
Виктор
Прохорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Виктор Прохорович Каныгин родился 12 июня 1921 года. Его нелегкое детство прошло в селе Пешково Богородского уезда в рабочей семье.
В 1939 году, увлеченный небом, Виктор поступает в Ногинский аэроклуб, расположенный в поле за стадионом «Спартак» в г.Ногинске.
Делая определенные успехи в летном деле вскоре на его домашний адрес пришло извещение из военкомата о направление его в Кировобадскую военную школу летчиков.
В 1940 году он прибывает в Кировобадскую авиационную школу летчиков-бомбардировщиков, находящееся в Азербайджанской ССР, где он принял военную присягу 1-го мая и становится его курсантом. Начались полеты на У-2, а затем на Р-5. Потом обучение проходило на самолете СБ (скоростной бомбардировщик).
Окончил Виктор школу летчиков в 1941 году в звании сержанта и был направлен в 41-ый полк бомбардировочной авиации, куда он прибыл 15 марта этого же года, находящейся в столице Армении Ереване.
Боевой путь
22 июня 1941 года личный состав полка был поднят по тревоге. Командир полка Каторжин выступил перед летчиками: «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны фашисты вторглись в территорию нашей Родины. Объявляю боевую готовность. Необходимо тщательно замаскировать боевые машины в капонирах.
12 декабря был получен приказ о перебазировании под Краснодар. Здесь ощущалось дыхание фронта..
К этому времени немцы начали штурм Крымского перешейка. 24 декабря полк был поднят по тревоге нанести бомбовые удары по стану врага. 30 декабря была поставлена новая задача – всеми силами нанести удары по колоннам немцев, отступающих из Керчи на Бегерово. Далее была бомбежка железнодорожного узла, соединяющего Керчь и Феодосию. И так раз за разом, неделя за неделей, месяц за месяцем.
В личном дневнике летчика записано множество различных дат. Одна их них – 28 августа 1942 года, когда он бомбил аэродром под городом Сеща. Там находилась крупнейшая авиабаза Второй воздушной армии вермахта фельдмаршала Кессельринга. Бомбы, сброшенные Виктором Прохоровичем, не только уничтожили аэродром и технику противника, подожгли склады, но и угробили сотни немецких солдат и офицеров.
10 ноября 1942 года во время очередного выполнения боевого задания у СБ отказал один мотор. Тяжело нагруженный самолет требовал искусного управления, чтобы выйти на одном моторе из этой неординарной ситуации.
Виктор Каныгин блестяще справился с этой аварийной и критической обстановкой и благополучно планируя, посадил самолет на своем аэродроме.
За проявленную доблесть, отвагу и мужество он был представлен к ордену Отечественной войны 1-ой степени .
Вскоре в их полк были доставлены новые самолеты Б-25 американского производства. Необходимо было осваивать новую технику, поступившую на вооружение в полк. Инструкция к самолету была напечатана на английском языке, который пришлось летчику Каныгину осваивать по ходу дела, в итоге он знал новую машину, как говорится, от винтика до винтика. Машина эта, по его словам, была очень хорошая – легкая в управлении. На ней приходилось летать в разных метеоусловиях, в любую погоду – в дождь и снег, в холод и жару днем и ночью. На изучение Б-25 ушло два месяца. Иногда приходилось торчать в воздухе по десять – двенадцать часов. И бомбить, бомбить, бомбить военные объекты, громить аэродромы, вокзалы, мосты и переправы, железнодорожные станции, склады с боеприпасами немцев на их территории.
Линия фронта к началу 1943 года проходила от Ленинграда, а у Великих Лук поворачивала к Курску. Там образовался огромный выступ в расположении немецких войск. Для них сложился удобный участок фронта для нанесения удара по нашей армии. Над выступом нависли войска немцев группы армии «Центр», где они создали сильный укрепленный плацдарм. План наступления немцев получил название «Цитадель». 15 сентября экипаж Каныгина получил задание – бомбить аэродром в Орле и уничтожить самолеты врага. В 21, 30 взлетели. Шли в кромешной темноте. Еще до подлета к цели их атаковали два ночных истребителя немцев. По обшивке Б-25 забарабанили пули. Стрелок экипажа открыл ответный огонь. Самолеты немцев отвернули в сторону. Сброс бомб и Виктор увидел внизу бушующее, пляшущее пламя от их попаданий в цель.
Затем были бомбежки станций в районе Смоленска и Брянска, и в самом городе. Возвращаясь с задания, его экипаж получал оценку от комполка: «Задание выполнено успешно». За проявленное мужество, доблесть и отвагу, при выполнении заданий командования, гвардии лейтенанта Каныгина Виктора Прохоровича представили к очередной правительственной награде – ордену Красного Знамени. Вскоре полк получил приказ перебазироваться на Ленинградский фронт.
В январе 1943 года враг стоял у стен Ленинграда. Чтобы разгромить гитлеровскую армию «Север», привлекалась бомбардировочная авиация дальнего действия, куда входил экипаж Каныгина. Его звено принимало активное участие в наступлении на врага и в содействии оказании помощи Ленинградскому фронту в районе ж/д станции Мга..
Так 3 июля экипажу было приказано нанести удар в районе станции Мга. Экипаж, вылетев, произвел шесть точных ударов в цель. Шесть «пятисоток» разбомбили танки, пушки и живую силу врага, уничтожив склады с боеприпасами и горючим. После каждого вылета следовала неизменная оценка командования – «Задание выполнено успешно». В районе Гатчины была сосредоточена крупная артиллерийская часть немцев, обстреливающая город на Неве. Каныгинский экипаж «достал» и это сосредоточение врага, оставив от них мокрое место. Корреспондент армейской газеты попросил рассказать о их бомбежке. «Ничего особенного. Туда летели – батарея была. Когда возвращались – её уже не было», лаконично ответил Виктор.
6 августа экипаж получил задание бомбить ж/д пути, эшелоны с техникой и живой силой. Встретив сильный зенитный огонь, Виктор начал маневрировать. В этом случае точность прицеливания уменьшалась, но экипаж все же сумел сбросить бомбовый груз на ж/д пути, разрушив их и все вокруг. Но полковой штурман майор Матвиенко в своем отчетном дневнике написал, что результатов бомбометания и уничтожения ж/д станции и эшелонов экипажем Каныгина не было. Дело принимало скандальный характер. Заверения его экипажа, о выполнении задания не принимались. Виктор резко и грубо ответил майору за такую несправедливость. А это было расценено как пререкание младшего офицера по званию со старшим. И когда справедливость восторжествовала, майору пришлось извиняться перед Виктором.
В июне 1944 года Каныгину было присвоено очередное воинское звание – старший лейтенант.
Из аттестационного листа командира звена 33-го гвардейского Краснознаменного авиаполка дальнего действия Каныгина В.П.:
«Каныгин быстро и отлично овладел техникой пилотирования американского бомбардировщика Б-25. Летает в любых метеоусловиях днем и ночью. Выдвинут на должность командира звена. Должности командира звена в полку соответствует полностью. Достоин присвоения очередного воинского звания – старший лейтенант».
Командир 13 гвардейского авиационного Краснознаменного полка дальнего действия гвардии подполковник Дмитриев. Начштаба подполковник Анцифиров»
В конце 1943 года и весь 1944 год звено Каныгина продолжало «долбить» отступающие войска немцев. Их бомбы ложились в цель на ж/д узле Брянск – 2, Сумы, Харьков, Полтава, Орловка, Костино, Духовщина…
Из тридцати выпускников его летной Кировобадской школы, прибывших в авиаполк вместе с Виктором, к концу войны осталось только трое. Остальные пали смертью храбрых.
8 апреля 1944 года для немцев в Крыму наступили черные дни.
Бороздя крымское небо, такие летчики, как Виктор Каныгин, вступали с немецкими асами в бой, подчас неравный, и побеждали.
Бомбардировочный полк, в котором служил Виктор Каныгин, наносил немцам существенный урон в живой силе и технике. Так, что в освобождении Крыма есть и его личный боевой вклад.
Вскоре его экипаж был направлен на аэродром в Монино, в 37 полк 222 дивизии бомбардировочной авиации дальнего действия. Каныгин был назначен командиром Б-25.
Виктор Прохорович совершил 250 боевых вылетов. Последние удары по врагу его экипаж наносил уже по Берлину в апреле 1945 года.
За боевые заслуги во фронтовом небе, где провел более 5000 часов на ночном бомбардировщике Б-25, подполковник Каныгин Виктор Прохорович был награжден за мужество, доблесть и стойкость, проявленные в битве с фашизмом тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-ой степени и 18-ю медалями, среди них и медаль «За отвагу», с правом ношения офицерской формы.
Войну он начал сержантом, а закончил её майором. После окончания двухгодичных очных летно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава при военной академии им. Жуковского В.П. Каныгину было присуждено очередное воинское звание – полковник ВВС СССР.
19 июня 1961 года В.П. Каныгин был уволен в запас в должности командира полка по летной подготовке в звании подполковника Календарная выслуга – 21 год, а в льготном исчислении – 34 года и 4 месяца.
В шестидесятые годы Виктор Прохорович вместе с женой Ниной Александровной вернулся в родной Ногинск. Работал в тресте газового хозяйства слесарем, диспетчером, затем начальником аварийной службы, которой он бессменно руководил двадцать пять лет. Был избран партийным секретарем парторганизации треста. В 1974 году при его непосредственном участии был создан районный Совет ветеранов Великой Отечественной войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Четырнадцать лет возглавлял этот Совет. Затем стал председателем комитета содействия при Ногинском горвоенкомате, членом Совета района ветеранов войны и труда. Проводил уроки мужества со школьниками. на которых рассказывал о нашем земляке, летчике бомбардировщике Герое Советского Союза Маликове Илье Антоновиче (второй Алексей Маресьев), с которым был в дружбе много лет, т.к. они вместе учились в Ногинском аэроклубе.
В канун 50-летнего юбилея Великой Победы, в 1995 году, Виктору Прохоровичу Каныгину, за выдающиеся заслуги и личный вклад в дело развития города и района, а так же за военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи, , проработавшего на одном из предприятий города не менее 10 лет, было присвоено звание Почетного гражданина г. Ногинска. Умер Каныгин Виктор Прохорович 20 марта 2014 года, не дожив чуть больше года до 70-ого юбилея празднования Великой Победы.