
Сергей
Авдеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Бурназян Сергей Авдеевич родился в станице Великокняжеской (ныне город Пролетарск, Ростовская область) 28 мая 1918 года. Затем его семья переехала в Ереван, где он учился в школе № 8 имени А. С. Пушкина.
В школьные годы Сергей Бурназян увлёкся авиамоделированием и в 1935 году стал победителем конкурса авиамоделистов в Закавказье. С самого детства он мечтал о полётах. Вместе с мамой они переехали в Херсон, где Сергей Бурназян устроился на работу на металлообрабатывающий завод. Параллельно поступил в авиационную школу Осоавиахима. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии Херсонским городским военкоматом Николаевской области Украинской ССР.
В 1940 году Сергей Авдеевич стал лётчиком и вступил в ВКП(б)/КПСС. Как одного из лучших курсантов его оставили работать инструктором. С началом Великой Отечественной войны Сергей Авдеевич готовил молодых пилотов для лётных подразделений, но сам стремился на фронт. С 13 ноября 1941 года лейтенант Сергей Бурназян — в действующей армии.
15 апреля 1943 года пилоты авиаэскадрильи направлялись в тыл для получения новых самолётов. У разъезда 235 километр, расположенном между станциями Дугинка и Хреновая в Бобровском районе Воронежской области, их железнодорожный состав подвергся массированной вражеской атаке. В результате бомбардировки осколок авиабомбы оборвал жизнь командира эскадрильи 866-го истребительного авиаполка Сергея Авдеевича Бурназяна.
Боевой путь
С началом Великой Отечественной войны Сергей Авдеевич Бурназян стал лётчиком-инструктором в Сталинградском военном авиационном училище. В ноябре 1941 года на базе училища были сформированы два истребительных полка, в состав которых вошли молодые лётчики, окончившие обучение в октябре 1941 года. Командирами эскадрилий и их заместителями стали лётчики-инструкторы.
Сергей Авдеевич 13 ноября 1941 года стал заместителем командира 2-й эскадрильи в 629-м истребительном авиаполку, входившем в состав 102-й авиадивизии противовоздушной обороны. Авиаполк использовал самолёты И-16, устаревшие модели, переданные из военных училищ Борисоглебска и Армавира.
С середины мая 1942 года полк защищал станцию Морозовская и военные объекты Сталинграда от атак немецкой авиации. В течение июля 1942 года Сергей Бурназян участвовал в 25 воздушных боях, лично сбил два вражеских самолёта и один в составе группы. Кроме того, он совершил 10 атак на колонны противника и успешно выполнил 9 разведывательных вылетов.
В июле его эскадрилья уничтожила 16 самолётов врага. За проявленный героизм и успехи в боях, в июле 1942 года Сергей Бурназян был удостоен ордена Красного Знамени, согласно приказу командования Юго-Восточного фронта.
В октябре 1942 года старший лейтенант Бурназян принял командование эскадрильей в 866-м истребительном авиаполку, входившем в 288-ю истребительную авиадивизию 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. В 1943 году совместно с другими частями армии, принимал активное участие в операции по уничтожению немецко-фашистских войск под Сталинградом. Согласно представлению командира полка, майора Петра Михеевича Иванова, Сергей Бурназян имел общий налёт в 1700 часов. За период службы лётчик выполнил 186 боевых вылетов и лично сбил восемь вражеских самолётов. За проявленное мужество и героизм лётчик-истребитель Сергей Бурназян был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
20 декабря группа из четырёх истребителей Як-7б, ведомая Бурназяном, осуществляла воздушное прикрытие советских войск в районе станицы Боковская в Ростовской области. В этом месте они столкнулись с превосходящими силами противника: 30 бомбардировщиков Ю-88 и четыре истребителя MЕ-109ф.
Сергей Бурназян, осуществив внезапную атаку, уничтожил один вражеский самолёт. Под натиском советских истребителей немецкие бомбардировщики в спешке избавились от бомбовой нагрузки, сбросив её беспорядочно, и улетели. Наши лётчики в этом бою не понесли потерь. За проявленную храбрость и успешное выполнение боевой задачи Сергей Бурназян был удостоен ордена Красного Знамени