Чурлибаев Ачил Непесович
Чурлибаев
Ачил
Непесович
Сержант

История солдата

_Наш дедушка, Чурлибаев Ачил, 1918 года рождения - ветеран партии, труда и Великой Отечественной войны, партийный билет №07239428.  Проживал в городе Ургенче, Хорезмской  области, по улице Победа, дом №10    

Дедушка женат с 1946 года, имет четверых дочерей и одного сына.

В период строительства линии Чарждоу-Кунград неоднократно поощрялся и награждался  Правительственными наградами:  Двумя медалями  “За трудовую доблесть”, Почётной грамотой Президиума Верховного Совета УзССР др.

За период службы в рядах Красной армии и года Великой Отечественной войны имел награды и  благодарности от Верховного Главнокомандующего  И.В. Сталина,   памятные письма Маршала Советского Союза тов.Рокосовского,  также генера–полковника П.И.Батова.                                                               

 

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Боевой путь

 Из биографии дедушки, Черлибаева Ачила Напесовича.             

Службу в Красной Армии я начал первый раз в 1938 году в Киевском военном округе в 34-й кавалерийской дивизии в 47-м кавалерийском полку. Участвовал в 1939 году  в освобождении Западной Украины и в 1940 году северной части Буковины, ныне Молдавская Республика, от румынских  капиталистов и в ноябре 1940 года был демобилизован. 

В 1941 году 23-го августа вновь призвался в ряды Красно Армии, и в городе Чарджоу был сформирован 189-й отдельный артиллерийский  дивизион, затем в 1942 году в марте месяце военная часть была доставлена на Южный Фронт, затем на Северо-Кавказский фронт. В 1942 году в мае нас передали в 253-й отдельный артиллерийский полк, 56-й Армии, с которой пришлось выступать в боях в защиту города Новороссийска в 1942 году с июня по август. Затем участвовал в обороне Кавказа, в 1943 году в феврале вели наступательные бои в освобождении всей территории Кубани, также принимал  участие в боях на Кубани за освобождение  от фашистов  (города) станицы Ахтинской,  Северской, Красноармейской, Абинска, Лабинска, Крымской, города Новороссийска, Варениковской и многих  других городов, и в 1943 году  17-го октября  полностью были освобождены КУБАНЬ и  ТАМАНСКИЙ  полуостров  от немецких захватчиков.

Дорогие товарищи, в этих боях мы не просто прошли пешком. Я выполнял обязанность наводчика крупно калиберного пулемёта, приходилось за сутки несколько раз менять огневые позиции, копали траншеи и окопы под огнём противника, без сна, голодные и холодные. В день отбивали  до 6-ти  контратак фашистской армии. 

Со мной были боевые товарищи, которые погибли, это мл.сержант  МИШИН  из г. Чарджоу, сержант СОКОЛОВ из Саратова, рядовой ТУРКОВ из Белоруссии, рядовой НИЯЗМЕТОВ из Красноводска, рядовой МАМЕДОВ-ОГЛЫ  из Азербайджана,  рядовой СЫРДАБАЕВ  из Казахстана и многие другие. 

Представьте себе, что с мая месяца 1942 года по 17 октября 1943 года, мы  почти не мылись и не меняли бельё, потому что было некогда, перед нашей Армией была поставлена задача Верховного Главнокомандующего тов. СТАЛИНА - в самый  кратчайший срок освободить  территорию КУБАНИ,  города героя НОВОРОССИЙСКА  и ТАМАНСКОГО полуострова.  Под руководством  нашего командования наша Армия с честью  выполнила  эту задачу.  17.10.1943 года  выше указанная территория  была очищена от гитлеровских  захватчиков.

Наш 253-й отделый артиллерийский полк под командованием подполковника СОЛОВЬЕВА, комиссара полка майора ЖУРАВЛЕВА, командира пулеметной роты ст. лейтенанта АКОПДЖАНОВА, политрука роты лейтенанта ШЕЙДРОВА. Мой командир пулеметного  расчета был  ст. сержант  ПОЛЕНОВ из г.Мары, после этих наступательных боёв нашим частям дали две недели отдыха, тогда мы немного отдохнули.

После краткого отдыха вновь была поставлена очень серьезная , я бы сказал, тяжелая боевая задача перед нашей Армией, частей форсирования  водных преград, т.е. КЕРЧЕНСКОГО ПРОЛИВА.

2-го ноября 1943 года после 2-х часовой артиллерийской канонады, нашей пулеметной роте пришлось перед рассветом высадиться десантом совместно с морскими частями,  что и было сделано в тот же день, до середины дня  был захвачен плацдарм  КЕРЧЕНСКОГО  полуострова длиной 3 км  и шириной 9 км, затем  3-4 ноября с тяжелыми боями продвинулись вперед и заняли половину города КЕРЧЬ, то есть шириной  14-16 км и длиной 8-12 км., затем перешли к обороне. В этих боях погибли  мои боевые товарищи ст. сержант  ФРОЛОВ,  рядовой  ГУЛЯЕВ и г.Мары,  рядовой  ШПАК из г. ЧАРДЖОУ, и многие другие,  и очень многие товарищи получили тяжелые ранения. Я тоже был ранен.

В этот период нашу пулемётную роту передали в 1260-й отдельный артиллерийский полк,  Отдельной Приморской армии, под  командованием  генерала армии А.И. Ерёменко. Командир полка был  полковник  ПЛАЧИНДА,  командир роты Матросов. И так к концу марта  и в начале апреля 1944 года прорвали линию обороны немцев и пошли в наступление, короче говоря, в середине апреля 1944 года наши соединения,, в том числе, и наша рота была под САПУН горой, где велись ожесточенные бои.

Со 2 по 7 мая оборона гитлеровских  захватчиков была прорвана, и город СЕВАСТОПОЛЬ и вся территория КРЫМА  были очищена от фашистских захватчиков. В плен взяли 78 тыс. солдат,  офицеров, и генералов .   По пути  от города КЕРЧЬ до г. Севастополя  происходили тяжелые кровопролитные бои, особенно в районе города ФЕОДОСИИ,  СТАРО-КРЫМСКОГО РАЙОНА,   БАХЧИСАРАЯ,  СИМФЕРОПОЛЯ  и в других местах Крымского полуострова.

В 1944 году в августе месяце город ЖИТОМИР,  где  при формировании, ряд моих  боевых товарищей и я были направлены  на формирование  вновь полевой  артиллерии -122 мм. гаубиц.  

После определенной подготовки  наша часть вновь на фронте под польским городом  КРАКОВЫМ., где влились  в 322-ю Житомирскую дивизию, 1-го Украинского фронта  886-го гаубичного  артиллерийского полка.  Таким образом, принимали участие в боях за освобождение польских городов : КРАКОВА, КОТОВИЦЫ,  ДЕМБЕЦЫ,  затем   чехословацких городов, Моравиа, Острова,  Карловы Вары, немецкого  РАТИБУРГА, р. НЕЙСИ, НЕЙШТАДТ и многих других городов, в которых при тяжёлых боях погибли мои боевые товарищи при форсировании реки ОПАВА.

Я выполнял обязанность  командира орудия, приходилось  много раз  вытаскивать орудие на прямую наводку, но бои были тяжёлые,  командир 886- го  гаубичного артиллерийского полка был полковник ЛЯТИН,  начальник штаба  майор САЕНКО-УВАРОВ,  командир артдивизиона капитан КАЛЬЧЕНКО,  комбат ГЕРАСИМОВ,  командир взвода  лейтенант ЕМЕЛЬЯНОВ,   таким образом для нас фронтовиков  самые счастливые дни  оказались под ПРАГОЙ в ЧЕХОСЛОВАКИИ  9-го МАЯ,  когда кончилась война, для нас был праздник.

Затем после окончания войны пришлось  служить еще  год в Германии до мая 1946 года.

После окончания войны опять попал на фронт, но теперь уже на трудовой фронт.,  на строительство железной дороги  ЧАРДЖОУ- КУНГРАД, где работал по 1985 год. В связи с ухудшением здоровья и наступлением пенсионного возраста, продолжил работать на складе топлива машинистом насосной установки ж.д. депо ст. Ургенч.

 

                         Фронтовик  А.Чурлибаев

Воспоминания

внучка Афанасьева Элина

Вспоминая дедушку, наворачиваются слёзы на глаза.
В детстве очень любила рассказы дедушки о войне. Мы приглашали его в нашу школу на все советские праздники и беседы для школьников о войне. У нас ежегодно проходило мероприятие (аналог передачи ОТ всей души), посвященное ветеранам ВОВ. Дед с удовольствием делился пережитыми военными годами.
Очень горжусь, что дед дошёл до Берлина и освободил не только нашу родину Советский Союз от фашистских захватчиков, но и соседние государства Европы. Очень жаль, что общее мировоззрение в Европе и сопредельных государств о ВОВ изменилось, но историю переписать НЕЛЬЗЯ.

Воспоминания солдата

( Автобиография в рукописном виде от дедушки )




Я родился в семье бедняка в селе Хаджаканапе на берегу Аму-Дарьи в Денауском районе, Чарджоуской области, Туркменской ССР. По национальности – туркмен. Семья наша была большой и к трудудиться пришлось рано. Уже в 1930 году я вместе с родителями и братьями трудился на общественных работах в созданном колхозе имени В.И. Ленина рядовым колхозником и одновременно учился в местной школе, где окончил 7 классов.




В 1935 году я поступил работать матросом в Аму-Дарьинское речное Госпароходство на пристани Фараб, а в 1936 году после окончания курсов стал Рулевым на пароходе. На этой должности трудился до октября месяца 1938 года, т.е. до призыва в ряды Красной Армии.




В армии с 1938 по1940 годы служил красноармейцем 47-го кавалерийского полка, 34-й Кавказской дивизии, Киевского военного округа. После демобилизации вернулся в своё Пароходство и работал по прежнему рулевым парохода до августа 1941 года.




С началом Великой Отечественной войны я вновь был призван в ряды Красной Армии. В составе разных войсковых частях, в основном в артилерийских, довелось учавствовать в боях за освобождение советской земли от фашистских поработителей в том числе КАВКАЗА, КРЫМА, УКРАИНЫ, ПОЛЬШИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ ГЕРМАНИИ.




За что был удостоен рядом высоких правительственных наград: рденом Отечественной Войны | степени, медалью “За отвагу”.




Будучи в рядах Красной Армии, по рекомендации армейских коммунистов, во время обороны Кавказа, я в сентябре 1942 года в г. Геленджике был принят кандидатом в ВКП(Б). В Комсомоле был с 1939 года. А на территории Германии в апреле 1945 года, я был принят членом ВКП(Б).




Из армии я был демобилизован лишь в 1946 году.




И сразу приступил к работе в Пароходство Рулевым в том же Чарджоу, где проработал до мая 1947 года. Затем был переведен инструктором парткома плавсостава Аму-Дарьинского пароходства при Чарджоуском горкоме партии. Там я получил первую хорошую партийную закалку. Старался равняться на таких энергичных, боевых и добросовестных коммунистов, как секретаря парткома С.Байтемирова и Первого секретаря Чарджоуского ГККПТ тов. Куликова В.И.




В декабре 1948 года решением бюро Чарджоуского ОБКОМА КПТ я был направлен на строительство железной дороги Чарджоу-Кунград заместителем начальника 1-го строй участка по политчасти, а затем приказом начальника политотдела управления строительством я был переведён заместителем начальника 2-го стройучастка.




В апреле 1951 года, по рекомендации политотдела управления строительства железной дороги участка Чарджоу-Кунград, меня избрали председателем объединённого профкома стройки, где я трудился до ноября 1954 года, а затем был назначен инструктором политотдела строительства. Затем в 1955 году был переведён инженером отдела кадров управления строительства железной дороги Чарджоу-Кунград. В сентябре 1955 г переведён в Ургенчскую дистанцию пути Ашхабадской железной дороги заместителем начальника по политчасти, где, в связи с упразднением политорганов на ж.д. транспорте, проработал по март месяц 1956 года.




В апреле 1956 года я был назначен заведующим экипировочного хозяйства депо станции Ургенч. В октябре 1957 года я был избран секретарём Узлового парткома. С ноября 1958 года был назначен начальником склада топива станции Ургенч Ашхабадской железной дороги. В этой должности я проработал до 1985 года, и в связи с ухудшением здоровья и пенсионного возраста, продолжал трудиться на складе топлива машинистом насосных установок ж.д. депо станции Ургенч. Являюсь персональным пенсионером местного значения, в меру сил стараюсь активно участвовать в общественной деятельности. Являюсь членом профкома топливного склада, веду агитмассовую работу в коллективе, участвую в военно-патриотическом воспитании молодежи как в своем коллективе, так и в подшефной железной дороге школе имени Ю.А. Гагарина.




Настоящую боевую партийную закалку я получил на строительстве железной дороги Чарджоу-Кунград , большим примером здесь служили такие коммунисты,как И.О. Ходжаев- Начальник Управления Строительства, Иван Антонович Алексеев бывший Зам нач Полит.отдела стройки¸и многие другие рабочие и командиры этой стройки, опыт которых я старался и стараюсь использовать в своей как в хозяйственной, так в общественной деятельности из их добросовестного, и честного партийного подхода к делу.

Награды

Боевые награды и ордена

Боевые награды и ордена

За оборону Кавказа

За оборону Кавказа

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: