Даниловский Михаил Павлович
Даниловский
Михаил
Павлович
Гвардии зам.политрук

История солдата

  Родился 15 октября 1921 года в селе Горно-Ананьевка Приморского края в крестьянской семье. В 1940 году закончил среднюю школу в Хабаровске и  поступил в Новосибирский институт военных инженеров железно­дорожного транспорта. С октября 1941 по 1947 год служил в армии. Участник битв за Москву и Сталинград.

  Награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», юбилейными наградами.

  В 1960 году М. П. Даниловскому присуждается ученая степень кандидата технических наук. В это время он занимался исследованиями в области железобетонных конструкций. Обобщив отечественный и зарубежный опыт, он создал теорию, позволяющую рассчитывать основные параметры строительства мостов.В этот период он одновременно руководил строительством Хабаровского автодорожного института (ныне Тихоокеанский государственный университет), и это стало делом всей жизни М. П. Даниловского.

  Все приходилось начинать с нуля: строить, учить, готовить специалистов для народного хозяйства Дальнего Востока, понимать и чувствовать проблемы высшей школы.В своей работе руководствовался принципом двигать знания вперед на пользу человечества.

  1 сентября 1958 года институт был открыт. М. П. Даниловский сам глубоко вникал во все детали строительства. Благодаря Даниловскому институт продолжал строиться высокими темпами: росли стены главного учебного здания, студенческого городка.

  Михаил Павлович Даниловский - почетный гражданин г. Хабаровска, почетный первый ректор Тихоокеанского государственного университета.

Регион Хабаровский край
Воинское звание Гвардии зам.политрук
Населенный пункт: Хабаровск

Воспоминания

Даниловский Михаил Павлович

Известие о начале войны застало меня и моих товарищей на учебных военных сборах. В тот день все 52 человека написали заявления с просьбой отправить их на фронт. Тогда все верили, что война будет короткой, и с молодым скептицизмом слушали прогноз опытного специалиста, что война будет неимоверно тяжелой и длительной.
Но в октябре, когда студенты стали солдатами, конечно, уже никто так не думал. Попали в 1-й парашютно-десантный батальон 12-й десантно-воздушной бригады, которая в битве за Москву была в резерве Главнокомандования.
Служба у нас была необычная: не раз десант под покровом ночи уходил в тыл на лыжах для выполнения разведывательных задач. Вот тогда понадобилась спортивная закалка. Не всегда удавалось незаметно выполнить задание, однажды десант засекли и открыли по нему артиллерийский огонь, но все обошлось без больших потерь.
Летом 1942 года я и мои товарищи вступили в бой под станицей Клетской на Сталинградском направлении, где предстояло отражать прорыв немецких войск. В тех местах потом шли съемки фильма «Они сражались за Родину».
Представьте себе выгоревшую степь, немилосердно палящее солнце, солдат, которые роют окопы и щели в твердом, как камень, известняке. У таких укрытий было одно достоинство: они не обрушивались, когда их «утюжили» танки. А стоящим здесь сибирякам приходилось в день отражать по 3–4 танковых атаки. Бывало, что некоторые танки прорывались, и немецкие автоматчики вели стрельбу по солдатам с брони машин. Но немецкая пехота здесь не прошла. Чудеса героизма показывали многие: так, боец Рябов подбил несколько танков.
Наше подразделение несло потери. Мой друг Коля Бердников получил ранение в обе ноги. Я его доставил в медсанбат на плащ-палатке. И Николай погиб там, когда немцы накрыли медсанбат артиллерийским огнем. Там, под Клетской, погибли 50 студентов из Новосибирска.
Мне повезло выжить в этом огненном смерче, но через два месяца я был ранен в одном из боев. После излечения была учеба в Казанском танковом училище, а потом работа там же по подготовке кадров. Заявления с просьбой послать на фронт отклонялись: везде нужны были грамотные офицеры.

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: