Иванов Александр Петрович
Иванов
Александр
Петрович
Герой Советского Союза, гвардии капитан

История солдата

В музее школы №2 хранится старая летопись. Она создавалась в 60-е годы, когда существовала пионерская организация,  и действовал штаб Красных следопытов. Эта старая летопись – бесценная хроника небольшого промежутка времени жизни школы, отражающая ценности, стремления и гражданскую позицию школьников и учителей того времени. Летопись посвящена герою Советского Союза Иванову Александру Петровичу.

  Александр Петрович – наш земляк, родился в 1919 году в деревне Елемцы Городецкого сельсовета Лужского района. Закончил там начальную школу. С 5 по 8 класс (1932-1936гг.) учился в школе №2. Потом семья переехала в Ленинград.

Летопись отражает интересные моменты встреч в учениками школы№2, сохранились письма, присланные на праздники открытки, фотографии и воспоминания Александра Петровича. В июне 1942 года -  А.П. Иванов был назначен заместителем командира танкового батальона 44-й гвардейской танковой бригады 11-го гвардейского танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии Первого Украинского фронта.

 

Из воспоминаний: «17 июля 1944 года наша гвардейская часть была сосредоточена в лесах 35-40 км. Восточнее реки Буг.  В то время там проходила оборонительная линия  фашистов. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки наша часть двумя клиньями врезалась в фашистскую оборону и углубилась в тыл противника. Танкисты, под командованием гвардии полковника Гусаковского, шли передовым отрядом левого клина. В то время я был заместителем командира 3-го танкового батальона, которым командовал гвардии капитан Алексей Карабанов. Нам были оказаны большая честь и доверие – возглавить разведку на острие танкового клина. Задача, поставленная полковником Гусаковским, была короткой и ясной: без потерь дойти до Буга, форсировать его, зацепиться за «пятачок» на западном берегу, держать его до подхода основных сил. На прощание Иосиф Ираклиевич сказал: “Сделаешь это, Иванов, - представлю к званию Героя Советского Союза.”

        Менее всего я думал тогда о звании Героя, а вот как дойти до Буга на острие клина, как сохранить от потерь свою маленькую боевую группу, как успешно форсировать реку и удержать плацдарм – вот эти мысли занимали меня и перед входом в прорыв и во время его. Мы неоднократно оговаривали все возможные варианты действий нашей группы, чтобы на расстоянии , в движении хорошо понимать друг друга. Нам было строго приказано не задерживаться на узлах сопротивления фашистов, не ввязываться «в драку» , обходить опорные пункты врага и лишь сообщать по рации места обнаружения пртивника и маршрут своего обхода, с главной задачей – быстрее вперёд.

     При встрече с наземным врагом нас выручали слаженные действия экипажей, особенно механиков-водителей, умело маневрировавших отличной боевой машиной того времени – танком Т-34, а вот воздушный враг был для нас очень опасен.

     Не имея зенитной защиты. Наши «коробочки» были сверху легко уязвимы для штурмовиков. И хотя их авиация появлялась в небе не часто, мы всегда вели круговое наблюдение, быстро принимали решение и маскировались. Это выручало нас не однажды.

       Автомобили и мотоциклы врага, встречавшиеся нам изредка при выходах на дороги, мы не пропускали, старались уничтожить всё, что могло выдать фашистам нашу группу, её количество, место и направление.  С первой частью задачи мы справились успешно, когда тёплым июльским вечером вышли на лесистый восточный берег Буга. Наблюдая в бинокль за селом, расположенном на левом берегу, я видел на улице спокойное передвижение машин и групп немецких солдат.  Это говорило о том, что наше пребывание не было замечено.

         Левее, километрах в двух, виднелась ещё одна прибрежная деревня, утопающая в зелени садов, а за ней вглубь, километрах в трёх, была железнодорожная станция Клусув и южнее её м. Сокаль.  Захватить  и удержать станцию. Задача была бы выполнена отлично, но хватит ли сил? Примерно через час-полтора инженерная разведгруппа десанта, посланная мною на поиски возможной переправы через Буг, доложила, что мостов поблизости нет, но найден брод, глубиной менее 1,5 метра, т.е. проходимый для наших танков.

        Не теряя времени, мы сосредоточились к месту брода, и первый танк, взревев мотором, опустился с берега в воду. Западный берег Буга значительно выше и круче восточного, но опытный механик-водитель, не меняя скорости и темпа движения, умело преодолел песчаный подъём и вышел на западный берег реки. Первый русский танк на польской земле.

    На этом маленьком, узком участке Советская Армия начала свою миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.

    У механика-водителя второго танка получилось неудачно. На взрыхлённой песчаной почве гусеницы танка забуксовали, стали зарываться. Потребовалась помощь третьего танка. Учитывая крепость дна, крутой рыхлый снег, мы начали форсировать реки на максимально возможной скорости. На “полном газу”.

     Наши манёвры, конечно же, не остались не замеченными. Вскоре отвратительно завыли вражеские мины, разрываясь поблизости в водах Буга, появилось звено лёгких немецких самолётов. Фашисты сбросили на нас небольшой запас бомб. При этом бомбили настолько поспешно и не прицельно, что мы не понесли никаких потерь, ни в людях, ни в технике. Вырвавшись на западный берег, широкой развёрнутой линией, используя манёвр и скорость танков, рванули на станцию Клусув. Сходу ведя огонь из пушек, ворвались в пристанционный посёлок, забитый тяжёлыми грузовыми автомобилями фашистов с награбленным добром. На железнодорожных путях стояло два товарных состава и фашистский бронепоезд. Ха всю войну я , да и , пожалуй, все мои товарищи, впервые столкнулись с бронепоездом. Мы знали, что по количеству пушечного вооружения бронепоезд значительно превосходит нас, и если он выйдет со станции, нам будет очень трудно бороться с ним.

        Трассирующий снаряд в сторону бронепоезда. И мы поняли замысел: разбить паровоз и не дать ему уйти со станции. Началась артиллерийская дуэль. Наше преимущество было в манёвре между станционными зданиями. Разведчики и сапёры автоматным огнём, прикрывая танки с тыла, расправлялись с немецкими солдатами и шоферами.

       Прошло немного времени и меткими выстрелами мы пустили «пары во все стороны» - паровоз буквально тонул в собственном пару. Немцы бросили свой бронепоезд, спасаясь бегством. Станция Клусув была нами взята.

        Одержанная нами победа на станции – результат дружных действий экипажей танков, десанта, наших энергичных манёвров. Вскоре к нам прибыл заместитель командира по политчасти. Он поздравил нас с успехом, сообщил, что остальные танки также переправляются через Буг, но вынуждены вести тяжёлый бой с танками противника. Мы получили приказ удержать станцию.

       Нас тупила ночь, сапёры взорвали железнодорожные стрелки, с тем, чтобы враг не смог увезти поезд ночью. Мы заняли круговую оборону и с нетерпением поджидали подхода остальных сил. Ночью фашисты пытались разведать наши силы, но мы были начеку и снова отбили попытки врага.

         Наступило утро, а подкрепление ещё не подошло. Справа слышался огневой бой танковых пушек, а вскоре и нас атаковали фашистские танки, поддержанные пехотой и артиллерией.

          Шесть танков “тигр”, четыре танка Т-4 и до батальона пехоты с артиллерией., вероятно, имели задачу сбить наш заслон и с фланга зайти в тыл.

          Начался неравный ожесточённый бой .  Лобовая броня “тигров” была неуязвима для снарядов. Но, используя наши позиции на  станции, с возможностью манёвра, мы подбили два “тигра”. Подожгли  три танка Т-4. Нанесли урон наступающей пехоте. В этом бою тяжёлые потери понесли и мы. Сгорел один танк, один был разбит. У моего танка была разбита правая гусеница, был выбит поддерживающий каток, рация тоже была разбита. Появились убитые и раненые. А враг уже ворвался на станцию. Надо отходить, а состояние гусеницы, державшейся чудом, ежеминутно грозило разрывом. Это была катастрофа.

       Двумя танками с оставшимися воинами десанта мы по лощине и оврагу, в обход высоты отошли в прибрежное село, куда ранее отправляли раненых. Здесь мы решили драться до последнего. Да и отходить было просто некуда.

       К обеду мы с радостью встречали наши долгожданные танки, пехоту, артиллерию, и сразу же атаковали фашистов. Короткий бой, стоивший фашистам ещё двух подбитых танков, и мы снова ворвались на станцию. Здесь встретили экипаж пятого танка, отрезанного от нас фашистами. Друзья рассказали нам, что в разгаре боя на станции вражеским снарядом буквально был обрезан ствол пушки. Командир машины был убит, танк стал безоружным пред немецкими танками. Прорваться стало невозможным. Тогда механик-водитель старшина Василий Соколов принял правильное решение. Обнаружив огромную воронку от авиабомбы, он спустил в неё свой танк, снял пулемёты и, взяв запас гранат, укрылся на чердаке близ лежащего здания. Он готов был драться с врагом, за свою жизнь и своего “раненого боевого друга”.

    За эту операцию по освобождению станции товарищи из нашей группы были представлены к наградам. В их числе старшина Соколов – к Ордену Ленина.

      Поставленная задача была нами выполнена полностью. Вытащив танк Соколова, три боевые машины, повреждённые, но не побеждённые, следовали в свою большую семью. Наше возвращение вызвало удивление и искреннюю радость наших боевых друзей.

   Радость боевых друзей, большая благодарность командования за выполненную боевую задачу – были в то время самой лучшей, приятной наградой:  ужин был самый “сладкий”, сон короткий. А на завтра приказ – и снова вперёд, на остриё танкового клина в направлении на м. Томащув, Рава-Русская, Радымно.

    Дорогие друзья! На этом я заканчиваю вои воспоминания о первых боях за освобождение Польши, когда наши войска форсировали реку Буг и перешли западную государственную границу нашей Родины. Что касается боёв, за которые я был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, то они продолжались ещё  на реке Сан, где я уже принял командование батальоном, который продолжал быть передовым отрядом вплоть до форсирования реки Вислы.

       Герой Советского Союза, гвардии капитан в отставке А.П. Иванов, 23 мая 1965 год. »

 

 Нашими ребятами проведены исследования, найдена литература, в которой упоминается наш земляк. Николай Кириллович Попель. Бригаде "Революционная Монголия"- Москва. Ордена "Знак почета" ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССР ,1977;

 Авторы военных мемуаров А.Х. Бабаджанян, Н.К. Попель, М.А. Шалин, И.М. Кравченко   “ЛЮКИ ОТКРЫЛИ В БЕРЛИНЕ”- Боевой путь 1-й гвардейской танковой армии М., Воениздат, 1973, также написали об А.П. Иванове.

Мемориальная доска на здании школы напоминает о нашем земляке.

Умер Александр Петрович в 1996 году, похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.

 

Регион Ленинградская область
Воинское звание Герой Советского Союза, гвардии капитан
Населенный пункт: Луга

Документы

Иванов Александр Петрович.png

Иванов Александр Петрович.png

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
Музей школы №2
История солдата внесена в регионы: