Голубев Николай Михайлович
Голубев
Николай
Михайлович
старший лейтенант
30.11.1906 - 30.06.1941

История солдата

В 1918г. окончил 3 класса сельской школы.

С 27 октября 1928г. курсант школы строевых старшин (г.Кронштадт).

С 14 марта 1929г. курсант учебного судна «Комсомолец».

С 17 октября 1929г. строевой старшина Балтийского флотского экипажа.

С 31 января 1930г. строевой старшина вспомогательного судна особого назначения (ВСОН) «Смольный» (Балтийский флот).

С 25 декабря 1930г. курсант Военно-теоретической школы летчиков (г.Ленинград).

С 01 июня 1932г. курсант Военной школы морских летчиков и летчиков-наблюдаталей ВВС РККА им.Сталина (г.Ейск).

С 15 декабря 1933г. слушатель- младший летчик Курсов командиров звеньев при Первой военной школе пилотов им.Мясникова (Кача, г.Севастополь).

С 03 июля 1934г. младший летчик 10 разведывательной эскадрильи 43 смешанной авиабригады Харьковского военного округа.

14 марта 1936г. присвоено звание лейтенант.

С 01 января 1938г. исполнял должность командира звена.

В конце апреля 1938г. в г.Харьков на базе 43 смешанной авиабригады формировался 4 легкий бомбардировочный авиаполк (с сентября 1938г. командир полка- майор Горлаченко Михаил Иосифович).

С 23 апреля 1938г. лейтенант Голубев назначен командиром звена 2 авиаэскадрильи 4 ЛБАП.

23 февраля 1939г. личный состав полка принял военную присягу.

10 июля 1938г. Николаю Михайловичу присвоено звание старший лейтенант.

С 13 февраля по 13 марта 1940г. полк принимал участие в Советско-финляндской войне.

Указом Президиума ВС СССР от 07 апреля 1940г. ст.лейтенант Голубев награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1940г. полк начал подготовку к перевооружению на самолеты Ил-2, весной 1941г. полк переименован в 4 штурмовой авиаполк (ШАП). Командир полка- майор Гетьман Семен Григорьевич.

26 июня 1941г. полк в составе 63 самолетов Ил-2 перебазировался с аэродрома Богодухов на аэродром Карачев. 27 июня- на аэродром Старый Быхов в составе 55 самолетов.

28 июня совершено 12 самолетовылетов в район Бобруйска.

29 июня- 59 самолетовылетов.

30 июня 1941г. полк произвел 36 самолетовылетов на штурмовку войск противника в районе г.Бобруйск, а в 14-00 на штурмовку центрального аэродрома г.Бобруйск. На аэродроме находилось до 30 самолетов различных типов- Ме-109 (Мессершмитт), Ме-110 и Ю-88 (Юнкерс). Потери полка- самолеты старшего лейтенанта Сигида Федора Игнатьевича и старшего лейтенанта Подлобного Валентина Ивановича. Совершены дымовые налеты с бомбометанием по мотомеханизированным частям противника на шоссе Бобруйск- Могилев и Бобруйск- Рогачев. С боевого вылета не вернулись: заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Голубев Николай Михайлович, командир звена капитан Шульгин Василий Иванович, командир звена старший лейтенант Слепцов Семен Савельевич, младший лейтенант Лапшов Александр Тимофеевич.

Регион Ярославская область
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Ярославль
Место рождения д.Маслово, Ярославская обл.
Годы службы 1928 1941
Дата рождения 30.11.1906
Дата смерти 30.06.1941

Боевой путь

Дата призыва 27.10.1928
Боевое подразделение 4 штурмовой авиаполк

Воспоминания

Из книги Героя Советского Союза Емельяненко Василия Брисович "В военном воздухе суровом".

...самолетов в полку пока еще не было. Как-то на вечернем построении майор Гетьман, недавно вступивший в командование полком, объявил: "С группой летного и технического состава мы едем на авиационный завод. Не теряя времени, освоим там самолет".
Командир полистал записную книжку, зачитал для порядка список. Назвал пятнадцать летчиков: это были командиры эскадрилий и их заместители по строевой и политической части - самые опытные летчики.
...Тем временем на заводском аэродроме летчики изучали совсекретный самолет в натуре. Пояснения давал летчик-испытатель. Он посвящал строевиков в секреты техники пилотирования.
Летчики подолгу просиживали в кабинах, осваивали оборудование. Подняли хвост одного самолета. Поочередно садились в кабину, запоминали взлетное положение капота двигателя относительно горизонта. Убирали шасси и выпускали его с помощью аварийной лебедки на другой машине, которая висела на подъемниках.
Но сколько ни рассказывай о повадках самолета, сколько ни просиживай в кабине, а летчикам надо давать провозные полеты. Для этого нужен учебно-тренировочный самолет той же марки со второй кабиной для инструктора и с двойным управлением - спарка. Но такого самолета еще и не построили. Как быть?
Выход из положения все-таки нашли. Раздобыли спарку ближнего бомбардировщика СУ-2, у которого скорости отрыва от земли и приземления были примерно такими же, как у штурмовика. На этой спарке и давали провозные полеты с инструктором. На планировании умышленно разгоняли скорость, чтобы отработать скоростные посадки.
Настало время вылетать самостоятельно.
Но когда пришла очередь лететь заместителю командира четвертой эскадрильи старшему лейтенанту Николаю Голубеву, тут-то и произошла заминка.
Природа наградила Колю не только веселым нравом, но и высоченным ростом, перевалившим за два метра. Он лучше всех в полку "вбивал гвозди" у волейбольной сетки и дольше других пребывал в холостяках.
Рост не мешал Коле быть хорошим летчиком. На самолете Р-зет, на котором летали до этого времени, кабина была открытая, - только ветровой козырек впереди. Отвоевал Голубев финскую, был награжден орденом Красного Знамени. Но вскоре после войны с белофиннами на тренировочных полетах с Колей произошел казус, который всем надолго запомнился.
На аэродром неожиданно нагрянул новый командир авиационного соединения полковник Каманин. Он сходу дал нагоняй руководителю полетов:
- Это почему же у вас летчики в воздухе чудят?
- Я, товарищ полковник, никаких нарушений не заметил...
- Плохо смотрите! Сейчас только на пятом номере какой-то циркач, стоя в кабине, пролетел!
- Как стоя, товарищ полковник?
- А так, что голова в верхнее крыло упиралась. К полковнику был вызван "виновник" летного происшествия, который вынужден был смотреть на начальника сверху вниз, хоть тот и занимал очень высокий пост.
Теперь же, на авиационном заводе, выяснилось, что Голубев со своими "габаритами" плохо "вписывался" в закрытую кабину штурмовика. Хоть сиденье было опущено на самую нижнюю защелку, голова все же упиралась в колпак закрытого фонаря. Педали ножного управления оказались для Голубева расположенными близко, и колени полусогнутых ног задевали за нижний край приборной доски.
Летчик-испытатель заволновался. Пришел посмотреть на великана сам конструктор самолета Сергей Владимирович Ильюшин. Конструктор сокрушенно покачал головой:
- Признаюсь, не учел, что у нас на Руси еще не перевелись такие богатыри,- ошибка поправимая.
Он дал своим помощникам указание просверлить дополнительные отверстия на направляющих трубах, по которым скользят сиденье и педали ножного управления. Это было учтено при выпуске последующих серий самолетов.
Летчик-испытатель, выпускавший Голубева, после своего обычного напутствия все же добавил: "Ну, с богом!"- и зашагал к ангарам. Голубев проводил инструктора пристальным взглядом, подмигнул летчикам и, ни слова не говоря, втиснулся в кабину. Запустил мотор, вырулил на старт, но со взлетом почему-то задержался, колпак не закрывал. Потом все увидели, как Коля встал на сиденье, вытянулся во весь свой высоченный рост и... перекрестился на три стороны - в пику летчику-испытателю за его "благословение".
А взлетел Голубев как по натянутой струне, - самолет на разбеге в сторону не повело, первый самостоятельный полет по кругу был выполнен отлично.

Семья солдата

Мария
Голубева Мария Семеновна

жена

Однополчане

Горлаченко Михаил Иосифович

Горлаченко Михаил Иосифович

Гетьман Семен Григорьевич

Гетьман Семен Григорьевич

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: