Гусаров Фёдор Николаевич
Гусаров
Фёдор
Николаевич
майор / штурман
02.1925 - 09.2002

История солдата

Гусаров Фёдор Николаевич, родился в селе Есаулово Красноярского края в феврале 1925 года. Образование общее: 9 классов. Как и многие советские юноши и девушки активно участвовал в программе ГТО, занимался на стрелковых курсах "Ворошиловский стрелок". Как и многие, рано стал взрослым: работал с юности, помогая семье - Матушке и сестрам; затем учеба и служба в военно-воздушных силах - ВВС РККА, затем в ВВС СССР. В 1942 поступил в Харьковскую авиашколу стрелков-бомбардиров, которая во время войны была эвакуирована из станицы Рогань Харьковской области Укринской ССР в г. Красноярск. В 1944 году присвоена летная специальность штурман. Первое воинское звание: младший лейтенант (1944). Окончил службу в звании майора ВВС СССР. В вооруженных силах - 32 года. 

При получении воинского звания курсанты училища, 19-летние офицеры, давали торжественное обещание (присягу) воина рабочей и крестьянской армии: "Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание воина рабочей и крестьянской армии. Перед лицом трудящихся классов России и всего Мира я обязуюсь носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и, как зеницу ока, охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения. Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского Правительства. Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся. Я обязуюсь по первому зову Рабочего и Крестьянского Правительства выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни. Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, тогда будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона". 

Военную присягу принимали после прохождения одиночного обучения и усвоения Устава внутренней службы, Устава о воинской дисциплине и значения военной присяги, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в войсковую часть.

В училище, Гусаров Федор Николаевич, проходил службу на следующих типах самолетов: По-2 (У-2) (многоцелевой биплан, созданный ОКБ Н.Н. Поликарповым; выпускался с 1928 по 1954 гг.), Р-5 (биплан, созданный ОКБ Поликарповым; выпускался с 1930 по 1941 гг.), Ли-2 (военно-транспортный самолет на базе американского С-47 "Дуглас"; выпускался с 1939 по 1953 гг.), Ил-4 (ДБ-3Ф) (дальний бомбардировщик, разработан ОКБ-240 С.В. Илюшина; выпускался с 1939 по 1945 гг.), Б-25 «Митчелл» (американский бомбардировщик среднего радиуса действия, поставлявшийся с 1942 в СССР по программе Ленд-Лиза; выпускался с 1940 по 1959 гг.), Ту-4 (стратегический бомбардировщик, разработанный ОКБ А.Н. Туполева, копия американского бомбардировщика В-29; выпускался с 1947 по 1952 гг.). Общее количество полетов за время службы: 768 (790 часов 54 мин.). Основная машина: с 1944 по 1949 - Ил-4 и Ли-2. По мнению летчиков Ил-4 имел массу недостатков и постоянно дорабатывался. С 1947 года Ил-4 списывается из воздушных сил. С 1950 проходил службу на Б-25.

На самолетах По-2 (У-2) и Р-5 в авиашколе осуществлялось обучение курсантов ведению визуальной ориентации и осмотрительности, самолётовождению по компасу, стрельбе по наземным и воздуш­ным целям, бомбометанию, плановой маршрутной и площадной аэрофотосъёмке, ра­диосвязи в телеграфном режиме, ведению разведки погоды. Обучение бомбометанию велось с высот 1000-3000 м. и с бреющего полёта с высоты 25 метров. По профилю штурманов изучались воздушная навигация, радио- и астронавигация, бомбометание днём в слож­ных метеоусловиях и ночью по неосвещённым целям, воздушная стрельба из бортового оружия, как в дневных, так и в ночных условиях.

Фёдор Николаевич, как молодой специалист, принимал участие в освоении и изучении американских самолетов во время их перегона по воздушной трассе Алсиб (Аляска -Сибирь, Красноярск - Уэлькаль), поставляемых в СССР в порядке союзнической помощи по программе Ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске, где самолеты принимали советские представители. Далее самолеты брали курс на Красноярск. В Красноярск американские самолеты перегонял 5-ый перегоночный авиаполк (трасса Киренск -  Красноярск). Через Красноярск на фронт по трассе Алсиб с октября 1942 года по октябрь 1945 года прошли 7908 самолетов.

Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, Первого и Второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота для обеспечения боевых действий против Японской империи. В связи с приближением окончания Второй Мировой войны, в августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.

В 1950-х годах Фёдор Николаевич проходил службу в г. Лебедин, в 43 км. юго-восточнее г. Сумы, Украина. С 1939 года в Лебедине размещалась Школа младших авиационных специалистов (ШМАС), 1-ая Высшая офицерская школа ночных экипажей АДД (штаб в г. Конотоп). Подчинение: 18 Воздушная армия (сформирована 06.12.1944). В школе выполнялась отработка упражнений по бомбометанию. В это время  Ф.Н. Гусаров допущен к инструкторской работе по обучению постоянного и переменного состава. Также проходил службу в г. Кирсанов Тамбовской области, где базировался 34-й учебный авиационный полк (УАП) – один из трех полков Мичуринской военной авиационной школы летчиков АДД. Два других находились в самом Мичуринске и на ст. Никифоровка. Школа занималась подготовкой будущих командиров Ил-4. 

Октябрь 1946 – сентябрь 1954 – штурман отряда 598 учебного бомбардировочного авиаполка, г. Лебедин (ст. лейтенант, капитан, Киевский Военный округ). С 1950 на аэродроме обучают летный состав на Б-25 «Митчелл» (средний бомбардировщик) и Ту-4 (копия американского бомбардировщика В-29, первый советский стратегический бомбардировщик). 

Член ВКП(б)-КПСС с 1948 года. 

В 1952-53 гг. в связи с образованием в августе 1949 блока НАТО, для защиты и обеспечения воздушной безопасности неба Восточной Германии, проводилась работа по переправке самолетов в Германскую Демократическую Республику.

Декабрь 1954 – ноябрь 1956 – преподаватель самолетовождения 1202 утап, ВВС Приволжский Военный округ (Разбойщина, Саратовская область; капитан, майор).

Ноябрь 1956 – октябрь 1957 – слушатель Центральных курсов усовершенствования офицеров химвойск, Приволжский Военный округ (майор). Обучение проходил в Саратове.

Октябрь 1957 – июль 1958 – начальник химслужбы – преподаватель 1202 утап, ВВС Приволжский военный округ, майор.

Июль 1958 – февраль 1961- заместитель начальника штаба 1202 утап, ВВС Приволжский военный округ, майор.

Март 1961 – ноябрь 1962 – сменный руководитель посадки самолетов, 762 иап 25 Отдельный корпус ПВО СССР, Приволжский военный округ (Саратовская область), майор.

Ноябрь 1962 – апрель 1973 – старший помощник начальника оперативного отделения штаба соединения (10 дивизия ПВО); Бакинский округ ПВО, майор.   

Управление округа находилось в Баку. В 1963 году в состав округа вошла 10-я дивизия ПВО (Волгоград), прибывшая с Кубы.

В 1973 Фёдор Николаевич увольняется из рядов вооруженных сил Советской Армии.  

СЛАВА СОВЕТСКИМ ЛЕТЧИКАМ!  

СЛАВА ВОЗДУШНЫМ РАБОТНИКАМ, ВСЕМ, КТО ЗАЩИЩАЛ НЕБО РОДИНЫ!  

Регион Волгоградская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Волгоград
Воинская специальность штурман
Место рождения село Есаулово, Красноярский (Берёзовский) район, Красноярский край
Годы службы 1942 1973
Дата рождения 02.1925
Дата смерти 09.2002

Награды

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За боевые заслуги»

Фотографии

Р-5
Р-5
По-2
По-2
Ил-4
Ил-4
Ту-4 (Б-29)
Ту-4 (Б-29)
Экипажи Ил-4 после полётов
Экипажи Ил-4 после полётов
Б-25 "Митчелл"
Б-25 "Митчелл"
Ли-2 (Дуглас)
Ли-2 (Дуглас)
Перегоночные экипажи трассы Алсиб на фоне Б-25 Митчелл
Перегоночные экипажи трассы Алсиб на фоне Б-25 Митчелл
Трасса Алсиб
Трасса Алсиб
Красноярская воздушная трасса
Красноярская воздушная трасса

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: