Груздев Иван Васильевич
Груздев
Иван
Васильевич
старшина 2-й статьи / Машинист - турбинист
12.10.1923 - 2001

История солдата

Мой дедушка Иван родился 12 октября 1923 года в деревне Маркуша. Рано познал тяжелый крестьянский труд, поработал и в колхозе, и в артели "Лесоруб" учеником столяра, одно время учась в 5 классе вечерней школы. К труду был привычный, мечтал стать моряком, как и многие мальчишки той поры и мечта сбылась. в 1942 году его призвали в ряды РККА. Ему предстояло служить в самом молодом флоте страны - Северном. Этот флот был организован для того, чтобы защищать наши Северные рубежи, а во время войны ему было поручено сопровождать и охронять караваны судов, которые везли к нам помощь из Америки.

Прибыв в Архангельск, мой дедушка, прошел комиссию, и получил направление в Соловецкий учебный отряд, где в течении 6 месецев осваивал специальность машиниста - турбиниста. Закончив курс обучения, был направлен служить на эсминец "Карл Либкнехт". В его задачу всместе с другими членами отделения входило - подготовить эсминец к походу, обеспечить ход машины, содержать машину всегда в боевой готовности. По рассказам дедушки

"Служба в морфлоте тяжолая" Вахта продолжается 4 часа, ответственность высокая, температура в машинном отделении достигает 30 и более градусов. Случалась и морская болезнь, если от высокой температуры спасал вентилятор, который работал все время, то от морской болезни было одно спасение - не принимать пищу при заступлении на вахту. В период между вахтами матросы выполняли все работы, положеные по Уставу.

За 2-3 часа до похода поступила команда: "Подготовить машину к походу". По команде "Боевая тревога" эскадра выступила на встречу каравану торговых кораблей. Во главе эскадры, как правило был сам командующий Северным флотом адмирал Головко, а в его отсутствие - начальник штаба. Эскадра шла примерно 2 суток полным ходом со скоростью 45-47 км/ч. В определенном месте встретили караван судов и взяли под охрану и конвоирование. Обратный путь с караваном судов продожался не мение 4 суток. Во время движения усилено шло наблюдение за морем, т.к. очень конвой подвергался нападению, главным образом, подводными лодками, которые подкарауливали караван у берегов Норвегии. Самолетов и подводных у немцев в этом районе было очень мало. Немецкие подводные лодки наносили торпедные удары главным образом по торговым судам. Несколько раз эсминец подвергался торпедным атакам, но всегда торпеда проходила рядом, благодаря высокой маневренности эсминца и опыту командира корабля. Во время всей службы корабль не потерял ни одного человека. Во флоте очень крепки дружба и взаимовыручка, ибо от умения, ноходчивости, выучки каждого матроса, старшины и офицеров зависит судьба всего экипажа. "Не случайно я прослужил 5 с половиной лет на одном корабле, т.к. хорошо знал свою машину и она ни разу не подводила" - рассказывал дедушка.

21 апреля 1945 года во время конваирования каравана акустики обнаружили обнаружили подводную лодку противника, эсминец глубинными бомбами повредил лодку и заставил ее всплыть, завершили уничтожение лодки артеллеристы эсминца "Карл Либкнехт", за что его капитан I ранга Сторицын получил орденбоевого Красного Знамени.

Закончилась война, но дедушке пришлось еще три года служить на корабле, готовя себе замену, машинистов-турбинистов. За это время дважды побывал дома, заслужив отпуск. Демобилизовался старшина 2-ой статьи в марте 1948 года. Вернулся на Родину с наградами: медалью "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг." , орденом Отечественной войны II степени и медалью Ушакова.

Начал работать в колхозе, а вскоре направили на учебу в г. Горбатов, где получил специальность электромеханика. После курсов работал на Гореловской электростанции, а в 1956 году поступил работать на Ветлужскую городскую электростанцию электриком. После закрытия электростанции работал слесарем на хлебозаводе, а последние годы, перед выходом на пенсию, 15 лет - на комбинате бытового обслуживания тоже слесарем. Возглавлял профсоюзный комитет, дважды избирался членом областного комитета работнико комунального и бытового обслуживания населения. За хоршую работу дедушке было объявлено 8 благодарностей и около десятка Похвальных писем.

В личной жизни, мой дедушка был счастлив! Верной спутницей была ему жена Лидия Николаевна, с которой воспитали троих детей, которые получили хорошее образование.

Твой внук, Груздев Иван Александрович. Я горжусь тем, что я Груздев и тем что у меня такая замечательная история семьи!

Груздев Иван Васильевич 
Мой папа, Груздев Иван Васильевич, был самым лучшим папой на свете. Несмотря на присущую ему сдержанность в выражении чувств, я всегда знала, что он любит нас с братом и сестрой, болеет и переживает за нас. В семье не было принято «сюсюканье», при этом мы ощущали заботу и интерес к нашей жизни. Как будто за спиной была стена. Надежная. Крепкая. Теплая. 
Мне вспоминается случай, который произошел со мной классе в 5 или 6. Летом я была в пионерлагере, в 12 км от Ветлуги – города, где мы жили. В воскресный - родительский день ко мне не приехал никто. Не было возможности. Передали гостинцы с родителями подружки, довольно много всяких вкусностей. Там же была записка с извинениями. Я сделала вид, что обрадовалась посылке, но мама подружки, тетя Тоня, поняла, что я расстроилась. Выдал дрожащий подбородок. И она рассказала маме и папе, что я чуть не плакала. 
И на следующий день, вечером ко мне приехал папа. На велосипеде! После работы! 12 км в одну сторону! Мы с ним поговорили немного, он ни слова не сказал про мои слезы, ничем не упрекнул. Просто постояли, как будто он мимо проезжал, и я убежала на танцы, а он поехал домой. 
Настроение у меня в тот вечер было отличное, и я была самой счастливой. 
Оценить в полной мере то, что он сделал для меня тогда, и что это ему стоило, я смогла только со временем, когда сама стала взрослой. 
Светлая память и вечная благодарность моему папе, Груздеву Ивану Васильевичу. 
Дочь Галинка.


 

Регион Нижегородская область
Воинское звание старшина 2-й статьи
Населенный пункт: Дзержинск
Воинская специальность Машинист - турбинист
Место рождения Нижегородская обл. д. Маркуша
Годы службы с 1942 по март 1948г
Дата рождения 12.10.1923
Дата смерти 2001

Боевой путь

Заложен эсминец 28 июня 1913 года в Санкт-Петербурге, спущен 23 октября 1915 года. После спуска на воду был законсервирован и сдан в Кронштадтский порт на хранение. Вступил в строй 3 августа 1928 года и вошел в состав Морских сил Балтийского флота.

26 июля 1933 года убыл по Беломоро-Балтийскому каналу на Север в Мурманск и 21 сентября 1933 года вошёл в состав Северного флота. Участвовал в Советско-Финской войне, обстреливал укрепления противника на полуостровах Рыбачий и Средний в декабре 1939 года.

22 июня 1941 года встретил под командованием старшего лейтенанта П.М.Гончара, находясь в капитальном ремонте на заводе № 402 в Молотовске (Северодвинск). Ремонт затянулся, и эсминец принял участие в боевых действиях только с ноября 1944 года. Занимался эскортированием внешних и внутренних конвоев.

22 апреля 1945 года в ходе охранении арктического конвоя «ПК-9» в 6 часов 18 минут акустики эсминца «Карл Либкнехт» (командир капитан-лейтенант К.Д. Старицын) обнаружили подводную лодку, проникшую внутрь конвоя. Эсминец атаковал ее пятью сериями глубинных бомб, после чего занял свое место в ордере, а подводную лодку стали преследовать эсминец «Дерзкий» и охотник «БО-131». Они сбрасывали глубинные бомбы, пока конвой не миновал опасный район.

В 8 часов 23 минуты «Карл Либкнехт» опять вступил в гидроакустический контакт с вражеской подводной лодкой и сбросил в предполагаемый район ее нахождения 4 серии глубинных бомб. После этого лодку бомбил «БО-225». По появившимся на поверхности воды воздушным пузырям можно предположить, что лодка получила повреждения и уже не представляла угрозы охраняемым транспортам.

В 8 часов 41 минуту другой лодке «волчьей стаи» удалось одной торпедой подорвать транспорт, но судно осталось на плаву. Через несколько минут последовал еще один взрыв торпеды. На этот раз получил повреждения другой транспорт. За 2 часа, которые пришлось затратить, чтобы взять поврежденные суда на буксир, акустики кораблей охранения трижды вступали в контакт с подводными лодками. Во время одного из них, в 9 часов 06 минут, «Карл Либкнехт» сбросил на лодку оставшиеся глубинные бомбы. Через несколько минут в 50 метрах от борта эскадренного миноносца на поверхность моря всплыла подводная лодка противника с сильно поднятой кормой. У лодки была разбита рубка, погнуты перископы и оборваны антенны. Комендоры эсминца открыли по лодке артиллерийско-пулеметный огонь. Оставляя на поверхности моря большое масляное пятно, вражеская лодка ушла под воду (предположительно была потоплена подводная лодка ВМС Германии «U-286», но на победу над ней претендуют и англичане которые 29 апреля 1945 года примерно в том же районе потопили подводную лодку).

В 1954 г. использовался как опытный корабль для определения степени разрушений от подводных ядерных взрывов у островов Новая Земля, был поврежден, но остался на плаву.

3 июня 1956 года исключен из состава ВМФ СССР. Корпус с надстройками использован как плавпричал в устье реки Черная (Новая Земля).

Фотографии

Однополчане

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: