Гарник
Гевондович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Казаросян Гарник Гевондович (15 мая 1910 – 1982 год) родился в Армянском городе Карсе, жил в Тбилиси.
Активист – комсомолец. При борьбе Сталина с зажиточными крестьянами в конце 20-х годов, прадедушка участвовал в раскулачивании. Он раскулачивал семью своей будущей жены, и что удивительно, родители девушки всегда очень тепло к нему относились, а у них дома всегда царили любовь и спокойствие.
Прадедушка работал на Закавказской ветке железной дороги с 12 лет. Строительство данной железной дороги было начато еще в 1865 году сооружением Поти-Тифлисская железная дорога. Участок Поти-Зестафони был открыт 14 августа 1871 года, а вся линия открыта в 1872 году. Военное значение имели линия Тифлис-Баку, на которой и работал Гарник Гевондович. Во время войны он служил в тылу, сначала работал диспетчером, затем стал начальником поезда. Принимал участие в эвакуации заводов, с оккупированных территорий и перенесении их в тыл.
Без успешного выполнения производственной операции, проведенной в СССР в 1941-1945 год, невозможно было не только сохранить основную экономическую базу страны, но и организовать прочный тыл и оперативно переключить народное хозяйство на массовый выпуск необходимой фронту военной продукции. Было решено проводить эвакуацию. Она была, конечно, вынужденной, поскольку враг вторгся на обширную территорию европейской части СССР и поставил под угрозу районы, в которых было расположено 31850 промышленных предприятий. Необходимо было предпринять крайние меры, чтобы сорвать план гитлеровцев. Все ценное имущество с городов, которое невозможно было перевезти сжигалось, был отдан приказ Директора Совнаркома СССР и ЦК ВКП угонять железнодорожный состав, ни оставлять врагу ни одного вагона.
Закавказская железная дорога во время войны принимала заводы с Украины, Белоруссии. Значительных размеров достигли эвакуационные перевозки из областей Правобережной Украины. Всего из Белоруссии было эвакуировано свыше 100 крупных промышленных предприятий.
Железнодорожники Кавказа были также заняты другими перевозками. С 28 октября началось перебазирование «Майкопнефти» и «Гознефти». К 9 ноября 1941 года с Орджоникидзевской магистрали на Закавказскую железную дорогу поступило 16208 вагонов с эвакогрузом, в том числе 10758 вагонов с промышленным оборудованием и материалами. Почти все грузы направлялись в Бакинский порт. Через Закавказские магистрали эвакуировались и таганрогские заводы им. Андреева, авиационный им. Дмитрова и «Красный котельщик», Новочеркасский листопрокатный завод им. Буденного, Ростовский завод «Красный Аксай», Краматорский завод тяжелого машиностроения, Новочеркасский станкостроительный завод и другие крупные предприятия.
На кануне Дня Победы, 8-го мая в локомотивном депо города Гюмри республики Армения в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» состоялась торжественная церемония открытия Аллеи памяти и почета с именами армян-железнодорожников, принимавших участие в Великой Отечественной войне. На стенде имена 73 сотрудников отделения Закавказской железной дороги. Четверо из них были удостоены звания Героев Социалистического труда.
К сожалению, я не знаю были ли у Гарника Гевондовича какие-либо почётные звания, или ордена. Я лишь знаю, что он был очень трудолюбивым человеком и, как и все его товарищи, работающие в тылу, внес неоценимый вклад в Победу над фашистами. Гарник Гевондович умер в 1982 году в возрасте 72 лет.