Карпов Петр Федорович
Карпов
Петр
Федорович
младший сержант / старший путеец
21.09.1907 - 23.04.1984

История солдата

«Вы отважные герои-железнодорожники, беззаветные патриоты советские!

 Вам не страшны ни холод, ни зной, вам не страшны ни пурга, ни тьма,

ни обстрелы артиллерийские, ни бомбежки фашистские»

О.В. Антонова, «Сказ о военных железнодорожниках»

Посвящается моей бабушке Карповой Тамаре Петровне, безвременно ушедшей от нас в 2007 году. Светлая память…

Я никогда раньше не расспрашивал своих родителей о моих предках, не интересовался историями их жизни. Это продолжалось до определенного момента, когда, однажды я нашел на даче немецкую «опасную» бритву, которую как впоследствии я узнал, принес с войны мой прадедушка Карпов Петр Федорович. С этого времени постепенно я начал узнавать и восстанавливать историю его семьи, их жизни в годы Великой Отечественной войны. Итогом этой работы стало образование домашнего архива, в котором собраны личные документы семьи Карповых, устные воспоминания их детей и внуков, различные предметы, принадлежавшие им. Собрание документов, различных свидетельств и изучение военной литературы позволили мне частично восстановить боевой путь моего прадеда и жизнь его семьи в тылу в эти суровые годы. Плод этой работы я и представляю на суд читателя.

Семья Карповых проживала на территории современной Восточно-Казахстанской области, о том, как семьи Петра Федоровича и Александры Архиповны (моя прабабушка) попали в Казахстан точно неизвестно, но их сын Виктор Петрович полагает, что семьи его родителей переселились во времена столыпинской аграрной реформы, начало проведения которой, относится к 1906 году.

Непосредственно перед войной Петр Федорович и Александра Архиповна проживали в селе Георгиевка (Восточный Казахстан), в их семье родилось пятеро детей, четыре девочки и один мальчик.  Начиная с 1938 года и до призыва в армию, Петр Федорович работал дорожным мастером на железнодорожном околотке в селе.

22 июня 1941 года Германия напала на Советский союз, а уже через месяц 28 июля в трудовой книжке моего прадеда появляется следующая запись: «Уволен ввиду призыва в ряды РККА, согласно приказу №74 от 26.07.1941г.». С этого момента глава семьи вынужден был оставить своих жену и маленьких детей и стать участником одной из страшнейших войн мировой истории.

Петр Федорович всю войну прослужил в железнодорожных войсках, а именно в 44-м восстановительном батальоне 19-й железнодорожной бригады 1-го Украинского фронта. Почему именно железнодорожные войска, по этому поводу свое мнение мне в письме высказал его сын Виктор:

 «Мне кажется в то жестокое время, в условиях всеобщей мобилизации, существовал какой-то законный или надзаконный вариант, согласно которому солдат, имеющих много малолетних детей, направляли служить туда, где у них было   больше шансов уцелеть, хотя это могла быть служба физически тяжелая, не престижная, без роста и т.п. Главное, что шанс такой сработал, он вернулся и спас нас от голода и прочего хотя и не заслужил высоких чинов и наград.»

Здесь осмелюсь не согласиться с Виктором Петровичем, на мой взгляд, все проще, стране и армии требовались профессиональные путейцы-железнодорожники для обеспечения своевременных и бесперебойных поставок различных грузов на фронты Великой Отечественной. В пользу этого говорит и тот факт, что в формируемых железнодорожных частях доля специалистов составляла всего 40-50% личного состава.

Здесь мне хотелось немного пояснить о том, что служба в железнодорожных войсках была отнюдь не сахар, как может показаться на первый взгляд. В исторической литературе по тематике железнодорожных войск, авторы единогласно утверждают, что это был поистине героический труд. Восстановление разрушенных железнодорожных путей происходило в условиях постоянных налетов немецкой авиации, ударов дальнобойной артиллерии, а зимой эти условия ужесточались   морозами, причем помещений для обогрева у солдат не было, да и одежда наших воинов не совсем соответствовала погодным условиям Несмотря на это, в годы войны советские воины железнодорожники восстанавливали пути такими темпами, которые не снились, их современникам, несмотря на наличие новейшей строительной техники.

Если говорить о личных воспоминаниях Петра Федоровича, то о войне он говорил мало, да и только в первые послевоенные годы. Благодаря опубликованным на портале «Подвиг народа» наградным документам удалось восстановить некоторые вехи его боевого пути.

Как было написано выше, в Красную армию мой прадед был призван в конце июля 41-го, но согласно архивным документам в действующей армии Петр Федорович находился с 4 февраля 1943 года. Точных данных о том, где он проходил службу с начала войны и до 43-го года нет, возможно участвовал в работах по переброске промышленных объектов на Восток страны, либо работал на военных перевозках, но это только предположение.

Февраль 1943 года – это время окончания грандиозной Сталинградской битвы, ознаменовавшей начало коренного перелома во всей войне, именно в этот период Петр Карпов попадает в действующую армию. В это время бойцы 19-й железнодорожной бригады ведут восстановительные работы на участках Льгов (Курская область) - Готня (Белгородская область) и Лиски (Воронежская область) – Валуйки (Белгородская область). На первом участке восстановительные работы проводились с 5 по 31 марта, а темп восстановления составил 4,4 километра в сутки, на втором с 20 января по 12 февраля, 7 километров в сутки. С достаточной долей вероятности можно сказать, что на одном из этих участков, по моему мнению, на первом трудился и мой прадед.

Следующий этап военной жизни Петра Федоровича связан с битвой за Днепр, проходившей с августа по декабрь 1943 года. В ходе битвы советские войска полностью разгромили немецкую группировку на левобережной Украине и в Донбассе, форсировали Днепр в его среднем течении и захватили 23 плацдарма на правом берегу реки.  Успешно проведенная операция ставила перед воинами-железнодорожниками сложную задачу, а именно, восстановление разрушенных днепровских мостов. «Только в полосе четырех Украинских фронтов их было восемь: у Киева и Днепропетровска по два, у Канева, Черкасс, Кременчуга, Запорожья по одному (у Запорожья мостовой переход имел два моста — через старый и новый Днепр). Это было в центре внимания Государственного Комитета Обороны.[1]

Восстановительные работы на Дарницком мосту в районе Киева начались уже на следующий день после освобождения Киева — 7 ноября 1943 года. Весь фронт строительства моста разделили на четыре участка. Первый — левобережная глубоководная часть. Его поручили мостоотряду № 2 Героя Социалистического Труда И. Ю. Баренбойма и мостопоезду № 34 Н. И. Полякова. Второй участок — эстакадный — возводил 33-й мостовой батальон майора А. Я. Дайна, третий — правобережный — 14-й мостовой батальон подполковника B. C. Вихорева, четвертый — сооружение подходов к мосту и укладка пути — 44-й восстановительный батальон майора К. А. Степанова.[2]

По воспоминаниям генерал-полковника П.А. Кабанова, начальника Управления военно-восстановительных и заградительных работ, руководившему в тот период работами по восстановлению мостовых переходов в районе Киева, работа проходила в суровых погодных условиях, «К вечеру погода неожиданно резко изменилась. Подул холодный северный ветер. Пошел снег с дождем. Он слепил глаза, сковывал движения. Вскоре намокли, задубели шинели. Ледяные струйки проникали под гимнастерку, холод пронизывал тело».[3] Но не только погода мешала железнодорожникам, немецкая авиация наносила многочисленные налеты, несмотря на это восстановители продолжали оставаться на своих рабочих местах.

Восстановленный низководный мост быв введен в эксплуатацию 20 ноября, на неделю раньше запланированного срока. «Это было невиданно — средний темп его сооружения — 81,5 м моста в сутки! Интересно, что американцы, кичащиеся своими рекордами, имели значительно более низкие темпы восстановления больших мостов. Их наивысшие темпы во Второй мировой войне достигнуты: при восстановлении железнодорожных мостов через Рейн у Мозеля (мост длиной 525,6 м в апреле 1945 года восстановлен за 10 суток — с темпом 52,6 м в сутки) и у Дуйсбурга (длиной 846 м восстановлен в мае 1945 года за 15 суток, с темпом 56,4 м в сутки).»[4]. Безмерно горд тем, что в этой поистине героической битве принимал участие мой прадед!

Следующим этапом в обеспечении военных поставок нашей армии на Запад стало строительство высоководного моста через Днепр. Его строительство осуществлялось теми же силами, что и строительство низководного. Общая протяженность моста должна была составить 1150 метров. Работы начались уже в декабре, строительство было поделено на пять участков, знакомый уже читателю 44-й восстановительный батальон работал на «отсыпке земляного полотна для подходов. 5-й участок был одним из самых трудоемких. Требовалось вынуть из резервов и подвезти к подходам 100 тысяч кубических метров земли.»[5]. Работа шла в схожих условиях зимних холодов и вражеских бомбежек, но ни что не могло помешать воинам-железнодорожникам выполнить свой долг и 20 февраля новый мост был готов к пропуску эшелонов. Всего за 66 дней новый мост протянулся над Днепром открыв дорогу на Киев.

Все ближе и ближе к границам Советского Союза продвигались наши воины, громя врага по всем направлениям. Такими же темпами бойцы железнодорожных войск восстанавливали стальные магистрали. «Мы восстанавливали в первую очередь магистрали, которые создавали благоприятные условия для маневра войск и доставки всего необходимого к линии фронта. 19-я железнодорожная бригада обеспечивала рабочее состояние магистрали Киев — Коростень — Сарны — Ковель.»[6], - пишет в генерал полковник П.А. Кабанов.

За героический труд по строительству Днепровского моста и восстановление моста в Коростене Петр Федорович, 15 марта 1944 года получил свою первую военную награду – медаль «За боевые заслуги».

 Краткое описание заслуг из наградного листа, опубликованного на сайте «Подвиг народа»: «За период пребывания в батальоне и в действующей армии жел. дор. войсках тов. Карпов служит примером для других как в учебе, так и в работе. Приказы-задания выполняет до 200%. Отличный специалист путеец. На строительстве Днепровского моста он производил работу по зашивке пути на мосту и сбалчиванию стыков, в трудных условиях ночи и холодной дождливой погоды проявил упорство и инициативу в работе.  Задание выполнил досрочно с производительностью труда на 200% с отличным качеством, в то-же время вел агитационную работу среди других за перевыполнение норм. На восстановлении Коростеньского моста дневное задание выполнял на 185%».[7]

Фронтовые магистрали безостановочно уходили на Запад. Следующим пунктом был древний Львов. Железнодорожники 44-го восстановительного батальона принимали участие в восстановлении железнодорожного узла этого города. «Очень большие работы были проделаны железнодорожниками нашего фронта по восстановлению Львовского узла. Этот узел мы возрождали почти капитально. Он имел огромное стратегическое и народнохозяйственное значение. Станции узла обеспечивали перевозки грузов для нескольких фронтов. Указание на восстановление и техническое развитие Львовского узла я получил непосредственно от Наркома путей сообщения.

Первоначальное восстановление Львовского узла произвели 9, 44 и 33-й батальоны 19-й бригады. На станциях и в сортировочных парках они привели в порядок и перешили с западноевропейской на союзную колею по 4–5 путей. В результате этого узел обеспечил выход воинским эшелонам на все направления.»[8], - пишет П.А. Кабанов.

Бойцы 19-й бригады участвовали в восстановлении железнодорожной линии Загуж — Гуменнэ, проходящую через Лупковский перевал в Чехословакию. «Приступили мы к строительству обхода 13 ноября, а к 4 декабря он был уже готов. 15 декабря мы восстановили и перешили весь участок от Загужа до Гуменнэ».[9]

Во время проведения Висло-Одерской операции (12 января – 3 февраля 1945 г.)  Петр Федорович восстанавливал стальные магистрали в Польше, а именно на участках Жешув-Дембица, Жешув-Ясло, что нашло отражение в его наградных документах. Всего за период с 12 января по 24 февраля воины 19-й бригады восстановили 400 километров железнодорожных путей!

 К 3 мая железнодорожные войска 1-го Украинского фронта куда входила 19-я железнодорожная бригада, восстановили линию Котбус — Люббен — Берлин.[10]

Берлин стал конечной станцией боевого пути моего прадеда дальше его ждала долгожданная дорога домой к своей семье. 2 июня 1945 года Петра Федоровича наградят орденом «Красная Звезда», причем члены семьи не помнят эту награду у Петра Федоровича, обнаружить документы удалось благодаря ресурсу «Подвиг народа». В наградном листе в описании его заслуг читаем: «Тов. Карпов за все время службы в Красной Армии является примером исполнительности, дисциплинированности, высокой производительности и отличного качества восстановительных работ…В упорном, самоотверженном труде, являясь помощником командира отделения, всегда проявлял стойкость, бесстрашие, упорство и инициативу и своим личным примером, выполняя нормы на 200% и выше, воодушевлял бойцов отделения на досрочное выполнение боевых заданий командования…

При получении любого приказа тов. Карпов, являясь агитатором в отделении, всегда разъяснял значение приказа и показывал это личным примером в любых условиях погоды, под бомбежкой и артобстрелом противника, выполняя задания на 150 и 200%.

Тов. Карпов  за время пребывания на фронте освоил все специальности путевого дела и является лучшим мастером пути.»[11].

Стоит обратить внимание на тот факт, что несмотря на то, что на фото уже 1945 год, тем не менее солдаты обуты в простые обмотки. С войны Петр Федорович вернулся без нескольких пальцев на каждой ноге – следствие отморожений. На груди красуется медаль «За боевые заслуги» и знак «Отличник железнодорожных войск». В годы войны он вступил в партию, также с фронта Петр Федорович принес трофейные предметы, опасную бритву и набор столовых приборов из которого сохранилась одна вилка. Эти предметы и являются для моей семьи самыми ценными семейными реликвиями.

Отголоски войны

Вот так проходила жизнь на фронте, а что же происходило в глубоком тылу, жизнь здесь та же борьба, только враг, наверное, страшнее фашистских солдат и имя ему – ГОЛОД! По рассказам Александры Архиповны в селе был жесточайший голод, семья держала корову, благодаря ей только и выжили.

В селе Георгиевка проживали интернированные поляки, и каждое утро по селу ехала телега, куда складывали трупы поляков, некоторые замерзали прямо на улице.

 С уходом Петра Федоровича на фронт, Александра Архиповна пошла в ту же дорожную организацию, в которой до войны работал ее муж. В паре с другой женщиной, они управляли одноосной тележкой, запряженной двумя быками, на оси тележки был закреплен опрокидывающийся полукруглый снизу кузов. На этой повозке они ехали в карьер, часто довольно далеко, там нагружали кузов гравием, мелкими камнями, возвращались на дорогу и в нужном месте, совместными усилиями опрокидывали кузов, высыпая привезенный материал в дорожные ямы, затем нужно было этот гравий лопатами разровнять в ямах, разнести по мелким ямкам, причем обратную дорогу с грузом они не ехали, а шли рядом, погоняя быков, т.к. грузоподъемность тележки была ограничена и рассчитана на перевозку полезного груза, а не людей.  Но, самое неприятное и страшное в этой работе были водные преграды. Мостов практически не было, но и реки степные большую часть года, кроме весеннего разлива, были не очень глубокие.

Виктор Федорович рассказал мне следующее: «Со слов матери такой случай. Как-то в конце ноября, берега реки уже скованы льдом, но в середине открытая вода глубиной по пояс, при переправе быки встали точно посередине и дальше идти не хотят. По себе знаю, что это животное очень вредное, бить их сзади кнутом бесполезно. Пришлось матери лезть в эту ледяную воду, заходить спереди и вытягивать быков за веревки, продетые через их ноздри. Вытянула, но сама мокрая на ледяном ветру, а до дома километров двадцать, это два часа пути. Даже много лет спустя, она сама удивлялась, как не простыла, не нажила какую-то серьезную хворь. Мне кажется, это пример того, как организм мобилизуется в стрессовом состоянии».

О голоде в семье сохранилось много воспоминаний, особенно в рассказах детей, здесь я передаю слово младшему ребенку в семье Карповых - Виктору Федоровичу:

«Мне 3-4 года отец на войне, мать на работе, я играю во дворе нашего дома. Дом казенный, т.е. принадлежит дорожной организации, где работали отец и мать. Это саманная изба, крытая камышом, и очень большой двор, огороженный дощатым забором. Почти весь двор заставлен странными, но для ребенка интересными предметами: деревянные ящики с наклонными стенками и двумя ручками. Ящики вставлены друг в друга ручками вверх и собраны в длинные ряды. Ряды стоят плотно друг к другу по всему двору. Получается, как бы большой лес торчащих вверх ручек, между которыми было очень интересно бегать, играть, прятаться, держась за эти ручки. Количество этих ящиков было многие сотни, а может тысячи. В одном из углов двора были свалены в кучу большое количество тяжелых чугунных дисков-колес. Что это такое и почему их так много, и они брошены – я не знал.  Только много лет спустя до меня дошло, что это гулаговские разобранные тачки, основное рабочее орудие заключенных. По-видимому, перед войной расформировали лагерь, занятый на строительстве дороги, а тачки перевезли в казенный двор на сохранение»

Еще можно добавить то, что хлеб в те годы являлся большой роскошью, сахара они вообще не знали, были только «конфеты» в виде высушенных в печи кусочков свеклы. Еще к бытовым зарисовкам того времени, у семьи был небольшой огород возле дома, так вот Александра Архиповна заставляла детей поливать его «сырьем» из туалета, дети конечно с неохотой выполняли эту работу, но по рассказам моей бабушки урожай был хороший!

Несмотря на все тяготы, Александра Архиповна вынесла на своих плечах весь груз той эпохи, смогла прокормить и сохранить здоровье своим детям. Эти заслуги были отмечены по достоинству: 15 февраля 1946 года моя прабабушка получила награду «Медаль Материнства», а 17 марта этого же года медаль «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которые хранятся в нашей семье.

Награды Александры Архиповны

Закончилась война, и семья вновь воссоединилась, осенью 1945 года Петр Федорович вернулся домой. Тяготы войны остались позади. Взрослели дети, выходили замуж и уходили из родного дома, вот уже и первые внуки появились в семье Петра Федоровича и Александры Архиповны, прошло время, и первые правнуки радуют их своим смехом. Со второй половины 50-х годов семья переезжает в областной центр - город Семипалатинск, здесь 2 августа 1980 года Петр Федорович и Александра Архиповна отпразднуют свою золотую свадьбу, первую в недавно построенном городском Дворце бракосочетаний!

И сейчас просматривая документы, старые фото моих прадедушки и прабабушки меня переполняет чувство гордости за мою семью, несмотря на все испытания, они всегда оставались честными и добрыми людьми, держась всегда вместе, пронесли свою любовь сквозь испытания! Вечная вам память…

[1] Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973// http://militera.lib.ru/memo/russian/kabanov_pa/08.html

[2]  Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973// http://militera.lib.ru/memo/russian/kabanov_pa/08.html

[3] Там же

[4]  Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945. — М.: Стэха, 2002 // http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/26.html

[5] Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973// http://militera.lib.ru/memo/russian/kabanov_pa/08.html

[6] Там же

[7] http://podvignaroda.mil.ru/?#id=32916225&tab=navDetailDocument

[8] Кабанов П. А. Стальные перегоны. — М.: Воениздат, 1973// http://militera.lib.ru/memo/russian/kabanov_pa/08.html

[9] Там же

[10]  Там же

[11] http://podvignaroda.mil.ru/?#id=44239862&tab=navDetailDocument

Регион Республика Казахстан
Воинское звание младший сержант
Населенный пункт: Семей
Воинская специальность старший путеец
Место рождения село Степановка Снежнянского района Сталинской области Украинской ССР
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 21.09.1907
Дата смерти 23.04.1984

Боевой путь

Место призыва с. Георгиева Жарминский РВК Семипалатинской области
Дата призыва 28.07.1941
Боевое подразделение 44-й восстановительный железнодорожный батальон 19-й железнодорожной бригады
Завершение боевого пути Берлин

Награды

За боевые заслуги

За боевые заслуги

Орден Красной звезды

Орден Красной звезды

Документы

Фотографии

Запись в трудовой книжке

Запись в трудовой книжке

Удостоверение ветерана

Удостоверение ветерана

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: