Фраинт Ефим Львович
Фраинт
Ефим
Львович
Гвардии инженер-майор / Старший инженер полка
16.01.1911 - 28.08.1944

История солдата

Трижды Герой Советского Союза, летчик-ас  Иван Никитович Кожедуб. Книга "Верность Отчизне"

Старший инженер
Нам предстояло в наикратчайший срок изучить, а затем отлично освоить новые самолеты. Погрузились мы в занятия с головой.Крепкая дружба завязалась у нас с техниками и механиками самолетов. В газетах их называли неутомимыми тружениками. Так оно и было. Мы изучали материальную часть по «живым» самолетам, и техники, не жалея сил, старались сделать все, чтобы мы как можно лучше знали самолет одноместный истребитель «ЛА5» конструкции Героя Социалистического Труда Семена Алексеевича Лавочкина.
С механиком самолета, комсомольцем сержантом Виктором Ивановым, я очень подружился. Помогая ему готовить материальную часть, я как бы входил в его роль и благодаря этому еще глубже изучал самолет.
Много с нами занимался старший инженер полка коммунист Фрайнт опытный, знающий специалист, настоящий энтузиаст своего дела. В полку он с первого дня войны. Умело и грамотно руководил инженерноавиационной службой. Материальную часть самолета и мотора, эксплуатацию самолета знал отлично. В боевой обстановке он так умел наладить работу, что самолеты никогда не подводили летчиков в воздухе. Имел правительственные награды.  Летнотактические данные «ЛА5» лучше, чем данные «фоккевульфов», «мессершмиттов» и всех немецких истребителей. А чтобы из него все выжать, надо хорошо его знать. Надо умело его эксплуатировать и на земле и в воздухе, повторял он, чтобы в бою чувствовать дыхание самолета и по кабине не шарить.
Он сам все показывал, объяснял нам настойчиво, терпеливо, никогда не раздражаясь. Говорил спокойно, и только легкое подергивание головы нервный тик выдавало его волнение или недовольство.Душа человек наш инженер, с восхищением говорил Габуния.
Оседлайте технику, любил повторять старший инженер, и она покажет чудеса.
А после занятий нередко напоминал нам: Не забудьте: «ЛА5» сложнее, чем «И16», и требует еще более тщательного изучения. Если что непонятно обращайтесь ко мне. Днем и ночью обращайтесь. Всегда помогу.
В конце декабря мы собрались у самолетов сдавали зачеты по материальной части. Инженер полка со всей строгостью проверял наши знания и остался доволен: мы так упорно и старательно готовились, что почти все летчики сдали зачеты на «отлично». Теперь нам предстояло закрепить свои знания в учебных полетах.
Горестную весть я узнал и из письма Мухина: в Румынии погиб инженермайор Фрайнт. Он вылетел на обследование нового передового аэродрома вместе с летчиком Аладиным на «ПО2». Над окруженной группой фашистов они попали под обстрел. Фрайнт был убит, Аладин, раненный в ногу, привез его тело на аэродром. Никогда не забыть, сколько он дал нам, молодым летчикам, когда мы изучали « ЛА-5 » . 

Регион Астраханская область
Воинское звание Гвардии инженер-майор
Населенный пункт: Астрахань
Воинская специальность Старший инженер полка
Место рождения Астрахань
Годы службы 1931 1944
Дата рождения 16.01.1911
Дата смерти 28.08.1944

Боевой путь

Место призыва Астрахань
Дата призыва 1931
Боевое подразделение 3 Гвардейский истребительный авиационный корпус
Завершение боевого пути Румыния г. Бырлад

Воспоминания

Евстигнеев К.А. Книга "Крылатая Гвардия"

«Крылатая гвардия», Евстигнеев К.А.
...Очень хочется и мне увидеть прославленного советского аса, дважды Героя Советского Союза. Но летчики уже сидели в кабинах, ожидая команду на запуск. У одного самолета стояли Ольховский, Семенов и Фраинт — они разговаривали с летчиком, одетым в меховые нагольные брюки и такую же темно - коричневую куртку. Высокий, с уверенным и смелым взглядом, богатырской комплекции — таким я и запомнил Александра Покрышкина с тех огненных фронтовых лет -...
И последняя новость — трагическая: погиб инженер полка Ефим Львович Фраинт. Беда обрушилась неожиданно. 29 августа 1944 года при перелете с механиком Черняком с аэродрома Яссы в город Бырлад По - 2, пилотируемый лейтенантом Аладиным, севернее города Васлуй был обстрелян с земли выходящими из окружения мелкими частями противника. Черняк получил легкое ранение лица, Аладина спасло чудо — пуля попала в его пистолет, а Ефим Львович был смертельно ранен в грудь и к исходу дня умер. Похоронили его в городе Бырлад. Инженерную службу части возглавил Козловский.
______________________________________________
Первым, кого я увидел после приземления, был мой механик Шота. Рядом с ним стоял с поникшей головой заметно осунувшийся старший инженер полка Е. Л. Фраинт. Вижу, мои друзья хотят что-то высказать, но именно это "что-то" мешает откровенному разговору.
Наконец я не выдержал молчания:
— Шота, что нового?
Он подошел ко мне, зачем-то полез в карман комбинезона, порылся там — ничего не нашел, потом, страдальческими глазами глянув на инженера, в сердцах попросил:
— Говорите вы, товарищ старший инженер! Я, когда волнуюсь, плохо объясняю по-русски. Чуя недоброе, я вскипел:
— Говори, Шота, не юли... Пойму с полуслова! Фраинт, переминаясь с ноги на ногу, начал издалека:
Все мы в полку, Кирилл, знаем, как близок тебе Пантелеев. Он, Шабанов, да ты — неразлучная троица... Молнией пронзила мысль:
С Пантелеевым что-то случилось?..
— Что, командир, бивает хуже смэрти! — простодушно воскликнул Шота.
Инженер задумчиво посмотрел на механика, потом на меня и отвернулся.
— Пантелеев из-за неисправности мотора прекратил взлет и зарулил на стоянку. Техники проверили работу мотора на всех режимах — ревел как зверь... Летчик снова на старте. Но при повторном взлете та же история: в момент подъема хвоста мотор начал давать перебои. Пантелеев опять заруливает на стоянку. Самолет поставили на "козелки", приподняли в положение, при котором мотор барахлит,— горизонтальное, взлетное: двигатель работает безукоризненно на всех режимах.
Что оставалось делать летчику? Он предпринимает третью попытку взлететь — несмотря на перебои в работе мотора продолжает разбег и, не набрав нужной скорости для отрыва самолета от земли, врезается в кручу оврага...
Гибель Пантелеева будет вечным укором моей совести. Я не сумел вмешаться, а должен был...
— Должен был, должен был,— машинально повторил я,— кому, что?..
Инженер осунулся за эти сутки, сник, поблек. Даже походка стала тяжелой, старческой. Вот он идет от самолета к самолету, кому-то что-то говорит, объясняет, а думает об одном и том же.
Невыразимо жаль друга! Тяжелая, невосполнимая для меня потеря, но как по-человечески горько глядеть на живого и невредимого инженера полка...
_________________________________________________
Вот они, коленопреклоненные, перед святыней части... Амурчик — Амуров, Батя — Солдатенко. Вот Много труда в обеспечение победы вложили техники, механики и мотористы авиационных полков, где инженерно-техническим составом руководили инженер-майоры С. И. Бабий и В. И. Виноградов, инженер-капитаны В. И. Катилевский, С. Б. Некротин, С. И. Лобанков, Е. Л. Фраинт. утренняя роса, лиц, образов тех, кто не дожил, не долюбил, уйдя в вечность. Они погибли за Родину, за нас, ныне живущих под солнцем. Знамена в запас не уходят. Труд их вечен, как и дела людей.

Иван Никитович Кожедуб. Книга "Верность Отчизне"

Старший инженер



Нам предстояло в наикратчайший срок изучить, а затем отлично освоить новые самолеты. Погрузились мы в занятия с головой.
Крепкая дружба завязалась у нас с техниками и механиками самолетов. В газетах их называли неутомимыми тружениками. Так оно и было. Мы изучали материальную часть по «живым» самолетам, и техники, не жалея сил, старались сделать все, чтобы мы как можно лучше знали самолет — одноместный истребитель «ЛА‑5» конструкции Героя Социалистического Труда Семена Алексеевича Лавочкина.
С механиком самолета, комсомольцем сержантом Виктором Ивановым, я очень подружился. Помогая ему готовить материальную часть, я как бы входил в его роль и благодаря этому еще глубже изучал самолет.
Много с нами занимался старший инженер полка коммунист Фрайнт — опытный, знающий специалист, настоящий энтузиаст своего дела. В полку он с первого дня войны. Умело и грамотно руководил инженерно‑авиационной службой. Материальную часть самолета и мотора, эксплуатацию самолета знал отлично. В боевой обстановке он так умел наладить работу, что самолеты никогда не подводили летчиков в воздухе. Имел правительственные награды.
— Летно‑тактические данные «ЛА‑5» лучше, чем данные «фокке‑вульфов», «мессершмиттов» и всех немецких истребителей. А чтобы из него все выжать, надо хорошо его знать. Надо умело его эксплуатировать и на земле и в воздухе, — повторял он, — чтобы в бою чувствовать дыхание самолета и по кабине не шарить.
Он сам все показывал, объяснял нам — настойчиво, терпеливо, никогда не раздражаясь. Говорил спокойно, и только легкое подергивание головы — нервный тик — выдавало его волнение или недовольство.
— Душа человек наш инженер, — с восхищением говорил Габуния.
— Оседлайте технику, — любил повторять старший инженер, — и она покажет чудеса.
А после занятий нередко напоминал нам:
— Не забудьте: «ЛА‑5» сложнее, чем «И‑16», и требует еще более тщательного изучения. Если что непонятно — обращайтесь ко мне. Днем и ночью обращайтесь. Всегда помогу.
В конце декабря мы собрались у самолетов — сдавали зачеты по материальной части. Инженер полка со всей строгостью проверял наши знания и остался доволен: мы так упорно и старательно готовились, что почти все летчики сдали зачеты на «отлично». Теперь нам предстояло закрепить свои знания в учебных полетах.



…Горестную весть я узнал и из письма Мухина: в Румынии погиб инженер‑майор Фрайнт. Он вылетел на обследование нового передового аэродрома вместе с летчиком Аладиным на «ПО‑2». Над окруженной группой фашистов они попали под обстрел. Фрайнт был убит, Аладин, раненный в ногу, привез его тело на аэродром. Никогда не забыть, сколько он дал нам, молодым летчикам, когда мы изучали «ЛА‑5».



Как всегда, слышим наказ Фрайнта: техникам внимательно подготовить матчасть к полетам, а нам — грамотно эксплуатировать технику в воздухе. Выступают молодые летчики с небольшим боевым опытом, заверяют собрание, что постараются не отстать от старших товарищей.



Если бы майор Солдатенко приказал нам немедленно вылететь на фронт, мы бы большего и не желали. Но он сказал:
— Завтра мы отправляемся на аэродром в район Горького, там переучимся на новых самолетах «ЛА‑5».
Командир представил нам замполита полка, летчика майора Мельникова:
— Мы с замполитом летали по очереди. Когда я на земле — он в воздухе, когда он на земле — я в воздухе.
Познакомил он нас и с начальником штаба подполковником Белобородовым, старшим инженером полка Фрайнтом и будущими комэсками.
— Знаю: все вы рветесь в бой. И я вас хорошо понимаю, — продолжал майор Солдатенко. — Но прежде вам придется еще поучиться. Помните, враг коварен и силен! Освоим новые боевые самолеты — наши, отечественные, изучим тактику, еще глубже познакомимся с боевыми эпизодами. Сегодня у нас с вами, так сказать, состоялось знакомство в общих чертах. В работе вы все друг друга ближе узнаете. Вы уже распределены по эскадрильям, а когда слетаетесь, вам легче будет бить врага.



Летчики вместе с механиками с утра до вечера готовили машины, проводили регламентные работы. И еще глубже узнавали самолет. С нами, как всегда, вел занятия инженер‑капитан Фрайнт. Он подходил то к одной, то к другой эскадрилье, зорко и придирчиво наблюдал за работой технического состава, задавал каверзные вопросы летчикам.



Нам все чаще говорили, что скоро вылет на фронт. Однако самолетов, на которых мы тренировались, было недостаточно. И это нас беспокоило.
— Не волнуйтесь, скоро прибудут новенькие, прямо с завода. На них‑то мы и полетим воевать, — однажды сказал старший инженер полка.
А через несколько дней морозным утром в небе появились «Лавочкины». Уж не к нам ли? Так и есть: начали приземляться. Вот новенькие «ЛА‑5» уже стоят стройным рядом, поблескивая на солнце. Воздух наполнился запахом свежей краски. Читаем надпись на бортах самолетов: «Имени Валерия Чкалова».

Награды

два ордена "Красной звёзды"

два ордена "Красной звёзды"

Орден "Отечественной войны" I и II степени

Орден "Отечественной войны" I и II степени

две медали "За отвагу"

две медали "За отвагу"

медаль "За оборону Сталинграда"

медаль "За оборону Сталинграда"

Медаль "За боевые заслуги"

Медаль "За боевые заслуги"

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

Знак "Участнику боев у Халхин-Гола"

Знак "Участнику боев у Халхин-Гола"

Наградной лист к Ордену Красной Звезды

Наградной лист к Ордену Красной Звезды

Наградной лист к Ордену Отечественной войны II степени

Наградной лист к Ордену Отечественной войны II степени

Семья солдата

Борис
Фраинт Борис Львович

Младший лейтенант, 492 ШАП

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: