
Илья
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1935г был призван в армию, на Дальнем Востоке, г. Благовещенск в 12-м артиллерийском полку шофёром, возил командира арт.полка майора Горского Михаила. В 1939-40г. воевал с финами, служил в 312-автоботальоне, ботальон прокладывал автодорогу от Петрозаводска по берегу Белого моря к Мурманской железной дороге. Наши войска сумели отбить противника и востановить границу. После Финской войны принимал участие в освобождении Прибалтики- Литовской СССР. В то время возил командира санитарной части. При переходе Литовской границы было незначительное сопротивление, но когда подошли основные силы наших войск - сопротивление прекратилось. В 1940г вернулся на прежнюю работу до наступления Германии. В первый же день мобилизован вместе со своей ротой и шофёрами в количестве 75 человек и 75 машин на разгром врага., 23-24/У1-41г. получил приказ от военкома майора Берсенева- принять эшелон состав куда были погружены все машины и состав , который выдвинулся на защиту нашей великой Родины!
Боевой путь
Прежде чем сфотографироваться победителем у Брандербургских ворот , вступить на каменные ступени Рейхстага , он был одним из солдат бравших штурмом , пока их известно 14 человек. Один из них Дубровский Илья Федорович ,прошел всю Великую Отечественную войну , начал её в 1941 году в 409-дивизионе 1-го пушечного артполка. Всю войну был шофёром подвозил снаряды к орудиям. В 1941 артиллерийский дивизион защищал Москву, тяжелые орудия стояли в парке имени Дзержинского. Когда разгромили врага под Москвой, дивизион участвовал в освобождении Ленинграда. Полтора года непрерывных боёв, блокады и бомбёжек. Пушки стояли рядом с заводом имени Кирова. После прорыва блокады в 1943 году целый месяц отгоняли врага к Балтийскому морю. Пришел приказ , 409-артдивизион отправить в г. Калугу на отдых на 3 месяца. Для востановления состава, солдаты сильно были истощены голодом, бессоными ночами, дни ночи смешались в раненых головах и сознаниях. После отдыха артдивизион погрузили в составы, технику, снаряды, порох и отправили в Польшу выбить врагов из Варшавы. Всю дорогу обстреливали из вражеских бомбардировщиков, не доезжая до границы вражеский самолёт подбил паровоз, пламя хлынуло по вагонам. Получили приказ разгружаться. Мой дед успел вытащить и оттащить дальше от состава с техникой 6 ящиков с порохом. Едва успев отойти ящики взорвались. За этот подвиг , за спасение эшелона мой дед получил орден “Красной звезды”. Варшава была освобождена, враг бежал на Берлин. На пути следования на Берлин возле г. Дрезден бои шли незначительного характера , враг укреплял свои боевые позиции в г. Кюстрен . Нашим пришлось укрепить свои позиции в лесах г. Кюстрен , пробыли 2 месяца. Под Кюстреном сосредоточив все силы в составе 1-го Белорусского фронта , двинулись на Берлин. Когда подошли к Берлину мой дед был в звании парторг подразделения боепитания, вместе с командиром собрали солдат, объяснили , что ожидается штурм Берлина и его основной опорной точкой - Рейхстаг.
Воспоминания
Мы помним, мы гордимся!
Последнюю ночь перед взятием Берлина и Рейхстага назвать ночью нельзя было, тысячи прожекторов сверлили черное небо, вспышки снарядов следовали один за другим. Было светло как днём. Даже в окнах зданий были установлены пушки. Наш особый 1-й пушечный 409-й артиллерийский полк бил врага бесперебойно. Наша батарея била по Рейхстагу. Цель была осуществлена, враг полностью капитулировал.
После войны
Мы гордимся и помним , будем передавать своим потомкам с гордостью. Боевой путь нашего деда от начала 1941 до конца 1945 года составил 1418 дней и ночей.
Я отлично помню своего славного деда, скромный, немногословный. Всегда улыбался и некая грусть присутствовала во взгляде. Про войну разговаривать не любил, замолкал, взгляд устремлялся вдаль…воспоминания о военных дорогах и павших боевых товарищах…Пройти всю войну, продолжить путь со своей семьёй, видеть взросление своих детей, рождение внуков и правнуков. Это дорогого стоит, они наша гордость и память . Вечная вам память наши великие боевые предки!