Громов Евгений Григорьевич
Громов
Евгений
Григорьевич
рядовой / Кавалерист, шофер отдельного Ропшинского инженеро-саперного батальона
26.02.1923 - 8.07.2005

История солдата

Мой дедушка,  Громов  Евгений  Григорьевич, родился 26 февраля 1923 в Вологодской области Белозерского района  в деревне  Шпилево. Семья была средняя по тем меркам (количество детей) три брата и сестра. С раннего возраста маленькому Жене приходилось помогать  по хозяйству, как в колхозе  так и на своем дворе. Жизнь в деревне в то время была не простая: коллективизация, продразвёрстка, не урожайные годы - все это накладывало на людей тяжелое бремя, а  особенно на детей. Учится приходилось в свободное  от работы время,  школа  находилась за несколько километров, но это не помешало Евгению окончить пять полных классов общей школы (очень не плохо по тем временам). С двенадцати  лет  работал  пастухом, коноводом,  конюхом, в свободное время помогал отцу по хозяйству. В 1941 году после начала  войны, в восемнадцать лет назначен председателем колхоза в деревне Якутино Белозерского района и освобожден от призыва в армию. В январе 1942 года в связи с укрупнением колхозов и объединением деревень Якутино и Шпилево, освобожден от должности и направлен в районный военкомат. 

Регион Вологодская область
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Череповец
Воинская специальность Кавалерист, шофер отдельного Ропшинского инженеро-саперного батальона
Место рождения Вологодская область. Белозерский район. д Шпилево
Годы службы 1942 по 1947
Дата рождения 26.02.1923
Дата смерти 8.07.2005

Боевой путь

Госпитали г Вологда 1942 - 1943.

10 февраля 1942  года был призван в армию, рядовым в шестой запасной кавалерийский полк Ленинградской области для прохождения обучения. 10 марта 1942  года принял  присягу. В апреле 1942 года переведен в действующий 200й кавалерийский  полк  Волховского направления Ленинградской области. После тяжелых боев  «Любанской наступательной операции» и  больших потерь  полк направлен  на  переформирования . На основе  200го кавалерийского полка сформирован 112й стрелковый полк который в мае 1942 года  принял участие  в операции по выводу из окружения  второй ударной армии, которая вела  бои в оперативном окружении. Полк был отправлен в прорыв через узкий коридор сообщения между  окруженной второй армии и основными войсками РККА. Обновленный 112 полк, как и вторую ударную армию, ожидали тяжелые бои в окружении и неоднократные попытки прорыва к своим. При очередном прорыве  23.08.1942 года к основным частям Волховского фронта, остатков не полка и не  второй ударной армии, а небольшой группы солдат и офицеров, сгруппировавшихся по принципу, кто жив и еще может держать оружие в руках, а главное идти. Отряд с тяжелыми  боями прорывался  к своим, где в одном из таких боев  мой дед получил слепое осколочное ранение в левое бедро.  При помощи однополчан все же сумел добраться до своих. Был выведен из состава действующих подразделений, по ранению, требующего отправки в тыл.  Направление  на лечение получил в госпиталь  г.Вологда,  где проходил лечение в течении трех месяцев. После  лечения направлен в шестой учебно автомобильный полк, на автомобильные курсы по специальности «специалист колесных машин» на должность курсант – шофер. Прошедшие обучение курсанты , получившие квалификацию по специальности шофер, были отправлены  в разные полки, бригады, дивизии армии – Волховского фронта. Новая военная специальность шофер или как сейчас, водитель, оказалась не менее опасной и тяжелой. 1943 год ознаменовался рядом масштабных  сражений, где отец моего отца, в составе отдельного 34 автомобильного полка, в составе  Волховского фронта принял  участие  в операции «Искра», а затем «Мгинская наступательная операция» которые  требовали полной самоотдачи, выносливости и мужества, а порой и самопожертвования.

Спать приходилось по два часа в сутки, подвозить боеприпасы на передок (из записей ветерана передок  - это передовая), а от туда забирать раненых, а иногда и пленных немцев («ненависти я к ним не испытывал, только жалость и один вопрос  самому себе - не сон ли это?» из писем прадеда).

 

        В январе 1944 года  началась «Красносельско – Ропшинская  наступательная операция»  на Волховском  направлении успех которой  имел в масштабах фронта огромный как тактический  так и патриотический успех. За активное участие в ходе операции по освобождению  города Ропша , полку моего прадеда  было присвоено звание «Отдельного инженерно саперного Рошинского полка». Далее на базе полка формируется подразделение  «Отдельная инженерно- саперная Ропшинская бригада». Бригада с  23.10.1944 года в составе Карельского фронта участвует в Петсамо – Киркенесской операции. Обеспечила  выход основных сил фронта   к Норвежской границе и овладением городами Сальми,  Лиинахамари  и п.Никель(граница с Финляндией). Наступление продолжалось до середины ноября 1944 года и закончилось восстановлением государственной границы СССР с Финляндией и Нарвегией.

         В результате этой операции 15 ноября 1944 года Финляндия вышла из Второй мировой войны, фронт был расформирован. Командование и ряд воинских  подразделений, к апрелю 1945 года переправлены на Дальний Восток и  на этой основе проведено формирование 1-го Дальневосточного фронта.

        Из воспоминаний ветерана - «Когда ночью с 8 на 9 мая 1945 года узнали о капитуляции Германии мы очень радовались, ликовали на чувство тревоги и неизвестности тяготило» и опасения не заставили долго ждать. Все лето перебрасывались войска, вооружение, техника на границу с Японией.

        На месте переформировывались и комплектовались в зависимости от места дислокации и направления удара.

         После формирования прадед попал на 1-й Дальневосточный фронт в 6-й понтоный, мостостроительный полк по наведению мостов и переправ для обеспечения наступления и поддержания коммуникаций наступающих. Где 9 августа 1945 года полк  в полном составе, вступил в войну с  Японией, а прадедушка вступил в свою вторую войну.

Воспоминания

сын Громов А.Е.

Отец был добрым , отзывчивым человеком. Любил детей , внуков.
Писал рассказы, сказки брав за основу услышанное или увиденное в своей жизни.

После войны

После войны проживал в городе Череповце, работал в автоколонне водителем большегрузных машин. Учавствовал в строительстве Волго - Донского судоходного канала, Волго - Балтийского судоходного канала, Череповецкого металлургического комбината,строительстве новых район Череповца. За отличие приказом призидиума Верховного Совета РСФСР награжден орденом трудового красного знамени.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: