Гуляев Иван Дмитриевич
Гуляев
Иван
Дмитриевич
майор

История солдата

- Гуляев Иван Дмитриевич   (25.05.1915 -  05.11.1953).  Родился в с. Усяты Прокопьевского р-на Кемеровской обл. в бедной крестьянской семье. Русский. Рос коренастым, широкоплечим и круглолицым юношей среднего роста

       

Мой папа был опытным военным летчиком 1-го класса. Прошел всю войну, а погиб в 1953 году в возрасте 38 лет при исполнении служебных обязанностей, как оказалось, на неисправном самолете.

        

По воспоминаниям, папа рос трудолюбивым человеком, рано познав и крестьянский, и шахтерский труд. Как многие сверстники, в юности увлекся авиацией, стал учиться летать в аэроклубе ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту), и впоследствии стал опытным летчиком-инструктором, а затем  – летчиком 1-го класса.

         

Именно поэтому, когда началась Великая Отечественная война, его сразу не отпустили на фронт, поскольку в тылу были нужны авиаспециалисты, способные быстро учить летать и воевать.

Зимой во время гололеда при посадке его самолет (перегонял его из тыла на фронт) юзом задел другой самолет и повредил его, за что в наказание он был отправлен на передовую в штрафбат. Воевал в 3 месяца на переднем краю в пехоте, был ранен в бою и отправлен в госпиталь.

        

После госпиталя его, как опытного летчика, немедленно забрали в 132-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который был первым в ВВС укомплектован новыми самолетами ТУ-2. 

        

132-й бомбардировочный авиационный полк действовал на Юго-Западном фронте. Несмотря на то, что полк летал днем и без надежного прикрытия, немецким истребителям не удалось сбить ни одного Ту-2. В середине 1944 г. полк приступил к бомбёжке передовых позиций войск противника на Карельском перешейке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1944 года за прорыв сильно укреплённой обороны противника по реке Западная Двина юго-восточнее города Рига, 132 бомбаридировочный авиационный полк  был награждён орденом Кутузова 3 степени. За успешную бомбардировку укреплений немцев в районе Розенберг и Браунсберг при ликвидации отрезанной группировки немцев юго-западнее Кенингсберга Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 года, полк был награждён орденом Александра Невского.

За успешную работу при выполнении приказов Верховного Главнокомандующего и Командующего 1-м Белорусским фронтом по взятию столицы фашистской Германии города Берлина приказом от 11 июня 1945 года полк получил почётное наименование "Берлинский". Полк должен был участвовать в Параде Победы, но из-за метеоусловий полет был отменен. Сразу же после парада полк был передислоцирован на Восток для завершения войны с Японией.

       

В успешных действиях  на фронтах Великой отечественной войны 132-го бомбардировочного авиационного полка есть героический вклад и моего папы.

       

В наградных документах значится: «Участвовал в боевых действиях на Ленинградском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Совершил 60 успешных боевых вылетов, а также водил авиационное звено, которое совершило 112 боевых вылетов, выполняя ряд ответственных заданий по бомбардировке важных объектов, железнодорожных узлов, опорных пунктов противника (ж.д. узел г. Минск, ж.д. узел Амаляй, ж.д. г. Митава, ж.д. ст. Мажейкай, в м. Болдоне, в Валкиоярви, в г. Хайлигенбайль, портах г. Розенберг, Пилау,  Данциг).

За участие в массированном налете по уничтожению живой силы и техники противника в г. Хайлигенбайль  состав звена имел благодарность от Верховного Главнокомандующего тов. Сталина».

     

За доблесть и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы войны и за высокие показатели в боевой подготовке в мирное время Гуляев Иван Дмитриевич был награжден:

орденом Красного Знамени,

орденом Отечественной войны 1-й степени,

орденом Отечественной войны 2-й степени,

орденом Красной Звезды,

медалью «За боевые заслуги», медалями «За победу над Германией», « За победу над Японией», «30 лет Советской армии и флоту», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».

         

После войны папа продолжил военную службу, кочуя по всему Советскому Союзу (несколько регионов России, Белоруссия, Украина, Эстония).  В последний период жизни  был  командиром эскадрильи 454 бомбардировочного авиаполка 74 бомбардировочной авиационной дивизии в звании майор. 

Любил летать, поэтому остался на сверхсрочной службе (в шутку говорил моей маме: «Еще годок полетаю, старая, и тогда демобилизуюсь»).

          

Папа погиб при исполнении служебных обязанностей в ночном полете в ночь с 4-го на 5-е ноября 1953 г. в 30 км севернее Тарту.  Этот полет был «сверхплановый» в честь годовщины Октябрьской революции, поэтому потребовался доброволец. Папа вызвался выполнить это задание, но лететь пришлось на чужом самолете (свой был в ремонте).  

Самолет был не лучший: срочно собранная копия четырехмоторной летающей крепости ТУ-4 – первый в стране носитель ядерного оружия. 

Выполнив задание, папа пошел на посадку, но из-за занятости посадочной полосы, его отправили на второй круг. После разворота на малой высоте на 2-м круге отказал сначала один двигатель, затем – второй, самолет стал терять высоту. Последними словами командира (по свидетельству оставшихся в живых после катастрофы членов экипажа) были: «Спокойно, сядем!». Из 11-ти членов экипажа погибло семеро находившихся в носовой части бомбардировщика, четверо, находившихся в хвосте, который отвалился при ударе о сосны, остались живы и, можно сказать, «отделались царапинами»… 

       

Похоронен папа на кладбище Раади в Тарту, где находится мемориал в память о нем и 4-х других погибших членах его экипажа.

Вечная память.  В моем сердце папа всегда со мной. Люблю и горжусь.

 

Из воспоминаний друзей и близких:

1. Основные черты характера: честен, прям, аккуратен во всем (на службе и в быту). В лучшем смысле провозглашавшихся тогда идеалов – «был настоящим коммунистом». По натуре слыл балагуром, душой компании, умел веселиться. Играл на гармони, баяне, пел, хорошо танцевал. Не курил, не употреблял спиртное, обладал хорошим здоровьем (в Сочи в отпуске плавал в шторм).

2. По рассказам штурмана Абашина, они с командиром Иваном слыли на фронте – в отличие от большинства своих соратников – людьми степенными и бывалыми, хотя обоим не было еще и 30-ти!

3. В октябре 1944 г. при боевом вылете в районе г. Риги Ивану удалось целым и невредимым посадить самолет с полной бомбовой нагрузкой (после отказа всех типов бомбосбрасывателей во время боевого задания) – до этого такие посадки заканчивались трагически…

Во время этого полета ему удалось после глубокого пикирования вытянуть машину на нужную высоту из безнадежного, как говорил однополчанин Виктор Терещенко, положения, умело воспользовавшись руслом небольшой реки, протекавшей поблизости, «приземлившись» на воду.

4. При перелете после победы над фашистами на Дальний Восток - для продолжения боевых действий против Японии, 132-й полк пролетал над Омском, где тогда жила жена Раиса с 2-х летней старшей дочерью. Он позволил себе «слихачить»: отклонился от курса и сделал несколько кругов над домом жены, покачивая крыльями (Раиса тогда догадалась, что это были «воздушные приветы» от мужа). Впоследствии за эти «приветы» летчик И. Гуляев получил от начальства соответствующее взыскание.

5. Рассказывал однополчанин полковник Виктор Терещенко: при перелете на войну с Японией несколько самолетов совершили вынужденную посадку из-за того, что топливо было на нуле. Выставленное охранение вдруг  докладывает, что на них движется японская сухопутная дивизия. Наши летчики и в этой ситуации не растерялись: выслали парламентариев, которые на фоне запущенных моторов самолетов потребовали у японцев сложить оружие, иначе тяжелые бомбардировщики поднимаются в небо  - и от дивизии не останется и живого места. Деморализованные к тому времени японцы поверили – и сдались.

Гуляев Иван Дмитриевич   (25.05.1915 -  05.11.1953)

 

       

Родился в с. Усяты Прокопьевского р-на Кемеровской обл. в бедной крестьянской семье. Русский. Рос коренастым, широкоплечим и круглолицым юношей среднего роста

       

Мой папа был опытным военным летчиком 1-го класса. Прошел всю войну, а погиб в 1953 году в возрасте 38 лет при исполнении служебных обязанностей, как оказалось, на неисправном самолете.

        

По воспоминаниям, папа рос трудолюбивым человеком, рано познав и крестьянский, и шахтерский труд.  Как многие сверстники, в юности увлекся авиацией, стал учиться летать в аэроклубе тогдашнего ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту), и впоследствии стал опытным летчиком-инструктором, а затем  – летчиком 1-го класса.

          Именно поэтому, когда началась Великая Отечественная война, его сразу не отпустили на фронт, поскольку в тылу были нужны авиаспециалисты, способные быстро учить летать и воевать.

Зимой во время гололеда при посадке его самолет (перегонял его из тыла на фронт) юзом задел другой самолет и повредил его, за что в наказание он был отправлен на передовую в штрафбат. Воевал в 3 месяца на переднем краю в пехоте, был ранен в бою и отправлен в госпиталь.

        

После госпиталя его, как опытного летчика, немедленно забрали в 132-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, который был первым в ВВС укомплектован новыми самолетами ТУ-2. 

        

132-й бомбардировочный авиационный полк действовал на Юго-Западном фронте. Несмотря на то, что полк летал днем и без прикрытия, немецким истребителям не удалось сбить ни одного Ту-2. В середине 1944 г. полк приступил к бомбёжке передовых позиций войск противника на Карельском перешейке. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1944 года за прорыв сильно укреплённой обороны противника по реке Западная Двина юго-восточнее города Рига, 132 бомбаридировочный авиационный полк  был награждён орденом Кутузова 3 степени. За успешную бомбардировку укреплений немцев в районе Розенберг и Браунсберг при ликвидации отрезанной группировки немцев юго-западнее Кенингсберга Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 года, полк был награждён орденом Александра Невского. За успешную работу при выполнении приказов Верховного Главнокомандующего и Командующего 1м Белорусским фронтом по взятию столицы фашистской Германии города Берлина приказом от 11 июня 1945 года полк получил почётное наименование "Берлинский". Полк должен был участвовать в Параде Победы, но из-за метеоусловий полет был отменен. Сразу же после парада полк был передислоцирован на Восток для завершения войны с Японией.

        В успешных действиях  на фронтах Великой отечественной войны 132-го бомбардировочного авиационного полка есть героический вклад и моего папы.

        В наградных документах значится: «Участвовал в боевых действиях на Ленинградском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Совершил 60 успешных боевых вылетов, а также водил авиационное звено, которое совершило 112 боевых вылетов, выполняя ряд ответственных заданий по бомбардировке важных объектов, железнодорожных узлов, опорных пунктов противника (ж.д. узел г.Минск, ж.д. узел Амаляй, ж.д. г. Митава, ж.д. ст. Мажейкай, в м. Болдоне, в Валкиоярви, в г.Хайлигенбайль, портах г.Розенберг,  Пилау,  Данцинг). За участие в массированном налете по уничтожению живой силы и техники противника в г.Хайлигенбайль  состав звена имел благодарность от Верховного Главнокомандующего тов. Сталина».

      За доблесть и мужество в боях с немецко-фашистскими захватчиками в годы войны и за высокие показатели в боевой подготовке в мирное время Гуляев Иван Дмитриевич был награжден:

орденом Красного Знамени,

орденом Отечественной войны 1-й степени,

орденом Отечественной войны 2-й степени,

орденом Красной Звезды,

медалью «За боевые заслуги», медалями «За победу над Германией», « За победу над Японией», «30 лет Советской армии и флоту», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».

          После войны папа продолжил военную службу, кочуя по всему Советскому Союзу (несколько регионов России, Белоруссия, Украина, Эстония).  В последний период жизни  был  командиром эскадрильи 454 бомбардировочного авиаполка 74 бомбардировочной авиационной дивизии в звании майор. 

Любил летать, поэтому остался на сверхсрочной службе (в шутку говорил моей маме: «Еще годок полетаю, старая, и тогда демобилизуюсь»).

           Папа погиб при исполнении служебных обязанностей в ночном полете в ночь с 4-го на 5-е ноября 1953г. в 30 км севернее Тарту.  Этот полет был «сверхплановый» в честь годовщины Октябрьской революции, поэтому потребовался доброволец. Папа вызвался выполнить это задание, но лететь пришлось на чужом самолете (свой был в ремонте).  

Самолет был не лучшей конструкции: срочно созданная четырехмоторная летающая крепость ТУ-4 – первый в стране носитель ядерного оружия. 

Выполнив задание, папа пошел на посадку, но из-за занятости посадочной полосы, его отправили на второй круг. После разворота на малой высоте на 2-м круге отказал сначала один двигатель, затем – второй, самолет стал терять высоту. Последними словами командира (по свидетельству оставшихся в живых после катастрофы членов экипажа) были:  «Спокойно, сядем!». Из 11-ти членов экипажа погибло семеро старших по званию, находившихся в носовой части бомбардировщика, четверо, находившихся в хвосте, который отвалился при ударе о сосны, остались живы и, можно сказать, «отделались царапинами»… 

        Похоронен папа на кладбище Раади в Тарту, где находится мемориал в память о нем и 4-х других погибших членах его экипажа.

Вечная память.  В моем сердце папа всегда со мной. Люблю и горжусь.

 

Из воспоминаний друзей и близких:

1. Основные черты характера: честен, прям, аккуратен во всем (на службе и в быту). В лучшем смысле провозглашавшихся тогда идеалов – «был настоящим коммунистом». По натуре слыл балагуром, душой компании, умел веселиться. Играл на гармони, баяне, пел, хорошо танцевал. Не курил, не употреблял спиртное, обладал хорошим здоровьем (в Сочи в отпуске плавал в шторм).

2. По рассказам штурмана Абашина, они с командиром Иваном слыли на фронте – в отличие от большинства своих соратников – людьми степенными и бывалыми, хотя обоим не было еще и 30-ти!

3. В октябре 1944 г. при боевом вылете в районе г. Риги Ивану удалось целым и невредимым посадить самолет с полной бомбовой нагрузкой (после отказа всех типов бомбосбрасывателей во время боевого задания) – до этого такие посадки заканчивались трагически… Во время этого полета ему удалось после глубокого пикирования вытянуть машину на нужную высоту из безнадежного, как говорил однополчанин Виктор Терещенко, положения, умело воспользовавшись руслом небольшой реки, протекавшей поблизости, «приземлившись» на воду.

4. При перелете после победы над фашистами на Дальний Восток - для продолжения боевых действий против Японии, 132-й полк пролетал над Омском, где тогда жила жена Раиса с 2-х летней старшей дочерью. Он позволил себе «слихачить»: отклонился от курса и сделал несколько кругов над домом жены, покачивая крыльями (Раиса тогда догадалась, что это были «воздушные приветы» от мужа). Впоследствии за эти «приветы» летчик И. Гуляев получил от начальства соответствующее взыскание.

5. Рассказывал однополчанин полковник Виктор Терещенко: при перелете на войну с Японией несколько самолетов совершили вынужденную посадку из-за того, что топливо было на нуле. Выставленное охранение вдруг  докладывает, что на них движется японская сухопутная дивизия. Наши летчики и в этой ситуации не растерялись: выслали парламентариев, которые на фоне запущенных моторов самолетов потребовали у японцев сложить оружие, иначе тяжелые бомбардировщики поднимаются в небо  - и от дивизии не останется и живого места. Деморализованные к тому времени японцы поверили – и сдались.

Регион Алтайский край
Воинское звание майор
Населенный пункт: Барнаул

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: