Черных Иван Сергеевич
Черных
Иван
Сергеевич
младший лейтенант / летчик - бомбардировщик
2.08.1919 - 16.12.1941

История солдата

            Родился 2 августа 1918 года в деревне Петухи ныне Александровского сельсовета Советского района Кировской области  в семье крестьянина. Русский С 1928 года  Иван  с матерью переехали жить   в Томск. У каждого человека есть своя большая мечта. Была такая мечта и у Вани Черных.     С мальчишеских лет пробудилось страстное желание научиться летать, стать крылатым человеком. Окончил  6 классов   школы № 4 и школу ФЗУ  в Томске. Работал слесарем - ремонтником на Киселевском машиностроительном заводе. 

          В рабочем коллективе получил хорошую закалку, в 1937 году стал комсомольцем. Комсомол дал Ивану путевку в авиацию. Сначала Черных учился в аэроклубе, а в январе 1939 года был направлен в Новосибирскую военно-авиационную школу. Энергичный, жизнерадостный паренек рвался  в небо. Что только не делал он, чтобы заполучить «еще один полетик». Быстро росло его профессиональное мастерство. Из училища Иван Черных вышел хорошо подготовленным летчиком, получив звание младшего лейтенанта.

             В июне 1940 - ого года Иван Черных прибыл в Белорусский военный округ, где приступил к службе. Войну встретил в 125 БАП на а пикирующем бомбардировщике Пе-2. Готов был летать и днём и ночью. Экипаж Ивана Черных совершил 62 боевых вылета. Бомбили позиции врага, железнодорожные станции, эшелоны, передний край вражеской обороны.  

Летчики 125-го бомбардировочного авиационного полка с первых дней войны начали наносить удары  по вражеским войскам.

...Шел шестой день войны. После выполнения боевого задания Семен  Косинов развернул только что полученную газету. В ней он прочитал заметку  о подвиге экипажа самолета, которым командовал капитан Николай Гастелло. Позвал товарищей. Первым подошел Черных: « Что пишут  в газетах, секретарь?» —спросил   он  у  Семена. « Вот, читай!» Склонившись через плечо друга, Иван стал читать. «Да-а-а!» — многозначительно проговорил он. Они посмотрели друг другу в глаза, словно спрашивая: «А как бы поступили мы?» Именно тогда молчаливо приняли они решение, самое главное, самое важное. Позднее, в беседе с товарищами, Черных скажет: « Если придется погибать, то постараюсь, чтобы моя жизнь обошлась фашистам как можно дороже.

              В июле 1941 года Семен Косинов сообщал сестре Пелагее Кирилловне: «Я уже уничтожил не один десяток гитлеровских гадов, в бою был ранен, но рана заживает. Вернусь в часть, и буду снова бить фашистов, до полного их уничтожения».

             Когда Семен возвратился в полк, Иван Черных показал ему новый самолет. Это был пикирующий бомбардировщик Пе-2, поступивший  на вооружение полка  в августе 1941 года.  Ивану Черных и Семену Косинову новый самолет понравился, и они целыми днями пропадали на аэродроме. Дотошно изучали боевые друзья новую машину и скоро освоили ее так, что стали чувствовать себя в ней не менее уверенно, чем в скоростном  бомбардировщике. 

Наступила осень. Фашистские полчища рвались в глубь нашей страны. В сентябре полк был переброшен  на аэродром под Ленинград. В этот период бои здесь достигли наивысшего напряжения. Фашистские войска замкнули с суши кольцо окружения Ленинграда, подошли к Пулковским высотам. Но наши войска упорно сражались на каждом рубеже, буквально  за каждый метр земли. В эти тяжелые бои включились и летчики полка. 

Всем особенно запомнился день 6 ноября. Из показаний пленных и добытых нашей разведкой документов командование фронта узнало о намерении фашистских заправил сорвать празднование в Ленинграде годовщины Великого Октября. Сбитый фашистский летчик заявил, что Гитлер отдал приказ 7 ноября бомбежкой и артобстрелом превратить город в руины. Наш воздушный разведчик сфотографировал два вражеских аэродрома, на которых находилось большое количество бомбардировщиков. Сведения подтвердились. Наше командование решило опередить  противника.     

          Полк пикирующих бомбардировщиков первым наносил удар. Майор Сандалов, да и все летчики полка тот район знали хорошо. Дважды летал туда и экипаж Черных. Но на этот раз задание было особенно важным, да и условия для его выполнения сложились непростые. Совершенно естественным было предположить, что при таком сосредоточении самолетов на одном аэродроме противник постарается создать и усиленное его прикрытие. Так оно и было. А тут еще и погода ухудшилась: сплошная облачность, снежные заряды.

       Майор Сандалов, возглавлявший полк, решил перехитрить врага.  Он повел группу не прямо к цели через линию фронта, а сначала в сторону Финского залива, потом повернул к берегу. Таким образом, бомбардировщики оказались во вражеском тылу, к тому же они большую часть маршрута летели в облаках. Конечно, не легко выдержать такой курс, зато хитрость удалась: противник не ожидал удара советских самолетов  из своего тыла. Пикировщики спокойно вышли на цель и нанесли меткий и сокрушительный удар. Даже расчеты зенитных орудий спохватились лишь тогда, когда начали рваться бомбы. Вслед за бомбардировщиками по аэродрому «прошлись» еще и штурмовики, горели десятки машин, раздавались сильные взрывы.

         Наши летчики еще точно не знали, сколько самолетов они уничтожили. Но море огня, бушевавшее на аэродроме, убедительно говорило о силе удара. Когда самолеты приземлились, все летчики собрались вместе и стали поздравлять друг друга. Поздравлять было с чем: 6 и 7 ноября фашисты                    не смогли бомбить Ленинград. Наоборот, гитлеровцы вынуждены были на своих аэродромах растаскивать обломки покореженных и сгоревших «юнкерсов».

        Под Ленинградом фронт стабилизировался. Но все сильнее разгорались бои в районе Тихвина.

       8 декабря наши части после тяжелых боев вернули Тихвин. Наступил перелом и на Волховском участке, фашисты покатились назад, неся большие потери. Однако гитлеровское командование не хотело смириться  с провалом своих планов и накапливало силы, создавало «клин» для нового удара. 

          16 декабря 1941 года младший лейтенант Владимир Ромашевский  во время воздушной разведки в районе станции Чудово обнаружил большое скопление вражеских войск. Они сосредоточивались здесь для нового удара на север. Нужно было помешать осуществлению замыслов гитлеровцев.

           Командир 125-го бомбардировочного полка майор А. Свинин (неделей раньше В. А. Сандалов был назначен командиром дивизии) приказал выполнить эту задачу экипажам старшего лейтенанта В. Солдатова и младшего лейтенанта И. Черных.    Летчики встретили приказ с энтузиазмом. Они знали, что задача им поставлена сложная, и тщательно готовились  к вылету. Готовился и сержант Назар Петрович Губин, заменивший в экипаже Ивана Черных раненого стрелка-радиста Федотова. Раньше Губин, работал оружейным мастером, подготавливал оружие самолета — заряжал пулеметы, подвешивал бомбы. Выполнял он свое ответственное дело исключительно добросовестно, но не был им доволен: комсомолец, бывший шахтер, он хотел лично бить фашистов, поэтому каждый день просил командира назначить его в экипаж стрелком-радистом. Эту специальность сержант давно освоил: с помощью товарищей хорошо изучил радиостанцию, а оружие знал в совершенстве, метко стрелял из пулемета. В рапорте командиру Губин писал: «Заверяю вас, что у меня хватит сил и воли в любую минуту отразить атаки врага. Буду драться  до тех пор, пока бьется мое комсомольское сердце, а если понадобится, то отдам свою жизнь за Родину».

            В первом же вылете Назар проявил себя умелым и стойким воином, под стать другим членам экипажа. Теперь предстоял его пятый боевой вылет.

           Серый декабрьский день был на исходе. Тяжело нагруженные бомбардировщики, взвихрив снежную пыль, поднялись с аэродрома. Путь им предстоял хотя и не очень длинный, но трудный — все время  над территорией, занятой врагом, все время под прицелом вражеских зениток.

             Перед станцией Чудово бомбардировщики встретили стену огня зенитной артиллерии. Командир группы старший лейтенант Солдатов позднее рассказывал товарищам, что от разрывов снарядов в глазах рябило.   Зенитки прикрывали колонну войск и техники, вытянувшуюся от станции Чудово, по которой и предстояло нанести удар. Искусно маневрируя, Солдатов проскочил опасную зону и в этот момент увидел, что на идущем за ним самолете Ивана Черных, показалось пламя. «Подбит снарядом!» — пронеслось в голове.

         Впереди, на дороге, длинной лентой растянулась вражеская колонна. Экипаж Солдатова начал бомбить ее. Вслед за ним очень точно, словно  во время учебного полета, а не с горящей машины, экипаж младшего лейтенанта Черных положил всю серию бомб вдоль колонны, и их разрывами разметало машины. В то же время беспрерывно, не утихая, блестели язычки пламени у ствола пулемета стрелка-радиста Губина,  и ленты трассирующих пуль хлестали по колонне.

                Черных еще не терял надежды сбить пламя. Командир группы истребителей, прикрывавшей бомбардировщики, капитан Пасечник видел, что Черных использовал для этого все возможности: накренял машину на крыло, резко снижался... Но огонь бушевал.

            Экипаж мог еще отвернуть в сторону от скопления вражеских войск. Но летчики приняли другое решение. Никто не знает, как они его обсуждали и принимали. Радио молчало, и командир группы Солдатов не слышал их голоса. Видно, сердца Ивана Черных,  Назара Губина, Семена Косинова бились в одном ритме, мысли работали в одном направлении. Может быть, Черных и Косинов вспомнили тот день, когда они на аэродроме у своего самолета читали сообщение о подвиге экипажа Николая Гастелло, вспомнили, о чем говорили и что решили тогда. Никто этого не знает. Фактом стало то, что все трое продолжали выполнять боевое задание. Командир группы видел, что летчик уже с трудом управляет бомбардировщиком. Вот он увеличил скорость, обогнал ведущего, и устремился к скоплению техники и войск на дороге.

          Какой нужно обладать волей, чтобы так твердо держать горящий самолет на боевом курсе, на последнем боевом! Иван Черных знал,     что делает, и руки его, крепко державшие штурвал самолета, не дрогнули. Бомбардировщик шел строго над дорогой. Высота все меньше и меньше... 

          В этот момент, горящий бомбардировщик резко пошел вниз и, словно огненный метеор, на полной скорости врезался в колонну вражеских машин. Над дорогой взметнулось пламя взрыва.

            Иван Черных, Семен Косинов и Назар Губин нанесли свой последний удар по фашистским захватчикам и погибли смертью героев. Им было тогда по 23 года. 

   ...Уже темнело, когда самолет старшего лейтенанта Солдатова приземлился на аэродроме. Солдатов вылез  из кабины, его окружили сослуживцы, а он стоял и молчал, не в силах говорить о случившемся. Потом состоялся митинг.  «За Ивана Черных, за Семена Косинова и Назара Губина, за всех наших павших друзей, врагу будет отплачено сполна, — говорил младший лейтенант Владимир Ромашевский. — Пока мои руки держат штурвал, пока бьется сердце, буду с лютой ненавистью беспощадно истреблять фашистских гадов. Наши друзья выполнили свой долг с честью. Выполним его и мы! Победа будет за нами!»

 Вскоре в полку состоялся еще один митинг. Он тоже был посвящен героическому экипажу. На митинге командир полка зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года  о присвоении Ивану Сергеевичу Черных, Семену Кирилловичу Косинову и Назару Петровичу Губину звания Героя Советского Союза.

        От Ленинграда боевой путь бомбардировочного полка пролег на запад. И во всех боях образ героев, имена которых навечно занесены в списки части, звал однополчан на подвиги.

Память о славных героях живет в народе. В Ленинграде их именами названы улицы, школы. Киселевскому машиностроительному заводу,  с которого ушел в авиацию Иван Черных, присвоено имя отважного летчика, в школе № 24 уже тридцать лет работает музей Черных,одна из улиц района машзавода носит имя Героя. Именем Героя названы улицы в Ленинграде, Советске, Томске, судно Министерства морского флота, школа и кинотеатр  в   Томске.

          Похоронен в г. Чудово Новгородской области. Беспрерывным потоком идут машины по шоссе через г. Чудово. При въезде в город установлен обелиск   в память совершенного здесь подвига. Там, где закончилась огненная трасса легендарного бомбардировщика, кипит жизнь. 

Регион Кемеровская область
Воинское звание младший лейтенант
Населенный пункт: Киселевск
Воинская специальность летчик - бомбардировщик
Место рождения СССР, с. Петухи, Кировская область
Годы службы 1939 1941
Дата рождения 2.08.1919
Дата смерти 16.12.1941

Боевой путь

Место призыва Киселевский ГВК, Новосибирская область
Дата призыва 1939
Боевое подразделение 125 - ый бомбардировочный авиационный полк
Завершение боевого пути СССР, Ленинградская область, город Чудово
Принимал участие Ленинградская блокада

Войну встретил в 125 БАП на  пикирующем бомбардировщике Пе-2. В сентябре полк был переброшен на аэродром под Ленинград. В этот период бои здесь достигли наивысшего напряжения. Фашистские войска замкнули  с суши кольцо окружения Ленинграда, подошли к Пулковским высотам.

 

Воспоминания

Герой Советского Союза, бывший командир полка генерал В. А. Сандалов

« Не было дня, чтобы экипаж младшего лейтенанта Черных не вылетал на задания. Да у меня не было и повода не выпускать его: Черных, Косинов и Федотов рвались в бой, а воевать они умели. Много раз я летал вместе с ними и видел, что экипаж всегда действовал отважно. К декабрю 1941 года на его счету имелось более шестидесяти боевых вылетов. Все они совершались в самых сложных условиях: в двадцати двух вылетах бомбардировщик подвергался атакам истребителей, а в остальных — сильному обстрелу зениток.

Награды

Звезда Героя Советского Союза

Звезда Героя Советского Союза

16 декабря 1941 года младший лейтенант Владимир Ромашевский во время воздушной разведки в районе станции Чудово обнаружил большое скопление вражеских войск. Они сосредоточивались здесь для нового удара на север. Нужно было помешать осуществлению замыслов гитлеровцев. Командир 125-го бомбардировочного полка майор А. Свинин (неделей раньше В. А. Сандалов был назначен командиром дивизии) приказал выполнить эту задачу экипажам старшего лейтенанта В. Солдатова и младшего лейтенанта И. Черных. Летчики встретили приказ с энтузиазмом. Они знали, что задача им поставлена сложная, и тщательно готовились к вылету. Перед станцией Чудово бомбардировщики встретили стену огня зенитной артиллерии. Командир группы старший лейтенант Солдатов позднее рассказывал товарищам, что от разрывов снарядов в глазах рябило. Зенитки прикрывали колонну войск и техники, вытянувшуюся от станции Чудово, по которой и предстояло нанести удар. Искусно маневрируя, Солдатов проскочил опасную зону и в этот момент увидел, что на идущем за ним самолете Ивана Черных, показалось пламя. «Подбит снарядом!» — пронеслось в голове. Впереди, на дороге, длинной лентой растянулась вражеская колонна. Экипаж Солдатова начал бомбить ее. Вслед за ним очень точно, словно во время учебного полета, а не с горящей машины, экипаж младшего лейтенанта Черных положил всю серию бомб вдоль колонны, и их разрывами разметало машины. В то же время беспрерывно, не утихая, блестели язычки пламени у ствола пулемета стрелка-радиста Губина,и ленты трассирующих пуль хлестали по колонне. Черных еще не терял надежды сбить пламя. Командир группы истребителей, прикрывавшей бомбардировщики, капитан Пасечник видел, что Черных использовал для этого все возможности: накренял машину на крыло, резко снижался... Но огонь бушевал. Экипаж мог еще отвернуть в сторону от скопления вражеских войск. Но летчики приняли другое решение. Никто не знает, как они его обсуждали и принимали. Радио молчало, и командир группы Солдатов не слышал их голоса. Видно, сердца Ивана Черных, Назара Губина, Семена Косинова бились в одном ритме, мысли работали в одном направлении. Может быть, Черных и Косинов вспомнили тот день, когда они на аэродроме у своего самолета читали сообщение о подвиге экипажа Николая Гастелло, вспомнили, о чем говорили и что решили тогда. Никто этого не знает. Фактом стало то, что все трое продолжали выполнять боевое задание. Командир группы видел, что летчик уже с трудом управляет бомбардировщиком. Вот он увеличил скорость, обогнал ведущего, и устремился к скоплению техники и войск на дороге. Какой нужно обладать волей, чтобы так твердо держать горящий самолет на боевом курсе, на последнем боевом! Иван Черных знал, что делает, и руки его, крепко державшие штурвал самолета, не дрогнули. Бомбардировщик шел строго над дорогой. Высота все меньше и меньше... В этот момент, горящий бомбардировщик резко пошел вниз и, словно огненный метеор, на полной скорости врезался в колонну вражеских машин. Над дорогой взметнулось пламя взрыва. Иван Черных, Семен Косинов и Назар Губин нанесли свой последний удар по фашистским захватчикам и погибли смертью героев. Им было тогда по 23 года.

Орден Ленина

Орден Ленина

16 декабря 1941 года младший лейтенант Владимир Ромашевский во время воздушной разведки в районе станции Чудово обнаружил большое скопление вражеских войск. Они сосредоточивались здесь для нового удара на север. Нужно было помешать осуществлению замыслов гитлеровцев. Командир 125-го бомбардировочного полка майор А. Свинин (неделей раньше В. А. Сандалов был назначен командиром дивизии) приказал выполнить эту задачу экипажам старшего лейтенанта В. Солдатова и младшего лейтенанта И. Черных. Летчики встретили приказ с энтузиазмом. Они знали, что задача им поставлена сложная, и тщательно готовились к вылету. Перед станцией Чудово бомбардировщики встретили стену огня зенитной артиллерии. Командир группы старший лейтенант Солдатов позднее рассказывал товарищам, что от разрывов снарядов в глазах рябило. Зенитки прикрывали колонну войск и техники, вытянувшуюся от станции Чудово, по которой и предстояло нанести удар. Искусно маневрируя, Солдатов проскочил опасную зону и в этот момент увидел, что на идущем за ним самолете Ивана Черных, показалось пламя. «Подбит снарядом!» — пронеслось в голове. Впереди, на дороге, длинной лентой растянулась вражеская колонна. Экипаж Солдатова начал бомбить ее. Вслед за ним очень точно, словно во время учебного полета, а не с горящей машины, экипаж младшего лейтенанта Черных положил всю серию бомб вдоль колонны, и их разрывами разметало машины. В то же время беспрерывно, не утихая, блестели язычки пламени у ствола пулемета стрелка-радиста Губина,и ленты трассирующих пуль хлестали по колонне. Черных еще не терял надежды сбить пламя. Командир группы истребителей, прикрывавшей бомбардировщики, капитан Пасечник видел, что Черных использовал для этого все возможности: накренял машину на крыло, резко снижался... Но огонь бушевал. Экипаж мог еще отвернуть в сторону от скопления вражеских войск. Но летчики приняли другое решение. Никто не знает, как они его обсуждали и принимали. Радио молчало, и командир группы Солдатов не слышал их голоса. Видно, сердца Ивана Черных, Назара Губина, Семена Косинова бились в одном ритме, мысли работали в одном направлении. Может быть, Черных и Косинов вспомнили тот день, когда они на аэродроме у своего самолета читали сообщение о подвиге экипажа Николая Гастелло, вспомнили, о чем говорили и что решили тогда. Никто этого не знает. Фактом стало то, что все трое продолжали выполнять боевое задание. Командир группы видел, что летчик уже с трудом управляет бомбардировщиком. Вот он увеличил скорость, обогнал ведущего, и устремился к скоплению техники и войск на дороге. Какой нужно обладать волей, чтобы так твердо держать горящий самолет на боевом курсе, на последнем боевом! Иван Черных знал, что делает, и руки его, крепко державшие штурвал самолета, не дрогнули. Бомбардировщик шел строго над дорогой. Высота все меньше и меньше... В этот момент, горящий бомбардировщик резко пошел вниз и, словно огненный метеор, на полной скорости врезался в колонну вражеских машин. Над дорогой взметнулось пламя взрыва. Иван Черных, Семен Косинов и Назар Губин нанесли свой последний удар по фашистским захватчикам и погибли смертью героев. Им было тогда по 23 года.

Орден Красного знамени

Орден Красного знамени

В октябре 1941 года Иван Черных был награждён орденом Красного Знамени. Бомбили позиции врага, железнодорожные станции, эшелоны, передний край вражеской обороны.

Документы

Книга Памяти Кировской области. том 11.

Книга Памяти Кировской области. том 11.

Книга Памяти Кировской области. том 11. стр.384

Книга Памяти Кировской области. том 11. стр.384

Приказ об исключении из списков. стр.18.jpg

Приказ об исключении из списков. стр.18.jpg

список безвозвратных потерь. стр.21.jpg

список безвозвратных потерь. стр.21.jpg

приказ об исключении из списков. стр.19.jpg

приказ об исключении из списков. стр.19.jpg

приказ о награждении орденом Красной Звезды.  стр.16

приказ о награждении орденом Красной Звезды. стр.16

наградной лист к ордену Красной Звезды.  стр.1

наградной лист к ордену Красной Звезды. стр.1

наградной лист к ордену Красной Звезды.  стр.2

наградной лист к ордену Красной Звезды. стр.2

Копия выпускной аттестации из Новосибирской школы летчиков. 1940 год. стр.1

Копия выпускной аттестации из Новосибирской школы летчиков. 1940 год. стр.1

копия выпускной аттестации из Новосибирской школы летчиков. 1940 год. стр.2

копия выпускной аттестации из Новосибирской школы летчиков. 1940 год. стр.2

копия комсомольской характеристики на курсанта Новосибирской школы военных летчиков. 1940 год.

копия комсомольской характеристики на курсанта Новосибирской школы военных летчиков. 1940 год.

выпускные оценки  курсанта Новосибирской школы военных летчиков. 1940 год.

выпускные оценки курсанта Новосибирской школы военных летчиков. 1940 год.

Письма

Из письма бывшего слесаря – сборщика машзавода Героя Советского Союза , младшего лейтенанта Ивана Сергеевича Черных матери Марии Никитичне

Из письма бывшего слесаря – сборщика машзавода Героя Советского Союза , младшего лейтенанта Ивана Сергеевича Черных матери Марии Никитичне

          «Мой замечательный воздушный корабль идет на больших скоростях в заоблачных высотах. На земле, занятой немецкими захватчиками,  горят наши мирные города и села, горит под фашистским сапогом наша родная земля. Беспредельная,  неистребимая ненависть к врагу так охватывает  меня, что едва владею собой.

           Знай, мама, твой сын оправдает доверие советского народа. Он бил и будет бить фашистов так, как сможет и на сколько у него хватит сил  в воздухе. А если придется, и на земле – до последнего патрона».

                                                                                                                                                                               19 июля 1941 года.

10 сентября 1941 года.

10 сентября 1941 года.

          «Мама, писал письмо 10 сентября 1941 года. В Москве я буду недолго, да и не хочется быть долго. Мне уже надоело быть в тылу. Одна у меня мысль – скорее бы вновь на фронт.  Жаль, что мало мне пришлось побыть на фронте. Но, ничего. Упущенное наверстаю, еще не одну тысячу тонн груза отвезу на голову фашистских варваров, еще не один горящий стервятник упадет камнем на землю с нашего неба от моих пулеметов.

А, вы, мамочка, пока работайте спокойно.   Николай, изучай военное дело и иди в Красную Армию  добровольцем. Такими крепкими сынами  будет гордиться народ и Родина».

Письмо Черных матери. 11.10.1941. г. Ленинград.

Письмо Черных матери. 11.10.1941. г. Ленинград.

           «Здравствуйте все – мама, мои друзья и знакомые. Мама, я хочу задать вам один вопрос: почему вы не отвечаете на мои письма? Что у вас нет времени или еще какие неприятности?  Я этим крайне интересуюсь, учтите, что я за время войны получил от вас одно извещение –это телеграмму, и все. А как вы там живете- я об этом не знаю.

             Ну черкну пару слов о себе. Живу хорошо, возможно. Уже истребил не одну сотню. Подсчетов не веду. Подведут итог нашей работы после войны. А сейчас в голове с одной мыслью: не допустить фашистскую гадину к городу Ленина, в общем, мама, обо мне не беспокойся. Живите спокойно.  А я буду драться до последней капли крови.  Вот, мама, как будто бы и все.  Больше писать нечего».

Фотографии

Мемориальное рабочее место  Черных И.С. в цеху машзавода . Киселевск.

Мемориальное рабочее место Черных И.С. в цеху машзавода . Киселевск.

Открытка из серии Герои Советского Союза. 1965 год.

Открытка из серии Герои Советского Союза. 1965 год.

Почетный караул у памятника Скорбящей матери несут учащиеся школы 31. г. Киселевск. 9.05.2005 год.

Почетный караул у памятника Скорбящей матери несут учащиеся школы 31. г. Киселевск. 9.05.2005 год.

70 лет подвигу огненного экипажа Ивана Черных. Томск. 2011 год.

70 лет подвигу огненного экипажа Ивана Черных. Томск. 2011 год.

Почтовая марка, посвященная огненному экипажу. 1971 год.

Почтовая марка, посвященная огненному экипажу. 1971 год.

Мемориальная доска Ивану Черных в Санкт - Петербурге.

Мемориальная доска Ивану Черных в Санкт - Петербурге.

Фотокопия фронтовой газеты, рассказывающей о подвиге огненного экипажа. 1941 год.

Фотокопия фронтовой газеты, рассказывающей о подвиге огненного экипажа. 1941 год.

Комсомольцы машзавода после строительства стадиона. 1937 год. Черных Иван лежит второй слева.

Комсомольцы машзавода после строительства стадиона. 1937 год. Черных Иван лежит второй слева.

Листовка Новосибирского обкома ВЛКСМ. 1942 год.

Листовка Новосибирского обкома ВЛКСМ. 1942 год.

Бюст Черных И.С. у машзавода его имени. г. Киселевск. 1965 год.

Бюст Черных И.С. у машзавода его имени. г. Киселевск. 1965 год.

Лесовоз  имени Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Черных

Лесовоз имени Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Черных

Памятник на месте гибели огненного экипажа. г.  Чудово. Новгородская область. 1970 год.

Памятник на месте гибели огненного экипажа. г. Чудово. Новгородская область. 1970 год.

школа №4 в г. Томск, где учился Черных И.С.

школа №4 в г. Томск, где учился Черных И.С.

черных иван сергеевич

черных иван сергеевич

9.05.1971 год. Пионерский сбор учащихся школы 31 у памятника Скорбящей матери. Киселевск.

9.05.1971 год. Пионерский сбор учащихся школы 31 у памятника Скорбящей матери. Киселевск.

70 лет подвигу «Огненному экипажу» Ивана Черных. Томск. 2011 год.3

70 лет подвигу «Огненному экипажу» Ивана Черных. Томск. 2011 год.3

Горящий самолет.

Горящий самолет.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОРПУС КИСЕЛЕВСКОГО МАШЗАВОДА ИМЕНИ И.С.ЧЕРНЫХ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОРПУС КИСЕЛЕВСКОГО МАШЗАВОДА ИМЕНИ И.С.ЧЕРНЫХ

Боевые самолеты в небе Ленинграда. 1941 год.

Боевые самолеты в небе Ленинграда. 1941 год.

Бюст Ивана Черных в части, носящей имя огненного экипажа.  Литва. Плунге. 1977 год.

Бюст Ивана Черных в части, носящей имя огненного экипажа. Литва. Плунге. 1977 год.

В воинской части,носящей имя членов огненного экипажа.

В воинской части,носящей имя членов огненного экипажа.

Влад Коновалов  у здания администрации завода имени Черных И.С. г.  Киселевск. 2015 год

Влад Коновалов у здания администрации завода имени Черных И.С. г. Киселевск. 2015 год

Влад Коновалов у бюста Черных И.С. в мушее школы 24. Киселевск. 2015 год.

Влад Коновалов у бюста Черных И.С. в мушее школы 24. Киселевск. 2015 год.

Влад Коновалов у памятника Скорбящей матери, где высечена фамилия Черных И.С. г. Киселевск. 2015 год (1)

Влад Коновалов у памятника Скорбящей матери, где высечена фамилия Черных И.С. г. Киселевск. 2015 год (1)

Влад Коновалов у мемориала Память. г. Киселевск. 2015 год.

Влад Коновалов у мемориала Память. г. Киселевск. 2015 год.

Воины - афганцы возлагают цветы к памятнику Скорбящей матери. Киселевск. 9.05.2010 год.

Воины - афганцы возлагают цветы к памятнику Скорбящей матери. Киселевск. 9.05.2010 год.

Картина неизвестного художника, запечатлевшего момент подвига Черных И.С.

Картина неизвестного художника, запечатлевшего момент подвига Черных И.С.

Митинг в честь открытия бюста Черных И.С. г. Киселевск. Машзавод. 1965 год.

Митинг в честь открытия бюста Черных И.С. г. Киселевск. Машзавод. 1965 год.

Митинг в честь переименования улицы Ударная в улицу имени Черных И.С. г. Киселевск. 1965 год.

Митинг в честь переименования улицы Ударная в улицу имени Черных И.С. г. Киселевск. 1965 год.

листовка о подвиге огненного экипажа. 1942 год.

листовка о подвиге огненного экипажа. 1942 год.

Открытие мемориальной доски Черных И.С. на здании ДК культуры. г. Киселевск. 2005 год.

Открытие мемориальной доски Черных И.С. на здании ДК культуры. г. Киселевск. 2005 год.

Кинотеатр имени Черных в Томске. 1966 год.

Кинотеатр имени Черных в Томске. 1966 год.

Открытие первой мемориальной доски И. С. Черных по улице Ударная. Октябрь 1967 г.

Открытие первой мемориальной доски И. С. Черных по улице Ударная. Октябрь 1967 г.

Митинг в честь открытия первой мемориальной доски И.С.Черных. г. Киселевск. 1970 г.

Митинг в честь открытия первой мемориальной доски И.С.Черных. г. Киселевск. 1970 г.

Пионеры школы 24  города Киселевска беседуют с членами бригады, носящей имя Черных И.С. 1969 год.

Пионеры школы 24 города Киселевска беседуют с членами бригады, носящей имя Черных И.С. 1969 год.

портрет Ивана Черных, написанный неизвестным автором. 1961 год.

портрет Ивана Черных, написанный неизвестным автором. 1961 год.

плакат "Таран - оружие героев"

плакат "Таран - оружие героев"

Улица,носящая имя Черных И.С. г. Киселевск. 2015 год

Улица,носящая имя Черных И.С. г. Киселевск. 2015 год

улица в Новосибирске, носящая имя Черных И.С.

улица в Новосибирске, носящая имя Черных И.С.

Школьный музей имени И.С.Черных. г. Киселевск. 2015 год

Школьный музей имени И.С.Черных. г. Киселевск. 2015 год

Члены бригады имени Черных И.С. с киселевского машзавода с матерью героя. Томск. 1965 год.

Члены бригады имени Черных И.С. с киселевского машзавода с матерью героя. Томск. 1965 год.

Семья солдата

Члены бригады имени Героя Советского Союза Черных И.С. с матерью Черных Марией Никитичной. 1974год. имени Героя Советского Союза Черных И.С. с матерью Черных. 1974год.

Мария
Черных Мария Никитична - мать

Однополчане

Начальник штаба полка Шней, командир полка Сандалов В.А., командир эскадрильи Солдатов

Начальник штаба полка Шней, командир полка Сандалов В.А., командир эскадрильи Солдатов

В день окончания Новосибирской школы военлетов. 1941г. Черных И.С. второй ряд снизу, третий слева.

В день окончания Новосибирской школы военлетов. 1941г. Черных И.С. второй ряд снизу, третий слева.

Однополчане Черных во время встречи. 1975 год.

Однополчане Черных во время встречи. 1975 год.

Сандалов Владимир Александрович - командир 125-го бомбардировочного авиаполка, Герой Советского Союза

Сандалов Владимир Александрович - командир 125-го бомбардировочного авиаполка, Герой Советского Союза

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: