Капшук Константин Тихонович
Капшук
Константин
Тихонович
майор / летчик-истребитель морской авиации
Дата рождения: 8.02.1907

История солдата

Майор (во время ВОВ) морской авиации Капшук Константин Тимофеевич.

Летчик-истребитель. Участник Советско-Финляндской войны.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 13 иап ВВС КБФ, был комиссаром эскадрильи (остров Эзель). Награжден Орденом Нахимова 2 степени (30.8.1945 вручен орден № 289), двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Трудового Красного знамени, орденом Красной звезды и другими орденами и медалями.

18 апреля 1941 года, на остров Эзель пришло сообщение: фашистские войска захватили эстонский город Кингисепп. Гитлеровские бомбардировщики были перебазированы ближе к линии фронта и стали совершать по 3-4 налета в день на аэродромы, с которых советские экипажи наносили удары по Берлину.  Но наши самолеты были подготовлены к вылету, замаскированы и не пострадали от налета. Взлетели в темноте, и в течение пяти часов полет проходил в сплошной облачности. Над Берлином было ясное, безоблачное небо. Город, казалось, вымер: ни огонька, ни вспышки выстрелов, ни прожекторов. Но разрывы советских бомб, пожары, сопровождаемые взрывами, подняли на ноги фашистское логово. Задание было выполнено. Все экипажи возвратились на свою базу.  

Совершать боевые полеты с острова Эзель становилось все труднее. Он находился уже в тылу вражеских войск, кончались запасы горюче-смазочных материалов. Фашисты блокировали остров с воздуха и моря. Транспорт, который должен был доставить авиабензин и приводную радиостанцию, сгорел от торпеды подводной лодки врага.  К исходу 20 августа к вылету на боевое задание было подготовлено три самолета, для остальных не было горючего.  По возвращении на свою базу посадку произвели на летном поле, закрытом туманом. В последних известиях корреспондент ТАСС передавал из США: "...В результате прямого попадания сильно повреждены Штеттинский вокзал в северной части Берлина и железнодорожная станция Вицлебен в западной части Берлина".  

Блокада острова Эзель становилась до предела угрожающей. Во избежание напрасных потерь самолетов и опытных экипажей генерал Жаворонков приказал эскадрилье капитана Тихонова вылететь на аэродром своего полка. Группа майора Щелкунова покинула остров в конце сентября 1941 г.  - Вы славно поработали, дорогие друзья, - сказал им на прощание генерал Жаворонков.  А итоги были таковы: 21 самолето-вылет, сброшено 243 бомбы общим весом 21,5. тонны, налетали 158 часов.

4 сентября 1941 г. экипажи морских летчиков под командованием Е. Н. Преображенского с острова Эзель совершили свой десятый, последний налет на Берлин, завершивший первые смелые рейды отважных советских соколов в глубокий тыл фашистской Германии в первые месяцы войны.  Таким образом, за период с 8 августа по 4 сентября 1941 г. советские летчики совершили на Берлин 10 налетов (около 90 самолето-вылетов). Взлет тяжелых бомбардировщиков с полной нагрузкой, с поля ограниченных размеров потребовал высокого летного мастерства. Все бомбардировочные удары по Берлину, за исключением первого, совершались в условиях ожесточенного противодействия многочисленных средств ПВО. Расстояние до Берлина до маршруту, проходившему в основном над морем, составляло до 1000 км. Восьмичасовой полет до Берлина и обратно на сухопутном самолете над мором ночью, часто в сложных условиях погоды, на высоте у цели до 7000-7500 м, под огнем зенитной артиллерии и истребителей вызывал огромное перенапряжение физических и моральных сил экипажей, особенно командиров кораблей. Сам полет таил едва ли не больше опасностей, чем пребывание над Берлином под огнем врага. Но, несмотря ни на что, наши экипажи успешно справились с заданиями.

В результате военно-промышленным объектам были нанесены значительные разрушения. Эти первые удары имели и огромное политическое значение. Информация взята из сети Интернет.

Дата поступления на службу:11.02.1929

11 иап ВВС КБФ (11 иап ВВС КБФ); 21 иап ВВС КБФ (21 иап ВВС КБФ); 11 иап ВВС БФ (11 иап ВВС БФ); 11 иап 1 гв. иад ВВС БФ (11 иап1 гв. иад ВВС БФ); 11 оиап ВВС КБФ (11 оиап ВВС КБФ); 11 иап 1 гв. иад ВВС КБФ (11 иап1 гв. иад ВВС КБФ)  21 иап ВМФ Военком полка 71 иап ВМФ

Наименование наград:

11.03.1938|14.03.1938Орден «Знак Почета»11.03.1938Орден Красного Знамени22.12.1942Медаль «За оборону Ленинграда»14.08.1943Орден Красного Знамени03.11.1944Орден Красной Звезды09.05.1945Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»03.08.1945Орден Нахимова II степени

Дата окончания службы: 26.09.1947 Подполковник.

Источники информации:

1. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

2. Митрофанов В.Г. С крылатыми героями Балтики. — Л.: Лениздат, 1988

Послевоенная жизнь и судьба- не известна.

P.S Мне родственником- НЕ является, запись добавлена с целью сохранения памяти героя, пусть не силами родственников.

Если родственники найдутся- пишите мне, я передам им право самим вести запись о нем на этом сайте.

Данные собраны и систематизировани мною из сети интернет.

 

Регион Новосибирская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Новосибирск
Воинская специальность летчик-истребитель морской авиации
Место рождения Барабинск, Новосибирской обл.
Годы службы 1929 1945
Дата рождения 8.02.1907

Боевой путь

Дата призыва 11.02.1929
Боевое подразделение 11 иап ВВС КБФ,21 иап ВВС КБФ
Принимал участие Оборона Ленинграда и др.

11 иап ВВС КБФ,21 иап ВВС КБФ

Награды

Документы

Фотографии

с сайта МО РФ

с сайта МО РФ

в 1945г

в 1945г

с офицерами 1945г (вероятно 11 иап)

с офицерами 1945г (вероятно 11 иап)

с семьей 1945г

с семьей 1945г

с дочерьми 1945г

с дочерьми 1945г

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: