Княгиничев Владимир Павлович
Княгиничев
Владимир
Павлович
Капитан / Летчик
27.04.1918 - 13.01.1976

История солдата

СЛЕПЫЕ ПОЛЕТЫ

Мой дед, Княгиничев Владимир в 1940-м году получил диплом Челябинской школы-летчиков наблюдателей ВВС(будущий ЧВВАКУШ). Уже с осени 1941-го лейтенант Княгиничев воюет на Северо-Западном, Калининском фронтах. После переподготовки направляется в один из ночных легкобомбардировочных полков. Штурман воевал на биплане У-2- на нем обучался еще в летной школе. Многие называли этот фанерный самолет обидным прозвищем “небесный тихоход” или “этажерка”- за два крыла, находящиеся одно над другим. А гитлеровцы прозвали самолет “кофемолкой”-за характерный звук работающего двигателя. В эскадрильях полка молодежь обучали слепым полетам. Делалось это просто: на кабину надевался брезентовый колпак, пилоту и штурману приходилось ориентироваться только по приборам. Такие тренировки в воздухе, как показала боевая практика, спасли впоследствии жизнь многим летчикам. В особо напряженные боевые дни каждый экипаж делал по три вылета за ночь. С 1944 года полк Княгиничева В.П. воевал на Белорусском фронте-вел бои за освобождение Витебска. Владимир Павлович вспоминал: Наши “этажерки” наладили связь с партизанскими отрядами, доставляли продовольствие и оружие. Забирали раненых, получали сведения о противнике. 

ПОД НОГАМИ СТРУИ МАСЛА И КРОВЬ

Свой ночной боевой вылет в ночь на 12 июня 1944 года пилот, лейтенант Грачев, и штурман, старший лейтенант Княгиничев, запомнили на всю оставшуюся жизнь. Перед вылетом от командира получили задание на объекты бомбометания и обсудили действия вылетающих экипажей. На борт приняли 200 кг авиабомб. После пересечения линии фронта у станции Стайки биплан был атакован немецким истребителем. Фашисты, опасаясь ночных бомбардировщиков У-2, патрулировали свою фронтовую территорию. В первую же атаку пилот бвл ране, машина серьезно повреждена. Княгиничеву В.П. пришлось помогать пилоту, выводить машину из-под нового удара. Задание командования уже не выполнить. Снижаясь, дотянули до только что стрелявшей артиллерийской батареи противника и сбросили все бомбы на нее. 

Немец же, как хищная птица, вцепился в раненую жертву. Чуял легкую победу. “Мессер” неустанно преследовал подбитый самолет. Еще две атаки, и безуспешно-трассы пуль прошли выше. Но в итоге немецкий пилот все же попал в У-2. В угол между правой стенкой фюзеляжа и нижней плоскостью. Вся фанерная обшивка и ткань, которой обтянут фюзеляж бомбардировщика-от моторной рамы до хвостового оперения, были сорваны.  “Этажерка” стала падать. Пол почти полностью выворотило и вырвало. Под ногами летчиков была видна приближающаяся земля. От разрывов двух снарядов пилот получил тяжелые ранения в голову и ноги. С земли немцы дали две “белые” ракеты-это был сигнал для своего истребителя, что начинается обстрел зенитной артиллерией. Истребитель “отвалил”, бросив преследование. И тут же в небо взвились огненные строчки трассеров и вспышки разрывов с фашистской батареи…

Раненный штурман помогал вести машину слабеющему пилоту. Уходили “зигзагами”, то и дело меняя направления полета, маневрируя между вражескими разрывами. До линии фронта было еще далеко. Все приборы самолета разрушены, компас разбит. Помогли штурманское чутье и мастерство. Вот где вспомнились учебные полеты вслепую! Взяли примерный курс на свой аэродром. Масляный бак разбит, по ногам хлещут струи масла, смешиваясь с человеческой кровью. Княгиничев В.П. заметил, что на пилоте загорелась дубель-куртка. Сбросив ее вниз. Грачев то и дело передает управление штурману. Отлетели от линии фронта. Ориентировались на полярную звезду, благо небо было чистое.

Пошли на снижение. Как только погасла скорость, перестала действовать подъемная сила. Правый лонжерон фюзеляжа переломился. Стойка шасси вовнутрь кабины, проломив пол под ногами пилота. Заклинило ножное управление, зажав израненные ноги Грачева.

Подлетая к своему аэродрому, Княгиничев В.П. дал две красные ракеты-знак, что с машиной и экипажем что-то не  порядке. С аэродрома взлетела осветительная ракета. И тут экипаж ждала новая опасность. У-2 шел на посадку с ходу, по ветру под углом 45 градусов-прямо на стоянку готовых к боевому вылету самолетов. И уже коснулся земли, когда вспыхнула очередная осветительная ракета. Экипаж только тогда заметил опасность столкновения с другими машинами. Пилот дал влево, успев проскочить стоящие самолетов.

К изувеченной машине ринулся весь свободный персонал взлетной полосы. От самолета остались одни лохмотья.

Достали из машины тяжелораненых, но живых летчиков. Пилот Грачев был бес сознания. Обоих отправили в военный госпиталь, а позже летчикам вручили ордена Красного знамени.

БОЛЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Когда КнягиничеваВ.П. выписали из госпиталя, он еще прихрамывал-в ноге оставались около тридцати осколков. Боль мучила всю оставшуюся жизнь.

После войны Владимир Павлович не расстался с небом. С осени 1946-ого перешел в гражданскую авиацию. В начале 50-х годов, когда начали развиваться дипломатические отношения с КНР, Княгиничев Владимир Павлович стал членом одного из первых экипажей самолетов, совершавших регулярные рейсы Москва-Пекин.

Регион Российская Федерация
Воинское звание Капитан
Населенный пункт: Россия
Воинская специальность Летчик
Место рождения г. Сормово, Горьковская область
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 27.04.1918
Дата смерти 13.01.1976

Награды

Орден Красного знамени

Орден Красного знамени

Файлы

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: