
Марк
Лазаревич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Марк Лазаревич Галлай (1914-1998). Заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, инструктор первого отряда космонавтов, писатель. Награждён одиннадцатью орденами: тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, 15 медалями.
В начале войны был направлен во 2-ю отдельную эскадрилью ПВО Москвы. Первый воздушный бой прошёл ровно через месяц после начала войны. В том бою Галлай сбил немецкий «Дорнье-215». А когда бой был окончен, солнце уже село, и в темноте он не сразу понял, где находится его аэродром. Дожидаться рассвета в воздухе он не мог, горючего не хватило бы. Тогда Марк Лазаревич вспомнил, что аэродром расположен у Москвы-реки. Он снизился, нашел реку по характерному блеску воды, смог сориентироваться в темноте и благополучно посадить самолет. За этот бой Галлай был награжден орденом Красного Знамени.
Марк Лазаревич на Калининском фронте сделал 28 боевых вылетов, одновременно обучая летчиков полка бомбометанию с пикирования. С мая 1943 года был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия.
Галлай не раз писал о везении и невезении в лётном деле. В особенности, если учесть, что каждый пятый выпускник школы лётчиков-испытателей не возвращался из полёта. Вспоминаются его слова на этот счёт: «Неудача может быть случайной, удача же — настоящая, большая удача — случайной быть не может». Он часто летал в глубокий тыл врага. И во время седьмого полета – в июне 1943 г. – самолёт сбили над оккупированной территорией в районе Брянска. Экипаж состоял из пяти человек. Все покинули самолет на парашютах. Первый пилот сказал, что надо идти в сторону фронта, и вместе с ещё двумя членами экипажа они пошли туда, в результате попали к немцам. А Галлай со штурманом пошли в сторону от фронта. Попали к партизанам Рогнединской партизанской бригады, которые буквально через неделю переправили их на Большую землю. Удача? Возможно. Но ведь он всё проанализировал и сделал правильный выбор.
Боевой путь
После начала Великой Отечественной войны в июле 1941 года стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы, сформированной из летчиков-испытателей с использованием испытываемых самолётов. До сентября 1941 года участвовал в защите Москвы от налётов фашистской авиации. Совершил 9 боевых вылетов. Во время первого ночного налёта на Москву 22 июля 1941 года сбил “Дорнье-215”. В январе—марте 1942 года был заместителем командира эскадрильи 128-го бомбардировочного авиаполка, совершил 28 боевых вылетов Калининский фронт). С мая 1943 года был лётчиком 890-го полка авиации дальнего действия. В июне 1943 года в составе экипажа ТБ-7, летевшего через линию фронта, был сбит над оккупированной территорией в районе Брянска и выпрыгнул с парашютом. Галлаю удалось найти партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область), и через 12 дней он на самолёте был вывезен за линию фронта, после чего вернулся на лётно-испытательную работу.