Александр
Фёдорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой прадед Александр Фёдорович Чёлышев вырос в детдоме, куда с братом попал после смерти родителей. Рано женился, на фронт ушел в 24 года, дома (в поселке "Заря" Ковровского района) его остались ждать любимая жена Маруся и двое детей.
Прадед был связистом, его задачей было в любых условиях – в стужу или в дождь, по минному полю или под огнем противника - обеспечить бесперебойную связь между советскими войсками.
О войне дед рассказывал неохотно. По скупым воспоминаниям мы, правнуки,
знаем, что красноармеец Чёлышев «размотал катушку» на полстраны
и на пол-Европы, в 1946 успел повоевать и в Японии. Во время битвы на Курской дуге он был единственным выжившим из своего подразделения - был ранен и пролежал без
сознания до поздней ночи, очнулся и ползком добрался до ближайшей деревни, где
его выходили местные жители. Несколько месяцев он воевал с партизанами, а когда
вновь вернулся в армию – едва не попал под трибунал, так как солдату без
документов верить на слово не торопились.
У деда было много наград, но он ими не кичился. И только сейчас, благодаря тому, что стали открытыми многие документы военной поры, мы узнаем, за что он их был удостоен. Например, медаль «За отвагу» получил в 1945. Тогда, в феврале, его 555 стрелковый полк 127 стрелковой Чистяковской дивизии воевал в Германии. «Тянуть связь» пришлось не только по земле, но и по воде. В районе села Шенкендорф рядовой Чёлышев в холодной воде с катушкой на спине и с проводами в руках и зубах форсировал канал, и, как значится в приказе о награждении, «под ураганным огнем противника» справился с поставленной задачей, ликвидировав 7 порывов. Это было всего в 300 км от Берлина.
Прабабушка рассказывала, что муж вернулся с войны с единственным трофеем. Это был маленький – в половину спичечного коробка - металлический складень с тремя образами. Дед объяснил, что нашел его на поле битвы, подумал, что негоже иконам лежать на земле, и хранил их в вещмешке всю войну. Или они хранили его...
После войны прадед работал на железной дороге – был машинистом локомотива.
Дожил почти до 80 лет, воспитал пятерых детей и шестерых внуков. Он всегда был для нас примером мудрости, трудолюбия и такого простого, но нечастого сейчас, искреннего житейского самопожертвования, когда каждый день делаешь все от тебя зависящее ради тех, кем дорожишь.