
Александр
Павлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка, мичман Горшков Александр Павлович, боцман подводной лодки Л-2, награждён медалью "За боевые заслуги" 21.04.40г (за поход в декабре 1939г).
Л-2 «Сталинец» — советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, второй корабль серии II типа «Ленинец».
13 ноября 1941 года лодка вышла из Кронштадта с полным грузом мин для минных постановок в Данцигской бухте в составе 4-го конвоя на Ханко (эсминцы «Суровый» и «Гордый», минзаг «Урал», 3 тральщика, 6 катеров).
В ночь с 13 на 14 ноября 1941 года у острова Кери корабли вошли в плотное минное поле (заграждение D-46, выставленное минным заградителем «Кайзер»).
На мины попали эсминцы «Гордый», «Суровый», тральщик «Т-206», охотник «МО-301».
В 01:07 «Л-2» подорвалась на мине, но осталась на плаву. Подлодка встала на якорь, а экипаж субмарины приступил к борьбе за живучесть. Характер дна не давал возможности удержать корабль на месте, сильный ветер начал сносить его в сторону, и через 20 минут «Л-2» подорвалась еще на одной мине.
Проходившие мимо корабли конвоя участия в спасении людей не принимали. Когда было принято решение оставить корабли и снять экипажи с тонущих эсминца «Суровый» и Л-2, выделенный для помощи подлодке тральщик«Т-217» не сумел снять экипаж с аварийной субмарины и, посчитав лодку уже оставленной экипажем, самовольно ушел догонять корабли со спасенными моряками, возвращавшиеся на Гогланд.
С «Л-2» удалось спастись только мотористу Щербине, электрику Бойкову и радисту Кваснову, которые успели перебраться на стоящий рядом эсминец «Суровый» во время случайного сближения кормовых оконечностей двух кораблей. В момент гибели «Сурового» они были сняты с корабля вместе с экипажем эсминца.
Однако Л-2 не погибла ночью 14 ноября, как посчитало советское командование на основе доклада Т-217. В журнале боевых действий ВМС Финляндии есть данные, что поврежденную и дрейфующую лодку видел на западном краю «Юминды» утром 14 ноября финский разведывательный самолет. На основе доклада летчиков, финны отправили канонерские лодки для захвата или уничтожения советской подлодки. Но подойдя к краю минного поля «Юминда», финны не рискнули продолжить движение и вернулись в базу. Вечером финны снова отправили к лодке самолет-разведчик, который обнаружил лодку дрейфующей на восток посреди минного поля. Самолет, совершая облет, сфотографировал лодку и был обстрелян зенитным огнем с Л-2. Утром 15 ноября финские самолеты уже не смогли обнаружить подводную лодку. Вероятнее всего, она подорвалась на минном поле заграждения «F-27» (выставлено МЗ «Риилахти» 4 сентября 1941) в третий раз и затонула со всем оставшимся экипажем.
На подводной лодке погибло 50 моряков. В составе погибшего экипажа был известный поэт-маринист Алексей Лебедев, штурман Л-2. Одно из последних его стихотворений, написанное осенью 1941 года, передает настроение перед выходом в поход.
Тебе (Прощание)
Мы попрощаемся в Кронштадте
У зыбких сходней, а потом
Рванется к рейду серый катер,
Раскалывая рябь винтом.
Вот облаков косою тенью
Луна подернулась слегка,
И затерялась в отдаленьи
Твоя простертая рука.
Опять шуметь над морем флагу,
И снова, и суров и скуп,
Балтийский ветер сушит влагу
Твоих похолодевших губ.
Уходят врозь пути кривые,
Мы говорим «прощай» стране;
В компасы смотрят рулевые,
И ты горюешь обо мне.
И если пенные объятья
Нас захлестнут в урочный час,
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку от нас –
Не плачь, мы жили жизнью смелой,
Умели храбро умирать –
Ты на штабной бумаге белой
Об этом сможешь прочитать.
Переживи внезапный холод
Полгода замуж не спеши,
А я останусь вечно молод
Там, в тайниках твоей души.
А если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога – море,
Моя могила и купель.
Остов субмарины был найден в 2006 году сотрудниками Морского музея Эстонии под руководством В. Мяса в точке 59°46' с.ш./25°16' в.д., а в июне 2012 года финская экспедиция под руководством М. Иванова провела обследование объекта.
Подлодка лежит на глубине 88 метров; кормовая часть (на которую приходится район повреждений) полностью укрыта грунтом, что не дает возможность дать полную характеристику полученных повреждений.
В мае и августе 2019 года в ходе экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» совместно с финскими дайверами было проведено обследование и документирование остова подводной лодки Л-2, которая находится в территориальных водах Эстонии, севернее мыса Юминда.
Условия погружения: глубина по грунту 87м, грунт – глина с илом, температура воды +3 градуса, видимость 1-2 метра.
Исходя из осмотра остова подводной лодки Л-2 можно сделать следующие выводы о последних моментах жизни лодки:
- Перед гибелью лодка медленно дрейфовала с отданым якорем, который видимо плохо цеплялся за грунт.
- Экипаж лодки был изготовлен к отражению атак на лодку.
- Согласно обнаруженным на лодке деталям, а также архивным документам финского флота, можно однозначно сказать, что Л-2 не погибла ночью 14 ноября, как это считалось ранее: лодка была на плаву и боролась за живучесть еще целый день, пока, дрейфуя на восток, вероятно, не наткнулась на еще одну мину, подорвавшись на которой лодка затонула.