Карапетян Арам Сергеевич
Карапетян
Арам
Сергеевич
Младший лейтенант / летчик
23.02.1921 - 31.07.1993

История солдата

Я никогда не видела своего прадеда, но много слышала о нем от дедушки и папы. У нас дома хранятся книги и статьи о нем, которые я с больним трепетом и интересом часто перечитываю.

Карапетян Арам Сергеевич родился  23 февраля 1921года. Казалась, сам Бог предначертал успешную военную карьеру. Поначалу так и было. В 1940 году он поступил в Кировобадскую школу пилотов и уже в 1941 году с сержантскими петлицами был выпущен командиром экипажа дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф.

26 ноября 1942 года во время атаки немецкого эшелона, где задачей моего прадеда было помешать переброске подкрепления к г. Курску и г. Ржеву, уничтожить всю немецкую технику прямо на дорогах, его самолет был подбит. По его рассказам, летел на малых высотах, поэтому покинуть горящий самолет с парашютом было просто невозможно - рухнул на землю. Посадку он совершил на краю болота, кое-как вылез из кабины и отполз в сторону от горящего самолета. Когда его окружили немцы с автоматами в руках, о сопротивлении  нечего было и думать.  Ноги и руки не подчинялись ему. Тяжело раненного, с перебитой ногой его схватили. Сначала был госпиталь для военнопленных, затем лагеря в Ангербурге и Морицфельде.
В лагере Ангербург он познакомился еще с двумя летчиками-военнопленными, решили держаться вместе и во что бы то ни стало при первой же возможности бежать.

В декабре 1943 года Москалец, Карапетян и Чкуасели после долгих и мучительных раздумий решили войти в состав 1-й восточной эскадрильи и при первой же возможности перелететь на немецких самолетах к своим. Это был хоть и очень рискованный, призрачный, но шанс.

Для побега как воздух нужна была связь с местными подпольщиками. Им повезло: через крестьянку Марту Базилевич удалось выйти на партизанскую связную Монику (Таисию Куракину), которая работала буфетчицей. От одного из пленных они узнали, что она уже не одного переправила в лес.

Но только они начали готовиться к побегу, как пришел приказ о срочной переброске "1-й восточной эскадрильи" в Белоруссию. Казалось, в одночасье рухнули все надежды перебежчиков. В марте 1944 года колеса их самолетов коснулись Лидского аэродрома. Здесь базировались и боевые самолеты люфтваффе. 

Но и здесь они смогли наладить связь с партизанами. Связной была Шура Виноградова. На встрече прадедушка Арам (у партизан он проходил под кличкой "Иван") сразу же заговорил о перелете, но Шура попросила не торопиться. Им была нужна информация о планах немцев на предстоящие боевые действия. Потом прадедушка еще четырежды встречался с отважной разведчицей. Всякий раз Иван говорил о побеге, но его вновь и вновь просили не спешить. Благодаря ему "Неуловимые" заранее знали о готовившихся авианалетах, а ничего не подозревавшие фашисты с азартом бомбили загодя опустевшие партизанские стоянки. Сложнее стало, когда немцы, кроме разведки, стали ставить им задачи и на бомбометание. Но Карапетян с товарищами сумели-таки перехитрить своих "хозяев". Перед взлетом взрыватели на бомбах ставили на "не взрыв" и летели они простыми болванками в условленное с партизанами место. Если эти "гостинцы" потом удавалось найти, то взрывчатка шла на взрывное, диверсионное дело. Так же с аэродрома к партизанам они подготовили и отправили 36 военнопленных в полном обмундировании. 

Подходил к концу июнь. Многодневное напряжение ожидания вновь сменилось отчаянием...

И вот наконец поступил приказ бежать. На подготовку к перелету у них был всего один день. В ночь перед вылетом они решили забрать из всех аптек медикаменты, не лететь же к партизанам с пустыми руками. Их самолеты были двухместными, и каждый мог взять с собой одного пассажира. Москалец вял на борт своего авиамеханика, Карапетян - работавшего на строительстве Лидского аэродрома Юрия Лабутина-Горского. Во второй кабине самолета Чкуасели полетела девушка Сима из Ленинграда.

3 июля 1944 года произошел один из самых невероятных случаев, когда с Лидского аэродрома, благодаря блистательной операции партизанского спецназа бригады особого назначения НКВД "Неуловимые", из-под самого носа у люфтваффе "ушли" сразу три немецких самолета.

 Из воспоминаний прадеда: "стараясь выглядеть как можно спокойнее, мы подошли к самолетам и начали их обычное ежедневное обслуживание. Дабы не привлекать внимание, парашюты с собой не брали. Проверили масло, топливо. Его было немного - обычная норма на случай внезапной тревоги и необходимости рассредоточения при авианалетах советской авиации. Заранее решили, что взлетать будем прямо со стоянки, поперек взлетной полосы. Я подал условный сигнал к запуску двигателей: вытащил белый платок и вытер им лицо. Зарокотали движки у двух самолетов. Третий, у Чкуасели, лишь надсадно чихал, не желая запускаться. У нас враз похолодело на сердце: конец? Но все-таки, хоть и с перебоями, заработал двигатель и у "Гота". Первым с трудом оторвался от земли самолет Москальца, следом - мой и Чкуасели. Дабы запутать немцев, полетели сначала на запад, затем на юг, над железной дорогой Лида - Барановичи, и лишь после этого повернули на восток. Погони не было...."

Карапетян кружился над Белым Берегом в поисках посадочной площадки. Жители Белого Берега ютились тогда в соседнем лесу, в шалашах. И, как вспоминала Лидия Михайловна Городович, в их шалаш с просьбой накормить и привели партизаны летчика - в немецкой форме, но с характерным южным лицом. Острые на язык сельчане с ходу окрестили его "татарином". Никто из них тогда не знал фамилию летчика. А это был Карапетян. Он очень смутился, когда Лидия Михайловна спросила: "Что же так поздно перелетел-то? Красная Армия уже на пороге. Сегодня от твоего самолета как немцам вред невелик, так и нам польза". Эх, сколько же еще раз ему и его товарищам придется отвечать на этот вопрос: почему?

Как же сложилась судьба участников лидского улета? Москалец, Карапетян, Чкуасели и Лабутин влились в состав бригады "Неуловимые" и воевали с метавшимися по окрестностям немцами и местными полицаями вплоть до ее расформирования. После заполнения специальной анкеты их срочно вызвали в Москву. Ехали с тревогой, хотя в глубине души надеялись на награду. Увы...

Москалец, Карапетян и Чкуасели были направлены в Подольск, на госпроверку, где 29 декабря 1944 года были арестованы. Им не поверили. 17 марта 1945 года военный трибунал Московского военного округа за измену Родине осудил всех троих к лишению свободы в исправительно-трудовом лагере сроком на 10 лет с поражением в правах на 5 лет. Их лишили боевых наград и на 15 лет вычеркнули из нормальной жизни. В то, что удастся вернуться из лагеря, никто из них тогда не верил. Карапетян и Москалец попали в рудники Норильского лагеря, Чкуасели - в Каргопольский ИТЛ. В Норильске мой прадед познакомился с моей прабабушкой, здесь же родился его старший сын, мой дедушка.

В 1952 году за отличную работу и примерную дисциплину вышел на свободу мой прадедушка.  На свободе его нигде не ждали и долго относились с недоверием, отказывая даже в работе. Но стойкий человек не пал духом. Внутреннее сознание своей правоты дало ему силы пережить и эти тяжкие годы. Справедливость восторжествовала лишь в конце 1950-х годов прошлого века, когда после проведения Главной военной прокуратурой дополнительной проверки, был
поставлен вопрос об отмене незаконного приговора. И лишь 23 марта 1959 года Военная коллегия Верховного суда СССР приняла решение о его полной реабилитации.

Но в авиацию мой прадед так и не вернулся.

В честь 40-й годовщины Победы в 1985г. он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Умер Арам Сергеевич Карапетян 31 июля 1993года.

Регион Российская Федерация
Воинское звание Младший лейтенант
Населенный пункт: Россия
Воинская специальность летчик
Место рождения Грузия
Дата рождения 23.02.1921
Дата смерти 31.07.1993

Фотографии

Карапетян А.С. Виноградова А.

Карапетян А.С. Виноградова А.

Карапетян А.С., Чкуасели П. В., Москалец В.С.

Карапетян А.С., Чкуасели П. В., Москалец В.С.

Карапетян, Морозов А. Г. командир партизанской бригады "Неуловимые", Шалико Циклаури, 8.8.1977г. Грузия, г.Гори

Карапетян, Морозов А. Г. командир партизанской бригады "Неуловимые", Шалико Циклаури, 8.8.1977г. Грузия, г.Гори

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: