевич (1913 - 7.05.1943), место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Херсонская губерния, Елисаветградский уезд, Константиновская волость, село Калиновка. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

2. Бортинжинер: бортовой авиатехник старший техник-лейтенант Ференс Всеволод Алексеевич (1915 - 7.05.1943). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

3. Воздушный стрелок - радист: младший лейтенант Шабанов Алексей Васильевич (1919 - 7.05.1943), РСФСР, Казанская губерния, губернский город Казань. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

4. Воздушный стрелок - радист: сержант Наумов Григорий Тихонович (1916 - 7.05.1943). Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

5. Находился на борту: старший инженер 4 пап инженер-капитан Куделин Петр Васильевич (7.11.1910 - 7.05.1943), место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Бакинская губерния, губернский город Баку. Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: подготовка к публикации.

 

Приложение:

1. 1 перегоночная авиационная Краснознамённая дивизия ГВФ ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/32pBK7 ; “Проза.ру”: https://proza.ru/2020/04/15/2332 ); 137 скоростной бомбардировочный авиационный Краснознамённый полк (“Проза.ру”: https://proza.ru/2017/09/15/950 ; “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/QeE2X ): 

- 137 скоростной бомбардировочный авиационный Краснознамённый полк:

                 "История. Сформирован как 5-й смешанный авиационный полк в сентябре 1939 года под Мурманском. В состав полка входили две истребительные эскадрильи на И-153 и И-16 и две бомбардировочные эскадрильи на СБ. Перед началом боевых действий в Финляндии в полку была сформирована 5-я истребительная эскадрилья.

                Принимал участие в Зимней войне с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года[2]. 30 ноября 1939 года в районе посёлка Пиренга западнее городов Кировск и Мончегорска разбились четыре бомбардировщика ДБ-3 1-й эскадрильи.

                 В начале января 1940 года на базе истребительных эскадрилий был сформирован 147-й истребительный авиационный полк, а полк был переформирован в 5-й скоростной бомбардировочный авиационный полк с включением в его состав двух эскадрилий бомбардировщиков ДБ-3 и эскадрильи бомбардировщиков СБ из 31-го скоростного бомбардировочного авиационного полка.

                1 февраля 1940 года в воздушном бою сбит бомбардировщик СБ ст. лейтенанта Б. М. Бабкина. 21 февраля 1940 года в районе Садинваара огнем истребителей противника сбиты бомбардировщики СБ лейтенанта Ив. Дм. Даниленко и ст. лейтенанта А. Н. Исачева.

                 Не позднее 15 августа 1940 года переименован в 137-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. В Великой Отечественной войне полк с 22 июня 1941 года по 24 августа 1943 года.

                 На 22 июня 1941 года базировался на аэродроме Африканда, имея в наличии в наличии 35 самолётов СБ. В середине июля 1941 получил 2 самолёта Пе-2. Вёл боевые действия с первых дней войны, производил бомбардировки вражеских войск за линией фронта, в частности в июне-июле 1941 года бомбардировку аэродромов противника в Рованиеми и Кемиярви. 9 июля 1941 года производил бомбардировку скопления войск на перекрестках дорог Кайрала — Куолаярви, 12.07.1941 — район Вуориярви, с 12 по 24.07.1941 ежедневно производил бомбардировку в интересах 42-го стрелкового корпуса. 24 июля 9 самолётов полка выполнили успешный налёт на скопление вражеских войск на сопке Югон-васельскя.

                Имевшиеся на вооружении бомбардировщики СБ использовались, главным образом, для нанесения ударов по тыловым объектам противника малыми группами без прикрытия истребителями, поэтому несли тяжёлые потери. За август 1941 года было потеряно более 20 самолётов. 26 августа 1941 года бомбардировщики полка Пе-2 вылетели на бомбардировку моста вблизи Сальмиярви, в мост не попали, зато прямым попаданием уничтожили строение, в котором находилось до 300 вражеских солдат и офицеров. 1 сентября 1941 года 6 экипажей СБ с высоты 2500 метров подвергли интенсивной бомбардировке автотранспорт с войсками противника в Алакуртти.

                 17 октября 1941 года 9 СБ подвергли внезапной бомбардировке аэродром и железнодорожную станцию Алакуртти. Результат налёта был зафиксирован на фотоплёнку. Был взорван бомбосклад, на восточной стороне аэродрома, разрушено одно станционное здание и разбит железнодорожный эшелон, в вагонах которого, видимо, находились боеприпасы. С 1 ноября по 5 декабря 1941 года переформировывался и пополнялся.

                  В ночь на 27.02.1942 года полк произвёл 9 вылетов, подвергнув бомбардировке Рованиеми, Алакуртти, Кайрала, Куолаярви. В Кайрала отмечены прямые попадания в железнодорожное полотно и 3 очага пожара. На аэродроме Рованиеми сожжён склад горючего. На станции Алакуртти замечены 3 прямых попадания в эшелоны.

                  В 1942 году на вооружение полка начали поступать самолёты A-20 «Бостон». В ноябре 1942 года был переформирован, на базе этого полка и 608-го ближнебомбардирочного авиационного полка создан один, 137-й полк. Любопытно, что и 608-й ближнебомбардировочный авиационный полк в декабре 1941 года был создан на базе личного состава того же 137-го полка.

                  С 27 февраля 1943 года полк вошёл в состав 258-й смешанной авиационной дивизии. Продолжал действия на кандалакшском и мурманском направлениях. С 24 августа дивизия переименована в 1-ю гвардейскую смешанную авиационную дивизию. В составе дивизии полк принимал участие в Обороне Заполярья — с 27 февраля 1943 года по 24 августа 1943 года.

                  24 августа 1943 года Приказом НКО СССР № 264 от 24.08 1943 и Директивой Генштаба № 514147 от 25.08.1943 преобразован в 114-й гвардейский ближнебомбардировочный авиационный полк.

История наименований: 

5-й смешанный авиационный полк.

137-й скоростной бомбардировочный авиационный полк.

137-й ближнебомбардировочный авиационный полк.

114-й гвардейский ближнебомбардировочный авиационный полк (24.08.1943 г.).

114-й гвардейский ближнебомбардировочный авиационный Краснознамённый полк (01.1944 г.).

114-й гвардейский ближнебомбардировочный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк.

114-й гвардейский дальнебомбардировочный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк.

114-й гвардейский бомбардировочный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк.

1535-й гвардейский минно-торпедный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк (15.09.1950 г.).

926-й гвардейский минно-торпедный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк (30.04.1955 г.)";

- 1 перегоночная авиационная Краснознамённая дивизия ГВФ:

             "История. Формирование дивизии началось в начале августа 1942 года в городе Иваново по постановлению ГКО и директиве замнаркома обороны. Здесь лётчиков знакомили с американскими самолётами и проводили тренировочные полёты. Командиром дивизии и начальником трассы был назначен полковник Илья Павлович Мазурук — полярный лётчик, Герой Советского Союза.

Штаб дивизии был размещен в Якутске.

Воздушная трасса Алсиб, на которой действовала дивизия, была разбита на пять участков:

1 этап (Фербенкс — Уэлькаль — 1493 км). На Аляске летчики дивизии пролетали над дремучими лесами долины реки Юкон до города Нома на побережье. Далее полет шел через Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки;

2 этап (Уэлькаль — Сеймчан — 1450 км) — самолёты летели над Центральной Чукоткой и Колымским хребтом;

3 этап (Сеймчан — Якутск — 1167 км) - считался самым тяжелым, пилотам приходилось вести самолёты через полюс холода над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках;

4 этап (Якутск — Киренск — 1330 км) - полет над глухой тайгой;

5 этап (Киренск — Красноярск — 960 км) - полет проходил над сплошной тайгой, частично вблизи реки Лены.

               Место, где советские лётчики принимали эстафету по перегонке самолётов от американских коллег, находилось в городе Фэрбанкс. Здесь советскими специалистами производилась приёмка самолётов, и далее их перегоняли уже лётчики из СССР. Фэрбанкс, находящийся в центре Аляски, был выбран в качестве места передачи самолётов из-за его лучшей защищённости по сравнению с Номом в случае нападения японцев, которые летом 1942 оккупировали часть Территории Аляска. 4 сентября 1942 года в Фэрнбанкс прибыла советская миссия, 24 сентября личный состав 1-го перегоночного авиаполка, а 29 сентября 1942 года первая партия самолётов вылетела в СССР. Это были 12 бомбардировщиков А-20 (лидировал группу командир 1-го перегоночного авиационного полка подполковник Павел Недосекин), первые истребители — П-40 были отправлены 11 октября и прибыли в Красноярск в начале ноября. На Алсибе бомбардировщики и транспортные самолёты перегонялись по одному, или группами по два-три самолёта, истребители летали группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители — в разобранном виде по железной дороге.

               10 января 1943 года 1-й перегоночный авиаполк, работавший на участке от Фэрбанкса до Уэлькаля, был переведён в подчинение военной приёмке ВВС на Аляске.

               Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

                30 января 1945 года дивизии по постановлению Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение правительственного задания по перегонке боевых самолётов из США на фронты Великой Отечественной войны» было вручено Красное знамя.

                После завершения войны в Европе пилоты дивизии с 26 июня 1945 года начали перегонку боевых и транспортных самолётов для Забайкальского, двух Дальневосточных фронтов и ВВС Тихоокеанского флота, которые начали подготовку к войне с милитаристской Японией.

                 После завершения Второй мировой войны 2 сентября 1945 года поставки авиатехники из США прекратились, в связи с чем дивизия 30 октября 1945 года была передана из ГВФ в состав ВВС. После чего была расформирована.

Потери.

               За все время существования дивизии произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Крупнейшей стала произошедшая 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту катастрофа Ли-2 5-го перегоночного полка, в которой погибли 30 (по другим данным — 20) человек.";

Состав:

Управление.

1 перегоночный авиационный полк (место базирования — Фербенкс (Аляска, США).

2 перегоночный авиационный полк (место базирования - Уэлькаль).

3 перегоночный авиационный полк (место базирования - Сеймчан).

4 перегоночный авиационный полк (место базирования - Якутск).

5 перегоночный авиационный полк (место базирования - Киренск).

7 перегоночный авиационный полк (место базирования - Якутск)

8 транспортный авиационный полк (место базирования - Якутск).

таэ Си-47;

2. Майор БАРОНЕНКО А. М. в:

- "Списке лётчиков, штурманов, стрелков - бомбардиров, воздушных стрелков - радистов 1 перегоночной авиационной Краснознамённой дивизии, погибших в Великой Отечественной войне, увековеченных на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”. Полная версия, с дополнениями, на личной странице капитана КОВАЛЁВА В. И. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/kovalev-vasiliy-ivanovich-13 ;

3. Фотографии:

- личные майора БАРОНЕНКО А. М. ("ПАМЯТЬ НАРОДА": https://clck.ru/334vxU ; "МЕМОРИАЛ ПОБЕДЫ": https://clck.ru/334vxU );

- личная инженера-капитана КУДЕЛИНА П. В. ("ПАМЯТЬ НАРОДА": https://clck.ru/335C8V );

- личная капитана ШЕВЕЛЁВА В. А. ("ПАМЯТЬ НАРОДА": https://clck.ru/335CLw ); 

- личная старшего техника-лейтенанта ФЕРЕНСА В. А. ("ПАМЯТЬ НАРОДА": https://clck.ru/335CS9 );

- личная младшего лейтенанта ШАБАНОВА А. В. ("ПАМЯТЬ НАРОДА": https://clck.ru/335CcF );

-  личная сержанта НАУМОВА Г. Т. ("ПАМЯТЬ НАРОДА": https://clck.ru/335Cmc );

-  самолётов - истребителей Р-63 «Кингкобра», которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком ("Военный альбом": 1. https://waralbum.ru/109417/ ; 2. https://waralbum.ru/3910/  ):

авторское описание: 

“Истребители Р-63 «Кингкобра» (Bell P-63A-10-BE «Kingcorba») на аэродроме Буффало (Buffalo, штат Нью-Йорк) перед отправкой в СССР.”;

“Американские истребители-бомбардировщики P-63 «Кингкобра» ( Bell P-63 Kingcobra) и истребители P-39 “Аэрокобра” (Bell P-39 Airacobra) перед отправкой по программе ленд-лиза из США в СССР. В ходе войны из США в СССР по ленд-лизу были поставлены Р-63 «Кингкобра» – 2400 самолетов, Р-39 «Аэрокобра» – 4952 самолета.”;

- бомбардировщика B-25D «Митчелл» (North American B-25D-10 Mitchell), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком ("Военный альбом": https://waralbum.ru/233577/ ; Информация о фото: время съемки 02.11.1943);

авторское описание: “Американский бомбардировщик B-25D «Митчелл» (North American B-25D-10 Mitchell) из 3-й бомбардировочной группы (3rd Bomb Group) выходит из успешной атаки на японское судно в бухте Симпсон Харбор”;

- самолёта - лидера, ведущего истребители ("Аэромост особого значения", автор Виталий Меньшиков: https://m.rusmir.media/2012/09/01/aeromost );

- личного состава 4 перегоночного авиационного полка; самолёта - лидера ("Аэромост особого значения": https://m.rusmir.media/2012/09/01/aeromost );

4. Советско - финская война ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/Fui69  ); Указ Президиума ВС СССР от 21.03.1940 года "О награждении орденами и медалями СССР рядового и начальствующего состава Красной Армии", за образцовое выполнение боевых заданий Командования, на фронте борьбе с финской бело-гвардейщиной и проявленные при этом доблесть и мужество   ( https://clck.ru/Nipks );

5. Майор БАРОНЕНКО А. М. (1. "МЕМОРИАЛ ПОБЕДЫ": https://clck.ru/32pU6s ; 2. "ПАМЯТЬ НАРОДА": https://clck.ru/32pPBZ ; 3. “Как мы искали самолёты Алсиба”: https://clck.ru/32pQHX ; 4. “Поиск продолжается: Новые находки": https://11y.ru/article.asp?id_text=28 ; 5. ”Сибирский путь американских самолётов": http://www.sibenergetic.ru/Article/6815.html ; 6. “Алсиб «Аляска – Сибирь» – Ушедшие в вечность”: https://clck.ru/32pdJb ; 7. "Аэромост особого значения", автор Виталий Меньшиков: https://m.rusmir.media/2012/09/01/aeromost ; 8. Наша история: Американские бомбардировщики и британские истребители в Гяндже (автор Сабухи Ахмедов; Точка зрения: https://clck.ru/32vn3A ); 9. “АлСиб”: (lemur59.ru: http://lemur59.ru/node/8885 ):

-  “Алсиб «Аляска – Сибирь» – Ушедшие в вечность”:

ПОТЕРИ ЛИЧНОГО СОСТАВА 1-й КРАСНОЗНАМЕННОЙ ПЕРЕГОНОЧНОЙ АВИАДИВИЗИИ ГВФ ЗА 1942–1945 гг.

14 октября 1942 г. – катастрофа самолета А-20 № 13094 при заходе на посадку на аэродром Марково. Похоронены в пос. Марково, Чукотка:

1. Лейтенант Новгородский Александр Дмитриевич – командир звена 1-го ПАП.

2. Капитан Шведов Никифор Анисимович – штурман звена 1-го ПАП.

18 октября 1942 г. – пропал без вести на самолете Р-40 на участке перелета Уэлькаль – Сеймчан:

3. Младший лейтенант Федоренко Алексей Ефимович – командир звена 2-го ПАП.

АКТ.

Настоящий акт составлен на авиабазе Перевальной Чукотской авиагруппы УПА ГУСМП при СНК СССР 23 июня 1943 года, нами нижеподписавшимися: начальником
 р/метеостанции Новородским И. М., инструктором райкома ВКП(б) п. Лаврентия Кондратьевым В. И. и переводчиком Высоцким П. в том, что нами 20 июня с. г. было осмотрено место аварии самолета Красноярской воздушной трассы, указанное местным населением. Место аварии находится от а/б Перевальной в юго-восточном направлении на расстоянии примерно 80–85 км, в верховье притока реки М. Комогин, в 10 км от истоков этого притока.

При осмотре места аварии обнаружено:

1. Остатки самолета разбросаны на площади длиной 300 метров и шириной 50 мет­ров.

2. В южной части площадки имеется след (борозда) длиной в 15 метров, в направлении с юга на север, сделанный корпусом самолета при посадке.

3. Части самолета разбросаны в следующем порядке: в начале площадки части плоскостей и корпуса, и в конце площадки – части мотора, электрорадиооборудования, вооружения, хвостовая часть самолета и колеса. Труп пилота не обнаружен. Имеются только остатки форменной одежды, частично обгоревшие, и несколько изгрызенных костей.

4. В основном все части самолета мелко разбиты. Наи­более сохранились: а) пять штук крупнокалиберных пулеметов, у которых только смяты или обломаны стволы, патронные ящики к ним (не полные) в количестве пяти штук; б) разбитый на отдельные блоки мотор, отдельные детали которого хорошо сохранились (клапаны, пружины клапанов, поршни с коленчатым валом и ряд других мелких деталей; в) электромашины разных размеров.

5. В районе аварии было найдено несколько описаний (на английском языке) отдельных частей самолета с фотографиями. Все описания были сожжены на месте.

6. Личное оружие пилота не найдено. Найдена лишь пистолетная обойма № ПО 1352 и в ней четыре патрона.

7. Из личных вещей пилота были найдены: три фотографии, обложка удостоверения личности, две частично обгоревшие записные книжки, инструкция Красноярской трассы.

Примечание:

1. Находки, указанные в пунктах акта № 7 и 8, прилагаются к акту.

2. До нашего прихода на место аварии мимо него прошло много стойбищ чукчей, переходивших на летние пастбища скота. По разбросанным по дороге к месту аварии разным деталям видно, что местное население осматривало это место и частично растаскивало разные мелкие детали и патроны к пулеметам.

АКТ подписали Новородский, Кондратьев, Высоцкий.

Верно: Начальник штаба Чукотской авиагруппы п/п (Баранов?)

Наиболее вероятно, что в акте идет речь о месте катастрофы младшего лейтенанта А. Е. Федоренко, так как в этом районе на момент составления акта других летных происшествий с перегоняемыми самолетами не было.

29 октября 1942 г. – из-за плохого крепления нижнего люка выпал из самолета А-20 при перелете на участке Сеймчан – Якутск, похоронен в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):

4. Старший сержант Шаповалов Григорий Александрович – авиамеханик Управления трассы.

17 ноября 1942 г. – катастрофа самолета Ли-2 на аэродроме Красноярск. Похоронены в Красноярске:

5. Капитан Барков Дмитрий Александрович – командир корабля.

6. Есин Петр Петрович – второй пилот.

7. Младший воентехник Дубовицкий Николай Александрович – бортовой авиатехник.

8. Прохватинов Георгий Петрович – воздушный стрелок-радист.

9. Капитан Агапов Петр Ерофеевич – командир авиаэскадрильи 5-го ПАП.

10. Капитан Бобриков Иван Васильевич – командир звена 5-го ПАП.

11. Старший сержант Соколенко Виктор Андреевич – летчик 5-го ПАП.

12. Младший лейтенант Люшняк Феодосий Никитович – летчик 5-го ПАП.

13. Младший лейтенант Борисов Михаил Васильевич – летчик 5-го ПАП.

14. Майор Иванов Александр Петрович – командир авиаэскадрильи 5-го ПАП.

15. Майор Мартынов Алексей Арсентьевич – заместитель командира авиаэскадрильи 5-го ПАП.

16. Лейтенант Астахов Никита Васильевич – летчик 5-го ПАП.

17. Старший техник-лейтенант Константинов Михаил Петрович – техник звена 5-го ПАП.

18. Старший техник-лейтенант Криницкий Михаил Михайлович – старший техник звена 5-го ПАП.

19. Военный инженер 3-го ранга Сибекин Иосиф Никифорович – старший инженер 5-го ПАП

20. Воентехник 1-го ранга Кучейко Виктор Борисович – старший авиатехник 5-го ПАП.

21. Старший техник-лейтенант Ивакин Ермолай Федорович – старший авиатехник 5-го ПАП.

22. Старший техник-лейтенант Туваев Анатолий Дмитриевич – бортовой авиатехник 5-го ПАП.

23. Старший сержант Кричевский Яков Миронович –авиамоторист 5-го ПАП.

24. Старшина Алексеев Василий Карпович – авиамоторист 5-го ПАП.

20 ноября 1942 г. – при перелете из Сеймчана в Якутск катастрофа самолета А-20 в районе Сусумана. Похоронены в пос. Кадыкчан Магаданской области:

25. Капитан Ковылин Иван Алексеевич – заместитель командира авиаэскадрильи 3-го ПАП.

26. Сержант Борискин Николай Дмитриевич – воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

27. Капитан Михасев Дмитрий Васильевич – штурман 3-го ПАП (выпрыгнул с парашютом из самолета А-20 при попадании в сложные метеоусловия. Останки обнаружены геологоразведочной экспедицией в районе Оймякона).

20 ноября 1942 г. к моменту вылета из Сеймчана звена самолетов (один Б-25 и два А-20 В) метеостанция давала высоту облачности по маршруту 1 500 – 2 000 м, местами снегопад с ухудшением видимости до 2–4 км. Возможность обледенения при пробивании облачности в метео­бюллетене не указывалась.

Расследованием установлено, что фактическая погода по маршруту была хуже указанной в метеобюллетене: в облаках было значительное обледенение.

Лидер – старший лейтенант Соловьев, получив указание командира 3-го ПАП о пробивании облаков в рай­оне аэродрома Сеймчан, где облачность была наиболее тонкой, эту команду не выполнил, а стал пробивать вверх мощный слой облаков на маршруте в районе Берелеха. Не выдерживая на наборе высоты в облаках прямолинейного направления, Соловьев потерял контакт с группой.

В облаках началось значительное обледенение. Потеряв связь с ведомыми, Соловьев произвел посадку в
 Оймяконе. Майор Тихомиров самостоятельно дошел до Якутска, где благополучно приземлился. Самолет капитана Ковылина был обнаружен сгоревшим в районе Аркагала. Капитан Ковылин и бортрадист Борискин сгорели. Штурман капитан Михасев на месте катастрофы не найден, видимо, покинул самолет с парашютом.

Истинную причину катастрофы установить не удалось. Очевидно, что катастрофа произошла при попытке Ковылина произвести вынужденную посадку в условиях плохой видимости при снегопаде в высокогорном районе. По показаниям очевидцев, самолет не падал, а снижался, но моторы работали с перебоями.

(По сведениям из приказа по Красноярской воздушной трассе ВВС от 23 января 1943 г. «О катастрофе самолета А-20В, пилотируемого заместителем командира авиаэскадрильи 3-го ПАП капитаном Ковылиным»)

23 ноября 1942 г. – при взлете на аэродроме Марково самолет А-20В, набрав высоту 5–6 метров, вследствие отхода сектора газа, потерял скорость, резко развернулся влево и упал в лес. В катастрофе погиб и похоронен в пос. Марково, Чукотский национальный округ:

28. Старший лейтенант Комаров Андрей Иванович – штурман авиаэскадрильи 3-го ПАП.

6 декабря 1942 г. – катастрофа самолета Б-25 в Фэрбенксе во время контрольного облета перед отправкой самолета в Советский Союз. Погиб вместе с американским экипажем и похоронен на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

29. Майор Кисельников Борис Васильевич – инженер.

7 декабря 1942 г. – катастрофа самолета А-20. Похоронены в дер. Марково Усть-Кутского района Иркутской области:

30. Капитан Дудин Александр Иванович – летчик-лидер 5-го ПАП.

31. Капитан Гутафель Николай Иванович – штурман-лидер 5-го ПАП.

32. Старший сержант Исмагилов Тулеин Исмагилович – воздушный стрелок-радист 5-го ПАП.

На маршруте Киренск – Красноярск, из-за недостаточного опыта технического состава в подготовке самолета к полетам в условиях больших морозов, через образовавшуюся трещину в дюритовом соединении маслосистемы через 40 минут полета появилась течь масла, которая не была своевременно замечена летчиком. Течь привела к масляному голоданию и, как следствие, заклиниванию правого мотора. При заходе на вынужденную посадку на реку Лена летчик не рассчитал и решил пойти на второй круг, но при этом не справился с техникой пилотирования на одном моторе, свалился на правое крыло и столкнулся с землей.

27 декабря 1942 г. – катастрофа самолета Р-5 на участке Берелех – Сеймчан. Похоронены на месте происшествия:

33. Старший лейтенант Борисов Николай Михайлович – летчик 2-го ПАП.

34. Батурин Иван Федорович – воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.

10 января 1943 г. – катастрофа самолета Р-39 в рай­оне Якутского аэродрома. Похоронен в г. Якутске:

35. Старший сержант Локтионов Василий Яковлевич – летчик 4-го ПАП.

«Получив задание на тренировочный полет по кругу, Локтионов на Р-39 произвел нормальный взлет. При подходе ко второму развороту были слышны резкие перебои мотора. При подходе к третьему развороту показалось пламя с левой стороны мотора, быстро охватившее весь самолет. Сбросив аварийно дверку кабины, Локтионов попытался выброситься на парашюте, но застрял, зацепившись ногами за педаль и ручку управления. Самолет, перейдя в беспорядочное падение, ударился о землю и сгорел вместе с летчиком…

На сгоревшем моторе найден оборванный шатун шестого цилиндра и следы ударов о части мотора остатками шатуна у кривошипной головки. Кроме того, показанием очевидцев установлено, что после первого разворота на высоте 150 м от самолета отделялись какие-то детали. Мотор работал на необычайно больших оборотах («сильно ревел»).

Причиной катастрофы явилась раскрутка воздушного винта из-за отказа автомата, вследствие чего произошел обрыв шатуна, повлекший за собой разрушение картера, что вызвало пожар».

(Из приказа по Красноярской воздушной трассе от 25 января 1943 г.)

22 февраля 1943 г. – катастрофа самолета Р-39 при посадке на аэродром в Киренске. Похоронен в Киренске:

36. Лейтенант Иванов Александр Михайлович – летчик 5-го ПАП.

Группа в составе семи самолетов Р-39 собралась над аэродромом Киренск и легла курсом на Красноярск. Через пять минут летчик Иванов вышел из строя и пошел на аэродром вылета. Подойдя к аэродрому, он выпустил шасси и стал заходить на посадку. При этом ему не удалось зайти на укатанную полосу. Он дал газ и пошел на второй круг. Мотор работал без перебоев, но машина продолжала идти со снижением. Летчик убрал шасси, но и после этого набора высоты не происходило. Самолет шел по прямой на высоте 80–90 футов с явно малой скоростью. На левом развороте, вследствие потери скорости, самолет перевернулся через левое крыло на спину, опустил нос и врезался в землю.

Причиной катастрофы явился отказ автомата воздушного винта. Это подтверждается и свидетельством очевидцев с земли: мотор работал нормально, а тяга была недостаточной. Кроме того, при осмотре разрушившегося самолета обнаружено, что винт находится на большом шаге.

(Составлено по тексту приказа по Красноярской воздушной трассе ВВС от 5 марта 1943 г. «О катастрофе самолета Р-39 № 24758»)

26 февраля 1943 г. – катастрофа самолета Р-39 на аэродроме Уэлькаль. Похоронен в пос. Уэлькаль, Чукотка:

37. Лейтенант Пурим Илья Андреевич – летчик 1-го ПАП.

При заходе на посадку в снегопаде, из-за плохой видимости, летчик не справился с техникой пилотирования, потерял пространственное положение, свалился в штопор и разбился.

Катастрофа произошла не только из-за слабой подготовки летчика к «слепому» полету, но и по причине плохого наблюдения и изучения погоды во время подготовки к вылету и в процессе перелета со стороны командования полка и метеослужбы.

5 марта 1943 г. – катастрофа из-за отказа двух двигателей самолета Ли-2 в районе пос. Бердигестях Республики Саха (Якутия). Похоронены в г. Якутске:

38. Лейтенант Червяков Николай Павлович – командир корабля 6-й транспортной авиаэскадрильи.

39. Лейтенант Пивоваров Борис Николаевич – старший летчик 3-го ПАП.

40. Младший воентехник Коломыткин Михаил Федорович – авиатехник 6-й транспортной авиаэскадрильи.

14 марта 1943 г. – катастрофа самолета А-20 при взлете в Номе из-за отказа двигателей. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

41. Старший лейтенант Савинкин Александр Иванович – командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.

42. Капитан Нуреев Муберст Нуреевич – штурман авиаэскадрильи 1-го ПАП.

43. Старший лейтенант Муравьев Михаил Кириллович – воздушный стрелок-радист 1-го ПАП.

24 марта 1943 г. – катастрофа самолета Р-39 в районе пос. Аллах-Юнь Республики Саха (Якутия). Похоронен на месте происшествия:

44. Капитан Ковалев Василий Иванович – заместитель командира авиаэскадрильи 7-го ПАП.

Во время перелета по маршруту Сеймчан – Якутск группы самолетов, пилотируемых летчиками 7-го ПАП, при усложненных метео­условиях полета, отстал от группы и без вести пропал на самолете Р-39 № 24962 капитан Ковалев.

Обстоятельства происшествия. Лидер группы командир эскадрильи старший лейтенант Лоскутов получил разрешение на вылет 24 марта. Прогноз погоды указывал, что полет придется длительное время совершать на высоте около 20 тысяч футов. Перед вылетом лидер не потребовал от летчиков доклада о наличии запаса кислорода на самолетах и не занялся расчетом потребного количества кислорода, ограничившись общими указаниями о предстоящем полете на большой высоте. Вследствие такой бесконтрольной и плохой организации предполетной подготовки часть экипажей, в том числе и капитан Ковалев, вылетела с недопустимо малым запасом кислорода.

В пути группа летела в течение 2–2,5 часов на высоте 19–23 тысяч футов. Часть летного состава ощущала кислородное голодание, вследствие чего было плохое самочувствие. Предположительно, капитан Ковалев из-за кислородного голодания потерял сознание, и неуправляемый самолет разбился.

(Составлено по приказу начальника Красноярской воздушной трассы ВВС от 19 апреля 1943 г.)

24 марта 1943 г. – катастрофа самолета А-20 в 18 км от аэропорта Киренск. Похоронены в г. Киренске Иркутской области:

45. Капитан Лобарев Дмитрий Михайлович – заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.

46. Капитан Ершов Михаил Константинович – штурман звена 4-го ПАП.

47. Нечепуренко Василий Николаевич – воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

25 марта 1943 г. – катастрофа самолета А-20. Похоронены в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):

48. Капитан Салов Федор Павлович – командир авиаэскадрильи 3-го ПАП.

49. Старший лейтенант Радь Иван Федорович – штурман-лидер 3-го ПАП.

50. Старший сержант Сухлецов Михаил Дмитриевич – воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

25 марта звено самолетов А-20 под командованием капитана Салова взлетело с аэродрома Сеймчан для перелета в Якутск. В районе Берелеха звено встретило полную просвечивающуюся облачность, при которой земля просматривалась, но горизонтальная видимость была ограничена. Отсюда из-за плохого самочувствия один из ведомых самолетов вернулся обратно, остальные продолжали полет с набором высоты до 17 тысяч футов. На этой высоте горизонтальной видимости тоже не было, и капитану Салову пришлось вести самолет по приборам. По докладу ведомого летчика Гродзенского, в районе Верхоянского хребта при скорости 200 миль/час самолет Салова стал покачиваться, перешел в пикирование с углом примерно 60° и врезался в землю. Самолет сгорел, экипаж погиб.

Предположительная причина происшествия: Салов на высоте 17 тысяч футов потерял сознание, и самолет перешел в неуправляемое падение.

(Составлено по приказу начальника КВТ ВВС от 13 мая 1943 г.)

18 апреля 1943 г. – катастрофа самолета А-20 № 13622 в Момском улусе Республики Саха (Якутия). Похоронены в 30 км от села Сасыр Момского улуса Республики Саха (Якутия):

51. Старший лейтенант Чередниченко Яков Яковлевич – летчик 3-го ПАП.

52. Красноармеец Житин Иван Яковлевич – воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

7 мая 1943 г. – катастрофа из-за отказа двигателей самолета Б-25 № 232519 при взлете в аэропорту Якутск. Похоронены в г. Якутске:

53. Майор Бороненко Александр Маркович – командир авиаэскадрильи 4-го ПАП.

54. Капитан Шевелев Василий Андреевич – штурман авиаэскадрильи 4-го ПАП.

55. Инженер-капитан Куделин Петр Васильевич – старший инженер 4-го ПАП.

56. Младший лейтенант Шабанов Алексей Васильевич – флагманский воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

57. Сержант Наумов Григорий Тихонович – воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

58. Старший техник-лейтенант Ференс Всеволод Алексеевич – бортовой авиатехник 4-го ПАП.

«Падение самолета при катастрофе произошло на р. Лене в районе гидроаэропорта Жатай. Определение точного местонахождения самолета и его состояния в мае было невозможно вследствие наличия вокруг предполагаемого места падения ледохода… из-за чего никаких работ по розыскам самолета и его подъема не проводилось.

С 16 мая проводились неоднократные поиски самолета на катере, но они не увенчались успехом. 5 июня, вследствие незначительного падения уровня воды, были обнаружены на поверхности отдельные детали самолета, однако сильное течение воды и ее большой уровень не позволили приступить к работам по извлечению.

С 15 июня, ввиду дальнейшего падения уровня воды, приступили к подъему трехтонными талями, но из-за вязкости грунта и большого течения, а так же увеличения снова уровня воды положительных результатов не достигли. 16 и 17 июня на месте катастрофы работал семитонный плавучий кран, который пытался поднять самолет. Извлечены: мотор, амортстойка основного шасси с колесом, башня стрелка-радиста и мелкие куски планера.

Из башни было извлечено тело младшего лейтенанта Шабанова. Он был похоронен 18 июня со всеми воинскими почестями в 300-х метрах от берега.

Извлечение самого планера не представилось возможным из-за наполнения его большим количеством ила и песка, а также полной деформации фюзеляжа. Детали, за которые укреплялся трос, отрывались отдельными кусками. С 18 июня, из-за повышения уровня воды и отсутствия второго крана, работы по подъему были прекращены, но велось наблюдение за поведением самолета и уровнем воды.

16 июля возобновили работы со вторым краном с привлечением двух водолазов. Они нашли вблизи падения самолета второй мотор, который был поднят. Попытки водолазов вести раскопки ила и песка положительного результата не дали…

Выводы:

1. В связи с полным разрушением на отдельные части самолета во время его падения, а так же совпадением времени катастрофы с ледоходом, что усугубило его разрушение и разбрасывание отдельных деталей, быстрым течением, большим заносом внутрь частей самолета ила и песка, невозможностью извлечения трупов… считать нецелесообразным и невозможным производить дальнейшие работы по извлечению трупов и отдельных деталей самолета.

2. Для увековечения памяти погибших комиссия считает необходимым поставить памятник всему экипажу на месте захоронения младшего лейтенанта Шабанова.

Акт подписали: майор Медведкин, инженер-майор Сафрончик, инженер-майор Александров, капитан Ваганов и техник-лейтенант Яковлев».

(Из акта комиссии, составленного 21 августа 1943 г.).

21 мая 1943 г. – катастрофа самолета А-20G в районе Верхоянского хребта. Похоронены в мае 1983 г. в селе Тополиное Томпонского улуса Республика Саха (Якутия):

59. Старший лейтенант Лесных Владимир Григорьевич – летчик 7-го ПАП.

60. Лейтенант Сивельгин Сергей Акимович – штурман 7-го ПАП.

61. Ведмицкий Георгий Георгиевич – старший техник авиаэскадрильи 7-го ПАП.

22 мая 1943 г. – при вынужденной посадке в районе пос. Маган близ Якутска из-за отказа двигателей сгорел самолет А-20G № 253625. 24 мая умерли в больнице и похоронены в Якутске:

62. Старший лейтенант Тимошенко Иван Алексеевич – летчик 4-го ПАП.

63. Сержант Смирнов Михаил Васильевич – воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

27 мая 1943 г. – катастрофа самолета А-20В № 13675 из-за отказа одного двигателя во время тренировочного полета в районе пос. Сеймчан. Похоронены в пос. Сеймчан Магаданской области:

64. Майор Артюхов Михаил Ильич – командир авиаэскадрильи 3-го ПАП.

65. Капитан Федотов Иван Сергеевич – заместитель командира авиаэскадрильи 3-го ПАП.

66. Младший воентехник Трошин Матвей Матвеевич – авиатехник 3-го ПАП.

29 мая 1943 г. – катастрофа самолета С-47 в районе пос. Уэлькаль (при снижении в плотной облачности врезался в сопку). Похоронены в пос. Уэлькаль, Чукотка:

67. Старший лейтенант Спиридонов Евгений Семенович – командир корабля 8-го транспортного авиаполка (ТАП).

68. Кожухов Константин Иванович – бортовой авиатехник 8-го ТАП.

69. Пехота Александр Митрофанович – бортрадист 8-го ТАП.

6 июня 1943 г. – катастрофа самолета A-20G № 253721 в районе Верхоянского хребта. Похоронены в пос. Зырянка Республика Саха (Якутия):

70. Старший лейтенант Гродзенский Иуда Леонтьевич – командир звена 3-го ПАП.

71. Лейтенант Михайлюк Александр Артемьевич – штурман звена 3-го ПАП.

72. Красноармеец Суранов Иван Романович – воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.

9 июня 1943 г. – катастрофа самолета С-47 № 223433 в районе аэродрома Магадан. Похоронены в г. Магадане:

73. Смирнов Василий Петрович – командир корабля 8-го ТАП.

74. Жуков Александр Васильевич – воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.

75. Залогин Евгений Михайлович – бортрадист 8-го ТАП.

9 июня 1943 г. экипаж – командир капитан В.П. Смирнов, бортмеханик техник-лейтенант Д.И. Уютное и бортрадист Е.М. Залогин, подготовив вышедший из ремонта в Магаданских полевых авиаремонтных мастерских (ПАРМ-1) самолет, взяли на борт пять пассажиров из числа технической бригады, производившей ремонт, и в 12 часов произвели нормальный взлет с Магаданского аэродрома (13-й км). Набрав высоту около 300 метров, С-47 стал резко снижаться по прямой в направлении бухты Гертнера. В долине реки Дукча он, коснувшись правой плоскостью берега реки, взмыл метров на 20 и беспорядочно ударился о левый берег. При ударе самолет полностью разрушился. Командир корабля Смирнов, бортрадист Залогин и четыре пассажира погибли (один из них стрелок-радист 2-го ПАП А.В. Жуков). Бортмеханик Уютное и борттехник 2-го ПАП Ильин получили тяжелые ранения.

Причина происшествия. При ремонте борттехник Ильин неправильно подсоединил тросы управления триммером руля высоты, а приемочная комиссия под председательством Смирнова этот дефект не выявила. После взлета, при наборе высоты, летчик почувствовал давление на штурвал и пытался уменьшать его триммером. Но так как триммер работал в обратном направлении, то давление на штурвал еще больше увеличивалось. Самолет пошел на снижение. Пробовали приостановить этот процесс взятием штурвала на себя, но не хватило сил двух человек. Положение не удалось исправить до столкновения с землей.

Виновники происшествия – борттехник Ильин, который, не зная материальной части, допустил при сборке неправильную постановку триммеров руля высоты, а также командир корабля Смирнов и бортмеханик Уютное, которые дважды обязаны были проверить органы управления самолетом: при приемке из ремонта и перед вылетом.

12 июня 1943 г. – катастрофа самолета Р-39 в районе аэродрома Ледд-филд (Аляска). Похоронен на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

76. Младший лейтенант Бокарев Степан Степанович – летчик 1-го ПАП.

27 июня 1943 г. – катастрофа самолета А-20 при столкновении в воздухе с другим А-20 при подлете к Ному. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

77. Капитан Моисеев Иван Николаевич – командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.

78. Лейтенант Заремба Константин Иосифович – штурман корабля 1-го ПАП.

27 июня 1943 г. – катастрофа самолета А-20 при столкновении в воздухе с другим А-20 при подлете к Ному. Похоронены на Аляскинском национальном кладбище близ Анкориджа (США):

79. Младший лейтенант Скореднов Алексей Дмитриевич – летчик 1-го ПАП.

80. Старший сержант Щекочихин Степан Иванович – воздушный стрелок-радист 1-го ПАП.

28 июня 1943 г. – катастрофа самолета А-20 № 233203: на маршруте Уэлькаль – Сеймчан вошел в штопор и врезался в землю. Похоронены в пос. Сеймчан Магаданской области:

81. Капитан Охапкин Александр Федотович – заместитель командира авиаэскадрильи 2-го ПАП.

82. Капитан Сапруненко Борис Захарович – штурман звена 2-го ПАП.

83. Старший сержант Скирдонов Василий Дмитриевич – воздушный стрелок-радист 2-го ПАП.

12 июля 1943 г. – самолет A-20G № 253862 пропал без вести при перелете на участке Киренск – Красноярск; погибли:

84. Старший лейтенант Заломин Иван Иванович – летчик 5-го ПАП.

85. Старший лейтенант Максимов Иван Архипович – штурман корабля 5-го ПАП.

12 июля 1943 г. – катастрофа самолета A-20G № 254011 в районе пос. Усть-Кут. Похоронены на месте происшествия:

86. Лейтенант Иванов Георгий Михайлович – летчик 5-го ПАП.

87. Сержант Шабуров Георгий Николаевич – воздушный стрелок-радист 5-го ПАП.

23 июля 1943 г. – катастрофа самолета Р-39 № 19675 на аэродроме Марково: на посадке потерял скорость и свалился в штопор. Похоронен в пос. Марково, Чукотка:

88. Лейтенант Селюминов Ефим Иосифович – летчик 2-го ПАП.

28 августа 1943 г. – катастрофа самолета С-47 в 50 км от пос. Эгвекинот (предгорье Золотого хребта): при пробивании облачности на снижении врезались в сопку. Похоронены в пос. Эгвекинот, Чукотка:

89. Старший лейтенант Герасимов Евгений Федорович – командир корабля 8-го ТАП.

90. Младший лейтенант Петухов Николай Федорович – второй пилот 8-го ТАП.

91. Младший воентехник Кутилин Никодим Алексеевич – бортмеханик 8-го ТАП.

92. Сержант Оконечников Петр Капитонович – бортрадист 8-го ТАП.

28 августа 1943 г. экипаж самолета С-47 № 25644 имел оперативное задание доставить строителей из Олекминска в Марково и далее следовать в Уэлькаль. Через полчаса после высадки пассажиров в Марково самолет в 9 часов 30 минут (мск. вр.) вылетел в Уэлькаль. По маршруту была облачность. Не уточнив своего местонахождения, экипаж, пробивая облачность, стал снижаться и врезался в сопку северной части Ушканьего хребта. Самолет сгорел. Ввиду непроходимости местности погибший экипаж не удалось вывезти.

Причины происшествия: Самолет был выпущен в полет помощником начальника Марковского аэропорта капитаном Мовчан до получения подтверждения из Уэлькаля о разрешении посадки.

В тот день солнце зашло в Уэлькале в 9 часов 35 минут (мск. вр.), а темнота наступила в 11 часов 18 минут. Следовательно, времени оставалось с момента вылета до наступления темноты в Уэлькале 1 час 43 минуты, а для полета из Марково в Уэлькаль требовалось 1 час 50 минут. Даже при благоприятном полете посадку пришлось бы производить при полной темноте, а Герасимов к полетам ночью не был допущен.

Зная о том, что пробивать облачность можно только над аэродромом, Герасимов начал это делать по расчету времени, а не по имеющимся радиоприводным средствам. Расчет момента на пробивание облачности оказался неверным, в результате чего и произошло столкновение с лежащими на маршруте горами, о которых летчик заранее знал.

Виновниками происшествия признаны заместитель начальника аэропорта Марково капитан Мовчан и летчик лейтенант Герасимов.

12 сентября 1943 г. – катастрофа самолета Р-39 № 220643: свалился в штопор при заходе на посадку в Оймяконе. Похоронен в пос. Оймякон Республики Саха (Якутия):

93. Старший лейтенант Биох Франц Игнатьевич – командир звена 3-го ПАП.

24 октября 1943 г. – самолет Р-39 № 220519 пропал без вести в районе Нижнеилимска при перелете из Киренска в Красноярск; погиб:

94. Капитан Чуйко Григорий Петрович – заместитель командира авиаэскадрильи 5-го ПАП.

6 ноября 1943 г. – катастрофа самолета Р-39 № 220613 (столкновение в воздухе с другим самолетом). Похоронен в г. Олекминске, Республики Саха (Якутия):

95. Майор Морозов Павел Федорович – заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.

Группа из семи самолетов производила перелет из Якутска в Киренск. В районе Витима на высоте 3000 футов группа обгоняла, летевший правее и ниже на 150 – 200 метров, пассажирский гидросамолет «Морской Дуглас», пилотируемый экипажем Б.Н. Агрова. Майор Морозов летел замыкающим в левом пеленге. При пристраивании он на короткое время попал в облачность и, потеряв самолеты из виду, вклинился в строй и столкнулся с самолетом Р-39 лейтенанта Федотова. В момент столкновения самолет Морозова загорелся и перешел в беспорядочное падение. Майор Морозов погиб.

Самолет Федотова перешел в штопор, и только на высоте 150 – 200 метров летчик отделился от него, распустил парашют и приземлился, получив при этом ранение.

25 ноября 1943 г. – катастрофа самолета С-47 в Ушканьих горах. Похоронены в г. Якутске:

96. Майор Пономаренко Федор Лукич – командир авиаэскадрильи 8-го ТАП.

97. Воентехник 2-го ранга Дерибин Леонид Александрович – бортмеханик 8-го ТАП.

98. Старшина Попов Иван Васильевич – бортрадист 8-го ТАП.

25 ноября 1943 г. в 23 часа 20 минут московского времени самолет С-47 № 223986 при благоприятной погоде вылетел из Уэлькаля в Сеймчан, имея на борту груз и одного пассажира (Хавронин М.И.). В 23часа 33 минуты майор Пономаренко сообщил на вышку, что идет под облаками на высоте 3500 футов, подходит к Ушканьим горам, видимость неограниченная. После этого связь с самолетом прекратилась. Только 29 ноября 1943 г. после тщательных поисков самолет был обнаружен с воздуха в 50 – 60 км западнее Уэлькаля. Самолет разбит. Экипаж погиб.

Причиной катастрофы явился пожар от короткого замыкания силовой электропроводки в кабине экипажа. Столкновение самолета с землей произошло вследствие затрудненных условий пилотирования из-за пожара и дыма в кабине.

30 ноября 1943 г. – катастрофа самолета Р-39. Похоронен в г. Олекминске Республики Саха (Якутия):

99. Старший лейтенант Ефремов Дмитрий Ефремович – летчик 4-го ПАП.

22 февраля 1944 г. – катастрофа самолета Б-25. Похоронены в пос. Уэлькаль, Чукотка:

100. Майор Зотов Петр Герасимович – заместитель командира 1-го ПАП.

101. Младший лейтенант Звороно Константин Константинович – начальник связи 1-го ПАП.

102. Техник-лейтенант Яшкин Владимир Харитонович – борттехник 1-го ПАП.

29 марта 1944 г.– катастрофа самолета Р-39 около деревни Глубокий Ручей Сухобузимского района Красноярского края. Похоронен на месте происшествия:

103. Старший лейтенант Самарцев Георгий Иосифович – командир звена 5-го ПАП.

29 марта 1944 г. – катастрофа самолета Р-39. Обнаружен в 1982 г. в 26 км от дер. Усть-Кан Сухобузимского района Красноярского края. Похоронен 10 сентября 1986 г. на городском кладбище в Красноярске-26:

104. Старший лейтенант Мошкей Василий Семенович – летчик 5-го ПАП.

16 мая 1944 г. – катастрофа самолета А-20. Самолет упал в р. Лену на участке Якутск – Киренск, погибли:

105. Лейтенант Глушцов Александр Васильевич – летчик 4-го ПАП.

106. Старшина Шевчук Владимир Сергеевич – воздушный стрелок-радист 4-го ПАП.

30 мая 1944 г. – катастрофа самолета С-47. Самолет упал в Берингово море (залив Креста), погибли:

107. Младший лейтенант Данилов Петр Павлович – летчик 8-го ТАП.

108. Техник-лейтенант Добкин Соломон Маркович – борттехник 8-го ТАП.

109. Старший сержант Гордиенко Петр Филимонович – бортрадист 8-го ТАП.

12 сентября 1944 г. – катастрофа самолета А-20 на аэродроме Олекминск (отказ тормозов). Похоронен в г. Якутске:

110. Майор Хурманец Григорий Григорьевич – заместитель командира авиаэскадрильи 4-го ПАП.

24 декабря 1944 г. – катастрофа самолета Р-63 на аэродроме Ном. Похоронен в пос. Уэлькаль, Чукотка:

111. Майор Сенченко Николай Маркович – командир авиаэскадрильи 1-го ПАП.

8 июня 1945 г. – катастрофа самолета Р-63 № 44103 на аэродроме Сеймчан. Похоронен в пос. Сеймчан Магаданской области:

112. Лейтенант Терентьев Алексей Николаевич – командир звена 3-го ПАП.

7 июня 1945 г. в 13-00 московского времени летный состав 3-го ПАП под командованием командира полка подполковника Фролова, вылетел на С-47 из Сеймчана в Уэлькаль с задачей перегонки истребителей Р-63 «Кингкобра» из Уэлькаля в Сеймчан. Перед вылетом летный состав имел шестичасовый отдых в общежитии.

В 19 часов 20 минут (мск) группа в составе Б-25 (лидер подполковник Фролов) и восьми Р-63 вылетела с Уэлькаля и легла на курс. В левом пеленге третьим от лидера шел лейтенант Терентьев, четвертым и замыкающим в этом пеленге был командир эскадрильи капитан Жуков.

Погода по всему маршруту была ясная, группа следовала на высоте 8500 футов. В полете связь работа хорошо. Лейтенант Терентьев жалоб никаких не предъявлял. Группа подошла к Сеймчану в 23-30 (мск) на высоте 2500 футов на скорости 220 миль/час. Подполковник Фролов объявил о порядке и условиях посадки. С его разрешения и по команде с вышки группа стала расходиться, готовясь к посадке. Первым отвалил влево капитан Жуков, вторым по команде лидера вышел из строя лейтенант Терентьев. Он ввел самолет в глубокий крен до 120° и с крутым снижением стал разворачиваться на 180°, т.е. фактически произвел неполный управляемый переворот. При попытке вывода самолета из пикирования после переворота, вследствие боязни столкновения с землей, Терентьев резко потянул ручку на себя. Самолет начал выходить из создавшегося положения, но, вследствие перетягивания ручки, свалился на правое крыло и врезался в землю в 800 м восточнее аэродрома Сеймчан. Самолет разбит, лейтенант Терентьев погиб.

(Выписка из приказа по 1-й КПАД, подписанного командиром дивизии Мельниковым и начальником штаба Прянишниковым)

«Лейтенант Терентьев – старый опытный летчик, на трассе перегнал 320 боевых самолетов без летных происшествий, имея общий налет 3100 часов. На трассе летал на Р-40, Р-39 и Р-63».

(Из рапорта командира 1-й эскадрильи капитана Жукова).

23 августа 1945 г. – катастрофа самолета С-47 в 50 км севернее г. Гирин (Маньчжурия, Китай). Погиб, место погребения неизвестно:

113. Старшина Зубко Михаил Андреевич – борттехник 8-го ТАП.

В данном списке потерь приведены Ф.И.О. летно-технического состава 1-й КПАД ГВФ, погибшие или пропавшие без вести при выполнении непосредственных служебных обязанностей.

В список не включены покончившие жизнь самоубийством, умершие по болезни или по другим причинам, не связанными с исполнением служебных обязанностей.

Детальное исследование провел – историк Александр Кот (Материалы взяты с сайта «Полярная почта»; Оригинал статьи:www.kolymastory.ru ).

 

 

 

Регион Ставропольский край
Воинское звание Майор.
Населенный пункт: Минеральные Воды
Воинская специальность Командир авиационной эскадрильи 4 перегоночного авиационного полка, 1 перегоночной авиационной дивизии ГВФ, 4 (г. Якутск — г. Киренск) этапа Красноярской воздушной трассы ВВС КА.
Место рождения Российская Империя, Терская область, Пятигорский отдел, посёлок Илларионовский.
Годы службы 1933 1943
Дата рождения 22.01.1910
Дата смерти 7.05.1943

Документы

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Приказ об исключении из списков.

Приказ об исключении из списков.

Донесение о безвозвратных потерях.

Донесение о безвозвратных потерях.

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ"".

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ"".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной лист на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Фотографии

Майор БАРОНЕНКО А. М.

Майор БАРОНЕНКО А. М.

Майор БАРОНЕНКО А. М.

Майор БАРОНЕНКО А. М.

Лётный состав 4 перегоночного авиационного полка.

Лётный состав 4 перегоночного авиационного полка.

Самолёты Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком.

Самолёты Дуглас A-20 «Бостон» (Douglas A-20 Boston), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком.

Бомбардировщик B-25D «Митчелл» (North American B-25D-10 Mitchell), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком.

Бомбардировщик B-25D «Митчелл» (North American B-25D-10 Mitchell), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком.

Воздушная трасса Аляска - Сибирь (АлСиб). Самолёт - лидер ведёт истребители.

Воздушная трасса Аляска - Сибирь (АлСиб). Самолёт - лидер ведёт истребители.

Воздушная трасса Аляска - Сибирь (АлСиб).

Воздушная трасса Аляска - Сибирь (АлСиб).

Мемориал Героям воздушной трассы Аляска - Сибирь (АлСиб): Республика Саха (Якутия), городской округ город Якутск.

Мемориал Героям воздушной трассы Аляска - Сибирь (АлСиб): Республика Саха (Якутия), городской округ город Якутск.

Самолёты - истребители Р-63 «Кингкобра» (Bell P-63A-10-BE «Kingcorba»), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком.

Самолёты - истребители Р-63 «Кингкобра» (Bell P-63A-10-BE «Kingcorba»), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком.

Американские истребители P-63 «Кингкобра» (Bell P-63 Kingcobra) и истребители P-39 Аэрокобра (Bell P-39 Airacobra), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком.

Американские истребители P-63 «Кингкобра» (Bell P-63 Kingcobra) и истребители P-39 Аэрокобра (Bell P-39 Airacobra), которые в т. ч. перегонялись 4 перегоночным авиационным полком.

Старший инженер 4 пап инженер-капитан КУДЕЛИН П. В.

Старший инженер 4 пап инженер-капитан КУДЕЛИН П. В.

Штурман авиационной эскадрильи капитан ШЕВЕЛЁВ В. А.

Штурман авиационной эскадрильи капитан ШЕВЕЛЁВ В. А.

Бортовой авиатехник старший техник-лейтенант ФЕРЕНС В. А.

Бортовой авиатехник старший техник-лейтенант ФЕРЕНС В. А.

Воздушный стрелок - радист младший лейтенант ШАБАНОВ А. В.

Воздушный стрелок - радист младший лейтенант ШАБАНОВ А. В.

Воздушный стрелок - радист сержант НАУМОВ Г. Т.

Воздушный стрелок - радист сержант НАУМОВ Г. Т.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: