Иван
Яковлевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
8 июня 1941 года призвали в армию. Служил около Минска в авиационной части, и 22 июня 1941 года первыми получили боевое крещение.
В авиационной части около Саратова служил до мая 1942 года.
Отсюда, по личному рапорту, отправился на передовую – в 15-ю гвардейскую дивизию, под Харьков. В июне этого же года получил ранение. Госпиталь. И снова на фронт, теперь уже Воронежский. Здесь служил примерно с августа по ноябрь 1942 года, в мотомеханизированной роте диверсионной разведки.
В ноябре 1942 года направили в Саратовское танковое училище, которое окончил в январе 1943 года с первичным офицерским званием мл.лейтенанта. Побывал в Нижнем Тагиле, где должны были формироваться экипажи.
Срочно направили на Ленинградский фронт, где формировался самоходный артиллерийский полк (№ 1433). Служил вначале командиром машины СУ-76.
Вскоре при наступлении их чуть было не отрезали от пехоты. Его экипаж отличился при прорыве, под миномётным и артиллерийским огнем они на буксире вытащили три машины, которые застряли в болоте (ночью).
На следующий день командир полка назначил Ивана Яковлевича Гуреева командиром батареи, несмотря на то, что были ребята со званием и постарше.
25 марта 1944 года при наступлении по Нарвой они с небольшой группой (порядка 500 человек) попали в «мешок». А случилось это так. Была поставлена задача – захватить железную дорогу Нарва – Таллинн. Ждали для совместных действий десант с моря.
Но десант не дошёл, видимо. Они вклинились и попали в ловушку.
Три дня оборонялись до последнего снаряда и патрона, всё ждали помощи от основных сил.
29 марта получили приказ обезвредить технику и выходить с личным оружием ночью.
Обещали помочь артиллерийским и миномётным огнём на месте прорыва. От полка старших командиров не было, да и осталось из 16-ти машин 3.
Вот Иван Яковлевич всё-таки решил под огнем своих и противника прорваться ночью тремя машинами совместно с группой пехотинцев.
Но прорваться не удалось. От прямого попадания его машина загорелась При этом погиб водитель, стрелок-радист, наводчик, а их с батарейным радистом выбросило из машины. (Батарее придавался дополнительный радист с отдельной рацией, хотя в каждой машине она была).
Его здорово контузило, и опомнился он уже в лагере военнопленных с обмороженными ногами.
Итак, первый лагерь – Кохтлоярви – Эстония.
Потом, по мере наступления наших войск, их перевозили – Тапс, Шаулям, а отсюда в Германию в «Шталат» 4Б – местечка Мюльберг.
Это был концентрационный лагерь, где находились почти все нации Европы, Азии и Америки, вплоть до самих немцев. Об условиях содержания не стоит вспоминать. Тут убивали людей не только морально, но и физически разными зверскими путями.
Отсюда, с группой офицеров (VII-44) в 50 человек, отправили в Судетскую область в г. Райхенберг на каменоломни.
5 мая 1945 года, когда наши «Илюши» штурмовали расположенный рядом военный лагерь, Ивану Яковлевичу удалось удрать.
Встретился случайно с девушками – чешками, и они свели его с чешскими партизанами. В эту же ночь, совместно с чехами, освобождал свой лагерь.
Потом, 7-го мая, подошли наши войска.
9 мая праздновали победу, но здесь днем победы надо считать 14-15 мая, т.к. над Прагой продолжались ожесточённые бои с последними бандами гитлеровского СС, которые имели желание прорваться к американцам.
Боевой путь
Воронежский фронт дивизионная разведка (с 08.1942 по 11.1942)
Саратовское танковое училище (с 11.1942 по 01.1943)
Ленинградский фронт артиллерийский полк 1433 (с 01.1943 по 29.03.1944)
попал в плен под Нарвой, бежал (с 29.03.1944 по 5.05.1945)
После войны
При демобилизации предлагали служить в войсках МВД в качестве командира взвода охраны на строительстве железной дороги Абакан – Тайшет. Но я согласия не дал. Меня не интересовала ни какая работа, рвался только домой, быстрее увидеть своих родных и близких.
Таким образом, я снова на Родине, дома. А дома из близких остался единственный старший брат с 1911 года рождения, звать его Яковом. Был младший братишка с 1925 рождения – Федя, погиб на фронте.
До сентября 1949 года работал в своём колхозе, а потом переехал на Север. Приехал лесорубом и работал им до апреля 1950 года. После – нормировщиком – плановиком, а с 1960 года – инженером по техническому нормированию. С января 1972 года работаю старшим инженером по труду и зарплате Ёнского леспромхоза. С 1949 года и по сей день в одном леспромхозе.
Вот так складывалась моя незавидная жизнь. Сейчас бы только жить да радоваться.