Филинков Владимир Яковлевич
Филинков
Владимир
Яковлевич
гвардии лейтенант

История солдата

Владимир Яковлевич Филинков родился в 1924 году, до войны жил в селе Мамонтово Алтайского края. На фронт ушел в 1942 году. Воевал на Калининском и 2 Прибалтийском фронтах. Был командиром взвода 176 отдельного мотоинженерного батальона 8 отдельной мотоинженерной бригады. Победу встретил в Прибалтике. Дважды был ранен.

Дед рассказывал об участии в боях за Кенигсберг: как пытались найти подходы к этой крепости..слабые места, да снайперы немецкие мешали, некоторые из его группы погибли при вылазках,несколько немцев в  плен взяли ("языков"), они рассказали о схеме обороны крепости Кенигсберг, что и помогло нашим войскам во взятии крепости.

Награжден медалью "За отвагу" и двумя орденами "Красной звезды".

После войны с семьей переехал на о.Сахалин. Вырастил троих сыновей, которые передали любовь и уважение к деду его восьми внукам.

Регион Ростовская область
Воинское звание гвардии лейтенант
Населенный пункт: Ростов-на-Дону

Боевой путь

Принимал участие В боевых действиях в Манчжурии, в конце 2 Мировой войны.

Боевой путь в Мачжурии: Советско-японская война 6-я гвардейской танковой армии Забайкальского фронта в подчинении которой с 01.08.1945 г. находилась 8  отдельная мотоинженерная бригада(в составе которой был 176 отдельный мотоинженерный батальон,где командиром взвода проходил службу Филинков В.Я.)
После передислокации в Монгольскую Народную Республику армия была включена в Забайкальский фронт. К утру 9 августа 1945 году в армии имелось 1019 танков и самоходных артиллерийских установок, 188 бронемашин, 995 орудий и миномётов, 43 установки реактивных миномётов, 165 зенитных орудий, 6489 автомашин разных и 948 мотоциклов.

Во время советско-японской войны армия принимала участие в Хингано-Мукденской операции, в ходе которой наступала в первом эшелоне фронта на Чанчунь и 11 августа преодолела хребет Большой Хинган, тем самым выйдя на Центрально-Маньчжурскую равнину в районе Лубэя. 
Боевые действия против Квантунской армии в августе 1945 года представляли для частей РККА не столько военные, сколько технические сложности. Ведь воевать предстояло на весьма специфических ландшафтах
Особенно сложной оказалась задача, поставленная перед бойцами Забайкальского фронта. Им нужно было пересечь пустыню Гоби, перевалить хребет Большой Хинган (2000 м над уровнем моря) и точно выйти в Центральную Маньчжурию, чтобы нанести удар с тыла, пока противник не успел как следует развернуть силы и укрепиться, 6-й гвардейской танковой армии следовало на десятый день операции выйти на направление главного удара и перевалить Большой Хинган,который представлял собой широкую (250–400 км) полосу гор, простирающихся на 1300 км от Амура на юго-запад. При этом северная часть хребта исключительно труднопроходима и находится в зоне вечной мерзлоты, малоизученна. А более южная часть хребта имеет много отрогов, что вынуждало войска преодолевать по несколько перевалов.
Не помогала и погода. Наступил период дождей, и ливни буквально залили всю местность за несколько суток — начиная с 11 августа уровень воды в реках повысился на один метр. Территория стала малопроходимой для любого вида транспорта, а отсутствие лесов затрудняло строительство мостов и устройство гатей. Также большие трудности возникли при создании полевых аэродромов, необходимых для поддержки с воздуха передовых отрядов наступающих войск.
На приморско-маньчжурском театре боевые действия предстояло вести по сильно разобщенным операционным направлениям. Чтобы выйти на равнину, воинам предстояло преодолеть несколько параллельных горных цепей, образующих широкую полосу гор, по 400–500 м. Как сообщила разведка, противник построил там почти сплошной пояс долговременных железобетонных сооружений. Узлом всей системы была гора Байтоушань, высота которой 2144 м, причем крутизна склонов в отдельных случаях доходила до 40–50 градусов, что представляло дополнительные трудности для наступающей Красной армии. Командующий 1-м Дальневосточным фронтом маршал Кирилл Мерецков в своих воспоминаниях сравнивал японские укрепления в Маньчжурии с "линией Маннергейма".
А послевоенные историки сравнивали переход 6 гвардейской танковой армии через Большой Хинган с переходом Суворова через Альпы.
"Серьезным испытанием стали для нас горные перевалы Большого Хингана, — вспоминал механик-водитель танка Т-34 А.П. Помещиков. — Мы взбирались на такие крутые подъемы, что дух захватывало, и не верилось, что танк сможет туда забраться. А пехота наша (десант) спрыгивала с танка и шла пехом — боялись улететь в пропасть с боевой машиной". На четвертый день операции подвижные группы танковой армии Андрея Кравченко вышли на Центрально-Маньчжурскую равнину, пройдя с боями 450 км и расчленив главную группировку Квантунской армии на несколько изолированных частей, что во многом предопределило успех всей августовской военной кампании
Также необходимо было учесть, что особенности грунта на этих направлениях, особенно в Маньчжурии и Северной Корее, создавали трудности для инженерного оборудования местности при создании траншей, огневых позиций артиллерии, укрытий, командных и наблюдательных пунктов, аэродромов и посадочных площадок. В горах, даже в самое жаркое время года, земля на глубине 30–40 см от поверхности не оттаивает. А все работы надлежало закончить в предельно сжатые сроки.
Операция началась в ночь на 9 августа. К перевалу армия вышла уже через сутки, преодолев по жаре и бездорожью 150 километров. Это было нелегко – несколько бойцов погибли от тепловых ударов. На шестой день операции перевал был оставлен позади и советские танки вышли в тыл японцам.
12 августа армия начала наступление на Мукден (Шэньян), а частью сил — на Чанчунь. Быстрое наступление армии по Маньчжурии обеспечило быструю капитуляцию Квантунской армии. К 24 августа армия прошла свыше 1100 километров, её передовые отряды вышли на побережье Тихого океана и вступили в Порт-Артур.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: