Файбушевич Василий Иванович
Файбушевич
Василий
Иванович
рядовой / водитель
1906 - 1984

История солдата

Моему прадеду Василию посвящается!

«Дорога длинною в жизнь»

 

В пальцы свои дышу-

Не обморозить бы.

Снова к тебе спешу Ладожским озером.

Фары сквозь снег горят,

Светят в открытый рот.

Ссохшийся Ленинград Корочки хлебной ждет.

Не повернуть руля,

Что-то мне муторно...

Близко совсем земля,

Ну что ж ты, полуторка?..

А.Розенбаум

 

Мой прадедушка Файбушевич Василий Иванович участник Великой Отечественной войны. Наша семья бережно хранит газеты с заметками, фотографии, записанные бабушкой истории моего деда. Моя бабушка много мне рассказывала о дедушке, я горжусь им. Знания о той далекой войне и моем деде передаются всем представителям нашей семьи. И вот сегодня в день 75 годовщины со Дня Победы моя старшая дочь попросила меня рассказать ей интересную историю о войне.

Легкое покачивание подвесного кресла, тихий треск дров в камине, словно биение сердца, успокаивает и несёт нас вдаль. Я начала свой рассказ...

Во время Великой Отечественной войны единственной транспортной магистралью была дорога через Ладожское озеро. Она связывала с сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога была проложена по льду, её часто называли Ледовой дорогой жизни.

Наш дедушка Василий служил в 388-м отдельном автобатальоне. В ноябре 1941 года скрытно, постоянно рискуя провалиться под неокрепший лёд, морские гидрографы и бойцы 88-го отдельного мостостроительного батальона разведали трассу. 20 ноября по ней прошёл первый конный обоз, 21-го - легковая машина, а 22-го - колонна из 60 грузовиков нашего батальона. Дистанция между машинами 150-200 метров, дверцы кабин открыты, скорость предельно возможная - 45-50 км/ч. Лёд, толщина которого едва достигла 20 сантиметров, ощутимо прогибался под весом грузовиков. Морозы зимой 1941-42 года стояли лютые (в ночь на 31 декабря было зафиксировано 51,7 градуса ниже нуля).

Две тонны хлеба - тысяча пайков, и это отлично знали все, кто уходил в рейс по льду. Однако продовольствие не было основным грузом. Везли уголь для двух действовавших в городе электростанций, везли жидкое топливо (еще не было проложено подводного кабеля с Волховской ГЭС и подводного нефтепровода), везли металл (в городе продолжали работать оборонные заводы), везли боеприпасы, оружие и взрывчатку. За каждые сто тонн груза, перевезенные по Ладоге, наши дедушки рисовали на капоте звездочку, как летчики за сбитый самолет.

За сутки им полагалось совершить два челночных рейса, но некоторым удавалось сделать и три. А чтобы не заснуть, прибегали к варварскому методу - к стенке кабины подвешивали котелок, который гремел и бил по голове.

Машины шли с прицепами-волокушами, что позволяло перевезти за один раз больше груза без риска провалиться под лед. Так, один водитель, кавалер ордена Красной Звезды Василий Сердюк сделал на полуторке с прицепом около 400 рейсов, доставив в осажденный город в порядка 1100 тонн разных грузов.

Ночью на Дороге Жизни машины шли со светомаскировкой, ориентируясь по расставленным разведчиками вешкам и встречным конным обозам. Плохая освещенность приносила дополнительные потери - в темноте водителям не видно было полыней и воронок. Если же попадалась большая трещина - «выколотка», автомобиль на полной скорости въезжал под льдину. Водитель в таком случае не успевал выпрыгнуть - предыдущая льдина, как надгробие, накрывала машину.

Но труднее всего становилось, когда на Ладоге начиналась пурга - ветер в буквальном смысле сдувал машины с курса.

Подвиг наших дедов нашему поколению ещё предстоит осознать и оценить. О прадеде и о событиях на ледовой дороге мне рассказывала бабушка Люся.

Наш прадедушка Василий Файбушевич 1906 года рождения с 1942 года перевозил грузы по дороге жизни. Машины, оказывается, были без дверей, для того чтобы водитель мог выпрыгнуть из машины в случае провала под лёд.

Наш прадед - герой, у него 12 наград: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За боевые заслуги», «За отвагу», целых четыре штуки, Орден отечественной войны...

Меня всегда мучил вопрос: «А почему немцы не разрушили дорогу жизни?». На что бабушка мне отвечала: «Героизм и желание победить врага у нашего народа было гораздо больше, чем желание немцев завоевать нас!».

Дед Василий рассказал бабушке, что трассу прикрывали десять артиллерийских дивизионов, авиадивизия, три истребительных авиаполка. Здесь же стояли морская бригада, стрелковый полк, дивизия НКВД, подразделения 23-й армии. Оказывается, прикрытие дороги было настолько мощным, что вторую зиму машины пошли с зажжёнными фарами. С включенными огнями они и уходили под лёд... Грузовики жили дольше людей. Водители называли эти страшные памятники «светляками»...

Доча слушала меня не перебивая, кажется даже, чуть моргая.

«И это всё правда было?» - не поверила она мне.

«Да. Всё до последней капли истинная, правда» - уверенно ответила я.

«Как же всё это интересно» - сказала она.

Мы вместе подняли прадедушкины фотографии, пересмотрели их все. Чувствам не было предела, мы и поплакали и посмеялись. Вспомнили всех кто погиб на этой страшной войне минутой молчания.

 

Людская память вечно помнит милых

Отцов, мужей, любимых, сыновей,

Забыть она солдат войны не в силах,

Что жизнь отдали Родине своей…

Ирина Литвинцева

 

Регион Российская Федерация
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Россия
Воинская специальность водитель
Место рождения Россия, с Пойлово Курагинского района Красноярского края
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1906
Дата смерти 1984

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: