Дубровин Иван Григорьевич
Дубровин
Иван
Григорьевич
Штурман звена старший лейтенант
Регион Москва
Воинское звание Штурман звена старший лейтенант
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

Прошло 70 лет со дня окончания войны, но наша память хранит легенды о простых людях, которые вынесли на своих плечах основную тяжесть войны. Об одном из таких людей я хочу рассказать. 
Мой дедушка Дубровин Иван Григорьевич, родился 20 ноября 1922 года. Родился в Казахской ССР, в 1929 году со всей семьей переехал в Белоруссию. В школе у Ивана появился лучший друг Леонид Петренко. Для ребят кумиром и идеалом стал Чкалов. Посмотрев фильм о подвиге Чкалова, они твердо решили стать военными летчиками. Иван был на год младше Леонида Петренко. Когда Леонид закончил десятый класс, а Иван девятый, друзья решили не расставаться и вместе поехали поступать в военную летную школу в город Челябинск. Перед вступительными экзаменами Иван за неимоверно быстрый срок закончил программу десятого класса. Приемная комиссия, предлагала Ивану вернуться и закончить 10 класс, но он на отрез отказался, т.к. не хотел расставаться со своим другом. Иван успешно сдал экзамены за десятилетку и был зачислен в летную школу на специальность штурмана экипажа самолета. С 1940 года Иван и Леонид стали вместе учиться в Челябинской летной школе. Друзья успешно сдали экзамены за 1 курс, когда началась Великая Отечественная Война. 
Война нарушила спокойный ритм людей. Изменился распорядок учебы и всей жизни летной школы. Предметы оставили только самые главные и жизненно необходимые для профессии военного летчика. Обучение шло ускоренными темпами, и курсанты прошли двухгодовой курс за год. Стране срочно требовались квалифицированные летчики, у фашистов было в значительное превосходство в воздухе на тот период войны. Поэтому в 1942 году из курсантов Челябинской военной летной школы был сформирован ночной ближний бомбардировочный полк. Вскоре летчиков посадили на старенькие и тихоходные самолеты Р-5. В декабре 1942 года полк был перебазирован на Калининский фронт. Летный состав самостоятельно расчищали заброшенное поле и строили аэродром. Полеты начались только в январе 1943 года. В это время в нашей стране активизировалось партизанское движение в тылу врага. Партизанам не хватало оружия и правительство распорядилось навести воздушный мост к партизанам. Тогда и понадобились старые и полузабытые, но не прихотливые самолеты Р-5, которые могли сесть на небольшую полянку и взлететь с нее. Особенно тяжелым положение было у партизан, находившихся в калининских лесах. На борьбу с ними гитлеровцы посылали целые дивизии, поэтому в отрядах партизан было много раненных. Задание навести воздушный мост было поручено полку, в котором находился Иван. Глубокой ночью взлетали с аэродрома маленькие самолеты на поиски партизанских полянок, на которые необходимо было сесть. Весь полет проходил в полной темноте, всё приходилось делать на ощупь. Узнаешь о том, что пересекаешь линию фронта по вспышкам гранат, по полету трассирующих пуль. Перелетев линию фронта удаляешься в глубокий тыл, где тебя уже ждут партизаны. Затем по кострам, разведенных партизанами, определяешь место посадки, на ощупь приземляешься и тут происходит волнующая встреча. Летчика буквально вынимают из самолета, обнимают совершенно незнакомые люди. И это естественно, ведь ты единственный человек с Большой земли, ты единственная связь с внешним миром. Передаешь оружие и забираешь раненых, так по 3 полета, вывезено 12 человек раненых за ночь. Самой трудной задачей было взлететь с партизанского аэродрома, иногда несколько раз приходилось делать разгон, прежде чем взлететь. Трудными были эти рейсы, несколько раз самолет обстреливали из зениток. Затем, партизаны были вынуждены уйти вглубь лесов и связь через самолеты прекратилась. Полк был переформирован в ночной бомбардировочный полк и летчиков пересадили на самолеты ПО-2. Полк был переброшен на 1-й Украинский фронт. Каждую ночь было вылетов 7 с бомбометаниями по целям, и вылеты на ночную разведку. Посылая на самолет на разведку ночью, его оснащали световыми бомбами, а летчика специальной установкой для фотографирования местности. Однажды, Ивану было поручено необычное задание, а именно, найти местоположение дальнобойной батареи, состоящей из новых пушек типа «Берт», которая находилась в глубоком тылу (120 км от линии фронта) и обстреливала штаб пехотной дивизии и передовые позиции наших войск. Иван решил отправиться рано утром, когда немцы спят, успешно пересек линию фронта незамеченным, разыскал тщательно замаскированную батарею, нанес на карту координаты пушек, когда он возвращался обратно, немцы обнаружили самолет и открыли огонь со всех орудий. Лишь по счастливой случайности Иван уцелел, хотя самолет оказался сплошь в пробоинах. Этой же ночью вся эскадрилья нанесла бомбовый удар по батарее. Затем Иван участвовал в бомбовом налете на занятый немцами Тернополь. Однажды ночью, возвращаясь с очередной бомбежки, его самолет попал под сильный зенитный огонь, он попытался было уйти от обстрела, но это не удавалось, и только тогда он понял, что немцы бьют на звук, тогда он выключил двигатель самолета и стал планировать. Немцы, потеряв ориентир, прекратили огонь, и Иван благополучно возвратился в свою часть. 
Летали на ПО-2 без парашютов, потому что с парашютом на половину туловища выглядывал летчик из-под козырька самолета. В начале 1944 года приезжали конструкторы помочь установить парашют, но летчики от этого отказались, так как когда сидишь без парашюта, то от ветра можно было спрятаться за козырек, можно рассмотреть карту, положив ее на колени, а также с парашютом мешала прыгать верхняя пара крыльев. Но вскоре им пришлось пожалеть об этом – один из летчиков эскадрильи и всего полка Леонид Петренко не вернулся из полета. Лучшие друзья Иван и Леонид летели рядом, когда в самолет Леонида попал вражеский снаряд, самолет загорелся, когда Леонид стал планировать, чтобы сесть, но огонь подступал всё ближе, на нем загорелась одежда и когда до земли оставалось около 100 метров, Леонид выпрыгнул из самолета. На всю жизнь запомнил Иван этот момент и переживал потерю друга. 
Наши войска наступали, на их пути стал крепость –город Бреславль, летчикам полка было приказано разбомбить эту крепость. Весь полк поднялся в воздух, и ровным строем, долетев до Бреславля, сбросил свой смертоносный груз. Этот налет летчики назвали психологической атакой, немцы были так ошеломлены, что даже не открыли зенитный огонь. За этот полет многие летчики, в их числе Иван, получили правительственные награды. В конце 1944 года немцы изобрели новую радиолокационную установку, с помощью которой ночью обнаруживали наши самолеты, а вот засечь в воздухе ПО-2 с помощью этой установки было нельзя, так как она была рассчитана на определение самолетов с высокой скоростью, а у ПО-2 скорость была всего 200 км/ч. Поэтому еще более возросла роль ПО-2, как ночного бомбардировщика. Дубровин участвовал также в ночном бомбовом ударе по гитлеровской группировке, сосредоточенной в городе Тернополь. Когда советские войска захватили на западном берегу Виелы небольшой плацдарм, то немцы из всех сил старались сбросить в реку советские войска. Для того, чтобы хоть ночью дать возможность отдохнуть нашим войскам, командование ночного бомбардировочного полка решило установить ночную вахту над плацдармом. Так, Иван и летчики полка две недели на фронте 10 км обеспечивали ночной отдых нашим войскам. Еще в 1944 году Иван участвовал во взятии Дембица. Его полк бомбил заводы, которые выпускали военные самолеты для гитлеровцев. Участвовал во многих других операциях, но больше всего Ивану запомнилась военная операция по взятию города Нейсе. Части, в которой он воевал, было приказано во что бы то ни стало зажечь этот город, чтобы указать точно цель нашим ночным тяжелым бомбардировщикам, которые летели на большой высоте и не могли точно нанести бомбовый удар, так как города были затемнены. С этой задачей полк успешно справился. Затем Дубровин участвовал в разгроме крупной группировки фашистов, окруженной юго-восточнее Берлина. Завершил свой воинский путь Иван в городе Прага, когда советские войска пришли на помощь Чехословакии. Война закончилась Победой, но очень дорого она обошлась. Иван потерял много своих товарищей, которые покоятся от Белой Церкви, где он начал свой боевой путь, и до Берлина, где его закончил. После окончания войны Дубровин еще целый год находился в Чехословакии. Затем, в 1946 году переехал после демобилизации в Духовницкое. Вскоре поступил в педучилище, после окончания был преподавателем. В 1953 году в связи со сложной обстановкой он был повторно призван в армию, на Курильские острова. Здесь Дубровин осваивал новую технику, совершал учебные полеты. 
В 1958 году он возвратился в Духовницкое, в 1966 году переехал в Балаково, где трудился в СУ-4. У Ивана Григорьевича семья - жена, 3 детей, 4 внука. 
Список наград, которыми был награжден Дубровин И.Г. за боевые и трудовые заслуги: орден «Красного знамени», орден «Отечественной войны 2 степени», медалями «За освобождение Праги», «За штурм Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945» и многие другие. К большому сожалению, при переезде семьи на другое место жительства, его награды были украдены. 
Мой дедушка до последнего дня своей жизни оставался «чистым», добрейшим, невероятной скромности человеком. Благодаря таким простым людям, благодаря ежедневному незаметному труду миллионов людей, как он, была достигнута ‪#‎ПОБЕДА‬.
Я выражаю огромную благодарность тому неизвестному школьнику из 1978 года, который написал реферат о моём дедушке, на основе него, в том числе, мне удалось восстановить многие военные события. Еще, каким-то случайным образом, сейчас не смогу уже этого узнать, у дедушки осталась личная летная книжка со всеми записями его полетов во время войны.

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: