Караваев Борис Александрович
Караваев
Борис
Александрович
сержант / авиатехник, механик самолётов по спецоборудованию
13.03.1925 - 8.11.2009

История солдата

Папа успел записать несколько памятных для него историй. Начитанный, артистичный, широко образованный, он был превосходным рассказчиком. Вот фрагмент из его рассказа "В годы молодые", который касается непосредственно службы во время войны.

"Шёл 1942 год. Я только что окончил Сивинскую среднюю школу. За год войны в нашей маленькой ячейке государства произошло немало событий. Осенью 1941 года ушёл воевать мой отец и со своим артиллерийским полком двигался на Запад, начиная с Калининского фронта. Пропал без вести брат отца дядя Иван. Ушли на военную службу мои одноклассники 1923 года рождения и часть ребят 1924 года. Получены похоронки на ребят с нашей улицы - Колю Маслова и Толю Панова. Мои попытки с обращением вплоть до наркомата обороны направить меня в лётное авиационное училище не увенчались успехом. Многие наши ребята бредили авиацией ещё чуть ли не с начальной школы, в том числе и я. Было приказано ждать призыва моего года рождения, 1925.

Вскоре меня, бывшего комсорга школы, направили уполномоченным райкома и райисполкома на строительство аэродрома в Карагайском районе. Аэродром с грунтовым покрытием предполагался как запасной или промежуточный при перелёте самолётов на Восток или наоборот. Работы проводилисб управлением аэродромного строительства УралВО с использованием рабочей силы соседних районов: Сивинского, Верещагинского, Ильинского и Коми-округа. Строительством руководил начальник - старший инженер-лейтенант Кислик, главным инженером был подполковник, фамилию которого я не помню.

После первой командировки опять же уполномоченным я был направлен на обеспечение уборки и хлебосдачи в самый отдалённый от райцентра и самый бедный Тюменский сельский совет на границе с Кировской областью, Удмуртией и Коми-округом. Особенно запомнились мне колхозы "Кленовый мыс" и "Пролетарский союз". Холодные осенние дожди, отсутствие дорог, кроме лесных, вынуждали вывозить зерно по два мешка вперемёт на лошадь. Разрешалось выдавать колхозникам по 125 граммов зерна авансом на трудодень только в дни хлебосдачи. На окончательный расчёт выдавать было уже нечего. До сих пор я вспоминаю это время с болью в сердце. С какой радостью был воспринят в январе 1943 года отзыв из командировки в связи с призывом! 63 километра домой я совсем без сил преодолел на лыжах, другого транспорта не было.

Служить в авиации мне всё же удалось. Нас, семерых парней, из военкомата направили на учёбу в город Молотов. в военно-морское авиационно-техническое училище. Это было училище, готовящее механиков-эксплуатационников самолётов (как их называли - "хозяев самолётов"), по спецоборудованию (т.н. прибористов), по вооружению и другим специальностям - для авиации наркомата военно-морского флота. Мне предстояло быть механиком самолётов по спецоборудованию (приборы, электро- и кислородное оборудование).

Благодаря образцовой организации учебного процесса, богатой учебной базе и высокому мастерству преподавательского и инструкторского состава, курсанты получили хорошую теоретическую и практическую подготовку. За полтора года был пройден полный курс трёхгодичного среднего училища мирного времени. Выпускались мы не офицерами, а как и все выпускники авиационных училищ - сержантами. В последних числах июня 1944 года мы выпустились из училища и разъехались по разным флотам и флотилиям. Большая часть выпускников бала направлена на Тихоокеанский флот. Для сдерживания империалистической Японии на Дальнем Востоке приходилось в трудные месяцы войны на Западе иметь большие сухопутные, авиационные и военно-морские силы. По моему современному понятию, главной наступательной ударной силой флота была авиация.

В составе ВВС были соединения и части пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев, штурмовиков, истребителей, разведчиков и транспортной авиаципи. Я был направлен в 34-й полк пикирующих бомбардировщиков 10-й авиадивизии. Полком командовал подполковник Коваленко, а командиром эскадрильи и звена были, соответственно капитан Жданов и старший лейтенант Бессонов. Моим непосредственным начальником - техником по спецоборудованию эскадрильи был лейтенант Бокарев. Забегая вперёд, и чтобы не возвращаться к моим оставшимся в памяти сослуживцам, скажу, что с бывшим стрелком-радистом экипажа командира эскадрильи Евсеем Пасковером мы случайно встретились в 1855 году в Кронштадте. Евсей тогда был старшим лейтенантом корабельной службы и службу эту проходил на сторожевом корабле, а я, капитан-лейтенант, был старпомом на средней подводной лодке.

Так началась моя служба механиком звена пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Тогда для нанесения ударов по точечным целям, которыми могли быть корабли и портовые сооружения, это были самые нужные самолёты. Обладая отличными боевыми качествами, эти самолёты требовали повышенной подготовки лётного и технического состава. При их создании внедрили лучшие достижения в самолётостроении. Особенно много новинок появилось по части спецоборудования. Стало много электромоторчиков и моторов, начиная от управления триммерами и кончая силовыми установками по выпуску и подъёму шасси, закрылков, тормозных решёток, изменению угла атаки стабилизаторов. Но головной болью прибористов были концевые выключатели и бензиномеры. Выход их из сторя приводил в замешательство начинающих специалистов, когда после включения приборной доски все стрелки приборов разбегались в разные стороны.

Но ещё в училище мне были интересны эти самолёты, и со всеми "вводными" я уже тогда научился справляться. В начале 1945 года мена перевели в 33-й авиаполк той же дивизии, но с дислокацией на другом аэродроме. Командиром полка был полковник Пешков. Полк со старых самолётов СБ-3 перевооружался самолётами Пе-2. Настали дни напряжённой работы. Всё надо было начинать сначала: проверку материальной части, обучение техсостава и т.д. Лётный состав усиленно занимался освоением новой техники и учился метко бомбить. Полёты проходили без происшествий, и мы, технари, видели в этом и нашу заслугу. "Воздушные рабочие войны" чувствовали себя уверенно.

Видимо, к июню, когда основные проблемы были решены, мы приступили к сборке дополнительныо прибывающих от промышленности самолётов. Машины прибывали по железной дороге секциями. Под руководством представителей завода секции стыковались, соединялись все трубопроводы и кабели. Испытанием собранных машин занимался на земле техсостав, а в воздухе - командиры полка и эскадрилий и их заместители по полётам. Так напряжённая работа лётного и технического состава обеспечила успех в боевых действиях по объектам на море и на территории Северной Кореи. События в кинофильме "Хроника пикирующего бомбардировщика" мне кажутся хроникой нашего полка. Боевых потерь полк не имел. Я боевых подвигов совершить не успел.

Дальнейшая моя служба связана с кораблями после Тихоокеанского Высшего Военно-морского училища, оконченного мной в первом полслевоенном выпуске, в 1949 году.

Пермь, февраль 2005 года

Регион Пермский край
Воинское звание сержант
Населенный пункт: Сивинский район
Воинская специальность авиатехник, механик самолётов по спецоборудованию
Место рождения с. Сива Пермской области
Годы службы 1943 1978
Дата рождения 13.03.1925
Дата смерти 8.11.2009

Боевой путь

Место призыва с. Сива, Молотовская область
Дата призыва 01.1943
Боевое подразделение 34 и 33 полки пикирующих бомбардировщиков 10 авиадивизии
Завершение боевого пути г. Североморск, штаб Северного флота
Принимал участие Война с Японией

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: