Черствов Георгий Дмитриевич
Черствов
Георгий
Дмитриевич
Младший лейтенант / Заместитель командира эскадрильи 165 истребительного авиационного полка
22.04.1923 - 3.10.1943

История солдата

      Георгий Черствов родился 22 апреля 1923 года в деревне Сельцо Раменского района Московской области. В семье было шестеро детей. Он был самым младшим из братьев. Учась в 9 классе, он увлекся авиацией и поступил в аэроклуб при Мячковском аэродроме. Окончив аэроклуб, в 1941 году поступил в Борисоглебское училище.       

Регион Московская область
Воинское звание Младший лейтенант
Населенный пункт: Раменское
Воинская специальность Заместитель командира эскадрильи 165 истребительного авиационного полка
Место рождения д. Сельцо Раменского р-она Московской обл.
Годы службы 1941 1943
Дата рождения 22.04.1923
Дата смерти 3.10.1943

Боевой путь

Место призыва Добровольно вступил в Борисоглебскую КВАШП
Боевое подразделение 165 авп 286 авд
Завершение боевого пути Белоруссия

Досрочно окончив училище, Георгий Черствов едет добровольцем на Карельский фронт в 197 истребительный батальон. В первых же боевых вылетах Георгий показал себя умелым и храбрым воином. Мужественный и отважный пилот был награжден командующим Карельским фронтом именными часами.

  Однажды звено Черствова вело бой с 11 фашистскими самолетами. В этом бою советские летчики с честью справились с противником. Один из фашистских летчиков выпрыгнул из горящей машины и был взят в плен. Оказалось, этот немец — командир соединения истребителей, на его счету 32 самолета, сбитых на разных фронтах, что у него много наград, в том числе два железных креста.

     В одном из одиночных вылетов Георгию не повезло. При патрулировании он приблизился близко к линии фронта, и немецкие зенитные батареи подбили его самолет. Машина загорелась, сбить пламя не удавалось и пришлось прыгать с парашютом. На земле почувствовал, что болит нога и в унтах мокро. Разулся и увидел рану, перевязал ее и пошел в сторону аэродрома, до которого было километров двадцать. Полз и твердил сам себе: «Только бы не заснуть, только бы не заснуть, это смерть». В таком тяжелом состоянии Георгию удалось добрался до аэродрома.
     Стараниями медиков Георгий стал поправляться. Но немного изменился его облик. При пожаре самолета обгорели нос и щеки. Начальство полка решило отправить Георгия на учебу: в тылу поправишься и переучишься на новую технику — самолет «ЛА».

За этот и другие бои Георгий Черствов был награжден орденом Красной Звезды.

 Из наградного листа:

      «В боевой работе проявил себя мужественным и смелым  летчиком-истребителем. За период боевых действий с мая месяца 1942 года произвел 38 боевых вылетов с налетом 40-час.51 мин., участвовал в 12 воздушных боях, в группе сбил 8 самолетов противника.

10.08.1942 г. в числе шести летчиков возвращавшихся с боевого задания, в районе реки Западная Лица из облаков был внезапно атакован 6-ю «Ме-109».

     В первой же атаке ведущий группы «Харрикейнов» лейтенант Рутковский и капитан Павлов были подбиты и выведены из строя. Оставшиеся молодые пилоты — младший лейтенант Бровцев, старшина Черствов, старший сержант Ченцов и сержант Жильцов смело приняли бой с численно превосходящим противником, встав в круг. Бой продолжался в течение 20 минут, только двум «Ме-109» удалось скрыться и уйти от преследования Сталинских соколов, остальные 4 — «Ме-109» были сбиты. Четверка «Харрикейнов» благополучно вернулась на свой аэродром.

24.06.1942 г. группой 6 «Харрикейнов» в районе аэродрома Мурмаши атаковали 8 — «Ю-88» прикрываемых 10 — «Ме-110» и 4 — «Ме-109», бомбардировщики не сбросив бомб расстроенным строем ушли на запад.    

     В завязавшемся воздушном бою с 14 истребителями, 1 — «Ме-110» и 1 — «Ме-109» сбиты метким огнем нашей группы «Харрикейнов».

14.08.1942 г. гидросамолет противника «Арадо 96» (возм. «Арадо 196») сел на Урд-Озеро для вывозки с нашей территории экипажа, выпрыгнувшего с парашютами с зажженного самолета «Ме-110», Черствов в группе 6 «Харрикейнов» штурмовкой уничтожил его.

  5.09.1942 г. в группе 6 самолетов «Харрикейн» сбил 1 — «Ме-109» в районе 5–7 км. северо — восточнее Мурмаши. Все сбитые самолеты подтверждены штабом ВВС и наземным командованием. Черствов в воздушных боях проявляет много личной инициативы и находчивости, проявляя в сложной боевой обстановке хладнокровие.

     15.09.1942 г. в воздушном бою лично сбил 1 «Ме-109».

     За проявленные образцы мужества и отваги в борьбе с германским фашизмом достоин правительственной награды — орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

     Подписал представление командир 197 иап майор Шамышейский.
16.09.1942 г.

16 сентября 1942 года Черствов  получил «Красную звезду» из рук М.И. Калинина. Получил летчик и три дня отпуска, навестил родных, одноклассников и школьных учителей. Потом опять улетел на фронт.

     Река  Западная Лица и Мурмаши, которые упоминаются в наградном листе — это мурманское направление. 197-й истребительный полк базировался на аэродроме Мурмаши, недалеко от Мурманска и входил в состав ВВС 14-й армии. Основная задача полка — охрана Мурманской железной дороги в районе ст. Оленья. Но, судя по описанию боев в наградном листе, полк привлекался и для прикрытия бомбардировщиков, так как по Западной Лице проходил рубеж обороны, а ст. Оленья — это тыловая станция.

     Полк воевал на «Харрикейнах» — это английский истребитель. Получали их по ленд-лизу с осени 41-го года. Поначалу летчикам полеты на нем давались нелегко, так как не было даже инструкций на русском языке, по той же причине были проблемы и у механиков. Вооружение самолета было слабовато. Со временем на «Харитоны» (так их назвали в войсках) стали ставить по два 12,7-мм пулемета с боекомплектом по 100 патронов на каждый ствол, под крылья подвески для двух 50-кг бомб и даже модифицировали для применения реактивных снарядов, то есть они работали и как штурмовики. Судя по наградному листу ходил на штурмовку и Черствов.

 После излечения отважный летчик принимает участие в освобождении от немецко-фашистских захватчиков Гомельщины в 165 истребительном авиаполку в должности заместителя командира авиаэскадрильи.

     В своих письмах про себя Георгий писал мало: «жив-здоров, воюю. Сутками приходится дежурить».  Просил, чтобы ему чаще писали и не тревожились, если от него долго не будет писем.

     Вот его последнее письмо от 30 сентября 1943 года:

     «Добрый день, дорогие мои мама, Шура, Вера и Валюша! 

     Шлю вам свой горячий боевой привет и наилучшие пожелания. Уведомляю, что жив-здоров. Сейчас сижу в машине и дежурю. Писем ни от кого еще не получал, кроме как от вас и от Житкова Алексея  Михайловича (классный руководитель). Живу хорошо, трудимся много. Фрицев гоним хорошо.

     Напишите, как вы живете?

     Крепко целую вас. Георгий».

Через 3 дня Георгий погиб.

 В документах 165 истребительного авиаполка есть запись: « 3 октября 1943 года в 16 часов 20 минут при сопровождении самолетов ИЛ-2 874-го штурмового авиаполка на выполнение боевого задания в районе д. Котичев  самолеты 165 истребительного авиаполка встретились с самолетами противника.

     В результате боя самолет младшего лейтенанта Веденеева Василия Ивановича был подожжен истребителями противника. Младший лейтенант Веденеев В. И. выпрыгнул на парашюте и благополучно приземлился.

     Ведущий группы младший лейтенант Черствов Георгий Дмитриевич с резким набором высоты ушел на солнце и был потерян из виду. Очевидно был сбит, попав под атаку двух ФВ-190, находившихся сверху».

Воспоминания Осипова С. С.:

«В начале октября 1943 года Жора Черствов, Василий Веденеев, Николай Соловьев и я сопровождали две группы самолетов 874 штурмового авиаполка, шедших на штурмовку немецких войск, оборонявшихся за Днепром. Вскоре мы увидели, что навстречу нам и выше нас, примерно на 700-800 метров, шли две группы вражеских бомбардировщиков в сопровождении большого количества истребителей. Несколько вражеских истребителей бросилось на нас. Самолет Веденеева был побит и загорелся. Летчик выпрыгнул на парашюте. Вражеские истребители открыли по нему огонь. Мы с Николаем Соловьевым отбили атаки противника, дав возможность Веденееву приземлиться в лесу. Что с ним было дальше я узнал только сейчас. Как был подбит самолет Георгия Черствова, я не видел. Только когда возвращались с задания наши штурмовики, его уже не было с ними.

Так в одном бою мы потеряли двух товарищей».

Родственники получили похоронку: «Ваш сын младший лейтенант Черствов Георгий Дмитриевич 3 октября 1943 года, будучи заместителем командира авиаэскадрильи, не вернулся с боевого задания, пропал без вести».

Награды

Орден Красной Звезды
Орден Красной Звезды

Документы

Наградной лист 1 страница
Наградной лист 1 страница
Наградной лист 2 страница
Наградной лист 2 страница

Фотографии

Георгий Черствов (слева) с мамой и братом. Сельцо
Георгий Черствов (слева) с мамой и братом. Сельцо
Семья Черствовых (Георгий слева)
Семья Черствовых (Георгий слева)
Георгий у своего самолета 1942 г.
Георгий у своего самолета 1942 г.
Памятник на месте гибели. Белоруссия.
Памятник на месте гибели. Белоруссия.
Извлеченный из болота парашют Черствова
Извлеченный из болота парашют Черствова
Часы, по которым опознали Георгия
Часы, по которым опознали Георгия
Пистолет Георгия, найденный мальчиком Сережей
Пистолет Георгия, найденный мальчиком Сережей
Погоны Черствова
Погоны Черствова

После войны

                                            1977 г. 

34 года земля хранила тайну гибели летчиков.

34 года безнадежно разыскивали их могилы родственники.

…На болоте, что вблизи деревни Жердное Гомельской области, шли мелиоративные работы. Вдруг ковш экскаватора выбросил на поверхность куски дюраля и несколько снарядов от авиационной пушки.

     На место находки срочно выехали научные сотрудники Гомельского областного краеведческого музея, работники Брагинского райвоенкомата, саперы.

     С семиметровой глубины были извлечены обломки самолета-истребителя «ЛА-5», двигатель, пистолет, ракетница, документы, именные часы. Здесь же нашли останки летчика.

     Самой обнадеживающей находкой оказались карманные часы на них гравировка: «Отважному истребителю Черствову от командующего К. Ф.».

Остатки документов направили экспертам для исследования.

    …Местные жители видели гибель самолета 4 октября 1943 года. В жестоком, неравном бою было сбито два советских самолета. Один летчик выбросился на парашюте. Тяжело раненого, обгорелого, его нашли в лесу местные жители братья Михаил  Романович  и  Василий Романович  Целуйко, которые бежали из фашистского концлагеря и скрывались в лесу недалеко от своей деревни, пытаясь установить связь с партизанами. Рискуя жизнью, медсестра сельской больницы Наталья  Демьяновна  Целуйко, жена Михаила, каждый день пробиралась к летчику и делала перевязки и приносила всем еду. Прошло полтора месяца, летчик стал поправляться, только на лице оставались шрамы от ожогов, а в ноге сидел осколок. «Я обязательно еще буду летать и встречу день Победы в Берлине», - не раз говорил он. Но за два дня до освобождения деревни гитлеровцы окружили место, где скрывались летчик и братья Целуйко. В завязавшемся бою погибли все трое… Это был летчик Веденеев Василий Иванович.

     30 октября 1977 года в д. Верхняя Слобода Брагинского района Гомельской области состоялась траурная церемония, посвященная перезахоронению останков летчиков Г. Д. Черствова и В. И. Веденеева, воинов Советской Армии, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. 14 часов. По Новой улице Верхней Слободы под звуки траурного марша идут участники церемониала.

     Вслед за группой приехавших сюда воинов Белорусского военного округа, которые несут и сопровождают в почетном карауле урны с останками героев, идут их родственники, земляки, боевые товарищи летчиков. Среди участников перезахоронения были ученики Чулковской школы №20 – пионеры отряда имени Георгия Черствова вместе с классным руководителем Л.Г. Зерзеле.

      Ярким предстал перед нами образ Георгия Черствова в воспоминаниях людей, хорошо знающих его.

   «Получив ваше письмо, мы все были очень взволнованы. И не только мы, родственники, но и вся деревня, знавшая Георгия. Ведь страшные эти слова «пропал без вести». Теперь, когда пролит свет на последние минуты жизни брата, хоть и саднит боль утраты, мы знаем он геройски погиб в жестоком бою», - сказал Александр Дмитриевич Черствов.

    «Жору Черствова знаю по совместной учебе в Чулковской средней школе, - вспоминал полковник в отставке Махов Михаил Ильич – одноклассник Черствова, - он был сильным, смелым и добрым товарищем.  В достижении поставленной цели был настойчивым, особенно это проявилось, когда мы учились в Мячковском аэроклубе. Расстались мы с Жорой в 1941 году.  Он поехал учиться в Борисоглебское авиационное училище, а я - в Сталинградское».

     Из воспоминаний подполковника в отставке Пономаренко, бывшего начальника штаба 165 истребительного авиаполка: «Младший лейтенант Черствов воевал в составе нашего полка совсем мало – немногим больше месяца. Но и за это время он проявил себя храбрым летчиком, который уже обладал боевым опытом. Его смерть, также как и гибель младшего лейтенанта Веденеева тяжело переживалось всем личным составом полка».

     В населенном пункте д. Уза Узовского сельсовета Буда-Кошелёвского района  Гомельской области есть  улица, названная в честь нашего земляка Черствова Г.Д.

     Щемящей болью отозвались в сердцах близких слова похоронки.

( 1977 г.)   34 года земля хранила тайну гибели летчиков.

34 года безнадежно разыскивали их могилы родственники.

…На болоте, что вблизи деревни Жердное Гомельской области, шли мелиоративные работы. Вдруг ковш экскаватора выбросил на поверхность куски дюраля и несколько снарядов от авиационной пушки.

     На место находки срочно выехали научные сотрудники Гомельского областного краеведческого музея, работники Брагинского райвоенкомата, саперы.

     С семиметровой глубины были извлечены обломки самолета-истребителя «ЛА-5», двигатель, пистолет, ракетница, документы, именные часы. Здесь же нашли останки летчика.

     Самой обнадеживающей находкой оказались карманные часы на них гравировка: «Отважному истребителю Черствову от командующего К. Ф.».

Остатки документов направили экспертам для исследования.

    …Местные жители видели гибель самолета 4 октября 1943 года. В жестоком, неравном бою было сбито два советских самолета. Один летчик выбросился на парашюте. Тяжело раненого, обгорелого, его нашли в лесу местные жители братья Михаил  Романович  и  Василий Романович  Целуйко, которые бежали из фашистского концлагеря и скрывались в лесу недалеко от своей деревни, пытаясь установить связь с партизанами. Рискуя жизнью, медсестра сельской больницы Наталья  Демьяновна  Целуйко, жена Михаила, каждый день пробиралась к летчику и делала перевязки и приносила всем еду. Прошло полтора месяца, летчик стал поправляться, только на лице оставались шрамы от ожогов, а в ноге сидел осколок. «Я обязательно еще буду летать и встречу день Победы в Берлине», - не раз говорил он. Но за два дня до освобождения деревни гитлеровцы окружили место, где скрывались летчик и братья Целуйко. В завязавшемся бою погибли все трое… Это был летчик Веденеев Василий Иванович.

     30 октября 1977 года в д. Верхняя Слобода Брагинского района Гомельской области состоялась траурная церемония, посвященная перезахоронению останков летчиков Г. Д. Черствова и В. И. Веденеева, воинов Советской Армии, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. 14 часов. По Новой улице Верхней Слободы под звуки траурного марша идут участники церемониала.

     Вслед за группой приехавших сюда воинов Белорусского военного округа, которые несут и сопровождают в почетном карауле урны с останками героев, идут их родственники, земляки, боевые товарищи летчиков. Среди участников перезахоронения были ученики Чулковской школы №20 – пионеры отряда имени Георгия Черствова вместе с классным руководителем Л.Г. Зерзеле.

      Ярким предстал перед нами образ Георгия Черствова в воспоминаниях людей, хорошо знающих его.

   «Получив ваше письмо, мы все были очень взволнованы. И не только мы, родственники, но и вся деревня, знавшая Георгия. Ведь страшные эти слова «пропал без вести». Теперь, когда пролит свет на последние минуты жизни брата, хоть и саднит боль утраты, мы знаем он геройски погиб в жестоком бою», - сказал Александр Дмитриевич Черствов.

    «Жору Черствова знаю по совместной учебе в Чулковской средней школе, - вспоминал полковник в отставке Махов Михаил Ильич – одноклассник Черствова, - он был сильным, смелым и добрым товарищем.  В достижении поставленной цели был настойчивым, особенно это проявилось, когда мы учились в Мячковском аэроклубе. Расстались мы с Жорой в 1941 году.  Он поехал учиться в Борисоглебское авиационное училище, а я - в Сталинградское».

Из воспоминаний подполковника в отставке Пономаренко, бывшего начальника штаба 165 истребительного авиаполка: «Младший лейтенант Черствов воевал в составе нашего полка совсем мало – немногим больше месяца. Но и за это время он проявил себя храбрым летчиком, который уже обладал боевым опытом. Его смерть, также как и гибель младшего лейтенанта Веденеева тяжело переживалось всем личным составом полка».

Из воспоминаний родственников:

"В 1977 году приходит из военкомата приглашение на захоронение в Белоруссии праха Георгия Черствова. Мы, родственники, прибыли сначала в Гомель, дальше на автобусе добрались до города Брагина. Белорусы отнеслись к нам очень трогательно и почтительно. Разместили нас в гостинице. Настало утро и мы поехали на поле, где поставлен обелиск. На этом месте раньше было озеро, которое осушили мелиораторы. По показаниям местных жителей нашли самолет, (показания разнятся) на 4-метровой глубине. Вытащили аккуратно останки летчика, планшет, в котором были документы. Почти все истлело, и по отдельным отрывкам нельзя было определить, кто это… В числе личных вещей оказались карманные часы — подарок командующего фронтом летчику-истребителю Черствову Г.Д. Это был подарок судьбы…

Сделали запрос в Центральный архив Министерства обороны. В ответ было сказано, что при выполнении боевого задания не вернулись из боя Черствов Г.Д. и Веденеев В.А.
По рассказам очевидцев, когда летчики возвращались с задания, на них напали «Фокке-Вульфы» и подожгли машину Василия Веденеева. Георгий стал охранять спускавшегося на парашюте Василия. В результате и Георгия подбили. Василий удачно приземлился, и местные жители укрыли его в лесу, в землянке. Ухаживала за раненым местная медсестра, и еду ему приносили тайком два ее сына. (Выше было написано, что один из Целуйко был мужем). Прошло 22 дня, и Василий был готов идти через фронт, к своим. Но тут у немцев партизаны нарушили связь, и немцы с собаками при прочесывании леса вышли на землянку, где был Василий и двое сыновей медсестры. Немцы расстреляли всех троих. Похоронили их и на обелиске летчика написали: 
«Здесь погиб и захоронен летчик Василий».
А когда по часам установили Георгия Черствова, то летчик Василий обрел свою фамилию — Веденеев. По рассказам местных жителей, самолет Георгия Черствова стал снижаться к земле и перед самой землей врезался резко носом в озеро.

Белорусы свято чтят память погибших на войне. На центральной усадьбе хозяйства соорудили стелу, возвели вечный огонь. Ухаживают за могилами, приезжают молодожены, кладут цветы к вечному огню со всех окрестных деревень. Мы сначала хотели сделать захоронение в Подмосковье, но пришли к выводу: «Им там будет лучше…

     В населенном пункте д. Уза Узовского сельсовета Буда-Кошелёвского района  Гомельской области есть  улица, названная в честь нашего земляка Черствова Г.Д.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: