Исыпов Сергей Иванович
Исыпов
Сергей
Иванович

История солдата

Исыпов Сергей Иванович родился в 1926 году.

Когда началась война ему было всего 15 лет. Несколько раз просился и даже убегал на фронт. Добровольцем ушел на войну с Рубцовского РВК в 1943 году. Был смелым и умелым солдатом, честно и преданно защищал Родину от фашистских захватчиков. На поле боя был ранен, контужен. Имел множество наград (медали, Орден Отечественной войны  2 степени). Являлся Ветераном войны и труда.

Регион Алтайский край
Населенный пункт: Рубцовск

Воспоминания

Leer Vera

Слезы защитника Отечества.


"Мальчишка плачет, если он побит: он маленький он слез не прячет.
Большой мужчина плачет от обид: не дай Вам Бог увидеть, как он плачет».


Мне дважды довелось видеть слезы человека, который прошел через горнило войны.
В первый раз это было в конце 70-х. Мы приехали в деревню Половинкино Семипалатинской области, чтобы познакомиться с родителями жениха и обсудить условия проведения свадьбы. Вечером мы собрались домой. Чтобы дойти до автобусной остановки нужно было пройти через все село. Возле одного из домов сидел пожилой человек с палкой в руке. Отец сначала вскользь, а потом повнимательнее посмотрел на него. Поздоровались. Заговорили о погоде. Вдруг лицо отца побелело, руки сжались в кулаки, и он набросился на старика с кулаками. Мы оттащили его, довели до автобусной остановки. А он всю дорогу твердил: "Предатель. Подлец. Предатель"
Мы ничего не могли понять. И только когда мы оказались дома, он рассказал: "Был страшный бой. Много наших полегло. Все земля была усеяна мертвыми телами. Но немцам и этого показалось мало. Они шли по полю и добивали раненых. Среди них был и этот человек. Правда тогда он был моложе. Но этот голос я не забуду никогда". Отец плакал, нет, не плакал - рыдал, бил кулаками по столу и повторял: "Предатель. Подлец".
Второй раз я видела отца плачущим, когда училась в институте.
Вечером, готовясь к экзаменам я перечитывала биографии писателей, вспоминала и читала стихи. Когда я читала стихотворение "Варварство" Мусы Джалиля, \см ниже\ вдруг услышала всхлипывание. Я подумала, что мне показалось, потому что кроме нас с отцом дома никого не было. Но когда я вошла в соседнюю комнату: на диване, уткнувшись в подушку папа плакал. Стыдливо начал вытирать слезы, извиняясь за малодушие. Похвалил, что хорошо читаю, поговорили о Мусе Джалиле, рассказал о том, какие талантливые парни погибли на войне. Потом вдруг попросил, чтобы я никому не говорила, что видела его плачущим. Я пообещала. Хотя сейчас думаю: нет ничего плохого в том, что мужчины плачут. Это говорит о чистоте души, о человечности, что не ожесточила солдат война. Слезы - это не признак слабости, а признак того, что у человека есть душа.
Отец умер. Сказались и ранения, и контузия, и тяжелая послевоенная жизнь.
Я не сдержала слова.
ПРОСТИ, ОТЕЦ !

Я долго думала: писать или не писать. Потом решила написать этот небольшой рассказ; чтобы мы, наши дети и внуки помнили, какою ценой достается мир на Земле. Но несмотря на то что пережили наши деды и отцы, они остались людьми с человеческими чувствами.

Когда я смотрю фильмы, слушаю песни или читаю стихи о войне я часто вспоминаю отца и мысленно благодарю всех воинов Великой Отечественной войны за ту свободу и счастье, которые они нам подарили.

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг.
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг.
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка.
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать.
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама.
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ребенок.
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь.
Две жизни и одна любовь.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих.
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Муса Джалиль. 1943г.

Ради жизни на земле.

Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Я училась в 5 классе.
В школе нам задали учить отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
При заучивании я постоянно спотыкалась, а отец меня поправлял.
Я удивилась, прошло почти 30 лет, а он помнит поэму «Василий Тёркин» наизусть.
На вопрос: "Ты был отличником?"
Он ответил:
"Нет. Я учился в трудное предвоенное время. В то время мы жили бедно, как и все. Детьми мы помогали родителям дома, работали вместе с ними в колхозе и учились в школе. Тогда больше думали о хлебе насущном, как бы не умереть с голоду. И постоянно хотелось есть. А когда голоден, учеба плохо идет.
А поэму «Василий Тёркин» знали почти все, она помогала нам воевать и выжить. Это поэма - о нас, о солдатах Великой Отечественной войны.
Поэму цитировали, Василием Теркиным восхищались, на него ровнялись.
Мне повезло, на войне рядом с нами был такой же человек, как Василий Теркин - отважный, веселый: всегда шутил, умел красиво петь и играл на гармони. Его звали дядя Коля. Кстати, это он научил меня играть на гармошке.
На протяжении всей войны Василий Теркин и дядя Коля поднимали нам, солдатам, дух в битве с фашистами.
А знаешь что мы часто повторяли друг другу?
-Не унывай!
И сразу вспоминали Василия Теркина, а я, еще и дядю Колю.
Это помогало нам вынести тяготы войны.
Мы защищали свою Родину, вели страшные, смертные бои не ради славы, ради жизни на земле.
И просим, чтобы Вы помнили, какою ценой завоевано счастье для Вас, потомков."



Немного об А. Т. Твардовском:
В этом году, 21 июня 2020 г. Твардовскому А.Т. исполняется 110 лет со дня рождения, а поэме «Василий Теркин» - 75 лет со дня окончания ее написания.
Свою «книга про бойца без начала, без конца» он начал печатать с начала войны и до 1945 года.
Произведение имело большой успех не только у солдат, но и у тружеников тыла.
Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, то получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения.
Это одно из главных и лучших произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание.
Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и сейчас хорошо известна каждому школьнику.
За поэму «Василий Теркин» Твардовский А.Т. был удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Твардовский прошел всю войну: от начала до конца.
22 июня 1941 года Твардовский прекращает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт.
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Он становится военным корреспондентом, оказывается в самых горячих точках войны: пишет, участвует в сражениях.
... Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Это не придуманные строчки, а пережиты им, прочувствованны.
...Все худое он изведал,
Он терял родимый край
И одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай!
С первых дней годины горькой
Мир слыхал сквозь грозный гром,
Повторял Василий Теркин:
– Перетерпим. Перетрем…

Александр Трифонович Твардовский — русский советский писатель, поэт и прозаик, переводчик, журналист, специальный корреспондент. Подполковник (1945). Главный редактор журнала «Новый мир».
За высокие заслуги перед Родиной А. Т. Твардовский
награжден многими медалями, орденами и премиями.

Вечная слава воинам Великой Отечественной войны!

Слово-великая сила

Слово-великая сила.

"Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести".
В. Шефнер.



В последние 20 лет чиновники пытаются усиленно нам внушить, что народ в России никогда так хорошо не жил, как сейчас. Что это заслуга нынешней власти и капитализма; при этом всячески оплевывают СССР и социализм.
Но надо признать, что советское образование было бесплатным и доступным абсолютно всем. И учителя в советских школах не услугу оказывали, а обучали и воспитывали детей. Учитель для ребенка был авторитетом, добрым и мудрым другом.
В школах было шумно, но никогда не было ругани, брани.
Сегодня бранная речь стала для многих людей привычной, ежедневной, нормальной, в том числе и в учебных заведениях.

Я вспоминаю рассказ отца:
"Я учился тогда в 3 классе. Вместе со мной учился Вовка, матершинник страшный. Моя мама всегда говорила мне: "Не водись с Вовкой, он тебя хорошему не научит, лучше дружи с Петей"
Мама не понимала, что мы не делились на плохих и хороших пацанов, просто мы вместе играли на улице, гуртом ходили в школу, учились в одном классе, бегали на переменах.
Однажды, на перемене, учитель услышал как у Вовки вырвалось бранное слово.
Он обнял его за плечи, сказав: "Пошли, поговорим!"
По дороге домой мы засыпали Вовку вопросами:
- Ругал?
- Что, родителей вызвал?
- К директору водил?
- Из школы выгонят?
На все эти вопросы Вовка угрюмо ответил одним словом : "Нет".
Больше мы от него ничего не добились. Но после этого он сильно изменился.
Мы не знаем о чем Вовка с учителем разговаривали, какие доводы учитель приводил о вреде мата, бранных слов; но с тех пор, на протяжении всей жизни, мы от Вовки ни одного ругательного слова не слышали. Вот какая сила у слов.
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»

Работая в школе, мне часто приходилось беседовать с детьми, проводить беседы, лекции о разрушительном действии бранных слов на детскую психику.
В то время я часто вспоминала этот случай, мне было очень интересно: какими словами, чьим примером, учитель за несколько минут навсегда отучил ребенка ругаться.
Действительно, сила у слова огромная, слово - это великое орудие в устах человека.
Бывают разные слова:
Те, прозвучав, как в воду канут,
От тех кружится голова,
Ну а от многих уши вянут.
Есть слова-разрушители, слова-паразиты, слова - вредители, слова - кандалы: к таким словам относится нецензурная речь, грубые слова, мат, сквернословие, брань.
Они разрушают отношения, душу, тело.
«Слово бьет иногда насмерть», - говорил А. Грин.
Посудите сами, как же больно услышать от родного, близкого человека то, что вы ему не нужны, безразличны.
В повседневной жизни сквернословие разрушает вокруг говорящего защитное поле и «бумерангом» поражает его.
К сожалению, нередко наблюдаешь такую картину: идут симпатичные подростки, что-то обсуждают между собой, а из их уст через слово – мат. Мало того, что они засоряют родную речь, так ещё и разрушают себя, свою личность.
Слово, может объединить людей, может дать силу, надежду, словом можно спасти от уныния, депрессии или болезни. Еще Гиппократ говорил: "Для исцеления человека существуют три вещи: первая-это слово, вторая- это трава, третья-это нож".
В культуре каждого народа есть свои поговорки, пословицы о силе слова. Английская пословица гласит: «Будь осторожен со словами: они могут быть во благо, а могут и во вред».
«Слово – дело великое», - писал Л. Н. Толстой. Великое, потому что словом можно ранить и исцелить, убить и возродить к жизни, слово может служить любви, может - вражде и ненависти.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

О том как можно словом убить и спасти, я расскажу в другой статье.
А сейчас расскажу легенду о великой силе слова, которая помогает полки за собой повести.

Эту "Легенду об Учителе" я часто рассказывала своим ученикам:
"В полку во время битвы погиб полководец. Нужно было чтобы кто-то возглавил полк. Выбор пал на простого учителя. Он не был специалистом в военном деле, поэтому решил отказаться: "Извините, но я хромой, хилый и не обладаю военным искусством".
Но его доводы не были услышаны и ему пришлось возглавить полк.
Да, он не обладал военной наукой, но зато был превосходным оратором.
Правильно подобранное слово в устах оратора – оружие. Оно может жечь огнём «сердца людей», звать за собой на подвиг.
Учитель любил свою Родину, был удивительно храбрым и бесстрашным человеком.
Он шел впереди полка и призывал воинов сплотиться и встать на защиту Русской земли.
Учитель поднимал дух воинов: говорил о справедливости, чести, бесстрашии, осуждал подлость и трусость; о том, как важно не потерять человеческого достоинства в трудное время.
Воины, воодушивившись речами Учителя, готовы были отдать за Родину все, даже собственную жизнь.
Благодаря дару убеждения, Учитель заставил массы не только пойти за ним, но и победить".
Вот такая великая сила у слов.
Словом можно не только убить или спасти, но и полки за собой повести.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: