Гарбко Юрий Николаевич
Гарбко
Юрий
Николаевич
подполковник
5.04.1908 - 27.05.1942

История солдата

В 1926г. окончил 7 классов школы во Фрунзенском р-не, г.Москва.

С 17 декабря 1929г. курсант 2-й Объединенной военной школы летчиков и авиатехников (г.Вольск) по курсу летчиков.

В 1931г. присвоено звание старший лейтенант.

С 01 июня 1931г. курсант 2-й военной школы летчиков (г.Борисоглебск).

С 30 июня 1932г. младший летчик 7-й тяжелой бомбардировочной эскадрильи 2-й тяжелой бомбардировочной бригады. С 10 июля 1934г.- командир корабля (командир экипажа самолета). С 11 мая 1935г. командир отряда, бригада входила в состав Ленинградского военного округа.

В 1937г. присвоено звание капитан. С сентября 1937г.- командир отряда 22-й десантной эскадрильи 3-й десантной бригады особого назначения Ленинградского военного округа.

С мая 1938г. помощник командира 2-й скоростной бомбардировочной эскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного полка Ленинградского военного округа.

К началу Советско-финской войны полк находился на аэродроме Сиверская, имея на вооружении самолеты СБ. Капитан Гарбко назначен командиром эскадрильи. Первый боевой вылет полк произвел 19 декабря 1939г.

15 января 1940г. капитан Гарбко награжден медалью «За боевые заслуги».

За время боевых действий Юрий Николаевич совершил 52 боевых вылетов.

Указом Президиума ВС СССР от 21 марта 1940г. ему присвоено звание Герой Советского Союза.

26 апреля 1940г. присвоено звание майор.

Перед началом войны полк базировался в Хаапсалу (Эстония).

В июле 1941г. Юрий Николаевич направлен в распоряжение штаба ВВС Красной армии.

К августу 1941г. назначен командиром 261 пикирующего бомбардировочного авиаполка 11 смешанной авиадивизии Брянского фронта.

27 августа полк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.).

После посадки у самолета командира полка Гарбко в конце пробега при торможении зажало колодки, самолет стал на нос. Согнуты две лопасти винтов.

28 августа звено управления в 19-00 в составе двух экипажей вылетело для бомбардировки моста через р.Десна в 5км. юго-восточнее г.Новгород-Северский (Черниговская обл.). Оба экипажа с боевого задания не вернулись, в т.ч. экипаж: командир полка майор Гарбко Юрий Николаевич, штурман полка капитан Короткевич Георгий Федорович, стрелок радист сержант Скичко Владимир Алексеевич. При возвращении с боевого задания экипажи потеряли ориентировку. Майор Гарбко совершил посадку в районе д.Щигры (Орловская обл.)

31 августа при возвращении на свой аэродром, экипаж вторично потерял ориентировку и произвел посадку в районе г.Орёл. при посадке самолет потерпел аварию и был сдан на авиабазу г.Орёл.

Последний вылет в полку был совершен 04 октября, после чего в строю остался один самолет, который был передан в распоряжение 24 ближнебомбардировочного авиаполка, базировавшегося на аэродроме г.Елец.

С 06 января 1942г. Юрий Николаевич- командир 24 Краснознаменного ближнебомбардировочного авиаполка.

К апрелю 1942г. совершил 32 боевых вылета. Приказом от 24 мая 1942г. награжден орденом Красного Знамени.

22 мая 1942г. присвоено звание подполковник.

27 мая 1942г. майор Гарбко с экипажем- штурман майор Ольховатский Василий Лукич, стрелок радист сержант Казаков Иван Васильевич, повел семерку бомбардировщиков в район Петровское. После выхода от цели самолеты были атакованы истребителями противника. Самолет Юрия Николаевича был подбит и горящим упал на торфяное болото. Майор Гарбко погиб. Похоронен в г.Елец на площади Революции.

Приказом от 06 июня 1942г. посмертно награжден орденом Ленина.

Регион Москва
Воинское звание подполковник
Населенный пункт: Москва
Место рождения г.Новгород-Волынский, Житомирская обл.
Годы службы 1929 1942
Дата рождения 5.04.1908
Дата смерти 27.05.1942

Боевой путь

Дата призыва 17.12.1929
Боевое подразделение 261 пикирующий бомбардировочный авиаполк, 24 ближнебомбардировочный авиаполк

Боевой путь 261 пикирующего бомбардировочного авиаполка в 1941г.

261 пикирующий бомбардировочный авиаполк формировался в пос.Монино (Московская обл.). Основу полка составили группы летно-технического состава 45 и 16 скоростных бомбардировочных авиаполков, прибывших для переучивания на самолет Пе-2. Командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич.

27 августа 1941г. 261 пикирующий бомбардировочный авиаполк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных).

С 28 августа полк приступил к боевой работе. Совершено 11 самолетовылетов в район Новгород-Северский (Черниговская обл.). С задания не вернулись 6 экипажей, 3 из них, потеряв ориентировку, совершили вынужденные посадки.

29 августа- 1 разведывательный вылет, 6 вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в район Сагутьево (Брянская обл.). Состав полка- 12 исправных и 2 неисправных самолета.

30 августа 1-я и 2-я авиаэскадрильи полка совершили по 3 вылета, всего произведено 25 самолетовылетов. 1 самолет сбит зенитной артиллерией противника, экипаж погиб. Состав полка- 10 исправных и 3 неисправных самолета.

31 августа- 12 самолетовылетов для бомбардировки противника в районе д.Темная и моста через р.Дисна юго-восточнее г.Новгород-Северский. С задания не вернулись 2 экипажа. 2 самолета, совершившие вынужденную посадку 28 августа вернулись, третий, потеряв ориентировку, потерпел аварию при совершении вынужденной посадки и был сдан в ремонт в г.Орёл. Состав полка: 8 исправных самолетов, 5 неисправных.

01 сентября совершен 21 самолетовылет. Зенитной артиллерией противника сбито 2 самолета. 1 самолет разбит при посадке. Состав полка: 5 исправных и 5 неисправных самолетов.

02 сентября 3 самолета Пе-2 с 07-05 до 08-00 выполняли задание в районе д.Муравьи (Сумская обл.). Были атакованы истребителями противника. 1 самолет сбит. Состав полка: 7 исправных и 2 неисправных самолета.

03 и 04 сентября полк вылетов не производил.

05 сентября выполнено 6 вылетов на бомбардировку скопления танков противника в район станции Знобь-Новгородское (Сумская обл.) и 1 вылет на разведку.

06 сентября- 14 боевых вылетов в район д.Свмцы (Брянская обл.).

07 сентября- 32 самолетовылета в район Семцы- Романовка- Бугаевка.

08 сентября выполнено 3 вылета для лидирования самолетов, 1 вылет на разведку. Зенитной артиллерией противника сбит 1 самолет. Состав полка: 6 исправных самолетов и 2 неисправных.

09 сентября- 8 самолетовылетов в район Ивот- Новгород-Северский. 1 самолет сбит истребителями противника. Состав полка: 4 исправных и 3 неисправных самолетов.

10 сентября- 7 самолетовылетов. При заводке одного из самолетов на место стоянки была сломана правая сторона руля глубины. Состав полка: 4 исправных и 3 неисправных самолетов.

11-13 сентября полк вылетов не производил.

14 сентября- 1 самолетовылетов на бомбардировку частей противника в район г.Новгород-Северский. Полк перебазировался на аэродром Столбище (Орловская обл.).

15 сентября- 8 боевых вылетов в район Вовна и Глазовое (Сумская обл.). Состав полка: 5 исправных самолетов (3 самолета 1-й авиаэскадрильи, по одному во 2-й и в звене управления) и 2 неисправных.

16 сентября- 17 самолетовылетов в район с.Ивот (Сумская обл.).

17 сентября- 9 вылетов в район с.Шатрище

18 сентября- 10 самолетовылетов в район Шатрище- Вовна. Временно исполняющим обязанности комполка назначен подполковник Юзеев Леонид Николаевич.

19 сентября- 15 самолетовылетов в район с.Шатрище и с.Вовна. У одного из самолетов отказа мотор. Состав полка: 4 исправных самолета и 3 неисправных.

20 сентября- 10 самолетовылетов в район сел Калиевка, Бирино, Дубровка (Сумская обл.).

21 сентября полк вылетов не производил.

22 сентября произведено 11 самолетовылетов для бомбардировки войск противника в районе сел Калиевка, Шатрище, Ямполь.

23 сентября полк вылетов не производил.

24 сентября полк произвел 18 самолетовылетов в район сел Калиевка, Шатрище, Ямполь. Состав полка: 5 исправных самолета и 2 неисправных.

25 сентября полк произвел 10 самолетовылетов в район сел Калиевка, Ямполь. 

26 сентября полк вылетов не производил. Один самолет был разобран и отправлен для ремонта на ст.Монино. Состав полка: 5 исправных самолетов и 1 неисправный.

27 сентября полк произвел 8 самолетовылетов на бомбардировку аэродрома противника в г.Новгород-Северский, войска противника в районе с.Шатрище. В районе цели экипажи обстреляны зенитной артиллерией и пулеметами противника. Состав полка: 3 исправных самолетов и 3 неисправных.

28 сентября- 6 разведывательных вылетов с бомбометанием. Экипажи были атакованы истребителями противника. Состав полка: 1 исправный самолет и 5 неисправных.

29 сентября полк вылетов не производил. Состав полка: 3 исправных самолетов и 3 неисправных.

30 сентября произведено 3 самолетовылета на бомбардировку в район Ямполь- Белица. Состав полка: 4 исправных самолетов и 1 неисправный.

01 октября- 8 самолетовылетов. Экипажи подвергались атакам истребителей противника и обстрелам зенитной артиллерии. Один экипаж не вернулся с боевого задания.

Экипажи 2 самолетов при перелете на аэродром Столбище (Орловская обл.) аэродром не нашли, совершили вынужденную посадку, разбив самолеты. Оба самолета по распоряжению Орловского НКВД сожжены. Состав полка: 2 исправных самолета и 1 неисправный.

02 октября- 1 вылет на бомбардировку в район г.Севск (Брянская обл.).

03 октября- с аэродрома Каменка совершено 2 вылета на разведку дороги Кромы- Дмитров-Орловский, 1 вылет на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Состав полка: 2 исправных самолета, неисправный самолет отправлен в г.Карачев для установки моторов.

04 октября- с аэродрома Мценск совершено 2 самолетовылета на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Один самолет был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Оставшийся самолет произвел посадку на аэродроме г.Елец и поступил в распоряжение 24 ближнебомбардировочного авиаполка.

05 октября личный состав полка с техническим имуществом прибыл на аэродром Одоево, 06 октября- на аэродром Елец.

10 октября оставшийся в строю самолет Пе-2 передан в полное распоряжение командира 24 пикирующего бомбардировочного авиаполка.

Личный состав полка убыл в 9 запасной авиаполк (г.Казань) для доукомплектования и получения новой материальной части.

Воспоминания

из воспоминаний Ивана Васильевича Казакова

"На подходе к цели по нам открыли массированный огонь зенитки. Но мы все же прорвались и нанесли по танкам сильный удар. После бомбежки начали маневрировать, строй распался. Огонь с земли прекратился, а сверху на самолеты набросились "мессершмитты". Нас никто не прикрывал, и это облегчало задачу фашистам. Загорелся один самолет, следом упал другой, третий... Вижу, фашисты заходят в атаку и на наше звено, которое шло лидером полка. На моих глазах "мессершмитты" сбили вначале правого ведомого, затем левого и, наконец, семь истребителей навалились на нашу машину. Я, как мог, отбивался от них. Вел огонь из своего "шкаса" и штурман майор Альховатский. Но через некоторое время его пулемет почему-то замолчал.
Майор Гарбко принимает решение снизиться, идти на бреющем. Теперь мой нижний пулемет оказался не у дел. Фашисты кружили выше пас. Тогда я вынул боковой пулемет с кассетой и установил его на верхний люк. Короткими очередями отбивался от атакующих "мессеров" до тех пор, пока не кончились боеприпасы. "Мессеры" близко подходить боялись. Но, когда заметили, что огонь прекратился, один из них подошел вплотную и с правой стороны прошил бомбардировщик насквозь длинной очередью. На нашем самолете загорелись левый мотор и левая плоскость.
Сделав вывод, что с нами покончено, фашисты отстали. Майор Гарбко продолжал управлять горящей машиной, выбирая площадку, на которой можно было бы приземлиться.
И тут (надо же такому случиться) самолет задевает за плотную сеть проводов, натянутых вдоль железной дороги, и разламывается пополам. Я с задней кабиной оказался в одном месте, а неподалеку упала передняя часть самолета, в которой находились Гарбко и Альховатский. Хорошо, что под нами простиралось торфяное болото. Оно-то и смягчило удар.
Моя правая нога была зажата в нижнем люке, а левая рука в разломе фюзеляжа. Кабина горела, и я с огромным трудом из нее выбрался. Вижу, штурман тянет с пилотского сиденья майора Гарбко. Спешу к нему на помощь. Командир сидел по грудь в болотистой жиже, заполнившей кабину. Мы подхватили Гарбко под мышки, и он застонал от боли. Оказалось, у командира зажаты обе ноги... Проводами, видимо, сорвало педали управления и затянуло их вместе с ногами командира под сиденье. Какие усилия мы ни предпринимали, чтобы освободить его, ничего не получалось. А огонь уже подбирался к штурманскому ящику. В нем начали рваться патроны. Но мы не обращали на это внимания. Жизнь командира была для нас дороже всего. А огонь к тому времени уже перекинулся на пилотскую кабину.
- Ну, все, кончено, - обреченно вздохнул Гарбко и крепко выругался. Он вытащил из кармана партийный билет, другие документы, сорвал с груди Золотую Звезду и передал их штурману. В тот момент на него было страшно смотреть. Ведь жив же, жив человек, а мы бессильны ему помочь.
- Теперь уходите! - сверкнул он на нас налитыми решимостью и болью глазами. Не успели мы опомниться, как командир выхватил пистолет, приложил его к правому виску и выстрелил. Все это случилось в одно мгновение. Мы были ошеломлены и не сразу нашлись, что делать дальше. Огонь вот-вот подберется к бакам с горючим, но мы не в силах были уйти. Наступило оцепенение, которого я не испытывал даже в боях.
Наконец мы бросились вытаскивать из кабины мертвое тело командира.
Вытащили его на берег, обмыли лицо от крови и грязи и оба заплакали..."

Фотографии

Семья солдата

Анна
Гарбко Анна Ивановна

мать

Однополчане

Армашев Григорий Иванович

Армашев Григорий Иванович

Барматин Петр Иванович

Барматин Петр Иванович

Бузин Михаил Павлович

Бузин Михаил Павлович

Данилов Иван Николаевич

Данилов Иван Николаевич

Демченко Иван Павлович

Демченко Иван Павлович

Дымо Николай Александрович

Дымо Николай Александрович

Ефремов Виталий Макарович

Ефремов Виталий Макарович

Зейгермахер Михаил Аркадьевич

Зейгермахер Михаил Аркадьевич

Исламов Андрей Максимович

Исламов Андрей Максимович

Кожемякин Михаил Степанович

Кожемякин Михаил Степанович

Кононенко Георгий Гаврилович

Кононенко Георгий Гаврилович

Короткевич Георгий Федорович

Короткевич Георгий Федорович

Котов Иван Николаевич

Котов Иван Николаевич

Кулин Николай Яковлевич

Кулин Николай Яковлевич

Кулинич Григорий Яковлевич

Кулинич Григорий Яковлевич

Лиман Виктор Борисович

Лиман Виктор Борисович

Мартынов Михаил Иванович

Мартынов Михаил Иванович

Овчаренко Иван Федорович

Овчаренко Иван Федорович

Осипенко Прокофий Дмитриевич

Осипенко Прокофий Дмитриевич

Прокофьев Иван Анисимович

Прокофьев Иван Анисимович

Ращупкин Николай Прокофьевич

Ращупкин Николай Прокофьевич

Скичко Владимир Алексеевич

Скичко Владимир Алексеевич

Соколовский Василий Петрович

Соколовский Василий Петрович

Сычев Изосим Никитович

Сычев Изосим Никитович

Ульянов Василий Данилович

Ульянов Василий Данилович

Устинов Константин Иванович

Устинов Константин Иванович

Чередниченко Василий Андреевич

Чередниченко Василий Андреевич

Чернов Григорий Кузьмич

Чернов Григорий Кузьмич

Шеремет Алексей Устинович

Шеремет Алексей Устинович

Широкий Николай Григорьевич

Широкий Николай Григорьевич

Шумидуб Павел Власович

Шумидуб Павел Власович

Ольховатский Василий Лукич

Ольховатский Василий Лукич

Иванов Виктор Николаевич

Иванов Виктор Николаевич

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: