Иванов Виктор Николаевич
Иванов
Виктор
Николаевич
гвардии старшина
Дата рождения: 1916

История солдата

Служил в 16 скоростном бомбардировочном авиаполку.

Участник Советско-финской войны в составе 9 воздушной армии. Указом Президиума ВС СССР от 21 мая 1940г. младший командир Иванов награжден орденом Красной Звезды.

После войны с Финляндией полк вошел в состав 11 смешанной авиационной дивизии.

В 1941г. полк базировался в районе поселка Желудок (Белоруссия). 2-3 мая 1941 года полк передислоцировался с аэродрома Желудок на полевой аэродром в Черлена, где завершал переучивание на "Пе-2".

К 22.06.41 г. имел на вооружении 24 самолета СБ, а также 37 Пе-2.

В первый день войны в результате 32- минутного налета немецких бомбардировщиков на аэродром Черлена на земле были уничтожены 12 Пе-2 и 14 СБ, разрушена взлетно-посадочная полоса.

С 23 июня личный состав полка в составе дивизии начал отход в тыл на переформирование.

В августе 1941г. старший сержант Иванов воздушный стрелок радист 261 пикирующего бомбардировочного авиаполка 11 смешанной авиадивизии Брянского фронта (командир полка- Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич).

27 августа полк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных). С 28 августа полк приступил к боевой работе.

28 августа звено управления в составе двух самолетов в 19-00 вылетело для бомбардировки с пикированием моста на р.Десна в 5км. юго-восточнее г.Новгород Северский. Оба экипажа на свой аэродром не вернулись. Экипаж: помощник командира полка Герой Советского Союза майор Мартынов Михаил Иванович, начальник связи полка лейтенант Жидов Константин Николаевич, стрелок радист старший сержант Иванов Виктор Николаевич, после выполнения боевого задания потерял ориентировку и совершил вынужденную посадку в районе п.Гостомель. При посадке были погнуты винты. После замены винтов, 31 августа, самолет перелетел на свой аэродром.

07 сентября Виктор Николаевич участвовал в двух боевых вылетах в район Семцы. Один из вылетов произведен в 09-35 четырьмя самолетами 1-й авиаэскадрильи (АЭ) и одним 2-й АЭ.

10 сентября- 1-й вылет в 07-35 на бомбардирование мотомеханизированных частей противника в районе г.Новгород-Северский (Черниговская обл.). 2 самолета 1-й АЭ, звено управления 1 самолет. 2-й вылет в 12-00, 2 самолета 1-й АЭ и самолет звена управления бомбили колонну противника на дороге Горбов-Глухов.

В период с 28 августа по  19 сентября 1941г. совершил 12 боевых вылетов. Представлен к ордену Красной Звезды, приказ о награждении от 07 ноября 1941г.

30 сентября 1941г. экипаж: заместитель командира полка Герой Советского Союза майор Мартынов Михаил Иванович, штурман полка старший лейтенант Армашев Григорий Иванович, стрелок радист старший сержант Иванов Виктор Николаевич в 16-30 с высоты 400м. бомбардировали колонну противника на дороге Ямполь- Белица и обстреляли автоколонну на дороге Ямполь- Симоновка. Уничтожено 5 танков, 9 автомашин, до 200 солдат и офицеров, от обстрела загорелись 5 автомашин. Сброшено авиабомб ФОБ-50 6шт., АО-2,5 150 шт.

С июня 1942г. командир полка- Герой Советского Союза майор Мартынов Михаил Иванович.

С августа 1942г. полк вошел в состав 204 бомбардировочной авиадивизии и приступил к боевой работе.

04 сентября 1942г. 9 самолетов полка вылетели на бомбардировку войск противника в район Попцово-Церковище (восточнее г.Сычевка, Смоленская обл.), были атакованы 15 истребителями противника Ме-109 (Мессершмитт). В воздушном бою стрелками полка сбито 2 вражеских истребителя.

21 сентября 1942г. Виктор Николаевич  совершил 2 боевых вылета в район г.Ржев.

04 декабря- 3 вылета в район д.Благуша (Смоленская обл.)

17 декабря- 3 вылета на уничтожение войск противника в районе Софьино, Сидорово, Городня.

В период с 20 июля 1942г. по 01 февраля 1943г. старшина Иванов совершил 27 успешных боевых вылетов. Представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 23 марта 1943г. награжден медалью «За отвагу».

Виктор Николаевич был флагманским стрелком- летал в экипаже командира полка.

С 25 января 1943г. командиром полка назначен майор Дымченко Василий Иванович. Майор Мартынов был назначен заместителем командира 204 бомбардировочной авиадивизии, с присвоением звания подполковник.

23 февраля 1943г. 9 самолетов Пе-2 полка, ведомые подполковником Мартыновым вылетели в район г.Жиздра для бомбардировки войск противника. При выходе к цели самолеты были атакованы истребителями противника. В воздушном бою было сбито 7 наших бомбардировщиков. Экипаж: подполковник Мартынов Михаил Иванович, штурман полка майор Армашев Григорий Иванович, стрелок радист старший сержант Иванов Виктор Николаевич, сбросив бомбы на цель, горящим, ушел в сторону линии фронта. Когда огонь подобрался к кабине стрелка, Виктор Николаевич выбросился с парашютом. Приземлился на территории, занятой противником.

Числился пропавшим без вести (возможная причина того, что командование воздушной армии не поддержало представление к ордену Красного Знамени и наградило медалью «За отвагу»).

Виктор Николаевич попал в плен, бежал из лагеря, воевал в партизанском отряде.

В 1944г. вернулся в свою часть, ставшей Гвардейской. Воевал флагманским воздушным стрелком радистом 3 гвардейской Смоленской бомбардировочной авиадивизии, летая в экипажах, возглавляемых командиром дивизии генерал-майором авиации Андреевым Сергеем Павловичем или его заместителем гвардии подполковником Мартыновым.

За войну гвардии старшина Иванов совершил 84 боевых вылета. Приказом от 30 апреля 1945г. награжден орденом Красного Знамени.

Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.  

Регион Саратовская область
Воинское звание гвардии старшина
Населенный пункт: Саратов
Место рождения г.Саратов
Дата рождения 1916

Боевой путь

Дата призыва 1937
Боевое подразделение 261 бомбардировочный авиаполк, 123 гвардейский Смоленский бомбардировочный авиаполк

261 пикирующий бомбардировочный авиаполк формировался в пос.Монино (Московская обл.). Основу полка составили группы летно-технического состава 45 и 16 скоростных бомбардировочных авиаполков, прибывших для переучивания на самолет Пе-2. Командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич.

27 августа 1941г. 261 пикирующий бомбардировочный авиаполк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных).

С 28 августа полк приступил к боевой работе. Совершено 11 самолетовылетов в район Новгород-Северский (Черниговская обл.). С задания не вернулись 6 экипажей, 3 из них, потеряв ориентировку, совершили вынужденные посадки.

29 августа- 1 разведывательный вылет, 6 вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в район Сагутьево (Брянская обл.). Состав полка- 12 исправных и 2 неисправных самолета.

30 августа 1-я и 2-я авиаэскадрильи полка совершили по 3 вылета, всего произведено 25 самолетовылетов. 1 самолет сбит зенитной артиллерией противника, экипаж погиб. Состав полка- 10 исправных и 3 неисправных самолета.

31 августа- 12 самолетовылетов для бомбардировки противника в районе д.Темная и моста через р.Дисна юго-восточнее г.Новгород-Северский. С задания не вернулись 2 экипажа. 2 самолета, совершившие вынужденную посадку 28 августа вернулись, третий, потеряв ориентировку, потерпел аварию при совершении вынужденной посадки и был сдан в ремонт в г.Орёл. Состав полка: 8 исправных самолетов, 5 неисправных.

01 сентября совершен 21 самолетовылет. Зенитной артиллерией противника сбито 2 самолета. 1 самолет разбит при посадке. Состав полка: 5 исправных и 5 неисправных самолетов.

02 сентября 3 самолета Пе-2 с 07-05 до 08-00 выполняли задание в районе д.Муравьи (Сумская обл.). Были атакованы истребителями противника. 1 самолет сбит. Состав полка: 7 исправных и 2 неисправных самолета.

03 и 04 сентября полк вылетов не производил.

05 сентября выполнено 6 вылетов на бомбардировку скопления танков противника в район станции Знобь-Новгородское (Сумская обл.) и 1 вылет на разведку.

06 сентября- 14 боевых вылетов в район д.Свмцы (Брянская обл.).

07 сентября- 32 самолетовылета в район Семцы- Романовка- Бугаевка.

08 сентября выполнено 3 вылета для лидирования самолетов, 1 вылет на разведку. Зенитной артиллерией противника сбит 1 самолет. Состав полка: 6 исправных самолетов и 2 неисправных.

09 сентября- 8 самолетовылетов в район Ивот- Новгород-Северский. 1 самолет сбит истребителями противника. Состав полка: 4 исправных и 3 неисправных самолетов.

10 сентября- 7 самолетовылетов. При заводке одного из самолетов на место стоянки была сломана правая сторона руля глубины. Состав полка: 4 исправных и 3 неисправных самолетов.

11-13 сентября полк вылетов не производил.

14 сентября- 1 самолетовылетов на бомбардировку частей противника в район г.Новгород-Северский. Полк перебазировался на аэродром Столбище (Орловская обл.).

15 сентября- 8 боевых вылетов в район Вовна и Глазовое (Сумская обл.). Состав полка: 5 исправных самолетов (3 самолета 1-й авиаэскадрильи, по одному во 2-й и в звене управления) и 2 неисправных.

16 сентября- 17 самолетовылетов в район с.Ивот (Сумская обл.).

17 сентября- 9 вылетов в район с.Шатрище

18 сентября- 10 самолетовылетов в район Шатрище- Вовна. Временно исполняющим обязанности комполка назначен подполковник Юзеев Леонид Николаевич.

19 сентября- 15 самолетовылетов в район с.Шатрище и с.Вовна. У одного из самолетов отказа мотор. Состав полка: 4 исправных самолета и 3 неисправных.

20 сентября- 10 самолетовылетов в район сел Калиевка, Бирино, Дубровка (Сумская обл.).

21 сентября полк вылетов не производил.

22 сентября произведено 11 самолетовылетов для бомбардировки войск противника в районе сел Калиевка, Шатрище, Ямполь.

23 сентября полк вылетов не производил.

24 сентября полк произвел 18 самолетовылетов в район сел Калиевка, Шатрище, Ямполь. Состав полка: 5 исправных самолета и 2 неисправных.

25 сентября полк произвел 10 самолетовылетов в район сел Калиевка, Ямполь. 

26 сентября полк вылетов не производил. Один самолет был разобран и отправлен для ремонта на ст.Монино. Состав полка: 5 исправных самолетов и 1 неисправный.

27 сентября полк произвел 8 самолетовылетов на бомбардировку аэродрома противника в г.Новгород-Северский, войска противника в районе с.Шатрище. В районе цели экипажи обстреляны зенитной артиллерией и пулеметами противника. Состав полка: 3 исправных самолетов и 3 неисправных.

28 сентября- 6 разведывательных вылетов с бомбометанием. Экипажи были атакованы истребителями противника. Состав полка: 1 исправный самолет и 5 неисправных.

29 сентября полк вылетов не производил. Состав полка: 3 исправных самолетов и 3 неисправных.

30 сентября произведено 3 самолетовылета на бомбардировку в район Ямполь- Белица. Состав полка: 4 исправных самолетов и 1 неисправный.

01 октября- 8 самолетовылетов. Экипажи подвергались атакам истребителей противника и обстрелам зенитной артиллерии. Один экипаж не вернулся с боевого задания.

Экипажи 2 самолетов при перелете на аэродром Столбище (Орловская обл.) аэродром не нашли, совершили вынужденную посадку, разбив самолеты. Оба самолета по распоряжению Орловского НКВД сожжены. Состав полка: 2 исправных самолета и 1 неисправный.

02 октября- 1 вылет на бомбардировку в район г.Севск (Брянская обл.).

03 октября- с аэродрома Каменка совершено 2 вылета на разведку дороги Кромы- Дмитров-Орловский, 1 вылет на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Состав полка: 2 исправных самолета, неисправный самолет отправлен в г.Карачев для установки моторов.

04 октября- с аэродрома Мценск совершено 2 самолетовылета на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Один самолет был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Оставшийся самолет произвел посадку на аэродроме г.Елец и поступил в распоряжение 24 ближнебомбардировочного авиаполка.

05 октября личный состав полка с техническим имуществом прибыл на аэродром Одоево, 06 октября- на аэродром Елец.

10 октября оставшийся в строю самолет Пе-2 передан в полное распоряжение командира 24 пикирующего бомбардировочного авиаполка.

Личный состав полка убыл в 9 запасной авиаполк (г.Казань) для доукомплектования и получения новой материальной части.

В июне 1942г. командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Мартынов Михаил Иванович.

В июле 1942г. полк вылетел на фронт. С 4  августа вошел в состав 204 бомбардировочной авиадивизии. Вел боевую работу на Ржевско-Сычевском направлении. Содействовал в освобождении нашими наземными войсками городов Карманово, Погорелое городище, Зубцов и других населенных пунктов.

25 января 1943г. командиром полка назначен майор Дымченко Василий Иванович. До лета 1943г. полк участвовал в наступательной операции на Смоленском направлении. Бомбардировал железнодорожные станции Павлиново, Коробец, Спас-Деменск, аэродромы Сеща и Брянск.

С июня по август- на Брянско-Болховском направлении. Наносил бомбовые удары по позициям противника в районах Дубна, Жилковский, Сеща, Кириллы, Старый Быхов, Брянск, Олсуфьево, станции Белые Берега.

С сентября по декабрь- бомбардировал опорные пункты противника у г.Ярцево. 07 сентября 1943г. полк преобразован в 123 гвардейский бомбардировочный авиаполк, присвоено наименование «Ярцевский».

В первой половине 1944г. полк занимался учебно-боевой подготовкой. С мая месяца- на 3 Белорусском фронте.

В июне-июле 1944г. участвовал в освобождении Белоруссии, нанося удары по опорным пунктам противника Богушевск, Лучесса, Костюки, Большой Стахов, Молодечно, Родошковичи, Вильно, по окруженной в районе Витебска группировке противника. За успешное выполнение заданий командования при овладении г.Минск 13 июля 1944г. полк награжден орденом Красного Знамени.

С августа по сентябрь- участвует в освобождении Литвы. Бомбит врага у Лобили, под Каунасом, в районе Шауляй. Наносит ударыпо врагу в Румаки, Дырвяны, Куршенай, Суяйны, Вилкавишкис, Швендрис. 12 августа 1944г. полк награжден орденом Александра Невского.

В сентябре 1944г. полк в составе 16 Воздушной армии 1 Белорусского фронта участвовал в испытании нового бомбардировочного прицела. Произвел два вылета на бомбардировку крепости г.Варшава.

С октября по декабрь 1944г. полк в составе 3 Воздушной армии 1 Прибалтийского фронта участвовал в разгроме окруженной между Тукумсом и Либавой группировки противника.

В 1945г. полк наносил удары по опорным пунктам противника в городах Пилькаллен, Инстурбург, по столице Восточной Пруссии г.Кенигсберг.

Воспоминания

Из книги «Пикировщики» военного комиссара 204 бомбардировочной авиадивизии Дубровина Леонида Алексеевича.

В середине февраля 1943 года наша дивизия перебазировалась ближе к левому флангу фронта, на аэродромы, расположенные северо-западнее Калуги.
Первый удар по врагу с воздуха дивизия нанесла утром 22 февраля. Из-за плохой погоды действовали мы мелкими группами и одиночными самолетами. Бомбардировали в тот день наземные цели в районе Жиздра, Людиново, Зикеево. На следующий день погода улучшилась, и полки в полном составе трижды поднимались в воздух. Мы вылетали на бомбардировку с приподнятым настроением, желая новым боевым счетом отметить день рождения родной армии.
Но последующие события дня развивались не так, как хотелось. Каждый вылет экипажей сопровождался налетом на Пе-2 фашистских «фокке-вульфов». Дело в том, что истребители сопровождения действовали только в районе целей, а на маршруте полета мы отбивались от вражеских истребителей своими силами, в результате понесли потери.
Хотя командующий воздушной армией ни в чем не упрекал нас, приняв на себя вину за то, что не выделил истребителей для сопровождения, мы в дивизии все же старались глубже разобраться в причинах боевых потерь. О них станет известно позже. Как выяснится, воздушные разведчики противника, наблюдая за нашими аэродромами, передавали по радио время взлета, а у боевых кораблей — курс, по которому они уходили на задания, и навстречу нам тут же взлетали вражеские истребители.
23 февраля экипаж подполковника Мартынова, ведущий группу Пе-2, выходил на заданный объект бомбежки.
— «Фоккера»! — крикнул стрелок-радист сержант Иванов. Но Мартынов и Армашов уже увидели истребителей гитлеровцев. «Фокке-вульфы», набирая высоту, готовились к атаке. Еще минута — и по самолету ударили первые очереди из пулеметов и пушек. Снаряд пробивает кабину пилота, разрушена приборная доска. Но командир экипажа продолжает вести самолет к цели.
На боевом курсе штурман Армашов сбрасывает бомбы и тут же передает:
— Командир, горит правая плоскость!..
Мартынов со снижением выводит самолет из общего строя, стремится сбить пламя, круто разворачиваясь влево. Но огонь разрастается и приближается к фюзеляжу. В заполненной дымом кабине трудно дышать.
— Гриша, сорви колпак! — кричит Мартынов штурману самолета. Но штурман не слышит: связь уже вышла из строя. С трудом сбрасывает колпак кабины сам. Дышать стало легче. Пилот выводит самолет на обратный курс, может, удастся дотянуть до своих.
Но в кабине стрелка появилось пламя. Сержант Иванов стал задыхаться — огонь вот-вот переметнется на одежду. Собравшись с силами, он выбрасывается из кабины. Приземлился на вражескую позицию, попал в плен. С группой других военнопленных он бежал из лагеря, нашел партизан и год воевал в партизанском отряде. Как-то Иванов упросил командира отряда, чтоб тот поспособствовал ему возвратиться в родной полк. «Ты это заслужил», — ответил командир партизанского отряда и при первом же удобном случае отправил сержанта на Большую землю на связном самолете. Через несколько дней стрелок-радист занял свое прежнее место в кабине боевого Пе-2.

Однополчане

Мартынов Михаил Иванович

Мартынов Михаил Иванович

Армашев Григорий Иванович

Армашев Григорий Иванович

Жидов Константин Николаевич

Жидов Константин Николаевич

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: