Грубич Виктор Алексеевич
Грубич
Виктор
Алексеевич
майор / лётчик, разведчик
28.02.1919 - 5.05.2003

История солдата

Мой отец, Грубич Виктор Алексеевич родился 28.02.1919 г. в д.Колодязи с.Великая Рудка Диканьского р-на Полтавской обл.

Окончил Чугуевское лётное училище. О войне узнал на лётном поле под Ташкентом, где находился в качестве инструктора.

Воевал всю войну в 1 Воздушной Армии и дошёл до Кенигсберга. Был лётчиком-разведчиком. Войну закончил в звании старшего лейтенанта.

Награждён боевыми орденами и медалями: двумя Орденами «Красного Знамени», двумя Орденами Отечественной войны, Орденом «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др.(всего 19 медалей).

После войны служил в дальней авиации, в военно-транспортной авиации, выполнял задания особого риска, участвовал в испытаниях новой техники на островах Шпицберген, Новая Земля, в поисковых операциях по обнаружению объектов после космических полётов (Белка и Стрелка).  Награждён Орденом Мужества.

Биография моего отца, Грубича Виктора Алексеевича:

с 1939-40гг. - курсант Чугуевского авиаучилища (Чугуев)

1941г. - летчик, Одесский военный округ, (Одесса)

1941г. - летчик-инструктор 160 РАП (Кировоград)

1941г. - летчик-инструктор Ташкентской авиашколы, САВО (Черчик, Ташкент)

1941г. - летчик ТБ-3, САВО (Черчик, Ташкент)

1942г. - летчик Р-5, Зап. фронт, 615НБАП, 213АД, 337ОНАЭ 1ВА (Зап.фронт)

1943г. - летчик, командир звена 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 фронт)

1943г. - командир звена Управления 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 Бел.фронт)

1944г. - командир звена отряда Управления 10ОРАП 1ВА (3 Бел.фронт)

1953г. - Северный военный округ, 22ВА, 222 смешанная АД (Петрозаводск)

1954г. - летчик 229ТАП 4АДОН (Люберцы)

1958г. - работал в НИИЭРАТ (Люберцы)

1986г. - уволился по болезни

 

+7(910)4121433; vgroubich@yandex.ru    Владимир Викторович Грубич

Мой отец, Грубич Виктор Алексеевич родился 28.02.1919 г. в д.Колодязи с.Великая Рудка Диканьского р-на Полтавской обл.

Окончил Чугуевское лётное училище. О войне узнал на лётном поле под Ташкентом, где находился в качестве инструктора.

Воевал всю войну в 1 Воздушной Армии и дошёл до Кенигсберга. Был лётчиком-разведчиком. Войну закончил в звании старшего лейтенанта.

Награждён боевыми орденами и медалями: двумя Орденами «Красного Знамени», двумя Орденами Отечественной войны, Орденом «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др.(всего 19 медалей).

После войны служил в дальней авиации, в военно-транспортной авиации, выполнял задания особого риска, участвовал в испытаниях новой техники на островах Шпицберген, Новая Земля, в поисковых операциях по обнаружению объектов после космических полётов (Белка и Стрелка).  Награждён Орденом Мужества.

Биография моего отца, Грубича Виктора Алексеевича:

с 1939-40гг. - курсант Чугуевского авиаучилища (Чугуев)

1941г. - летчик, Одесский военный округ, (Одесса)

1941г. - летчик-инструктор 160 РАП (Кировоград)

1941г. - летчик-инструктор Ташкентской авиашколы, САВО (Черчик, Ташкент)

1941г. - летчик ТБ-3, САВО (Черчик, Ташкент)

1942г. - летчик Р-5, Зап. фронт, 615НБАП, 213АД, 337ОНАЭ 1ВА (Зап.фронт)

1943г. - летчик, командир звена 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 фронт)

1943г. - командир звена Управления 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 Бел.фронт)

1944г. - командир звена отряда Управления 10ОРАП 1ВА (3 Бел.фронт)

1953г. - Северный военный округ, 22ВА, 222 смешанная АД (Петрозаводск)

1954г. - летчик 229ТАП 4АДОН (Люберцы)

1958г. - работал в НИИЭРАТ (Люберцы)

1986г. - уволился по болезни

 

+7(910)4121433; vgroubich@yandex.ru    Владимир Викторович Грубич

Мой отец, Грубич Виктор Алексеевич родился 28.02.1919 г. в д.Колодязи с.Великая Рудка Диканьского р-на Полтавской обл.

Окончил Чугуевское лётное училище. О войне узнал на лётном поле под Ташкентом, где находился в качестве инструктора.

Воевал всю войну в 1 Воздушной Армии и дошёл до Кенигсберга. Был лётчиком-разведчиком. Войну закончил в звании старшего лейтенанта.

Награждён боевыми орденами и медалями: двумя Орденами «Красного Знамени», двумя Орденами Отечественной войны, Орденом «Красная Звезда», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др.(всего 19 медалей).

После войны служил в дальней авиации, в военно-транспортной авиации, выполнял задания особого риска, участвовал в испытаниях новой техники на островах Шпицберген, Новая Земля, в поисковых операциях по обнаружению объектов после космических полётов (Белка и Стрелка).  Награждён Орденом Мужества.

Биография моего отца, Грубича Виктора Алексеевича:

с 1939-40гг. - курсант Чугуевского авиаучилища (Чугуев)

1941г. - летчик, Одесский военный округ, (Одесса)

1941г. - летчик-инструктор 160 РАП (Кировоград)

1941г. - летчик-инструктор Ташкентской авиашколы, САВО (Черчик, Ташкент)

1941г. - летчик ТБ-3, САВО (Черчик, Ташкент)

1942г. - летчик Р-5, Зап. фронт, 615НБАП, 213АД, 337ОНАЭ 1ВА (Зап.фронт)

1943г. - летчик, командир звена 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 фронт)

1943г. - командир звена Управления 10ОРАП 1ВА (Зап.+ 3 Бел.фронт)

1944г. - командир звена отряда Управления 10ОРАП 1ВА (3 Бел.фронт)

1953г. - Северный военный округ, 22ВА, 222 смешанная АД (Петрозаводск)

1954г. - летчик 229ТАП 4АДОН (Люберцы)

1958г. - работал в НИИЭРАТ (Люберцы)

1986г. - уволился по болезни

 

+7(910)4121433; vgroubich@yandex.ru    Владимир Викторович Грубич

Регион Омская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Полтавский район
Воинская специальность лётчик, разведчик
Место рождения с.В-Рудка Диканьского р-на Полтавской обл.
Годы службы 1939 1958
Дата рождения 28.02.1919
Дата смерти 5.05.2003

Боевой путь

Место призыва Полтава
Дата призыва 1939
Боевое подразделение лётчик 160 РАП г.Кировоград
Завершение боевого пути Взятие Кенигсберга
Принимал участие ..."Курская дуга"...

Населенные пункты, которые были зафиксированы в летных книжках Грубича ВА

 

Руза, Граблево-Медовники, д.Тисово, Н.Село, д.Захарово, Ржев, Бобруйск, Боровичи, Пинск, Барановичи, Минск, Грабцево, Вязьма, Людиново, Бетлица, Киров, Васильево, Юхнов, Брянск, Дрогобуж, Смоленск, Чеплево, Ельня, Н-Ельня, Рославль, Серпухов, Н.Дугино, Елец, Малоярославец, Подольск, Лоев, Горваль, Слуцк, Кобрин, Полоцк, Медвижеч, Бар, Слоним, Речица, Мачдлище, Степянка, Болбасово, Мозырь, Зябровка, Бронное, Слоним, Мазурки, Уречье, Петрозаводск, Мурманск, Пески, Ленхеозорское, С.Гора, Подва, Сулажегора, Талага, Захиновичи, Быков, Пярну, Засимовичи, Могилев, Каунас, Вильнюс, Белопонь-Пуня, Лида, Бинокон, Ачутус, Укмерге.

Восточная Пруссия: Гольдат, Даркешен, Пенклайм, Вольтеркемен, Гольдин, Хечеменген, Штатцен, Тройбург, Бикаланядго, Санекен, Рачки, Берштаны, Бальвержишке, Выштенец, Халигенбайль, Химешнцбол, Мариащельде, Фридланд, Тумбинсы, Гьнетенбург, Гердауен, Еткунен, Штаирген, Гросс-Шепанен, Бартенштайн, Омтельзбург, Тумбинен, Топлау, аэр.Девау, Нойжер, Вайдяалле, Лейзгрин, Фишхаузен, Пиллау, Зоргенху, Кениксберг, Тенхаттен, перспектива порта Розенберг, Кальхольм, Тенхиттен, Вомиттинг, Шильген, Хиневальд, Лохштандт, Бальген, Нойхойзер, Грюненфельд, залив Фриец Гоф, Хынов, Бранденбург, Браунсберг, Бладихау, Лехтенфельд, Лилиенталь, Кандит, Цинрен, Елайдихд, Хайлигенбайль, Азенберг, Гросс-Шен.

 

Типы самолетов, на которых летал Грубич В.А.

У-2,  УТ-1,  УТ-2,  УТИ-4,  И-5,  И-15,  И-16,  СБ,  ТБ-3,  ДН-6,  Р-3,  Р-5,  Як-7,  Як-9,      Як-9д,  Ли-2,  ИЛ-2,  ИЛ-14,  АН-2,  ПО-2,  УИЛ-2,  УМЛ-2,  3С-11, С-2

 

«Грубич В.А. за время войны совершил 1550 вылетов, из них: 290 успешных боевых вылетов (фоторазведка, б/спец.задания,  бомбардировка ж.д.станций, аэродромов, укрепленных объектов, живой силы), налетал 1248 часов, произвел 9 посадок в тылу противника, через линию фронта перебросил 24 человека и 5500 кг груза, всег

Населенные пункты, которые были зафиксированы в летных книжках Грубича ВА

 

Руза, Граблево-Медовники, д.Тисово, Н.Село, д.Захарово, Ржев, Бобруйск, Боровичи, Пинск, Барановичи, Минск, Грабцево, Вязьма, Людиново, Бетлица, Киров, Васильево, Юхнов, Брянск, Дрогобуж, Смоленск, Чеплево, Ельня, Н-Ельня, Рославль, Серпухов, Н.Дугино, Елец, Малоярославец, Подольск, Лоев, Горваль, Слуцк, Кобрин, Полоцк, Медвижеч, Бар, Слоним, Речица, Мачдлище, Степянка, Болбасово, Мозырь, Зябровка, Бронное, Слоним, Мазурки, Уречье, Петрозаводск, Мурманск, Пески, Ленхеозорское, С.Гора, Подва, Сулажегора, Талага, Захиновичи, Быков, Пярну, Засимовичи, Могилев, Каунас, Вильнюс, Белопонь-Пуня, Лида, Бинокон, Ачутус, Укмерге.

Восточная Пруссия: Гольдат, Даркешен, Пенклайм, Вольтеркемен, Гольдин, Хечеменген, Штатцен, Тройбург, Бикаланядго, Санекен, Рачки, Берштаны, Бальвержишке, Выштенец, Халигенбайль, Химешнцбол, Мариащельде, Фридланд, Тумбинсы, Гьнетенбург, Гердауен, Еткунен, Штаирген, Гросс-Шепанен, Бартенштайн, Омтельзбург, Тумбинен, Топлау, аэр.Девау, Нойжер, Вайдяалле, Лейзгрин, Фишхаузен, Пиллау, Зоргенху, Кениксберг, Тенхаттен, перспектива порта Розенберг, Кальхольм, Тенхиттен, Вомиттинг, Шильген, Хиневальд, Лохштандт, Бальген, Нойхойзер, Грюненфельд, залив Фриец Гоф, Хынов, Бранденбург, Браунсберг, Бладихау, Лехтенфельд, Лилиенталь, Кандит, Цинрен, Елайдихд, Хайлигенбайль, Азенберг, Гросс-Шен.

 

Типы самолетов, на которых летал Грубич В.А.

У-2,  УТ-1,  УТ-2,  УТИ-4,  И-5,  И-15,  И-16,  СБ,  ТБ-3,  ДН-6,  Р-3,  Р-5,  Як-7,  Як-9,      Як-9д,  Ли-2,  ИЛ-2,  ИЛ-14,  АН-2,  ПО-2,  УИЛ-2,  УМЛ-2,  3С-11, С-2

 

«Грубич В.А. за время войны совершил 1550 вылетов, из них: 290 успешных боевых вылетов (фоторазведка, б/спец.задания,  бомбардировка ж.д.станций, аэродромов, укрепленных объектов, живой силы), налетал 1248 часов, произвел 9 посадок в тылу противника, через линию фронта перебросил 24 человека и 5500 кг груза, всего перевез 248 человек и 17400 кг груза, освоил 19 типов самолетов»

                                                             Подполковник Бартош,

                                                                            нач.штаба 10 ОРАМККОСП 1ВА

                                                                                                                                 23.04.1946

(см. вложения - летные книжки Грубича В.А.)

Населенные пункты, которые были зафиксированы в летных книжках Грубича ВА

 

Руза, Граблево-Медовники, д.Тисово, Н.Село, д.Захарово, Ржев, Бобруйск, Боровичи, Пинск, Барановичи, Минск, Грабцево, Вязьма, Людиново, Бетлица, Киров, Васильево, Юхнов, Брянск, Дрогобуж, Смоленск, Чеплево, Ельня, Н-Ельня, Рославль, Серпухов, Н.Дугино, Елец, Малоярославец, Подольск, Лоев, Горваль, Слуцк, Кобрин, Полоцк, Медвижеч, Бар, Слоним, Речица, Мачдлище, Степянка, Болбасово, Мозырь, Зябровка, Бронное, Слоним, Мазурки, Уречье, Петрозаводск, Мурманск, Пески, Ленхеозорское, С.Гора, Подва, Сулажегора, Талага, Захиновичи, Быков, Пярну, Засимовичи, Могилев, Каунас, Вильнюс, Белопонь-Пуня, Лида, Бинокон, Ачутус, Укмерге.

Восточная Пруссия: Гольдат, Даркешен, Пенклайм, Вольтеркемен, Гольдин, Хечеменген, Штатцен, Тройбург, Бикаланядго, Санекен, Рачки, Берштаны, Бальвержишке, Выштенец, Халигенбайль, Химешнцбол, Мариащельде, Фридланд, Тумбинсы, Гьнетенбург, Гердауен, Еткунен, Штаирген, Гросс-Шепанен, Бартенштайн, Омтельзбург, Тумбинен, Топлау, аэр.Девау, Нойжер, Вайдяалле, Лейзгрин, Фишхаузен, Пиллау, Зоргенху, Кениксберг, Тенхаттен, перспектива порта Розенберг, Кальхольм, Тенхиттен, Вомиттинг, Шильген, Хиневальд, Лохштандт, Бальген, Нойхойзер, Грюненфельд, залив Фриец Гоф, Хынов, Бранденбург, Браунсберг, Бладихау, Лехтенфельд, Лилиенталь, Кандит, Цинрен, Елайдихд, Хайлигенбайль, Азенберг, Гросс-Шен.

 

Типы самолетов, на которых летал Грубич В.А.

У-2,  УТ-1,  УТ-2,  УТИ-4,  И-5,  И-15,  И-16,  СБ,  ТБ-3,  ДН-6,  Р-3,  Р-5,  Як-7,  Як-9,      Як-9д,  Ли-2,  ИЛ-2,  ИЛ-14,  АН-2,  ПО-2,  УИЛ-2,  УМЛ-2,  3С-11, С-2

 

«Грубич В.А. за время войны совершил 1550 вылетов, из них: 290 успешных боевых вылетов (фоторазведка, б/спец.задания,  бомбардировка ж.д.станций, аэродромов, укрепленных объектов, живой силы), налетал 1248 часов, произвел 9 посадок в тылу противника, через линию фронта перебросил 24 человека и 5500 кг груза, всего перевез 248 человек и 17400 кг груза, освоил 19 типов самолетов»

                                                             Подполковник Бартош,

                                                                            нач.штаба 10 ОРАМККОСП 1ВА

                                                                                                                                 23.04.1946

(см. вложения - летные книжки Грубича В.А.)

перевез 248 человек и 17400 кг груза, освоил 19 типов самолетов»

                                                             Подполковник Бартош,

                                                                            нач.штаба 10 ОРАМККОСП 1ВА

                                                                                                                                 23.04.1946

(см. вложения - летные книжки Грубича В.А.)

Воспоминания

Вспомним ВСЁ!

Грубич Виктор Алексеевич
Виктор Алексеевич Грубич родился на Украине на известном хуторе близ Диканьки (ныне Полтавская область) в 1919 году. Он рос в простой сельской семье в годы, когда утверждалась советская власть.
После окончания сельской щколы он поступил учиться в механический техникум в городе Полтава. Его, как и многих городских сверстников, всегда интересовала авиация и парашютизм. Юношей он поступил в аэроклуб в Полтаве. А в 1939 году был направлен в военное авиационное истребительное училище в городе Чугуев, которое успешно окончил в июне 1940 года. В звании младший лейтенант получил назначение в воинскую часть в город Чирчик под Ташкентом Узбекской ССР, где он был летчиком-инструктором и начал обучать летному мастерству молодых курсантов. Летал на самолетах: У-2, УТ-2, Р-5, ТБ-3, Ил-2.
В ночь на 22 июня 1941 года В. Грубич был дежурным по аэродрому. Тихое небо было таким же большим, как и на родной Полтавщине, и оно отдыхало от дневного южного зноя. Дежурство подходило к концу. На рассвете раздался звонок. Голос командира был тревожным, но спокойным и он приказал усилить бдительность, никого не пускать на аэродром. Объявили боевую тревогу. В полдень весь личный состав воинской части стоял в строю. Военнослужащие слушали командира, и мало кто из них знал, что началась самая страшная за всю историю великой страны война. Прошедшей ночью немецкие самолеты бомбили Киев, Харьков, Минск, другие города Советского Союза. Сухопутные войска и механизированные части Вермахта внезапно перешли государственную границу. Германия вероломно, без объявления войны напала на СССР.
Виктор Грубич с товарищами стоял в одном строю. Чувство необъяснимой тревоги росло, но он был уверен, что Красная Армия быстро справится с врагом. Однако война была долгой и кровопролитной. Многие опытные летчики написали рапорты командованию с просьбой отправить их на фронт. Среди них был и В. Грубич. Но командование решило иначе и считало, что и здесь, в глубоком тылу, нужны классные летчики-инструкторы по подготовке будущих воздушных ассов.
Виктор Грубич попал на фронт только 20 августа 1942 года. Служил в 615-м ночном бомбардировочном авиаполку 213-й дивизии. Через пять дней он вылетел на первое боевое задание: ночью бомбил железнодорожную станцию Юхнов, где скопилось много боевой техники фашистов. Первый вылет был удачным.
Наша ночная авиация сработала в ту войну прекрасно. Немцы ничего не могли поделать с отчаянными русскими летчиками, которые постоянно бомбили железнодорожные узлы, мосты и склады, регулярно летали в тыл к партизанам, доставляли диверсантов, разведчиков, радистов, производили авиаразведку и фотографирование местности. Бесценные сведения о дислокации противника лётчики доставляли в штаб фронта.
Виктор Грубич летал на самолетах Р-5, Як-9, Ил-2, По-2. По мнению ветерана войны, лучшими отечественными самолетами были истребитель Як-9, отличавшийся хорошей маневренностью и высокой скоростью (500 км/ч), высотой полета до 6–7 тысяч метров, минимальной высотой полета до 50 метров, имевший на вооружении 37-миллиметровую пушку, а также штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Пе-2.
На рассвете 19 сентября 1942 года, получив спецзадание, Виктор Грубич поднял в небо самолет Р-5 над деревней Хатенки. В люльках под крыльями самолета разместились шесть человек, которых нужно было доставить в деревню Черная Грязь, в 7 км от Москвы. Задание хоть и ответственное, но не сложное. Полет проходил нормально. Вдруг самолет потерял управление и с пятидесятиметровой высоты рухнул на землю. Пилот ударился головой о штурвал, потерял сознание. Штурман вылетел из кабины, отделался легкими ушибами. Вскоре Виктор Грубич пришел в себя, вылез из кабины и вместе со штурманом осмотрел покореженный самолет. В люльках, под крыльями, они увидели раненых и погибших. Вскоре приехала машина, и всех отвезли в медсанчасть. Началось разбирательство. Вел допросы начальник особого отдела, человек без эмоций. Дело было серьезным – потеряли прекрасных специалистов, нужных фронту. Было очень тревожно. После осмотра самолета выяснилось, что летчик в данной аварии не повинен. Осколком был перебит трос руля высоты...
Подлечившись, Виктор Алексеевич Грубич и его верный штурман Тарусов Михаил Михайлович вновь занялись боевой работой. Подобных и более серьезных случаев было в жизни экипажа много, о чем сам ветеран при жизни говорил скупо, как и о своих боевых наградах.
Ветеран был награждён в годы войны медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Капитан В.А. Грубич награжден также двумя орденами Отечественной войны I степени и орденом Мужества, о котором речь пойдет позже.
Война с захватчиками продолжалась. Красная Армия одержала несколько стратегически важных побед под Москвой, Сталинградом, Курском... Но, сознается Виктор Грубич, впервые он почувствовал, что Германия проиграет войну лишь в 1944 году, когда были освобождены Украина и Белоруссия. Вот некоторые записи из его воспоминаний.
Два самолета Як-9Д в подарок тружеников тыла фронту назвали «За Ивана Земнухова». На боевое задание командование нашу пару посылало редко. Выполняли полеты в Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии, на разведку в сопровождении Пе-2. Последнюю на Як-9Д выполнили боевую разведку в Восточной Пруссии с фотографированием Афа-3С Инстенбурга на высоте 5 000 метров, нас преследовали немецкие истребители, в бой они не вступили. Мы шли по заданному маршруту, точнее – вели разведку и фотосъемку ж/д-станции и крупных объектов. Нас сильно обстреляла зенитная артиллерия – ясное небо было усыпано сотнями разрывов, все было в белых шапках разрывов. Самолеты содрогались, огонь был прицельным по высоте и направлению. Последняя серия разрывов всполохнула точно у винта, но, к счастью, нас осколки не поранили. Сфотографировали г.Инстенбург, резко спикировали, изменили высоту и, сманеврировав, вышли из-под огня зениток.
Фашисткие истребители вновь появились попарно на высоте выше нас и мы ждали их атаки. Очень хотелось их атаковать, но позиция наша была в невыгодном положении, да и в бой нам разведчикам не полагалось вступать. У нас на борту уже были заснятые данные о противнике и мы с хорошим настроением возвращались на свой аэродром. И вот, спустя 2 минуты, мы увидели на встречных курсах пару истребителей. Не мог определить - немецкие или наши на одной высоте с нами. Пальцы на гашетке, готов дать очередь, идем в лобовую атаку - не сворачивают. Мелькнула мысль – может наши! Огонь не открыл, но не сворачиваю. Встречный ведущий качнул крылом, мгновение …и мы разминулись по правилу уличного движения. Осмыслил только тогда, когда увидел кресты ведомого фрица. И так, по мирному, прошла эта наша встреча. Могло случиться иначе, трагично.
В том же году военные дороги привели Виктора Грубича в Прибалтику. Здесь, на аэродроме в Алитусе, он впервые встретился с французскими летчиками из знаменитой эскадрильи «Нормандия–Неман». Веселые французы угостили русского летчика сигаретами, перекурили, при этом объяснялись жестами, но все отлично понимали друг друга. Еще лучше они понимали друг друга в небе. Французские летчики прикрывали самолет Грубича, когда русский ас проводил фотографирование немецких войск, с упорными боями отступавших из Восточной Пруссии. За годы войны В.А. Грубич сделал 290 боевых вылетов, совершил 9 посадок в тылу противника, освоил 23 типа самолетов, был контужен.
Когда он служил в Прибалтике, его машину подбили над Балтийским морем и самолет пришлось сажать на воду. Виктор выбрался из самолета, встал на плоскости и дожидался помощи. С обеих сторон началась стрельба. Но наши во время разобрались, прекратили стрелять и подоспели на катере.
Здесь же, в Прибалтике, неподалеку от Кенигсберга, где в составе 10-го отдельного разведывательного Московско-Кенигсбергского авиационного полка служил Виктор Грубич, русские и французские летчики в светлый день 9 мая 1945 года услышали по радио радостное известие об окончании Великой Отечественной войны.
Это было всеобщее великое торжество. Хоть и ждали наши воины этой минуты со дня на день, но радовались долгожданной Победе, как дети: обнимались, кричали «Ура!», палили в воздух из пистолетов и автоматов, пели песни, не спали всю ночь, пили за Победу.
И, конечно, вспоминали павших верных боевых друзей: Дубинина Григория, Михеева Григория, Исиченко Ивана, Родина, Смолина, Демина Владимира, Зубкова, Безуменко, Анчутина Павла и многих других советских летчиков, не доживших до этого светлого дня. Все они погибли как герои за свободу Родины!
После окончания Великой Отечественной войны Виктор Алексеевич Грубич продолжал службу в разных точках Советского Союза, выполнял спецзадания, о которых долгое время говорить запрещалось. В 1949 году он вступил в ряды КПСС и проводил политзанятия с прибывшими молодыми офицерами. Боевой летчик всегда был скромен в своих послевоенных воспоминаниях. Он просто говорил, что много летал и в небе всякое бывало.
Был командировках в Семипалатинске, на архипелаге Земля Франца-Иосифа, на островах Шпицберген, Новая Земля. Участвовал в испытаниях первой термоядерной водородной бомбы и измерении уровня радиации в воздушном пространстве.
Так описывал Виктор Алексеевич свою работу во время испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне с 1955 по 1956 гг. После взрыва из точки «М» вылетали на место взрыва для замера уровня радиации на местности и воздухе в составе экипажа, командир звена – Смирнов И.Я. Перевозили в свинцовых контейнерах грузы с высокой степенью радиации. За давностью времени сложно описать подробно всю выполняемую экипажем работу.
Однажды он проговорился - «Да, Белку и Стрелку я нашел, получил за это 200 рублей. Хорошие по тем временам были деньги. Выполнял и другие спецзадания. Не раз летал на ракетные полигоны страны…».
За эту важную работу Виктора Алексеевича Грубича наградили в 2001 году Орденом Мужества.

Награды

Файлы

Письма

1944года

1944года

Фотографии

После войны

После окончания Великой Отечественной войны Виктор Алексеевич Грубич продолжал службу в разных точках Советского Союза, выполнял спецзадания, о которых долгое время говорить запрещалось. В 1943 году он вступил в ряды КПСС и проводил политзанятия с прибывшими молодыми офицерами. Боевой летчик всегда был скромен в своих послевоенных воспоминаниях. Он просто говорил, что много летал и в небе всякое бывало.

Был в командировках в Семипалатинске, на архипелаге Земля Франца-Иосифа, на островах Шпицберген, Новая Земля. Участвовал в испытаниях первой термоядерной водородной бомбы и измерении уровня радиации в воздушном пространстве. 

Вот как описывал Виктор Алексеевич свою работу во время испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне с 1955 по 1956 годы: «После взрыва из точки «М» вылетали на место взрыва для замера уровня радиации на местности и воздухе в составе экипажа, командир звена – Смирнов И.Я. Перевозили в свинцовых контейнерах грузы с высокой степенью радиации. За давностью времени сложно описать подробно всю выполняемую экипажем работу».

Однажды он проговорился - «Да, Белку и Стрелку я нашел, получил за это 200 рублей. Хорошие по тем временам были деньги. Выполнял и другие спецзадания. Не раз летал на ракетные полигоны страны…».

За эту важную работу Виктора Алексеевича Грубича  наградили в 2001 году Орденом Мужества.

В 1958 году Виктор Алексеевич демобилизовался из рядов Советской Армии, но еще тридцать лет работал в НИИЭРАТ (г. Люберцы Московской обл.), где занимался вопросами эксплуатации и ремонта авиатехники.

Грубич В.А умер в 2003 году, был похоронен на Ново-Люберецком кладбище Московской области.

29.03.2018

Сын, Грубич Владимир Викторович, тел.+79104121433, e-mail: vgroubich@yandex.ru

Мой отец был замечательный человек. С детства помню, как мы жили в городе Речица Гомельской обл. в самом центре городка на высоком берегу реки Днепр. Заслышав звук приближающегося самолета, все смотрели вверх и говорили о прилете моего отца - ждали подарков, которые он сбрасывал с самолета. Чаще всего он радовал детвору конфетами. Самолет снижался, делал разворот и, покачивая крыльями, удалялся к аэродрому.

Запомнился он мне тогда своим своеобразным запахом от его кожаной летной куртки, который не сравнишь ни с каким другим. Было мне в то время около 5 лет. Потом мы, мой младший брат Саша, моя мама и я, переехали в  г.Люберцы Московской области в связи со службой отца.

После окончания Великой Отечественной войны Виктор Алексеевич Грубич продолжал службу в разных точках Советского Союза, выполнял спецзадания, о которых долгое время говорить запрещалось. В 1943 году он вступил в ряды КПСС и проводил политзанятия с прибывшими молодыми офицерами. Боевой летчик всегда был скромен в своих послевоенных воспоминаниях. Он просто говорил, что много летал и в небе всякое бывало.

Был в командировках в Семипалатинске, на архипелаге Земля Франца-Иосифа, на островах Шпицберген, Новая Земля. Участвовал в испытаниях первой термоядерной водородной бомбы и измерении уровня радиации в воздушном пространстве. 

Вот как описывал Виктор Алексеевич свою работу во время испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне с 1955 по 1956 годы: «После взрыва из точки «М» вылетали на место взрыва для замера уровня радиации на местности и воздухе в составе экипажа, командир звена – Смирнов И.Я. Перевозили в свинцовых контейнерах грузы с высокой степенью радиации. За давностью времени сложно описать подробно всю выполняемую экипажем работу».

Однажды он проговорился - «Да, Белку и Стрелку я нашел, получил за это 200 рублей. Хорошие по тем временам были деньги. Выполнял и другие спецзадания. Не раз летал на ракетные полигоны страны…».

За эту важную работу Виктора Алексеевича Грубича  наградили в 2001 году Орденом Мужества.

В 1958 году Виктор Алексеевич демобилизовался из рядов Советской Армии, но еще тридцать лет работал в НИИЭРАТ (г. Люберцы Московской обл.), где занимался вопросами эксплуатации и ремонта авиатехники.

Грубич В.А умер в 2003 году, был похоронен на Ново-Люберецком кладбище Московской области.

29.03.2018

Сын, Грубич Владимир Викторович, тел.+79104121433, e-mail: vgroubich@yandex.ru

Мой отец был замечательный человек. С детства помню, как мы жили в городе Речица Гомельской обл. в самом центре городка на высоком берегу реки Днепр. Заслышав звук приближающегося самолета, все смотрели вверх и говорили о прилете моего отца - ждали подарков, которые он сбрасывал с самолета. Чаще всего он радовал детвору конфетами. Самолет снижался, делал разворот и, покачивая крыльями, удалялся к аэродрому.

Запомнился он мне тогда своим своеобразным запахом от его кожаной летной куртки, который не сравнишь ни с каким другим. Было мне в то время около 5 лет. Потом мы, мой младший брат Саша, моя мама и я, переехали в  г.Люберцы Московской области в связи со службой отца.

Семья солдата

Владимир
Грубич Владимир Викторович

Сын Грубича Виктора Алексеевича. vgroubich@yandex.ru +7 910 4121433

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: