Фегервари Николай Берталонович
Фегервари
Николай
Берталонович
подполковник / Летчик - испытатель
3.01.1903 - 29.10.1941

История солдата

Николай Фегервари родился 3 января 1903 года в городе Прессбург (ныне — Братислава, Словакия). Учился в 4-классной городской школе, которую закончил в 1913 году. В 1915 окончил бюргерскую школу, после чего работал электромонтёром. В 1918 окончил профшколу.

В 1919 году участвовал в Венгерской революции и становлении Венгерской Советской Республики. Несмотря на свой юный возраст, был принят добровольцем вВенгерскую Красную Армию.После вторжения в Венгрию румынских войск и падения Венгерской Советской Республики, Николай Фегервари был политзаключённым в буржуазной Венгрии

В 1924 окончил Московскую высшую военную авиационную школу лётчиков, после чего служил в строевых частях ВВС.

В 1929 окончил КУКС при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского (строевой отдел).

В 1929—1930 — лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ. 

С мая 1930 по июнь 1931 — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС.

В сентябре 1931 за аварию самолёта был осуждён на 2 года лишения свободы условно, и с 12 сентября 1931 года отстранён от полётов. 

В 1931—1935 — командир отдельного отряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. 

В 1936 окончил Липецкие высшие лётно-тактические курсы.В дальнейшем служил в строевых частях на командных должностях (командующий ВВС Забайкальского военного округа).Был необоснованно репрессирован в феврале 1938 года. 

С декабря 1939 — испытывает авиатехнику на авиазаводе № 1 (г. Москва).Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 — лётчик 401-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), лично сбил 1 самолёт противника.

Николай Берталонович Фегервари погиб 29 октября 1941 года, выполняя дело высшей государственной важности, в авиакатастрофе на ПС-84 при перелёте в Куйбышев (со вторым пилотом М. И. Марцелюком).Самолет разбился в 16:20 в районе села Голодяевка Ульяновской области, в 25 км от Кузнецка Пензенской области. Погибли все 24 человека, в том числе генерал С. Д. Акимов и авиаконструктор В. К. Таиров. Обстоятельства авиакатастрофы долгое время были засекречены. Ситуация прояснилась в 1986 году, когда было рассекречено «Дело о катастрофе самолета ПС-84 №1841608». Как оказалось, самолёт вылетел из Москвы в Куйбышев 29 октября 1941 года с целью эвакуации сотрудников Народного комиссариата авиационной промышленности и налаживания производства на новом месте.В военной суматохе тех лет причину катастрофы раскрыть не удалось. Возможно, это была вражеская диверсия, так как Германии не нужен был такой истребитель, как ОКО-6 Таирова, на противоборствующей стороне.Николай Фегервари был похоронен в посёлке Белое Озеро Николаевского района Ульяновской области.

Регион Москва
Воинское звание подполковник
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Летчик - испытатель
Место рождения Братислава
Годы службы 1922-1941
Дата рождения 3.01.1903
Дата смерти 29.10.1941

Воспоминания

Полынин Федор Петрович (Генерал-полковник авиации)

О персоне Николая Берталоновича Фегервари повествует следующая история из воспоминаний генерал-полковника авиации Ф. П. Полынина. Однажды в начале 1930-х в авиалагере под Серпуховом у деревни Липецы к Фегервари подошла миловидная молодая женщина и чуть не со слезами на глазах стала умолять:



— Ну, научите меня летать. Ну, пожалуйста…
— Не могу я этого сделать, уважаемая. Не могу. Авиация боевая, а вы хотите, чтобы я посадил в самолёт женщину, — отбивался от неё Фегервари.
— Я всё это понимаю, — не унималась она. — Но сделайте исключение, прошу вас.
— Ну что мне с вами делать? Узнает начальство — не сдобровать…



В конце концов, командир отряда сдался и разрешил после основных полетов провезти её на По-2. Эта история наглядно демонстрирует мужество Николая Фегервари, как человека и начальника, прежде всего. Будучи уже однажды судим, и рискуя в случае неудачи надолго отправиться за решётку, он позволяет женщине сесть за штурвал.



Она оказалась на редкость способной, быстро переняла приёмы управления самолётом, уверенно взлетала и садилась. Вскоре её выпустили самостоятельно и порекомендовали продолжить учебу в одном из подразделений Гражданского воздушного флота. Этой женщиной была ныне всем известная лётчица Валентина Гризодубова[3].



Позже, в годы Великой Отечественной войны, после его гибели, Валентина Гризодубова уже будучи опытной женщиной-пилотом — командиром авиационного полка, по просьбе супруги Николая Берталоновича, взяла к себе в полк его сына — несовершеннолетнего Бориса Фегервари. В составе 101-го авиаполка, служа мотористом в лётно-подъёмном составе, Фегервари-младший прошёл всю войну, готовя самолёты к боевым вылетам.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: