Дядечкин Павел Иванович
Дядечкин
Павел
Иванович
лейтенант
20.07.1917 - 13.08.1942

История солдата

С 25 ноября 1938г. курсант Мелитопольского военного авиационного училища летчиков-наблюдателей (летнабов).

23 февраля 1939г. принял военную присягу.

25 апреля 1940г. присвоено звание лейтенант. В группе выпускников училища направлен в 165 резервный авиаполк на должность младшего летнаба.

Вместе с сокурсниками- лейтенантами Носенко Иваном Лукичем, Толубенко Федором Павловичем и Поляковым Петром Николаевичем служил в составе 230 скоростного бомбардировочного авиаполка Северо-Кавказского военного округа.

С 09 сентября 1941г. в составе 35 скоростного бомбардировочного авиаполка.

В конце 1941г. полк базировался на аэродром рядом со станицей Пролетарская. Личный состав проходил  переучивание на самолеты Пе-2.

С приближением фронта опытные экипажи принимали участие в отражении налетов авиации противника на станцию. Затем, полк перебазировался на аэродром Астрахань для прохождения боевого применения. В течение трех месяцев летный состав закончил боевое применение и был готов получить самолеты Пе-2. 

В апреле 1942г. на теплоходе по Волге летный состав полка отправился в Казань на авиазавод. Полк сменил нумерацию и именовался 803 бомбардировочный авиационный полк. В Казани экипажи получили и облетали самолеты.

Командиром полка был назначен майор Никитин Александр Михайлович

К маю 1942г. личный состав полка находился в Казани, экипажи получили и облетали самолеты.

Полк вылетел на полевой аэродром в 50-60км. северо-восточнее Калинина. Вошел в состав 285 бомбардировочной авиадивизии.

К 01 августа полк базировался на аэродроме Толмачи, имея на вооружении 21 самолет Пе-2.

Из-за непригодности летного поля боевых вылетов не производил.

03 августа группой из двух девяток бомбардировал войска противника в роще в 1км. юго-восточнее Свиньино. Группа была обстреляна зенитной артиллерией и атакована парой истребителей. На свой аэродром вернулась без потерь. 5 самолетов получили от 3 до 5 пробоин.

04 августа в 06-00 полк тремя шестерками бомбардировал пехоту противника в районе Люшино, Харькино, Зеновское.

В 11-19 девять самолетов бомбардировали пехоту и артиллерию противника в районе Люшино, Выгодово, Зеновское.

В 17-55 три звена (по 3 самолета) бомбардировали железнодорожный перегон Сычевка- Осуга и станцию Осуга. В 17-50 в районе Погорелое Городище были атакованы тремя истребителями Ме-109 (Мессершмитт). Одно звено с задания не возвратилось (командиры экипажей: младший лейтенант Сыроелов Мирон Миронович, старшина Гавриш Иван Васильевич, старшина Крамаренко Александр Максимович).

05 августа полк в составе дивизии действовал в интересах 31 и 20 армий, выполняя задачи, поставленные командованием 1 воздушной армии.

В 05-30 звено Пе-2 бомбардировало войска противника в пункте Добрая. 

В 11-20 девятка бомбардировала скопление войск в районе Выгодово, Зеновское, Харькино.

05 августа 1942г. в воздушном бою истребителями противника были сбиты 5 экипажей полка. Среди них, экипаж командира полка майора Никитина.

Командиром полка был назначен майор Белоглазов Павел Андреевич.

Данных о последующих боевых вылетах полка найти не удалось.

10 августа 1942г. при бомбардировке узла сопротивления в пос.Апоки (г.Ржев) истребителями противника были сбиты 2 экипажа полка. Среди них экипаж: пилот младший лейтенант Чертов Александр Иванович, стрелок-бомбардир лейтенант Дядечкин Павел Иванович, воздушный стрелок-радист сержант Швецов Николай Алексеевич.  В воздушном бою экипаж сбил один истребитель. Сам был подбит. Огнем истребителей были убиты стрелок-бомбардир и стрелок-радист.  Летчик вел горящий самолет к линии фронта. В районе Молочино самолет начал разрушаться, младший лейтенант Чертов, имевший ожоги лица, выбросился с парашютом.

Воинское звание лейтенант
Населенный пункт: Луганск
Место рождения с.Андрианопосев, Луганская обл.
Годы службы 1938 1942
Дата рождения 20.07.1917
Дата смерти 13.08.1942

Воспоминания

Из документальной повести Пантелей Николая Николаевича «Записки штурмана».

25 ноября 1938 года я прибыл в Мелитополь. Добрался до училища, представился, меня вместе с другими курсантами направили в баню, подстригли, обмундировали и я стал военным.
В училище было две авиаэскадрильи: 1-я эскадрилья была набрана год назад, из молодежи с образованием 9 классов, и уже целый год занималась общеобразовательными дисциплинами. 2-я эскадрилья- это вновь прибывшие курсанты, имеющие полное среднее и неполное высшее образование.
Меня зачислили во 2-ю эскадрилью, в 1-й отряд, 20-ю группу.
Размещались мы поотрядно- на каждый отряд свое хозяйство: большая комната (спальня на 100 человек, размещались по группам), ленкомната, каптерка, умывальник, туалет.
Через небольшой продолговатый коридор- общая столовая, на третьем и четвертом этажах классы для занятий.
На следующий день утром в 6.00 подъем- и все по группам строем во двор на зарядку. Холодный день, зима, а мы в гимнастерках и буденовках. Пятнадцать минут кажутся вечностью.
После зарядки- туалет, приведение в порядок постелей, выравнивание коек, приборка тумбочек, бритье, подшивка воротничков, чистка сапог. Потом построение на утренний осмотр. После осмотра, строем на завтрак, на каждое классное отделение длинный стол. Позавтракали, дежурные убрали посуду и только после этого опять же строем по расписанию на занятия: 6 часов классных занятий, обед, мертвый час, самоподготовка 2 часа, свободное время, ужин, вечерняя проверка, отбой ко сну в 22.00.
И опять тоже самое изо дня в день, и все строем и строем.
Для меня это был ужас, вдобавок к этому нам уже сказали, что мы будем не летчиками, а летнабами (летчиками-наблюдателями), по современному- штурманами.
Изучали мы новые для меня учебные дисциплины: аэронавигация (самолетовождение, радионавигация, астронавигация), тактика (общая, авиатактика), топография, история ВКП(б) (марксизм-ленинизм, политэкономия), бомбометание, военно-стрелковая подготовка, теория авиации, радиосвязь, аэрофотосъемка, матчасть самолета и моторов, физподготовка, строевая подготовка и спецподготовка (приемы и методы работы иностранной разведки). Основные предметы были: аэронавигация, тактика, история, теория авиации, физподготовка, бомбометание, воздушно-стрелковая подготовка, ну и практическая подготовка- полеты.
Распорядок дня учебной жизни в училище был примерно такой:
6.00 — подъем
6.05 — утренняя зарядка
6.20 — туалет, подготовка к осмотру
7.00 — утреннее построение
7.30 — устранение недостатков
8.00 — построение к завтраку и завтрак
8.30 — выход на занятия
9.00 — начало занятий
13.30 — обед
14.00 — 15.30 — мертвый час (сон после обеда)
16.00 — 18.00 — классные занятия (самоподготовка)
18.00 — 19.00 — личное время
19.00 — ужин
19.20 — личное время (чтение, культпросветзанятия)
21.00 — вечерняя прогулка (строем с песнями)
21.30 — вечерний туалет, построение, проверка.
22.00 — отбой.
23 февраля 1939 года, в день Красной Армии наша эскадрилья принимала присягу на верность служения Родине, зачитывали текст присяги и расписывались. После принятия присяги нас начали в выходные дни увольнять в город до 21.30 и только до вечерней проверки. После завтрака 25% курсантов из отряда, наиболее дисциплинированных и успевающих, отпускали в увольнение.
В начале марта 1939 года мы получили самолеты У-2 и Р-5, к нам прибыли и инструктора — выпускники Батайского авиаучилища. Все они были летчиками в звании младших лейтенантов. Все инструктора были молодые парни. Все в кожаных пальто, с планшетами, одеты прекрасно — это нас прельщало, мы тоже мечтали так выглядеть.
Ну а пока, мы, курсанты 2-й эскадрильи, ходили в увольнение в ватниках зеленого цвета. Первая эскадрилья, которая находилась в училище уже год, ходила в шинелях. Нам тоже заказали шинели по заказу, но заказы выполнялись очень медленно. В увольнении мы, дабы поднять свой авторитет и склонить девочек на свою сторону, выкручиваясь, говорили, что в зеленых куртках ходят "высотники".
С прибытием самолетов и инструкторов нам начали давать практические полеты, то есть ознакомление с полетами на самолетах У-2. Но некоторых курсантов, после первых полетов отчислили из училища. Организм не выдерживал болтанки в воздухе, их буквально выворачивало наизнанку.
В начале апреля 1939 года училище перебазировалось в летние лагеря в полукилометре от учебного корпуса и зимних квартир. Там были оборудованы палатки, спортгородок, а занимались в классах в учебных корпусах. Мы в практических полетах продвинулись далеко, уже начали бомбить, то есть бросать бомбы с самолета по целям на полигоне. Летали уже на самолетах Р-5 (разведчик, типа 5)
Во второй половине 1939 года международная обстановка обострилась- немцы оккупировали Бельгию, Голландию, вторглись во Францию, которая подписала кабальные условия перемирия, захватили Польшу. Советский Союз во избежание оккупации фашистами Западной Украины и Белоруссии ввел туда свои войска. В западных районах Украины и Белоруссии установилась Советскую власть.
Японцы пошли на Монголию, союзное нам государство. Наши войска под командованием комкора Жукова оказали помощь Монголии и разбили их войска наголову.
В начале 1940 года наше внимание было приковано к финским событиям, мы внимательно следили за ходом военных действий в Финляндии.
Весной 1940 года поступил приказ НКО об ускоренном выпуске из нашего училища.
1 мая 1940 года нам зачитали приказ наркома о присвоении нам звания "лейтенант", на петлицах нового обмундирования мы прикрепили по два кубика и стали командирами Красной Армии.

Семья солдата

Александра
Дядечкина Александра Николаевна

жена

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: