Делов Алий Харунович
Делов
Алий
Харунович
15.05.1915 - 16.10.1990

История солдата

Среди людей, вписавших своё имя в историю Великой Отечественной войны, прославивших свой родной край, есть имя Алия Харуновича Делова, железнодорожника, доставлявшего под ураганным огнём врага военную технику и боеприпасы осаждённым защитникам Сталинграда, а оттуда перевозившего эшелоны с ранеными, первого Героя Социалистического Труда в Адыгее и на Кубани, адыга, получившего высокую награду в 1943 году. В наградной грамоте Президиума Верховного Совета СССР указано: «За Ваши исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в деле восстановления железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени». 24 декабря 1943 г. в Кремле М. И. Калинин вручил А. Х. Делову орден Ленина и Золотую звезду «Серп и Молот» под номером 142.

Имя А. Х. Делова увековечено в «Истории Великой Отечественной войны»: «Знатные машинисты паровозных колонн Герои Социалистического Труда Н. Н. Атаманов, Е. М. Чухнюк, А. Х. Делов, В.М. Елисеев, М. И. Кушнер, работая в прифронтовых условиях, показали образцы трудовой доблести и героизма. Их примеру следовали многие бригады паровозных колонн».1 

По прошествии многих лет после Великой Отечественной войны имена не всех героев, совершивших подвиги во имя Победы над врагом, остались в памяти потомков. О некоторых из героев просто забыли. Кубанским историкам практически неизвестно, кто был первым Героем Социалистического Труда – выходцем из их родного края, за что удостоен высокой награды Алий Харунович Делов и кто он. Кто же этот человек, прославивший родной край, каков его жизненный и трудовой путь? Что ещё он совершил во славу родной страны? 

Он родился 15 мая 1915 г. в ауле Урупском (Шъхьащэфыжь) Краснодарского края в многодетной крестьянской семье. 

С 14 лет работал в колхозе. С 1932 г. по 1934 г. учился в Кропоткинской школе ФЗУ, после окончания которой работал помощником машиниста, машинистом в депо г. Махачкалы. В 1939 году Алий Делов вернулся в родные края, в город Армавир, и поступил на работу в паровозное депо машинистом. Возил лес, уголь, нефть, зерно, строительные материалы и другие грузы для народного хозяйства.

Когда началась война, А. Х. Делов с первых ее дней переключается на воинские перевозки, доставляя на передовую танки, орудия, снаряды, а назад везя раненых и эвакуированных. Особенно они усилились, когда гитлеровцы прорвались к Ростову.

В годы Великой Отечественной войны весомый вклад в победу над фашизмом внесли работники железных дорог СССР. Война показала решающее значение железнодорожного транспорта как главного связующего звена между фронтом и тылом, имевшего первостепенное значение для выполнения боевых операций и снабжения Красной армии.

3 января 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление № 1095 «О восстановлении железных дорог». Согласно этому постановлению железнодорожные войска передавались в оперативное подчинение НКПС (Народного Комиссариата Путей Сообщения), создавались специальные формирования, в задачу которых входило проведение восстановительной и эксплутационной работы в непосредственной близости от фронта. Личный состав спецформирований НКПС приравнивался к военнослужащим Красной Армии с распространением на него требований армейских уставов. Для комплектования формирований специалисты железнодорожного транспорта даже отзывались с фронта. В течение лета 1942 года продолжалось создание паровозных колонн.

Опыт массового применения паровозных колонн был накоплен только в ходе Сталинградской битвы. 7 сентября 1942 года, когда в волжких степях бушевало пламя величайшего оборонительного сражения, ГКО принял постановление № 2263. В нём говорилось; «В целях создания мобильного резерва паровозов для выполнения специальных перевозок к фронту … организовать на прифронтовых и тыловых дорогах колонны паровозов особого резерва НКПС с прикреплёнными комплексными поездными бригадами, состоящими на положении военнослужащих РККА».2 

Все крупные стратегические операции Великой Отечественной войны – под Сталинградом и на других направлениях – потребовали подвоза большого количества вагонов. Вот выписка из приказа Народного Комиссариата Путей Сообщения №19ц от 8 января 1942 года, изданная в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 3 января 1942 года от № 1095с, в которой Народный Комиссар Путей Сообщения приказывает: «В целях повышения дисциплины перевести согласно постановлению Государственного Комитета Обороны весь личный состав специальных формирований на положение состоящих в рядах Красной Армии с распространением на них действия уставов Красной Армии, дисциплинарного, караульного, а также внутренней службы, статей уголовного кодекса о воинских преступлениях, а также всех льгот по налогам и пенсиям, которыми пользуются военнослужащие и их семьи. Народный Комиссар Путей Сообщения Хрулёв».3

Срочно формировались колонны железнодорожников по всем отраслям железнодорожного хозяйства. Колонна паровозников состояла из 30 паровозов. Каждый из них обслуживали две бригады.

7 августа 1942 года гитлеровцы захватили Армавир, а за четыре дня до этого Алий Харунович покинул город и, зачисленный старшим машинистом в паровозную колонну №8 особого резерва (ОРПК-8), стал водить поезда на прифронтовых участках Кизляр — Астрахань — Верхний Баскунчак, обеспечивая защитников Сталинграда всем необходимым для ведения боевых действий.

Личный состав колонн особого резерва был приведён к воинской присяге. Железнодорожникам этих формирований было выдано оружие, военное обмундирование. Они находились на казарменном положении. Водить поезда им приходилось по дорогам, где были разрушены станции, депо, пункты снабжения топливом и водой. Поэтому сами ремонтировали повреждённые паровозы, часто даже в пути. Выполняя рейсы, часто прорывались через вражеский огонь. 

Рассматривая свой локомотив как боевой пост, А. Х. Делов порой сутками не покидал его, доставляя грузы по назначению, хотя давалось это нелегко. Гитлеровцы буквально охотились за нашими воинскими эшелонами и их передвижениями. Особенно свирепствовала авиация. По приказу Гитлера за каждый подбитый эшелон немецкие летчики получали «железный крест». Но, несмотря на все трудности, связанные с риском для жизни, воинские эшелоны шли сплошным потоком, доставляя на фронт орудия, танки, боеприпасы, горючее, увозя назад раненых и больных.

Как-то ночью А. Х. Делов вел эшелон по маршруту Кизляр – Астрахань – Верхний Баскунчак. В 15 вагонах – оружие, боеприпасы, военное снаряжение, а на платформах – танки. Отрезок пути был степной, безводный. Кругом пески. Неожиданно послышался гул, и вдруг появился «юнкерс». Решение пришло мгновенно.

«Закрой поддувало!» – крикнул Алий Харунович помощнику, а сам кубарем скатился под откос, держа в руке большой шматок промасленной пакли. Решив отвлечь на себя фашистского бомбардировщика, он поджег ее и побежал во весь дух от состава подальше, размахивая горящей паклей. Расчет оказался верным: бомбардировщик устремился за ним, сбрасывая на бреющем полете бомбы. Они рвались рядом, но машинист чудом уцелел и спас эшелон. Наши войска под Сталинградом получили так нужные боеприпасы, оружие, технику.

И таких эпизодов беспримерного героизма машиниста А. Х. Делова было много.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «О присвоении звания Героя Социалистического Труда начальствующему составу и рядовым работникам железнодорожного транспорта, генералам, офицерам, рядовому составу» группе железнодорожников за труд в годы Великой Отечественной войны было присвоено это высокое звание, в том числе А. Х. Делову, паровозному машинисту депо Армавир Северо-Кавказской железной дороги. Личное мужество и героизм, проявленные А. Х. Деловым при вождении воинских эшелонов под бомбежками и артобстрелами, получили высокую оценку – Указом Президиума Верховного Совета СССР ему первому в Адыгее и Краснодарском крае было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден восемью медалями и знаком «Почетному железнодорожнику». 

Земляка, первого Героя Социалистического Труда на Кубани А. Х. Делова, поздравили с высокой наградой первый секретарь Краснодарского крайкома ВКП (б) П. И. Селезнев и председатель крайисполкома П. Ф. Тюляев.

14 ноября 1943 года в краевой газете «Большевик» было опубликовано поздраление: «Крайком ВКП (б) и крайисполком поздравляют вас с высокой правительственной наградой – присвоением вам звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства в трудных условиях военного времени. Желаем вам многолетней жизни и дальнейшей плодотворной работы на благо нашего социалистического государства и железнодорожного транспорта».4

После ранения и лечения в госпитале А. Делов направляется старшим машинистом в ОРПК № 36, которая обеспечивала войска на прифронтовых участках Северного Кавказа, Донбасса, Крыма, всей Украины, Молдавии и Румынии. Город Плоешти в Румынии стал последней станцией, куда привел А. Х. Делов свой состав. Получив в октябре 1944 года повторно ранение и контузию, он вновь оказался на госпитальной койке. Но вернуться на фронт, несмотря на его возражения, по состоянию здоровья было уже не суждено. Он приехал в Армавир, где некоторое время работал дежурным по депо, а как только позволило здоровье, вернулся на паровоз.

За время пребывания на фронте А. Делов был дважды ранен и дважды контужен. И поэтому, несмотря на возражения, его направили в Москву на центральные технические курсы Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС). День Победы 9 мая 1945 года Алий Харунович встретил в столице нашей Родины. 24 июня он был на зрительской трибуне в качестве почетного гостя, видел парад Победы 1945 года, вспоминал много лет спустя об увиденном тогда с трибуны – как к подножию Мавзолея В.И. Ленина наши бойцы бросали знамена и штандарты поверженных гитлеровских войск. 

Окончив успешно центральные технические курсы и получив диплом техника 1-го класса, А. Х. Делов три года работал заместителем начальника паровозного депо приграничной станции Чоп.

В 1948 г. поступил в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, после окончания которого в 1953 г. одиннадцать лет работал заместителем начальника локомотивного отдела Львовской железной дороги, на правах заместителя начальника отделения дороги.

В сентябре 1964 года по ходатайству Адыгейского обкома партии был переведен в Майкоп. Работал на ЦКЗ, ПМДО ″Дружба″.

В 1965 г. А. Х. Делов был избран председателем Майкопского городского комитета защиты мира, где трудился на общественных началах до конца своих дней, был членом президиума Адыгейского областного и Краснодарского краевого комитетов защиты мира. Многие жители Адыгеи старшего поколения помнят Алия Харуновича, который выступал в школах, в их производственных коллективах, рассказывая о событиях военных лет, о работе Адыгейского и Майкопского комитетов защиты мира. В семьях многих майкопчан и жителей районов Адыгеи хранятся памятные фотографии, на которых запечатлены моменты встречи лучших молодых производственников, победителей соцсоревнования, с Алием Харуновичем Деловым и Героями Советского Союза, проживавшими тогда в Майкопе.

В 1985 г. был приглашён в Москву для участия в параде Победы: прошёл в первом ряду колонны ветеранов по Красной Площади.

Жизнь Алия Харуновича оборвалась 16 ноября 1990 г.

Однако последующие годы, трансформация ценностей и приоритетов в общественном сознании внесли изменения в коллективную память: имя героя, прославившего Адыгею и Кубань, почти забыто в Адыгее и Краснодаре. Если в Армавире помнят земляка-героя: на центральной площади города установлена стелла с его портретом и описанием жизненного пути, армавирцы помнят о своём земляке5; в Кропоткине на здании железнодорожного техникума торжественно открыта мемориальная доска с портретом А. Х. Делова. Однако департамент образования Краснодарского края, куда несколько раз обращались представители общественности Кропоткина, не дал разрешения на присвоение имени А. Х. Делова техникуму, где он учился в довоенные годы, мотивируя это тем, что герой, прославивший Кубань, первый Герой Социалистического Труда на Кубани, легендарный человек, в какие-то годы не был прописан в Краснодарском крае. Больно, когда забывают героев, совершивших подвиги во имя свободы Родины, прославивших родной край. 

Только коллеги-железнодорожники помнят первого Героя Социалистического Труда, родившегося и выросшего на Кубани, и чтут его память: В Москве издаются книги с описанием подвигов А. Х. Делова6; к 75-летию Победы компания «Российские железные дороги» выпустила ролик «Подвиг Алия Делова», в котором известный актёр Гоша Куценко с восхищением рассказывает об одном из подвигов, совершённых Алием Деловым.

1 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. – Т 4.– М., 1962. С. 609.

2 Колонны паровозов особого резерва НКПС: Страницы памяти / сост.: В.Д. Аленичев, А. И. Логинов. – М.: 1990. – М.: Транспорт, 1990. С.7.

Центральный архив МПС СССР. Ф. 63. Опись 1. Д. 5. Л. 1-2.

3 Колонны паровозов особого резерва НКПС: Страницы памяти / сост.: В.Д. Аленичев, А. И. Логинов. – М.: 1990. – М.: Транспорт, 1990. С.7.

4 Сиджах Х. И. Водил поезда машинист Делов. К 70-летию установления звания «Герой Социалистического Труда» / Советская Адыгея. – 25 декабря 2008 года.

5 Делов Алий Харунович/ Павлюченков В. Н. Наш Армавир. Армавирцы – Герои СССР, Герои России, Герои Кубани. – Армавир, 2016. С. 100– 104.

6 Алий Харунович Делов/ О. Г. Куприенко. Герои стальных магистралей. Кн. 1. Под ред. министра путей сообщения Российской Федерации Н. Е. Аксёненко. – М., 2000. С. 100-105.

Регион Республика Адыгея
Населенный пункт: Майкоп
Место рождения Россия, Краснодарский край, а. Урупский (Шхашефиж)
Дата рождения 15.05.1915
Дата смерти 16.10.1990

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: