Чебаков Никита  Никанорович
Чебаков
Никита

Никанорович
младший лейтенант / Военный корреспондент
23.05.1916 - 30.08.1968

История солдата

Никита  Никанорович  был средним из трёх братьев в семье. Их родитель был «крепким хозяином» в семье довольно зажиточного владельца мельницы, в верховьях реки Дон у них было своё мукомольное производство.

В начале XX века перед Мировой войной семья переезжает в Алтайский край. Среди живописных озёр и рек, впадающих в полноводную Обь, в селе с красивым названием Жённые Ракиты родился будущий художник. На речке в этих местах семья возводит новую мельницу в надежде на лучшую жизнь. Но надежды не оправдались: сухой изменчивый климат до неузнаваемости меняет ландшафт. Вместе с этой бедой, приходят неисчислимые беды Гражданской войны. Юный Никита в поисках работы уезжает в город Камень на Оби - здесь он работает на более удачливых хозяев, позже едет в Барнаул, где в 1926 году поступает в школу с педагогическим уклоном. Здесь происходит первое творческое крещение. Юный художник рисует плакаты, с которыми его школа выходит на митинги, первомайские шествия, коммунистические субботники. Эти первые шаги в искусстве закладывают фундаментальные понятия художественной грамоты, такие как центр композиции, уравновешенность пятна, локальный и вспомогательный цвета. Поступает в Омске в художественно-промышленный техникум им. М. А. Врубеля. Здесь он более тесно знакомится с жизнью омских художников футуристов, последователей основанного ещё в начале века, этого художественного течения. С 1937 года призван в РККА. Красноармеец Чебаков подаёт документы о поступлении в Суриковский институт в 1939 году, но в этот год документы не принимают и он подаёт документы во ВГИК, где в это время преподают такие замечательные живописцы, как Богородский Ф.С., Юон К.Ф., режиссеры Эйзенштейн С.М. и Кулешов Л.В. Талантливого студента только снявшего военную гимнастёрку, замечают на первых просмотрах. Эйзенштейн предлагает ему участвовать в разработке эскизов к будущему фильму «Иван Грозный». Чебаков Н.Н. принимает это предложение, как большую честь и приступает к работе, но его снова призывают в ряды Красной Армии. Вскоре начинается Великая Отечественная Война, где он сражается до Победы. Служил в газете «Советский пилот» 5-ой Воздушной Армии, 2-го Украинского Фронта.

Лейтенант Чебаков встречает Победу в освобожденной Вене, делая зарисовки в своём фронтовом альбоме. Там он встречается с Федором Семеновичем Богородским, который помогает ему поскорее демобилизоваться для завершения обучения во ВГИКе. Дипломной работой становятся выполненные Никитой  Чебаковым  эскизы к художественному фильму «Молодая Гвардия» режиссера С.А. Герасимова. Но вместо съёмок фильма его по распределению направляют на восстановление разрушенной войной Минской киностудии. Восстановление киностудии не входит в первостепенные планы властей в разрушенной войной Минске. Впоследствии живописец Б.В. Иогансон, приглашает Чебакова Н.Н. принять участие с группой молодых художников в создании полотна «Выступление В.И. Ленина на III съезде Комсомола». По окончании работы над этим грандиозным полотном вся группа награждается Сталинской премией. Художник Чебаков приступает к выполнению давней мечты, картине «Павлик Морозов». Об этой человеческой трагедии, на изломе нашей многострадальной истории, с ним много беседовал, в стенах ВГИКа его наставник и учитель С.М. Эйзенштейн. Он говорил о синтезе образов в картине, которое может объединить кинематограф и живопись, в единый организм, доносящий до зрителя глубинный характер, на новом эмоциональном уровне, отметая всё поверхностное, чуждое, формальное. И претворяя эти задачи художник Чебаков работает увлечённо, ответственно подходя к поискам типажей и сюжетной линии произведения. Многочисленные этюды подводят его к единственно верному пластическому решению. Движение людей, направление их взглядов, стремительность, напряженность окружающей ситуации, присутствует в этом произведении. Захватывает зрителя трагизмом, не только в построении сюжетной линии, но в огромном смысле, во всём историческом контексте, происходящего действия в картине. Борьба противоположностей, столкновение старого, патриархального и нарождающегося нового, принесённого из вне, свергающего устои империи, заставляет зрителя сопереживать, пропускать через свой эмоциональный нерв. Всё это не оставляет нас равнодушным, а заставляет посмотреть внутрь собственных ощущений. Картина была встречена горячими спорами, и была приобретена Русским Музеем. Никита  Никанорович  продолжает увлечённо работать над исторической темой. Результатом этого кропотливого труда становится картина, посвященная подвигу Молодогвардейцев в оккупированном фашистами, Донбасе. В последующие годы, художник много ездит по стране, пишет этюды старинных Русских храмов, церквей и возрождающихся наперекор безбожной власти, образов Святынь земли Русской. В результате этих поездок и всего виденного в нём утверждается Духовная необходимость встречи с наместником Псково-Печёрской Лавры Архимандритом Алипием (Вороновым) - тоже бывшем фронтовиком.

Беседы со святым отцом на протяжении нескольких дней, проведённых в Лавре, укрепили в нём то состояние души, которое, так естественно и характерно для каждого русского человека, эта частица Божьего промысла, которая заложена в нас.

Произведения мастера находятся в Русском Музее Петербурга, Государственной Третьяковской Галерее, в музеях Архангельска, Омска, Новосибирска, Рязани, Тамбовском художественном музее, в художественной галерее Томска, в музеях Ростова-на-Дону, Новокузнецка, Твери. В галерее Тейт, Англия Лондон.

Регион Москва
Воинское звание младший лейтенант
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Военный корреспондент
Место рождения Российская империя, село Жжёные Ракиты
Годы службы 1937 1945
Дата рождения 23.05.1916
Дата смерти 30.08.1968

Боевой путь

Место призыва СССР город Москва
Боевое подразделение 5-я Воздушная Армия 2 Украинского Фронта
Завершение боевого пути Третий Рейх, Вена
Принимал участие Битва за Будапешт, Битва за Вену

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: