
Григорий
Алексеевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Григорий Алексеевич Капаця
Летчик-истребитель, Кавалер ордена Красной Звезды
Родился 15 февраля 1930 года в селе Юрковцы Талалаевского уезда Черниговской губернии в семье крестьян. Мать – труженица колхоза и домохозяйка. Отец – знатный кузнец и механик.
В 1943 году в родном селе окончил школу-семилетку, затем два года учился в техникуме в городе Ромны (УССР) и после его окончания в 1949 году поступил на работу механиком.
Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Сумском аэроклубе, куда поступил в июне 1950 года. Аэроклуб он окончил в октябре 1951 года. Летал на ЛА-7, ЯК-18.
Поступил в военное училище и в 1951 стал военнослужащим Советской Армии, в ноябре 1953 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков с присвоением звания лейтенанта - авиатора.
Получил назначение в 76-ю воздушную армию Ленинградского военного округа и был направлен в 26-й гвардейский ночной истребительный полк в поселок “Сиверская”. Летал до 1962 года на ЯК-12, переучился на МИГ-15.
В ноябре 1962 года направлен для дальнейшего прохождения службы в ГДР (ГСВГ (Группа Советских войск в Германии)) в 497-й истребительно-бомбардировочной авиационный полк. Летал на МИГ-15, СУ-7БМ, СУ-17.
Григорий Алексеевич принял участие в «разгоне» совещания НАТО в Берлине в 1964 году. Григорий Алексеевич вместе с тремя отборными асами прошел несколько раз на СУ-17 на «форсаже» над стеклянным куполом Рейхстага и разрушил его. Во время авианалета с одним из офицеров НАТО случился сердечный приступ, приведший к мгновенной смерти. Чрезвычайная опасность поджидала пилотов у здания Рейхстага и на площади: заблаговременно были подняты 20 «защитных» аэростатов (заграждения для защиты от пикирующих и низколетящих самолетов) на натянутых стальных тросах. Приходилось маневрировать на очень высокой скорости (около 900 км/ч). За эту воздушную эквилибристику он уже 22 июля 1964 года получил свою первую боевую награду — орден Красной Звезды и именные золотые часы от Министра обороны СССР Гречко А. А., а через несколько дней получил звание майора и был назначен на должность командира эскадрильи. Отмечен легендарным Маршалом авиации Кожедубом И.Н. отличительным знаком «Летчик 1 класса», «Ас».
В 1965 году по поступлении в ГСВГ новых истребителей СУ-7БМ провел испытательный полет, во время которого отказал двигатель на высоте 5 км. Григорий Алексеевич вывел истребитель из жилой зоны и по приказу катапультировался. При катапультировании повредил спину – травма до сих пор дает о себе знать.
В декабре 1970 года направлен для дальнейшего прохождения службы в УССР в г. Луцк в 806-й истребительно-бомбардировочной авиационный ордена Суворова полк. Летал на СУ-7БМ, СУ-17. Получил звание подполковника.
В 1975 году направлен для дальнейшего прохождения службы в ПНР в г. Шпротава (Северо-Западная группа войск) в 149-ю истребительную авиационную дивизию ПВО. По окончании летной карьеры продолжил службу в ВВС СССР. Служил оперативным дежурным на командном пункте авиадивизии.
В марте 1978 года направлен для дальнейшего прохождения службы в УССР в г. Луцк в 806-й истребительно-бомбардировочной авиационный ордена Суворова полк. Служил оперативным дежурным на командном пункте авиадивизии.
27 мая 2022г. Григорий Алексеевич ушел от нас в царствие божие. Имеет трех сыновей.