Эйзенбраун Иван Васильевич
Эйзенбраун
Иван
Васильевич
старший лейтенант

История солдата

    

      Старший лейтенант Эйзенбраун Иван ВАСИЛЬЕВИЧ, в 1911 году    родился  в д.Вурманкассы, Норусовской волости, Ядринского уезда Казанской   губернии в семье крестьян-середняков.

       До декабря 1931 года учился в Вурманкассинской школе, хозяйствовал с родителями в деревне, отец был грамотный- работал в правлении колхоза им.Бубнова А.С.

       С декабря 1931г. по декабрь 1932 года работал в п. Вурнары Чувашской АССР в районной контрольной комиссии секретарем по сельскому хозяйству

       С декабря 1932 по май 1933 года  в Больше-Сундырской районной контрольной комиссии секретарем по сельскому хозяйству

        С мая по ноябрь 1933 года  перед призывом в РККА вернулся в деревню, и в Вурманкасинском колхозе им. Бубнова А.С.  работал колхозником.

        С ноября 1933 года по ноябрь 1934 года  как грамотный и политически активный работник был направлен служить в г.Москва-  в артиллерийский полк 1-ой Московской пролетарской стрелковой дивизии ,  рядовой-связист. Служить в дивизии считалось большой честью, слава ее гремела по всей Красной Армии. В 1934 году дивизия совместно со школой ВЦИК провела показные учения для военных делегаций 13 государств, включая США, Францию, Англию, Японию.

        После демобилизации с декабря 1934 года по май 1936 года работал в Вурнарском райкоме ВЛКСМ Чувашской АССР - заведующим отделом.

        В 1935 году женился на уроженке с. Ачаксы,  Канашского района Ольге Никифоровне 1913 года рождения.

        В мае 1936 года избран заместителем председателя правления Вурманкасинского колхоза им.Бубнова А.С.

        В декабре 1937 года назначен председателем рабочего комитета Вурнарской машино-тракторной станции

        С февраля 1937 года по ноябрь 1939 года работал в Алатырском железнодорожном техникуме.

         В 1936 году родилась дочь –Светлана,  проживали в г.Алатырь.

         3 сентября 1937 года принят кандидатом в члены ВКП(б).

          В ноябре 1938 года – председатель участковой избирательной комиссии по выборам первого созыва в высшие органы государственной власти РСФСР и Чувашской АССР. Это были первые выборы, т.к. Конституция ЧАССР 1937 года, по аналогии с Конституцией СССР 1936 года ввела всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование.

          С 19 по 22 ноября 1938 года в составе  комсомольцев железнодорожников Чувашии был направлен на дорожный комсомольский актив Казанской железной дороги, проходивший в ДК им. Менжинского  г. Казани, для обсуждения 7 пленума ЦК ВЛКСМ.

          С 14 октября 1939 года был назначен инструктором политотдела 3 отделения Казанской железной дороги. Участок  расположен   от Алатыря до Канаша. Все станции, разъезды, казармы с железнодорожниками, паровозные депо Алатыря, Канаша- входили в зону ответственности  3 отделения Казанской железной дороги.

         Сохранился приказ:- «инструктору политотдела  Эйзенбрауну идя пешком от одной путевой казармы до другой, от станции до станции, проверять санитарное состояние, вести работу не только самому, привлекать к организации читок и бесед коммунистов и комсомольцев живущих на полевых станциях. Проверять работу стрелочников на участке. Учитывая, что на участке Алатырь-Канаш  много железнодорожников плохо владеющих русским языком тов. Эйзенбраун подготовить материалы 18 конференции ВКП(б) на чувашском языке, организовав читки и беседы на их родном языке…». 

         С начала войны был направлен в г.Канаш, назначен секретарем парткома железнодорожного узла станции Канаш Горьковской железной дороги.

         Железнодорожный узел Канаш был в то время крупнейшим железнодорожным узлом  на железной дороге связывающий Европейскую часть  с Восточной частью страны. Узел соединял железнодорожные ветки  перед  единственным  железнодорожным мостом через Волгу между Свияжском и Зеленодольском. Дальше через Казань железная дорога шла на Урал.

         С начала войны железнодорожный узел Канаш стал важным стратегическим объектом, через него с Востока  на фронт шли составы с техникой, продовольствием, личным составом. В обратном направлении двигались эшелоны с ранеными, оборудованием  с эвакуированных заводов, поврежденной техникой для восстановления.

         Город Канаш был в то время промышленным центром, тут было железнодорожное депо, где происходила смена паровозов и паровозных бригад, кроме того это был крупнейший железнодорожный узел. Там находился Канашский вагоноремонтный завод, он был единственной наиболее близкой к фронту крупной базой для ремонта железнодорожных вагонов и техники, Уже в августе 1941 года в Канаш прибыло эвакуированное оборудование с Дарницкого, Жмеринского, Борисоглебского и Шевчековского вагоноремонтных заводов и тысячи эвакуированных рабочих и служащих с семьями.

         Вот приемом поступающего оборудования, расквартированием  специалистов с членами семей и приходилось заниматься секретарю парткома, оказывать всестороннюю помощь прибывшим на новое,  незнакомое место руководителям эвакуированных заводов. В кратчайшее время станки были смонтированы, начался выпуск вагонов, стали делать бронепоезда и бронетранспортеры, был освоен и налажен выпуск боеприпасов. Жителями Канаша и близ расположенных сел и деревень вместе с эвакуированными членами семей работников заводов были созданы фабрики и артели, где было  налажено производство швейной, овчинной и шубной продукции, изготавливались валенки для фронта. Рядом у поселка Ибреси проходили обучение военные летчики, именно здесь проходил переподготовку  после ампутации ног, знаменитый советский летчик, Герой Советского Союза -  Маресьев Алексей Петрович. Жителями, рабочими, колхозниками были собраны деньги для строительства эскадрильи боевых самолетов «Комсомолец Чувашии», танковых колонн «Пищевик Чувашии», «Советский служащий», «Железнодорожник Казанской дороги»,  «Промкооперация Чувашии», «Медработник Чувашии».

         В городе в помещениях школ было размещено два  эвакогоспиталя, санитарно-контрольный пункт при железнодорожном вокзале.

          С начала войны Иван Васильевич обращался в военкомат с требованием направить его на фронт, однако работники железнодорожной отрасли, особенно находившиеся на стратегически важных участках, приказом Верховного Главнокомандующего - не подлежали призыву. Обращался Иван Васильевич  в Республиканский, а затем и Центральный комитет с требованием удовлетворить его заявления о направлении в действующую армию. Сохранились телеграммы с отметкой «Правительственная» с отказом от призыва. Своим родным он говорил : - «… стыдно оставаться в тылу. Как  буду смотреть в глаза друзьям, односельчанам которые вернутся с войны».

          Только в 1943 году его направили в Чебоксары,  столицу Чувашской Республики в Народный Комиссариат земледелия. Жену он сразу предупредил, что перевозить семью не будет, так как наконец с него снимут «бронь »  и он  будет добиваться направления на фронт. Уже через два месяца он сумел добиться этого. Его направили в Днепропетровск на  артиллерийские командные курсы. Сразу после их окончания он был направлен для прохождения службы на Ленинградский фронт,  затем откомандирован  на двухмесячные курсы «Выстрел» в Архангельск.

          Домой писал, что  за учебой так и не успеет принять участие в разгроме гитлеровской Германии, все рвался на фронт.

          Мы знаем, что в 1944 году  в Вашем районе шли ожесточенные бои, враг занимал хорошо подготовленную и глубокоэшелонированную оборону. Вот в одном из боев и погиб наш дедушка - старший лейтенант Эйзенбраун Иван Васильевич.

Регион Республика Чувашия
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Чебоксары

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: