Исмаилов Абдурахман Артыкович
Исмаилов
Абдурахман
Артыкович
Лейтенант. / Младший лётчик - наблюдатель экипажа авиационной эскадрильи 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка, 12 бомбардировочной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта.
9.11.1917 - 3.07.1941

История солдата

Звание.

Лейтенант.

Должность.

Младший лётчик - наблюдатель экипажа авиационной эскадрильи 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка, 12 бомбардировочной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта (07.1941).

                 Лейтенант ИСМАИЛОВ АБДУРАХМАН АРТЫКОВИЧ, 9.11.1917 года рождения, место рождения - РСФСР, Закаспийская область, Худжандское приставство, г. Худжанд (по административному делению: 1. СССР: Таджикская ССР, Ленинабадская область, г. Ленинабад; 2. ТАДЖИКИСТАНА: Согдийская область, г. Худжанд), таджик. Год призыва в РККА: 11.1938. Образование: 1. Гражданское (общее): Школа (в ?г.); Сельскохозяйственный техникум (в 1937г.); 2. Военное: Батайская авиационная школа пилотов имени А. К. Серова (в 1940г.). В Великой Отечественной войне, с 22.07.1941 года, в должности (последняя): Младший лётчик - наблюдатель экипажа авиационной эскадрильи 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка, 12 бомбардировочной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта. С Великой Отечественной войны не вернулся: 3.07.1941 года, не вернулся, с экипажем, с боевого задания, погиб в воздушном бою. Обстоятельства гибели: “3.07.1941 года, для разведки и бомбардировки, на участке Белорусская ССР, Борисовский район, деревня Зембин - Белорусская ССР, Плещенинский район, городской посёлок Плещеницы, вылетело два звена Р-Зет 43 ближне-бомбардировочного авиаполка, 12 бомбардировочной авиационной дивизии. Как следует из немецких заявок и донесений 43 ббап: в районе цели завязался воздушный бой двух звеньев Р-Зет 43 ббап, против  истребителей 4-й эскадрильи (штаффеля; Staffel) истребительной эскадры (Jagdgeschwader) JG 52, 8-го авиационного корпуса Люфтваффе (VIII. Fliegerkorps), 2-го Воздушного флота (Luftflotte 2), Верховного командования Люфтваффе (Oberkommando der Luftwaffe, OKL), Третий Рейх (Das Dritte Reich)”. В ходе боя один Р-Зет первого звена был сбит: экипаж потерял машину, но выжил. Младший лейтенант Белоусов и старший лейтенант Солганенко сумели вернуться в часть. Спустя четверть часа, эта же эскадрилья люфтваффе, атаковала три самолёта второго звена: лётчики: младший лейтенант КЕЙВ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ, младший лейтенант КУЧЕРОВ СТЕПАН ЗАХАРОВИЧ, младший лейтенант РОЖКОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ; летчики-наблюдатели младшие: младший лейтенант АВДЕЕВ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ, лейтенант ИСМАИЛОВ АБДУРАХМАН АРТЫКОВИЧ, лейтенант ЧУБАРОВ МИХАИЛ ИОСИФОВИЧ. Все шестеро лётчиков не вернулись с боевого задания.”. В 2006-2008 гг. поисковым батальоном Министерства обороны Республики Беларусь проводись раскопки воронки, в которой, как сообщали старожилы, были захоронены погибшие, в районе деревни Блонь (уточнение Г. Ч. : РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: Минская область, Пуховичский район, агрогородок Блонь), лётчики. Найденные останки захоронены, в братскую могилу, в деревне Старое Янчино. Захоронен (предположительно): В настоящее время: РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: Минская область, Борисовский район, деревня Старое Янчино. Родственники: Белорусская ССР, Витебская область, город Витебск, Абдурахманова Евгения Исааковна.

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов:

- воздушных боёв:

- сбил самолётов:

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").

Дата рождения 09.11.1917

Место рождения trim; Таджикская ССР, г. Ленинабад

Дата призыва __.11.1938

Воинское звание лейтенант

Воинская часть 43 сбап
                               13 гв. сбап
                                43 скор. бомб. авиац. полк

 

Учётно - послужная картотека.

Исмаилов Абдурахман Артыкович

Дата рождения: 09.11.1917

Место рождения: Таджикская ССР, Ленинабадская обл., г. Ленинабад

Дата поступления на службу: __.11.1938

Воинское звание: лейтенант

Наименование воинской части: 43 сбап, 13 гв. сбап

Судьба: Погиб

Дата окончания службы: 03.07.1941

 

Записи из ГУК.

Исмаилов Абдурахман Артыкович

Дата рождения: 09.11.1917

Место рождения: Таджикская ССР Ленинабадская область город Ленинабад

Дата призыва: 11.1938

Воинское звание: лейтенант

Дата выбытия: 03.07.1941

 

Картотека личных дел ЦАМО.

Исмаилов Абдрухман Артынович

Дата рождения: __.__.1917

Воинское звание: мл. лейтенант

Годы службы: __.__.1938 - __.__.1941

Номер карточки: 1358927

 

Именной список части.

Исмаилов Абдурахман Артыколович

Дата рождения: __.__.1917

Место рождения: Таджикская ССР, Ленинабадская обл., Ленинабадский р-н, г. Ленинабад, к/з "Молотова"

Дата призыва: __.__.1938

Воинское звание: лейтенант

Воинская часть: 12 ад дд

Дата прибытия: 12.11.1940

 

Приказ об исключении из списков.

Исмаилов Абдурахман Артыкович

Воинское звание: лейтенант

Дата выбытия: 03.07.1941

Причина выбытия: убит

 

Исмаилов Абдурахман Артыкович

Дата рождения: __.__.1917

Место рождения: Таджикская ССР, г. Ленинабад

Воинское звание: лейтенант

Последнее место службы: 43 скор. бомб. авиац. полк

Дата выбытия: 03.07.1941

Причина выбытия: убит

 

Приложение:

1. 43 ближне-бомбардировочный авиационный полк ("Белорусский АВИАДНЕВНИК": https://surl.li/lvbvdq ; "Авиаторы Второй мировой": http://allaces.ru/sssr/struct/p/bap43.php ); 12 бомбардировочная авиационная дивизия ("ВИКИПЕДИЯ": https://clck.ru/RxhgP ); уточнение поисковика Геннадия Чернакова в отношении командно - начальствующего состава: 1. Правильного написания фамилии, имени, отчества; 2. Года: рождения, смерти, пропажи без вести; 3. Военной судьбы:

- 43 ближне-бомбардировочный авиационный полк:

              "История. Входил в состав 12 бад. К 22.06.41 г. базировался в Витебске. На вооружении имел 46 самолетов Су-2 (из них 1 неисправный). По другим данным, полк не успел закончить перевооружение перед войной и начал бои, имея 20 Су-2 и 30 Р-Z.

К концу июня 1941 г. часть потеряла боеспособность, выполнив 296 вылетов (из них 170 на Су-2) против соединений 3-й немецкой танковой группы. Экипажами полка отмечено уничтожение 118 танков, 1086 автомашин, 22 мостов, 86 орудий, другой техники. Свои потери составили 33 авиатора.

07.07.41 г. выведен в 10 зап для пополнения.

С 07.09.41 г. действовал на Юго-Западном фронте в составе 14 сад.

С 28.10.41 г. входил в состав 64 ад.

С февраля по июнь 1942 г. действовал на Юго-Западном фронте в составе ВВС 6 армии.

К марту 1942 г. экипажи полка сбросили 379 850 кг бомб, разбросали более 2 млн. листовок, уничтожили 216 танков, 112 орудий, 1933 автомашины, 4 склада боеприпасов, 515 повозок, вывели из строя 10 600 солдат и офицеров противника.

Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 70 от 07.03.42 г. в 13 гбап.

Летом 1942 г. входил в состав 272 нбад.

27.10.44 г. за отличия в боях за освобождение г. Ужгорода полку присвоено почетное наименование Ужгородский.";

В Действующей армии: 22.06.41 - 07.07.41 (43 ббап); 26.08.41 - 07.03.42 (43 ббап); 07.03.42 - 05.08.42 (13 гбап); 25.04.44 - 11.05.45 (13 гбап).

Командование.

Управление.

Командир: ЧУК ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ (4.2.1903, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯЮ Полтавская губерния, Лубенский уезд, уездный город Лубны - на 05.1945, командир 321 бомбардировочной авиационной Львовской дивизии, 4 бомбардировочного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса, 8 Воздушной Армии, 4 Украинского фронта; 8.08.1955, уволен в отставку), полковник (гвардии полковник). Документы, личная страница (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://surl.li/uvcwux ; Личная страница на портале Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознамённого училища лётчиков имени В. П. Чкалова: https://www.bvvaul.ru/profiles/6488.php );

Заместитель по политической части: ЕЛИСЕЕВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ (12.04.1906, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Ставропольская губерния, Александровский уезд, Казминская волость, волостной центр село Казминка (Казьминка) - на 09.1944, заместитель по строевой части командира 325 ночной бомбардировочной авиационной Краснознамённой дивизии, 4 Воздушной Армии, 2 Белорусского фронта; 28.01.1956, уволен в запас), батальонный комиссар (гвардии полковник). Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://surl.lu/yhttjh );

Начальник штаба: ЕРАСТОВ СЕМЁН ФЁДОРОВИЧ (1904, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Самарская губерния, Ставропольский уезд, Санчелеевская волость, волостной центр село Санчелеево - на 05.1945, начальник штаба 13 гвардейского бомбардировочного авиационного Ужгородского полка, 321 бомбардирочной авиационной дивизии, 8 Воздушной Армии, 4 Украинского фронта; 27.07.1946, уволен в запас), капитан (гвардии пордполковник). Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://surl.li/pmeqfo ; https://surl.li/zynouf );

- 12-я бомбардировочная авиационная дивизия:

               "История. Дивизия сформирована 8 августа 1940 года. На 22 июня 1941 года управление дивизии базировалось в Витебске, полки базировались на аэродромах Витебск, Лепель, Бецкое, Травники, Крулевщина. В дивизии насчитывалось 146 самолётов типов СБ, Су-2 и И-15 бис, из них 6 неисправных. Перед войной 215-й бомбардировочный полк получил самолёты Ил-2, и к началу войны продолжал переучивание личного состава.

Полки из состава дивизии приступили к вылетам во второй половине дня 22 июня 1941 года, наносили бомбовые удары по войскам противника, наступающих из Сувалкийского выступа. Поскольку бомбардировщики действовали без истребительного прикрытия, уже в первый день войны дивизия понесла большие потери. Затем полки, входящие в дивизию действовали в районе Гродно, Лиды, Молодечно, шоссе Вильнюс — Минск, на подступах к Орше и Витебску. Позднее полки дивизии действовали по Западной Двине.

К концу первой декады июля 1941 года полки, входящие в дивизию, фактически утратили боеспособность. За период с 22 июня по 4 июля дивизия выполнила 761 боевой вылет, из них 188 - на разведку. 23 июля 1941 года дивизия переименована в 12-ю смешанную авиационную дивизию.";

В Действующей Армии: 22.06.1941 - 23.07.1941.

Командование.

Управление.

Командир: АЛАДИНСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (27.07.1901, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Ряфзанская губерния, Шацкий уезд, село Ново-Томниково - на 05.1945, командующий ВВС Орловского ВО; 20.05.1971, РСФСР, Московская область, город Москва, Введенское кладбище, индивидуальное захоронение), полковник (генерал-лейтенант авиации). В должности: 8.08.1940 — 23.07.1941. Личная станница на портале “ВИКИПЕДИЯ”: https://surl.lt/biuuoh ;

Состав (на 22.06.1941):

6-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: город Витебск.

Командир: ВАСИЛЬЕВ В., полковник.

43-й ближне-бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: город Витебск.

Командир: Командир: ЧУК ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ (4.2.1903, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯЮ Полтавская губерния, Лубенский уезд, уездный город Лубны - на 05.1945, командир 321 бомбардировочной авиационной Львовской дивизии, 4 бомбардировочного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса, 8 Воздушной Армии, 4 Украинского фронта; 8.08.1955, уволен в отставку), полковник (гвардии полковник). Документы, личная страница (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://surl.li/uvcwux ; Личная страница на портале Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознамённого училища лётчиков имени В. П. Чкалова: https://www.bvvaul.ru/profiles/6488.php );

128-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: городской посёлок Улла.

Командир (Врид): САНДАЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (26.01.1906, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Санкт-Петербургская губерния, губернскийгород Санкт-Петербург - на 05.1945, командир 5 гвардейской бомбардировочной авиационной Оршанской Краснознамённой ордена Кутузова дивизии, 15 Воздушной Армии, Курляндской группы войск Ленинградского фронта; 4.12.1959, уволен в запас; 3.05.1980, РСФСР, Ленинградская область, Сестрорецкий район, город Сестрорецк, городское кладбище, индивидуальное захоронение), майор (Герой Советского Союза гвардии генерал-майор авиации). Документы, личная страница (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://surl.li/ypotye );

209-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Дислокация: город Полоцк.

Командир (Врид): КОТОВИЧ БЕНЕДИКТ АЛЕКСАНДРОВИЧ (10.02.1906, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Могилёвская губерния, губернский город Могилёв - на 05.1945, начальник штаба 922 истребительного авиационного полка, 8 авиационного копуса ПВО; 5.06.1956, уволен в запас), капитан (подполковник). Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://surli.cc/jdnyrm ; https://surl.li/ljrzex ); Биография ("Белорусский АВИАДНЕВНИК": https://surl.li/lbrdcg );

215-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (в стадии переформирования в штурмовой). Дислокация: город Лепель, деревня Травники.

Командир: РЕЙНО ЛЕОНИД ДАВЫДОВИЧ (11.04.1907, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Казанская губерния, Спасский уезд, Ромодановская волость, волостной центр село Ромодан - на 05.1945, командир 7 штурмового авиационного Севастопольского корпуса; 28.09.1961, уволен в запас; 17.08.1985, РСФСР, Московская область, город Москва, Ваганьковское кладбище, индивидуальное захоронение), подполковник (генерал-майор авиации). Период командования: 03.1941 - 10.10.1941. Документы, личная страница (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://surl.li/jjzhpi ); Личная страница на портале Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознамённого училища лётчиков имени В. П. Чкалова: https://surl.li/ejawci ;

2. Лейтенант ИСМАИЛОВ А. А. в:

- "Списке военнослужащих 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка, увековеченных на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”. Полная версия, с дополнениями, на личной странице лейтенанта ДИННЕРА М. Д. на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/dinner-matvey-davidovich ;

3. Фотографии:

- личная лейтенанта ИСМАИЛОВА А. А. ("ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945": https://clck.ru/33gV8X );

- захоронения (предполагаемого): РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: Минская область, Борисовский район, деревня Старое Янчино ("ВКОНТАКТЕ"; "Авиаполк - Борисов: https://vk.com/@aviapoiskborisov-pismo-1984-goda );

- Р-Z — советского многоцелевого одномоторного самолёта, материальной части 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка (Энциклопедия неба, “УГОЛОК НЕБА”: https://surl.li/xzpqkp );

4. О лейтенанте ИСМАИЛОВЕ А. А., командире звена младшем лейтенанте КЕЙВЕ АНАТОЛИИ АНДРЕЕВИЧЕ и экипажах его звена “Погибли при выполении боевого задания” ("ВКОНТАКТЕ"; "Авиаполк - Борисов: https://vk.com/@aviapoiskborisov-pismo-1984-goda ):

              "С первых дней Великой Отечественной войны с белорусских аэродромов безостановочно взлетали бомбардировщики: они вели разведку и уничтожали выявленного противника, бомбили переправы и другие стратегически важные цели. С 22 июня участвовал в боях 43-й ближне-бомбардировочный авиационный полк 12 бомбардировочной авиадивизии.

Экипажи выполняли боевые задания на самолетах Р-Зет и Су-2. На 22 июня 1941 года в полку было 36 самолетов Р-Зет и 19 — Су-2.

К июлю основной участок работы 43 ббап находился у держащего оборону Борисова.

3 июля 1941 года для разведки и бомбардировки на участке Зембин — Плещеницы вылетело два звена Р-Зет 43 ближне-бомбардировочного авиаполка 12 бомбардировочной авиадивизии. Как следует из немецких заявок и донесений советского авиаполка, в районе цели завязался воздушный бой двух звеньев Р-Зет 43 ббап против 4-й эскадрильи 52-й истребительной эскадры люфтваффе. В ходе боя один Р-Зет первого звена был сбит: экипаж потерял машину, но выжил. Мл. лейтенант Белоусов и ст. лейтенант Солганенко сумели вернуться в часть. Спустя четверть часа эта же эскадрилья люфтваффе атаковала три самолёта второго звена (лётчики Кейв, Кучеров, Рожков, летнабы Авдеев, Исмаилов, Чубаров). Все шестеро лётчиков не вернулись с боевого задания.

К началу войны как боевые самолеты Р-Зет устарели, но на этих машинах летчики летали давно и уверенно, поэтому легкие бомбардировщики активно включились в боевую работу.

И оставили нашу страну только после нескольких недель изнурительной борьбы, вынужденные укомплектовываться после потерь.

С 22 июня по 7 июля 1941 года погибли и не вернулись с боевого задания 33 человека, в бою потеряно 13 самолетов Р-Зет.

Вблизи деревни Блонь Борисовского района поисковым отрядом "Авиапоиск-Борисов" был найден самолёт из пропавшего 3 июля звена. Среди обломков боевой машины, найденных на окраине леса, сохранился номер двигателя 2Б1728.

Согласно архивным данным, на самолете Р-Зет с номером двигателя 2Б1728 на боевое задание вылетел младший лейтенант Анатолий Андреевич Кейв. Вместе с ним погиб и летчик-наблюдатель, имя которого пока не установлено из-за отсутствия поэкипажной разбивки в списках потерь части.

Своими наработками в ЦАМО РФ с нами поделились исследователи истории авиации Дмитрий Бриштен (Беларусь) и Михаил Тимин (Россия). Благодаря документу, который они предоставили, мы знаем, что летчик, погибший в Блони, был родом из Борисоглебска, мы видим его фото, знаем имя, возраст, то есть память наша больше не безлика. Из документа мы видим какая напряженная работа была у 43-го полка. К примеру, Анатолий Кейв был сбит и во время сражений за Минск 26.06.41, он вернулся в часть и снова включился в боевую работу.

— Тут были сломаны верхушки сосен. У самолета оторвало крылья после столкновения с деревьями, он упал чуть дальше, прямо на лесной дороге, и взорвался. Сразу после взрыва на это место детей не пускали. Однако на второй день мы тайком прибежали. Помню, что даже мальчишки, глядя на обгоревшие обломки самолета, плакали,— Михаил Филиппович Вишневский вглядывается в стоящий перед нами лес, пытаясь вспомнить точное место. С того времени старые тропы заросли, были проложены новые, поэтому опираясь только на память это сделать сложно. Но после сверки с картой местности поисковая группа вышла на нужное направление.

На краю лесной дороги по сей день угадываются две воронки, в них и рядом с ними прямо подо мхом лежит ковер из обломков боевой машины.

С Михаилом Филипповичем Вишневским мы познакомились в деревне Блонь. В послевоенные годы он ратовал за перезахоронение летчиков, которых похоронили в воронке на месте падения самолета жители близлежащей деревни. С его помощью было обнаружено место падения советского самолета-разведчика Р-Зет — первого найденного нами из трех погибших бортов.

Не только описание боевых действий, техники и вооружения дает представление о начальном периоде Великой Отечественной войны на территории Беларуси, важным является и восстановление образа воинов- защитников, которые самоотверженно сражались за Родину.

Отрадно, что память о родном человеке, пропавшем на фронте, до сих пор хранят его близкие. После публикации о найденном самолете откликнулся внук родной сестры Анатолия Андреевича Кейв —Алексей Олегович Губанов, который поделился бесценными семейными фотографиям, имеющими вековую историю. В семье Алексея Олеговича три лётчика-фронтовика, судьбы которых связаны дружескими и семейными узами. Это братья его бабушки Анны Губановой (в девичестве Кейв)— Анатолий и Александр, и ее муж, родной дедушка Алексея Олеговича —Алексей Дмитриевич Губанов.

Анатолий родился в семье Кейв Андрея Ивановича и Евдокии Степановны. Вероятно, родом прабабушка была из села Гавриловка Тамбовской области. Прадеда еще 10-летним мальчишкой привезли из Эстонии, почему так произошло, к сожалению, уже никто из родных не помнит. Помнят только, что он порой все порывался написать родным в Эстонию, садился писать, да бросал через какое-то время – совсем забыл язык. — делится воспоминаниями Алексей Губанов.

Андрей Иванович был рабочим и к 1941г работал на железной дороге машинистом. Его жена была домохозяйкой. В семье было 4 детей: Клава, Александр (1910г.), Анна (1913г.) и Анатолий (1916г.). Про судьбу старшей сестры Клавы Андреевны Кейв, я, увы, ничего не знаю, она давно умерла, Александр Андреевич Кейв умер в 1994г., а бабушка — Анна Андреевна Губанова (Кейв) в 2000 году, так и не узнав ничего о судьбе Анатолия.

Перед войной семья жила в Борисоглебске, по адресу ул. Проезжая (ныне это ул. Бланская), д. 47. Дом нам удалось найти во время поиска родных лётчика.

 — Моя мама посмотрев на фотографию сразу узнала этот дом — говорит, что он с тех пор так и не изменился. Она помнит, что жили они на втором этаже, откуда вела длинная лестница во двор, в котором они играли с сестрами. Я сам пытался его разыскать, но из-за переименования улицы, так и не смог этого сделать.

По воспоминаниям родных Анатолий был очень веселым —никогда не унывающим молодым человеком.

В семейном альбоме есть его совместная фотография с сослуживцами или, возможно, курсантами летной школы (Анатолий в верхнем ряду, третий слева). Может быть кто-то из родных его сослуживцев узнает близких. В его учетно-послужной карточке, выложенной на сайте «Память народа», в графе Военное образование числится «Балашовская летная школа ГВФ» 1938г.

 — Моя бабушка в 18 лет вышла замуж за военного летчика (Губанова Алексея Дмитриевича, 1911г.р.). Дед родом из Подмосковья (сейчас это Московская область, до ВОВ – Тульская). История замужества очень интересна. Бабушка вышла замуж, молодой муж уехал «на полёты». Но родителям о своем замужестве бабушка не рассказала. И вот однажды вечером бабушка вместе с родителями сидели на крыльце перед своим домом, к дому подошел военный с намерением передать письмо «Губановой Анне Андреевне». Ее отец выслушал просьбу и резонно заметил, что «у нас таких нет», и тут бабушка «вспомнила»: «Так это же я!».

Хотя наш разговор, прежде всего, касается Анатолия, скажу несколько слов о судьбе моего деда, Алексея Дмитриевича. Он вырос в многодетной семье, детей в семье было 5, (4 брата (Тимофей, Герасим, Никита, Алексей, и одна сестра – Софья). Тимофей погиб в боях во время ВОВ, Герасим рано ушел из жизни (по состоянию здоровья), с Никитой и Софьей дед поддерживал отношения и после войны, поддерживал племянников. Он вообще был хорошим человеком, мой дед, тем, которым можно гордиться. И, будучи офицером, он на своём уровне сделал много для поисков Анатолия, но, увы, даже его военные связи не дали нужного семье результата…

К 1941г. дед уже успел повоевать в Китае (Особая в/ч НКО 8285; Особая бригада НКО, Подчинявшаяся ГРУ Генштаба) и в Монголии на Халхин-Голе. В семье было 3 дочери: Эйлита (1936г.), Нина (1939г.) и Жанна (1941г.), к началу войны семья жила в Борисоглебске – в том самом доме 47 на Проезжей улице.

Ну а дальше война, связь с Анатолием оборвалась сразу же. Насколько я знаю, родные не получили от него ни одного письма, а потом пришло извещение, что он пропал без вести… До недавнего времени мы так и не знали, что с ним произошло. Бабушка очень любила брата и очень надеялась найти его, надеялась, что он жив, что возможно попал в плен, потерял память…

Моего деда сразу после начала войны командировали в Китай, где он готовил наших летчиков, но после его многочисленных рапортов он все же добился отправки в 1943 г на фронт. И сразу Курскую дугу… (в Приказе от 29.07.1943г. по Войскам первой ВА о награждении его орденом Красного Знамени, он упомянут в звании капитана — командира эскадрильи 62 шап). Войну дед закончил в звании подполковника —командиром 198 шап 233 шад. Награжден двумя Орденами Красной Звезды, Двумя Орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной войны I степени, Медалью «За взятие Кенигсберга», Медалью «За боевые заслуги», Польским Крестом Храбрых». Был дважды ранен. Окончание войны встретил в г. Бреслау (сейчас – Вроцлав), что в Польше. После войны вернулся в Москву, вернее, в Подмосковье, в подмосковный район Бирюлево… А сейчас это район станции метро «Царицыно»… После демобилизации в 1945 работал в школе учителем английского языка, который выучил уже после войны. Потом в «почтовом ящике», а родным всегда говорил, что на заводе где он работал делают «кровати». Лишь однажды, 9 Мая, когда по телевизору показывали парад, а по Красной площади шли ракетные комплексы, сказал жене и дочерям: «Вон наши «кровати» поехали». Дома у меня на полке, как реликвия, до сих пор стоят его толстенные военно-космические англо-русские словари. А бабушку до самого последнего дня, в память о деде, всегда приглашали в Звездный городок на юбилейные встречи с первыми космонавтами. Но роль деда и его вклад в развитие космической программы СССР нашей семье увы точно неизвестны, дед никогда на этот счет не распространялся, так же как и не любил он говорить о войне.

Отважно сражался с врагом родной брат Анатолия — Александр Андреевич Кейв. Он воевал в 648 нбап 3 ВА, 23 гв. нбап 16 ВА, 23 нбап 312 нбад 16 ВА, закончил Александр Андреевич войну в звании майора, награжден (Орденами Отечественной войны I и II степени, Орденом Красного знамени, двумя Орденам Красной Звезды, Орденом Красного знамени, Орденом Ленина, Медалью за освобождение Варшавы, Медалью за взятие Берлина, Медалью за боевые заслуги).

— К сожалению, о нем я знаю очень мало, хотя дядю Сашу (как я его называл) помню хорошо, порой, когда мы с бабушкой приезжали к нему в Перово в гости, он ходил со мной, тогда совсем еще маленьким, гулять. Мне тогда было лет 5, и он в какой-то мере заменял мне связь с дедом, который умер 1975г, за 2 года до моего рождения.

Как я уже говорил, дед и Александр Андреевич, пытались выяснить после войны судьбу Анатолия, но увы - этого им сделать так и не удалось. 

Теперь же, благодаря поисковикам мы знаем, что младший лейтенант Кейв Анатолий Андреевич погиб 03.07.1941г. во время боевого вылета на самолете P-Z в рядах 43-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в Белоруссии, вблизи хутора Блонь Борисовского района до конца выполняя свой воинский долг.

Казалось бы, вот такие вышли «100 лет одиночества», но у меня нет ощущения, что связь с прошлым семьи потеряна, потому что для каждой семьи близкие люди живы, пока мы о них знаем и помним.

Дорогие поисковики из отряда «Авиапоиск-Борисов» и все, кто принимал участие в установлении судьбы Анатолия, еще раз от лица всей нашей семьи хотим выразить Вам свою благодарность за продленную Вами работу, за то, что Вам удалось установить место и обстоятельства его гибели – для нас это очень важно. Спасибо Вам за это!

Вместе с Анатолием Андреевичем, в нашей земле, остались лежать еще пятеро летчиков, его однополчан, вылетевших на боевое задание 3 июля 1941 года в одном с ним звене:

лейтенант Чубаров Михаил Иосифович,

лейтенант Исмаилов Абдурахман Артыкович,

лейтенант Авдеев Михаил Федорович,

мл. лейтенант Кучеров Степан Захарович,

мл. лейтенант Рожков Михаил Сергеевич.

Где похоронены летчики доподлинно не установлено.

В 2006-2008 гг. поисковым батальоном Министерства обороны Республики Беларусь проводись раскопки воронки, в которой, по как сообщали старожилы, были захоронены погибшие вблизи Блони лётчики. Найденные останки захоронены в братскую могилу в деревне Старое Янчино. Поисковики продолжают работать на местах падения самолётов этого звена.

Уважаемые земляки, если Вам что-либо известно о найденных бортах, либо других местах падения самолётов или захоронениях летчиков — сообщите нам. Связаться с ПО «Авиапоиск-Борисов» можно в социальных сетях и по электронному адресу aviapoisk-borisov@mail.ru ";

5. История, боевой путь 43 ббап ("Белорусский АВИАДНЕВНИК": https://surl.li/lvbvdq ):

          "В ноябре - декабре 1926 г. в соответствии с приказом Реввоенсовета (РВС) по РККА в Витебске приступили к созданию 2-й легкобомбардировочной авиационной бригады (ЛБАБр). Первоначально основой бригады послужили две авиаэскадрильи: 2-я отдельная разведывательная (ОРАЭ) и 2-я отдельная легкобомбардировочная (ОЛБАЭ).

При формировании 2-й ЛБАБр произошло изменение прежних названий эскадрилий. Так 2-я ОЛБАЭ переименовывается в 43-ю легкобомбардировочную (ЛБАЭ), а 2-я ОРАЭ становиться 22 разведывательной (РАЭ). В конце 1937 – начале 1938 года в СССР приступают к очередному преобразованию и изменению структуры ВВС КА. Основной структурной единицей (воинской частью) ВВС КА становился полк, состоящий из четырех–пяти эскадрилий и звена управления.

Так, 11.02.1938 г. во исполнение Указания Военного Совета БВО № 008733 в Витебске в составе 40-й авиационной бригады приступили к формированию авиационных полков. При этом переформированная авиабригада получает наименование 70-й легкобомбардировочной авиабригады (70 ЛБАБр), и, согласно директивы ГШ РККА № 4/1/33025 от 07.01.1938 г., она с этого времени дополнительно получает Почётное наименование «имени К.Е. Ворошилова». [1] В составе 70 ЛБАБр формируют 5-й и 6-й ЛБАП, и 15 истребительный авиационный полк (ИАП). Базой для создания авиаполков стали составы шести штатных авиаэскадрилий 40 АБр. Существующие эскадрильи, из которых стали формировать 5-й и 6-й АП, были вооружены самолётами Р-Z, а 15-й ИАП – И-16. Вновь созданная АБр базировалась в витебском авиагарнизоне. Командовать созданной бригадой назначают полковника Аладинского Владимира Ивановича.

Формирование. Основу для формирования 5-го БАП (при формировании 70-й ЛБАБр) составили штаты 4-й и 6-й (резервной) АЭ 40-й АБр. Согласно Директивы ГШ РККА от 31.07.1939г. сформированный 5-й ЛБАП получает, наименование 43-й легкобомбардировочный полк (ЛБАП). Его командиром был назначен капитан Марков Григорий Иванович, который ещё с 15.12.1928 г. стал служить в 43 ЛБАЭ Витебской 2 АБр.

По опыту, полученному в военном конфликте с Японией летом 1939г., многие бомбардировочные авиаполки решено было перевооружить на самолёты СБ. Согласно предварительных планов ГШ РККА, в их число в сентябре 1939г. вошли и 6-й и 43-й авиаполки 70 ЛБАБр.
43-й БАП даже успел с 01.09.1939г. получить название «скоростной» БАП. «Согласно новых штатов полк [СБАП] должен был состоять из пяти эскадрилий, всего в полку должно было быть 61 самолёт. Местом будущего постоянного базирования определён аэродром Витебск. Пока в полку, якобы, числились лишь 2 СБ и 39 Р-Z (по другим сведениям — самолёты [Р-5] ССС и Р-5). Согласно совсем новых планов, 43 БАП уже должен был оснащаться самолётами Р-10 и СБ»
«В сентябре 1939 года части 70 ЛБАБр приняли участие в походе присоединения Западной Белоруссии. 43-й и 6-й полки включили в состав ВВС 11-й армии. Для вступления в Польшу в 1939г. на базе частей и соединений Белорусского и Киевского военных округов образовали Белорусский и Украинский фронты с воздушной поддержкой своих ВВС. В составе ВВС Белорусского фронта использовались 13 авиаполков. 70 ЛБАБр им. К.Е. Ворошилова <…> принимала активное участие в походе в Западную Белоруссию, где стала ударной силой в составе ВВС 3-й армии Белорусского фронта (бывшая Витебская армейская группа), которая действовала под командованием комкора В.И. Кузнецова. Они занимались только разведкой на путях продвижения колонн, выявляли места сосредоточения польских войск. Уже с 22 сентября советские войска шли по территории, с которой уходили немцы».

После 17.10.1939г. основная масса войск Белорусского фронта приступает к возвращению к местам довоенной дислокации.

На момент 20.10.1939г. в г. Витебске располагаются части 70 ЛБАБр – 43 СБАП и 6 ЛБАП; для технического обслуживания там же функционирует 101-я авиабаза. 

«30.11.1939г. началась Советско-Финляндская (Зимняя) война. Эта война стала первой, где СССР действительно массово использовал авиацию для решения самых разнообразных боевых и вспомогательных задач. В войне с Финляндией было задействовано более трети всей авиации РККА. Принимали участие в боевых действиях и 43 БАП с обслуживающей 101-й авиабазой, отдельные экипажи из состава 6 ЛБАП.» [5] 26.01.1940г. 43-й БАП в составе 62 самолётов Р-Z убыл на Северо-Западный фронт в состав 1-й АБр ВВС 7-й армии. [1] Из 62 экипажей полка 60 имели ночную подготовку. [5] За время боевых действий на фронте Зимней войны авиаторы полка выполнили 1029 боевых вылетов, в том числе около 400 -ночью.
В период этой боевой командировки в информации о действиях полка упоминаются не вернувшиеся с боевых заданий экипажи - погибшие и пропавшие без вести авиаторы части:

04.02.1940. Попал в «спутную струю» и разбился Р-Z - пилот Поляков, имя и судьба стрелка-бомбардира не определены;

07.02.1940. При вынужденной посадке упал на лёд замерзшего озера и разбился Р-Z - пилот Панков, погиб, имя и судьба стрелка-бомбардира нуждается в уточнении;

19.02.1940. С боевого задания не вернулся экипаж самолёта Р-Z – пилот, лейтенант Блинов Василий Васильевич, стрелок-бомбардир, старший лейтенант Кирин Кузьма Федорович;

20.02.1940. По вине лётного состава разбился Р-Z - пилот Скатьков, имя и судьба стрелка-бомбардира нуждается в уточнении;

03.03.1940. При посадке разбился Р-Z - пилот Линик (Линник), стрелок-бомбардир, старший лейтенант Пахомов Николай Николаевич, умер от ран 01.04.1940;

10.03.1940. Из-за потери ориентировки в авариях были потеряны Р-Z з/н 2251 и з/н 2260 - .
пилот одной из машин – лейтенант Лелетко, имя и судьба стрелка-бомбардира не определено;
имена и судьба членов другого экипажа не известны;

11.03.1940. Задел за деревья и разбился Р-Z з/н 2259, экипаж погиб -  пилот лейтенант Чуйко (Чуйков) Никита Степанович, стрелок-бомбардир, старший лейтенант Вычкин Григорий Артемьевич.

16.03.1940. Умер от ран старший лейтенант Ахламов (Ахматов) Николай Николаевич;

в марте 1940. Погиб лейтенант Кацман Эфро Ионович.

Также по небоевым причинам был потерян экипаж Р-Z з/н 1891- пилот Сиренко, имя и судьба стрелка-бомбардира нуждается в уточнении. 

12.03.1940г. 43 БАП получает команду о прекращении участия в боевых действиях и подготовке к перебазированию в гарнизон своего постоянного базирования, а 17.03.1940г. 43 БАП возвратился к месту прежнего квартирования в гарнизон г. Витебска.

За выполнение заданий командования в борьбе с белофиннами Правительственными наградами (согласно Указов ПВС в апреле – мае 1940 г.) было награждено 35 человек лётного и технического состава полка:

орденами Красного Знамени:
старшие лейтенанты А. А. Гущин, М. К. Дворников, И. И. Зиркин, А. А. Левин,
М. А. Решетников, лейтенант И. Е. Осколков, капитан И. Г. Чук;

орденами Красная Звезда:
капитан А. Е. Екимов, военинженер 3 ранга Г. Д. Коробов, лейтенант П. М. Лукьяненко,
майор Г.И. Марков;
 
медалью «За отвагу»:
воентехник 2 ранга М. Ф. Аксёнов, старший лейтенант Ф. С. Копылов;

медалью «За боевые заслуги»:
воентехник 2 ранга П. И Бельман.
По итогам событий Зимней войны командование РККА в очередной раз осуществило «разбор» сложившейся ситуации и сделало соответствующие выводы. Отмечалось, что крайне неудачным получилось участие наших ВВС в войне. Так начальник ВВС КА комкор Я.В. Смушкевич в своем докладе И.В. Сталину критически высказался о состоянии ВВС в этой войне. Отмечалась недостаточная подготовленность авиачастей, указывалось на обилие устаревшей авиатехники. Были указаны и такие проблемы, как: недостаточный ресурс работы моторов, уступающий в несколько раз зарубежным; недостаточное их производство, не восполняющее убыли за период боевых столкновений в войне; «тяжёлое» положение с горючим, которого могло не хватить в случае продолжения войны и более благоприятных погодных условиях; особое внимание было уделено необходимости совершенствования управления авиацией – разделения ее на тактическую (армейского подчинения) и оперативную (фронтового подчинения). Подобным образом высказывались и другие авиационные командиры (П.В Рычагов, Е.В. Птухин, П.И. Пумпур).

В РККА в целом, в ВВС в частности, напряжённая мировая обстановка и сделанные выводы боеготовности требовали продолжения и углубления проведения очередных армейских преобразований. К их исполнению в РККА приступили уже весной - летом 1940г.
«<…> В рамках новых преобразований, в частности, в июле-августе 1940 г на территории ЗапОВО начинают создавать авиационные дивизии. На их формирование обращаются управления авиабригад, которые в этот период дислоцировались в округе: 39-я, 41-я, 42-я, 58-я, 66-я и 70-я. Все перечисленные авиабригады округа расформировывались, а входившие в их состав авиачасти включались в состав создаваемых авиадивизий. Авиационная дивизия должна была состоять из управления дивизии и 4-5 авиационных полков; авиационный полк планировался в составе 4-5 эскадрилий; авиационная эскадрилья в составе 4 – 5 звеньев; авиационное звено включало в себя 3 самолета.
<…> В ряде гарнизонов округа сохранялись и отдельные авиационные отряды особого назначения (транспортные, связи, аэрофотосъёмочные).
<…> Согласно этой программы командование планировало также и формирование новых авиаполков.

<…> Полковнику Аладинскому было приказано в срок до 15 августа 1940 г. на базе 70-й легкобомбардировочной авиабригады сформировать 12-ю бомбардировочную авиадивизию <…> на самолетах СБ. Заместителем командира дивизии был назначен полковник И.В. Крупский, начальником штаба дивизии – полковник [Л.С.] Минков. Штаб дивизии формировался из штаба 70 ЛБАБр.».

К сожалению, самолётов СБ авиаполкам не хватало. К концу 1940 года все планы по переучиванию личного состава частей 12-й авиадивизии не были выполнены.

43-й полк в составе пяти АЭ при наличии лётного состава, согласно документов, пройдя переформирование, продолжал летать на самолётах Р–Z. Командиром полка был утверждён майор Марков Григорий Иванович, заместителем командира 43 ББАП с 25.04.1940г. назначен майор Чук Иван Григорьевич.


Су-2 на полевом аэродроме [25]

Начало 1941 г. для 12 БАД не было безмятежным: было принято решение перевооружить ряд полков, в их числе и 43-й АП, на ближний бомбардировщик Су-2 (ББ-1). С мая 1941 г. полк приступил к переучиванию и освоению Су-2 самолёта согласно «Плана переучивания лётного состава частей ВВС Красной Армии на новую материальную часть на 1941 год» (№ 280 от 19.02.1941г.). Первоначально предполагалось в мае месяце подготовить инструкторов из числа представителей командного состава полка при 97 ББАП ЗапОВО в гарнизоне Бобруйск, а затем силами этих инструкторов, до 01.09.1941г., на аэр. Витебск осуществить переподготовку лётчиков 43-го БАП.

Великая Отечественная война. Западный фронт. К началу войны полк в составе пяти эскадрилий был почти сформирован. По штату он имел почти полный лётный состав, который с мая 1941 г. проходил программу переучивания на самолёт Су-2. К 22 июня было переучено и введено в строй 23 лётчика. Однако комплектация полка боевой техникой не была закончена и выглядела следующим образом: Су-2 – 19 шт., Р-Z – 36 шт. [1]. Тем более, что ряд опытных авиаторов были переданы в формируемые в составе 12 БАД 209-й и 215-й АП.

На момент начала Великой Отечественной войны командиром 43-го ББАП продолжал быть подполковник Марков Г.И.

В командный состав 43 ББАП входили:

зам. командира полка, майор
Чук Иван ГригорьевичНШ полка, майор
Ерастов Семён Фёдоровичзам. НШ полка, капитан
Смердов Андрей Алексеевич

 

военный комиссар полка,
батальонный комиссар
Елисеев Иван Степановичштурман полка капитан
Гущин Александр Алексеевичст. инженер полка,
военинженер 2-го ранга
Коробов Георгий Дмитриевич

 

командир АЭ, капитан
Дворников Михаил Касьяновичкомандир АЭ, майор
Екимов Арсений Ивановичкомандир АЭ, лейтенант
Сергеев Николай Константинович

 

командир АЭ, капитан
Одинцов Константин Федоровичотв. секр. партбюро полка
Лесников Сергей Дмитриевичотв.секретарь бюро ВЛКСМ
Прохорчик Василий Герасимович

Части 12-й БАД были подняты рано утром 22 июня по боевой тревоге, после начала нападения войск Германии. Сразу после 04:00 из штаба авиадивизии в подчинённые части поступил сигнал боевой тревоги. Чуть позже авиаполки дивизии стали сообщать о приведении своих подразделений в состояние боеготовности.
В приказе командира 12 БАД 43 полку ставилась задача:
«<…> 43 АП с приданной эскадрильей 209 АП к 14.00 22.6. перебазироваться на аэродром Курополье [12 км севернее Постав, Зап. Белоруссия] и в течение 22.6.41г. действовать по скоплению войск противника в районе Микашувка, Рудавка севернее Августовского канала. Быть готовым к ночным действиям по Сувалки <…>».

К исходу дня 22.06.1941г. сводная эскадрилья 209-го ББАП на Су-2 под командованием командира 4-й АЭ Г.И. Стрельцова перелетела на аэродром Курополье и оперативно вошла в состав 43-го ББАП.
22.06.1941 12-я БАД осуществляла боевые вылеты только силами 128-го СБАП, который за день их произвёл порядка трёх десятков.
«<…> Крайний боевой вылет частей 12-й БАД был произведен на закате дня. Из штаба ВВС фронта поступило сообщение о «парашютном десанте» противника, высадившемся в 16:20 в 50 км к северу от города Лида, численностью до 1000 человек. Перед командованием дивизии была поставлена задача уничтожить десант силами 128-го полка с привлечением 163-го истребительного полка из 43-й ИАД. Однако, реально, в район предполагаемого «десанта» были направлены в 20:00 лишь четыре Р-Зет из состава 43-го БАП <…>»

23.06.1941г. рано утром 43-й полк по приказу командира 12 БАД был перебазирован на площадку у н.п. Б. Ситцы (Докшицкий р-н, Витебской обл., БССР), откуда стал производить (до 25.06.1941) боевую работу по мотомехколоннам в районе Вильно, Лида, Михайлишки, Ошмяны. Отсюда 43-й ББАП 9-ю экипажами Су-2 производил бомбёжку немецких танковых колонн в районе Друскеники, Михалишки, туда же вылетали и 9 самолётов Р-Z. Сообщений о потерях полка за этот день не оформлено.
Во второй половине дня 23 июня от представителей ряда наземных частей в штаб Западного фронта поступила сомнительная информация о том, что немцы захватили г. Вильнюс (Вильно) и их танковые колонны движутся в сторону Молодечно и Минска. С целью выявления и подтверждения подобной информации командование Западного и Северо-Западного фронтов приказало ряду авиачастей регулярно осуществлять проведение воздушной разведки. Такой приказ получило и командование 12-й БАД.
После 15:00 час ряд самолётов-разведчиков обнаружили подход к Вильнюсу несколько танковых и моторизованных колонн. После 17 часов танки противника были обнаружены уже и в районе н.п. Лоск (35 км восточнее Ошмяны) по направлению на Молодечно – Воложин – Минск, а около 20 часов вечера при производстве разведки в районе н. п. Михалишки и в 5 км северо-западнее н. п. Свирь (15 км восточнее Михалишки) обнаружили также ряд мотомеханизированных колонн противника.
Утром и днём 24 июня в разведку, в очередной раз, были отправлены несколько экипажей 128-го и 43-го БАП.

«Во второй половине дня 25 июня ряд экипажей 128-го БАП и 43-го БАП <…> наносили бомбовые удары по колонне немецких танков группы Гота, двигавшейся по дороге Вильно-Ошмяны. Как свидетельствуют документы, летчики 43-го БАП совершили по четыре боевых вылета на разгром мотомехчастей противника в район Ошмяны, в ходе которых не раз приходилось преодолевать атаки вражеских истребителей. <…> В одном из воздушных боев был подбит и получил ранение командир эскадрильи капитан Одинцов К.Ф., но он сумел привести разбитый самолет на свой аэродром.

25 июня примерно с 15:00 до 20:00, по немецким мехколоннам в р-не Ошмяны звеньями действовали Су-2 из 43-го ББАП (с приданной сводной эскадрильей 209-го ББАП). Всего после обеда экипажи Су-2 выполнили около 20 боевых вылетов, в ходе которых было заявлено о нескольких десятках уничтоженных танков и автомашин противника. Полк в результате противодействия от ЗА и истребителей противника потерял в течение дня четыре самолёта сбитыми и два выполнившими вынужденные посадки – последние были оставлены [на местах вынужденных посадок] из-за быстрого продвижения войск противника». 

Су-2 из состава 43-го ББАП, выполнивший вынужденную посадку на аэр. Большие Ситцы 25.06.1941 года., фото https://oper-1974.livejournal.com/577118.html

В течение 25 июня 43-й ББАП с приданной эскадрильей 209-го ББАП совершил более 20 боевых вылетов, в ходе которых, как было заявлено, «<…>авиаторы уничтожили несколько десятков танков и автомашин, а также значительное количество солдат противника. <…>» Однако в течение дня к месту базирования не вернулись ещё 6 своих самолётов.

25 июня немецкая разведка после настойчивых поисков выявила аэродромы базирования полков 12-й БАД и во второй половине дня немцы предприняли попытки их штурмовки. Как и ранее, немецкая ударная авиация действовала весьма эффективно. В результате бомбового удара по аэродрому Большие Ситцы были уничтожены и повреждены шесть Су-2 и два Р-Z 43-го ББАП.

Для недопущения неоправданных потерь командование 12-й БАД приказало не позднее 20:00 час произвести перебазирование самолётов 43-го ББАП: - так трём эскадрильям на Р-Z следовало перелететь на аэродром Травники, а двум другим (на Су-2) – на аэродром Бецкое.

В результате этого перебазирования удалось сохранить материальную часть, что подтвердили немецкие удары в 21:20 –21:30, которые пришлись по пустым авиастоянкам и повреждённым ранее машинам. 

26 июня полки 12-й БАД участвовали в ведении разведки и бомбардировке немецких танковых клиньев в районе Воложин – Молодечно – Сморгонь – Ошмяны.
За этот день в жестоких схватках с истребителями противника и от огня вражеских зениток 43-й ББАП потерял ещё четыре самолета.

Сложившаяся ситуация заставила командованием ВВС Западного фронта приступить к отправке на переформирование наиболее поредевших авиачастей. В составе 12 БАД первым в их число попал 209-й ББАП. С 27.06. личный состав этого полка убывает на переформирование и пополнение в тыл, передав годные самолёты другим, остающимся сражаться, частям.

В сводках штаба 12 БАД появилась официальная информация о наличии потерь за прошедшие дни, где, в том числе, указывались и «потерянные» экипажи 43-го ББАП. Среди них назывались:

- экипаж заместителя командира АЭ капитана Авдеева Александра Ивановича (штурман, лейтенант Стреленко Пётр Филиппович); в более поздних документах указано, что самолёт был подбит огнём зениток и капитан Авдеев направил самолёт на колонну противника, совершив огненный таран; по свидетельству очевидцев капитан Авдеев осознано направил горящий самолет на колонну противника;

-  23.06.1941, время аварии на аэродроме погиб: экипаж заместителя командира АЭ, капитана Дусова Павла Петровича;

- 7.07.1941, не вернулся с боевого задания: экипаж капитана Кабанцова Максима Сергеевича;

- 27.06.1941, на аэродроме погибли: механик авиазвена, воентехник 2 ранга Игнатов Михаил Васильевич;

- 28.06.1941, на аэродроме Бецкое пигиб: пилот, младший лейтенант Журавлёв Николай Николаевич;

- 25.06.1941 не вернулся с боевого задания: экипаж командира звена лейтенанта Зиркина Ивана Ивановича (штурман, лейтенант Свирщевский Валентин Иванович);

- 3.07.1941, погибли в воздушном бою: экипаж лётчика Р-Z, младшего лейтенанта Кейв Анатолия Андреевича (младший летнаб, лейтенант Авдеев Михаил Фёдорович);

- 24.06.1941, не вернулся с боевого задания: экипаж заместителя командира АЭ, старшего лейтенанта Копылова Федора Степановича (стрелок- бомбардир, лейтенант Морозов Петр Мартынович);

- 26.06.1941, не вернулся с боевого задания: экипаж младшего лётчика, младшего лейтенанта Куценко Николая Никитовича (летнаб младший, лейтенант Комаровский Илья Павлович);

- 25.06.1941, при штурмовке нашего аэродрома немецкой авиацией погиб: стрелок-бомбардир звена, лейтенант Мерзляков Александр Павлович;

- 06.1941, погиб в воздушном бою: стрелок-бомбардир, лейтенант Мормуль Кузьма Максимович (уточнение поисковика Геннадия Чернакова: жив, уволен в запас 26.12.1953 года, с принятием на воинской учёт в Днепропетровский ГВК, г. Днепропетровск, Днепропетровская область, Украинская ССР; Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://surl.li/ojcthx );

- 25.06.1941, не вернулся с боевого задания: экипаж заместителя командира АЭ, старшего лейтенанта Решетникова Михаила Александровича (штурман АЭ, капитан Локтионов Андрей Александрович);

- самолёт командира эскадрильи капитана К. Ф. Одинцова был поврежден немецкими истребителями, но лётчик смог довести его до своей территории и произвести вынужденную посадку; самолёт пришлось оставить, но экипаж уцелел.

- 06.1941, не вернулся с боевого задания: летнаб младший, лейтенант Савин Николай Иосифович;

28 июня большая группа немецких самолётов нанесла удар по аэродромам базирования частей 12 БАД - Бецкое и Улла. В период налёта вражеских самолётов на аэродром Бецкое из боевого вылета на разведку возвращался экипаж зам. командира 43-го авиаполка Чука, который «наткнулся» на вражеские самолёты. В ходе воздушного боя майор И.Г. Чук и летнаб капитан А.А. Левин А.А. смогли сбить два самолета противника: Ме-110 – 1 шт и Ю-88 – 1 шт. (примечание - этот эпизод упоминается в представлении на награждение Правительственными наградами, подписанное командующим ВВС Западного фронта 13.07.1941г.).
Такие налёты имели продолжение и 29 июня. Это побудило командование дивизии снова сменить места базирования полков.

Во второй половине дня 29 июня 43-й ББАП приступил к перебазированию на аэродром
Б. Каменка, расположенный северо-восточнее Витебска, а поздним вечером аэродром Бецкое подвергся очередному штурмовому налёту Ме-110. В результате штурмовки были уничтожены не успевшие улететь два У-2 и два Су-2, был ранен один техник, разрушены несколько зданий военного городка, повреждены авиационные стоянки.

30.06.1941г. для срыва форсирования р. Березина в воздух были подняты, сумевшие получить приказ, авиачасти. Воздушная обстановка в районе переправ была сложной. Несмотря на это, летчики 12-й и 13-й БАД, 3-го ДБАК, 313-го ОРАП Зап. фронта  вылетали на задания и наносили удары по переправам и колоннам войск противника, двигавшимся к р. Березина.

«Оперсводка № 012 штаба 12 БАД, Витебск, к 3.00 1.7.41 г.

1. Дивизия в период с 14.00 до 23.00 30.6.41 вела борьбу с танками и мотомехчастями противника в районе Бобруйск. Произведено 46 самолётовылетов.

2. 43 БАП:

– в 16.45 3 самолёта Р-ЗЕТ бомбардировали небольшую колонну танков на дороге Бобруйск, Ст. Дороги с Н=600м. Сброшено 12 ФАБ-50.

– в 16.55 3 самолёта Су-2 бомбардировали мост через р. Птичь у Глусск [45 км юго-западнее Бобруйска]. Бомбы легли левее [моста] 30-50 м. Сброшено 12 ФАБ-50.

– в 17.40 3 самолёта Р-ЗЕТ бомбардировали автомашины в районе Осиповичи (45 км северо-западнее Бобруйска) с Н=700м. Сброшено 18 ФАБ-50.

– в 18.00 2 самолёта Су-2 при полёте в район Бобруйск из-за плохой погоды на маршруте возвратились на свой аэродром.

Не возвратились с боевого задания 1 Су-2 и 1 Р-ЗЕТ, сели вынужденно (предположительно).

4. 128 БАП в период с 12.00 до 22.00 вёл борьбу с танками и мотомехчастями противника в районе г. Бобруйск. Произведено 22 самолётовылета. Донесение о выполнении задачи к моменту составления сводки не поступило <…>»

Экипажи 12-й БАД 30 июня совершили 46 самолетовылетов, не вернулись с боевых заданий (согласно Оперативной сводки № 013 штаба дивизии от 01.07.1941):
— 128-й СБАП – шесть СБ-2;
— 215-й ББАП – один И-15 бис;
— 43-й ББАП – один Су-2 и один Р-Z.

30 июня командование ВВС Западного фронта предписало командованию 12 БАД отправить на переформирование очередной полк - 6-й СБАП. Одновременно было приказано готовиться к отправке на переформирование и 215-му ББАП.

02.07.1941 из-за плохих метеоусловий действия авиации было ограничены: несколько самолетов 128-го СБАП и 43-го ББАП произвели разведку войск в районах Лепель, Глубокое, Докшицы, Плещеницы, Мядель. 43-й ББАП одним звеном Р-Z выполнил бомбардировку вражеских танков в районе н.п. Радунь. С боевого задания не вернулось 3 экипажа: пилот, мл. лейтенант С.З. Кучеров (летнаб, лейтенант М.И. Чубаров), ст. пилот, мл. лейтенант М.С. Рожков (летнаб, лейтенант М.Ф. Авдеев), пилот, мл. лейтенант А.А. Кейв (летнаб, лейтенант А.А. Исмаилов). 
С каждым днём лётные силы оставшихся полков 12-й БАД все более уменьшались.

По состоянию на конец дня 03.07.1941г оба эти авиаполка стали базироваться на аэродроме Б. Каменка, под Витебском, куда 128-й СБАП приземлился в составе восьми самолётов. Сюда же прибыл и 161-й истребительный резервный авиаполк (РезАП), ранее базировавшийся на аэродроме Корчи вблизи Лепеля. Теперь же он был передан для прикрытия бомбардировщиков в состав 12-й БАД.
5 июля вражеская авиация производит воздушные налеты на объекты Витебского аэроузла, которые продолжались и ночью.
«Эти налёты привели к потере 15 самолётов (3 уничтожены полностью, 12 повреждены), что вынудило командование 12-й БАД срочно выводить из-под удара самолеты. Причём, приказ о перебазировании поступил неожиданно. Самолеты с задания возвращались сразу под Смоленск, на аэродром близ поселка Колодня, а техническому составу пришлось добираться до нового места базирования на автомашинах, а некоторым – своим ходом.».

В связи с систематическими ежедневными потерями по состоянию на 05.07.1941 г. 43 полк, выполнив 296 вылетов (из них 170 на Су-2) против соединений 3-й немецкой танковой группы. формально стал небоеспособным. За истекший период ведения боевых действий экипажами полка отмечено уничтожение 118 танков, 1086 автомашин, 22 мостов, 86 орудий, другой техники. 

Потери 43 ББАП составили 33 авиатора - в июле месяце полк потерял, главным образом, Р-Z экипажи:

- 2.07.1941, погибли в воздушном бою: экипаж командира звена Р-Z, лейтенанта Диннер Матвея Давыдовича (младший летнаб, лейтенант, Никитинский Фёдор Фёдорович);

- 2.07.1941, погибли в воздушном бою: экипаж зам. комэска на самолёте Р-Z, старшего лейтенанта Панина Василия Ивановича (летнаб, старший лейтенант Аринушкин Иван Андреевич);

- 3.07.1941, погибли в воздушном бою: экипаж лётчика Р-Z, младшего лейтенанта Кучерова Степана Захаровича (младший летнаб, лейтенант Исмаилов Абдурахман Абдыкович);

- 3.07.1941, погибли в воздушном бою: экипаж лётчика Р-Z, младшего лейтенанта Рожкова Михаила Сергеевича (младший летнаб, лейтенант Чубаров Михаил Иосифович);

- 3.07.1941, погибли в воздушном бою: экипаж лётчика Р-Z, младшего лейтенанта Кейв Анатолия Андреевича (младший летнаб, лейтенант Авдеев Михаил Фёдорович);

- 4.07.1941, не вернулись с боевого задания из района  Бешенковичи: экипаж командира звена Су-2, старшего лейтенанта Лугового Владимира Павловича (летнаб младший, лейтенант Гаджиев Мансур-Гаджи-Баба оглы);

В первоначальный период войны на Западном фронте, боевые действия полка производились в исключительно трудных условиях: большая часть самолётов Р-Z были устаревшей конструкции, из-за отсутствия истребителей в дневное время экипажи работали без прикрытия, из-за чего состав 43-го полка нёс неоправданные потери; на действия полка отрицательно влияла и частая смена аэродромов (площадок) - на их смену оказывало влияние быстрое продвижение на восток вражеских мехколонн; пользуясь отсутствием истребителей прикрытия противник регулярно штурмовал наши аэродромы базирования, порой в сутки происходило 5-6 штурмовых налётов вражеской авиации. Поэтому с определённого момента для прикрытия собственного аэродрома командование вынуждено было использовать дежурство на самолётах Су-2. Результаты оказались весьма положительными, особенно при встрече с бомбардировщиками и истребителями Ме-110 противника.

07.07.41 г. 43 ББАП исполняя приказ приступил к выведению личного состава в тыл для переформирования, пополнения и укомплектования авиационной техникой. 8 июля убыл напереформирование и 128-й БАП.".

s20822789.jpg

Схема боевого пути 43 ббап 12 бад с 22.06.1941 по 7.07.1941

6. Список военнослужащих 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Документы (портал “ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945”: https://surl.lt/ojnjlr ). 

 

 

 

 

Регион Республика Таджикистан
Воинское звание Лейтенант.
Населенный пункт: Душанбе
Воинская специальность Младший лётчик - наблюдатель экипажа авиационной эскадрильи 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка, 12 бомбардировочной авиационной дивизии, ВВС Западного фронта.
Место рождения РСФСР, Закаспийская область, Худжандское приставство, г. Худжанд.
Годы службы 1938 1941
Дата рождения 9.11.1917
Дата смерти 3.07.1941

Документы

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Учётно - послужная картотека.

Приказ об исключении из списков.

Приказ об исключении из списков.

Приказ об исключении из списков.

Приказ об исключении из списков.

Список безвозвратных потерь 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка.

Список безвозвратных потерь 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка.

Список безвозвратных потерь 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка.

Список безвозвратных потерь 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка.

Фотографии

Лейтенант ИСМАИЛОВ А. А.

Лейтенант ИСМАИЛОВ А. А.

Р-Z — советский многоцелевой одномоторный самолёт, материальная часть 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка.

Р-Z — советский многоцелевой одномоторный самолёт, материальная часть 43 ближне-бомбардировочного авиационного полка.

Захоронение (предположительное) лейтенанта ИСМАИЛОВА А. А.: РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: Минская область, Борисовский район, деревня Старое Янчино, братское воинское захоронение.

Захоронение (предположительное) лейтенанта ИСМАИЛОВА А. А.: РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ: Минская область, Борисовский район, деревня Старое Янчино, братское воинское захоронение.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: