Кобец Александр Иванович
Кобец
Александр
Иванович
майор
15.02.1908 - 24.06.1941

История солдата

В 1924 окончил 7-летнюю школу в г.Гайсин (Винницкая обл.).

Работал автогенным сварщиком.

С 26 мая 1931г. курсант Первой военной школы пилотов им.Мясникова (Кача, Севастополь).

С 15 мая 1932г. инструктор-летчик Первой военной школы пилотов им.Мясникова.

С 15 июня 1933г. командир корабля 33 тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильи.

С 04 мая 1934г. командир корабля 30 тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильи. С 09 мая 1935г.- командир отряда.

С 03 декабря 1935г. командир отряда 29 тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильи.

С октября 1936г. инструктор летчик по технике пилотирования управления 5-й тяжелой бомбардировочной авиабригады (Белорусский военный округ).

С 26 мая 1937г. исполнял обязанности командира эскадрильи 32 тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильи.

С 15 августа 1938г. командир эскадрильи 18 скоростного бомбардировочного авиаполка.

С 03 сентября 1939г. помощник командира 40 скоростного бомбардировочного авиаполка.

С 09 ноября 1939г. помощник командира 13 скоростного бомбардировочного авиаполка.

С 30 ноября 1939г. по 13 март 1940г. в составе полка участвовал в Советско-финляндской войне.

31 марта 1940г. присвоено звание майор.

В апреле 1940г. в г.Могилев началось формирование 125 скоростного бомбардировочного авиаполка. Александр Иванович назначен командиром полка. 

Указом Президиума ВС СССР от 19 мая 1940г. майор Кобец награжден орденом Красного Знамени (орден №11377).

К 01 августа 1940г. полк завершил формирование.

17 декабря 1940г. полк перебазировался на аэродром Быхов.

05 мая 1941г. в пятиэскадрильном составе перебазировался на аэродром Миньков.

22 июня 1941г. взлетев с аэродрома Миньков, 27 самолетов СБ, ведомые командиром полка майором Кобец Александр Иванович, с высоты 1200м. бомбардировали аэродромы противника Рыгалы и Сернетка (район Сувалки). Посадку совершили на аэродроме Н.Гудково. 

23 июня в 27 боевых вылетах участвовало 16 самолетов полка. Бомбардировка войск в районе Сапоцкин-Липск. Посадка- аэродром Солон.

24 июня 32 боевых вылетов на бомбардировку мотомехколонны противника в районе Пружаны, дороги Ивацкевичи- Картуз-Берёза. Аэродром Солон был атакован 9 Ме-109. Наши самолеты, уходя из-под удара, перебазировались на аэродром Миньково.

В 15-10 с высоты 700м. девять бомбардировщиков Ю-88 (Юнкерс) бомбардировали аэродром Солон. Получили тяжелые ранения и скончались: комполка майор Кобец,  стрелок-радист сержант Корчагин Владимир Николаевич.

Командование полком принял капитан Алпатов Владимир Яковлевич.

Кобец Александр Иванович похоронен в братской могиле на городском кладбище г.Слуцк.

В июле 1941г. майор Кобец, совершивший два боевых вылета, посмертно был представлен к ордену Ленина, представление было отложено до особого рассмотрения военным советом фронта (пометка челна Военного Совета Западного фронта Пономаренко Пантелеймона Кондратьевича «погибших смертью героев рассмотреть особо»).

Регион Грузия
Воинское звание майор
Населенный пункт: Тбилиси
Место рождения г.Батуми
Годы службы 1931 1941
Дата рождения 15.02.1908
Дата смерти 24.06.1941

Боевой путь

Дата призыва 26.05.1931
Боевое подразделение 125 скоростной бомбардировочный авиаполк

Воспоминания

Из очерка Свирского Григория Цезаревича.

Первым нашим командиром был майор Кобец. «Кобец блистательный» звали мы его. «Летчик—это художник,— сказал как-то Кобец выстроившимся на Могилевском аэродроме юнцам в кирзовых сапогах.— Он должен вписываться в небо». И дополнил фразу каким-то особым движением руки, стремительным и округлым.
22 июня 1941 года, когда немецкие зенитки превратили его самолет в решето, он, вернувшись из полета, начистил до немыслимого блеска остроносые «испанские» сапоги". Сказал полушутливо-полусерьезно: «Суворов говорил, перед боем надо надевать чистое белье. Мы вылетаем шесть раз в день... Надо хоть сапоги надраить».
И весь полк драил перед боем сапоги. Кто щеткой, а кто рукавом комбинезона.

Из воспоминаний Ваулина Дмитрия Петровича, в 1941г. курсанта.

Нашу летную группу, состоящую из десяти человек, отправили на аэродром Солон, который находился от лагеря в 10 километрах, и добираться до него нужно было все по той же дороге. Отвезли нас на машине и приказали помогать по охране и вообще чем сможем.
А надо сказать, что в предыдущие дни нам совсем не хотелось есть - от этих бомбежек и суматохи, нервной обстановки у нас пропал аппетит. Но когда мы приехали на этот аэродром Солон - жутко захотелось есть, а там в термосах были макароны, и мы их ели руками, потому что не было ни вилок, ни ложек… Но комарья там было столько, что я запомнил на всю оставшуюся жизнь. Мы, чтобы ночь скоротать и спастись от этих комаров, надели противогазы, отвинтили от коробки шланги - и в шинель. А утром помогали техническому составу подвешивать бомбы на "СБ", и самолете улетали на боевое задание.
Когда все самолеты, кроме, может быть, одного или двух, улетели и мы остались на аэродроме практически одни, сели на краю взлетного поля и залюбовались, глядя в небо:
- Ох, какая красивая девяточка идет! Наши, видимо, возвращаются.
А это были "Юнкерсы", и они как посыпали бомбы на наш аэродром. Мы - в лес, а лес там болотистый, земля под нами так и проседала, и не густой - только кустарники и мелкие деревья. Думали, далеко забежали, оказалось, всего метров пятьдесят от опушки. А эта девятка прошла дальше, отбомбилась по старым дорогам, развернулась и обратно.
Мы, когда выбрались из леса, видим, что на посадку идет самолет. Шасси у него выпущено, но одно колесо есть на вилке, а второго - нет. У нас же - ни флажков, ни ракет, мы никак не можем ему просигналить, предупредить, а он идет на посадку. Он сел и, конечно, полный капот сделал. Мы подбежали - оказалось и штурман, и летчик (мл.лейтенант Коломеец Николай Павлович), и стрелок живы. У штурмана кабину разворотило, но сам он уцелел. Летчика мы вытащили, а стрелок сам выбрался - у него кинжальная установка, так что можно и снизу выйти.
Еще пара самолетов пролетела на восток, а остальные - нет. И я наверняка знаю, что их всех сбили, потому что в этом вылете участвовал и Иван Андреевич Щадных, который в последствии служил в нашем 890-м полку и рассказывал, как все было. Сам он тогда был штурманом, их подбили и он выпрыгнул из горящего самолета. Лицо у него обгорело сильно. (Потом он переучился на летчика и уже сам летал. Впоследствии он стал командиром экипажа, а потом инспектором дальней авиации.)

Документы

Фотографии

Однополчане

Алпатов Владимир Яковлевич

Алпатов Владимир Яковлевич

Шней Владимир Маркович

Шней Владимир Маркович

Марьяновский Яков Фроимович

Марьяновский Яков Фроимович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: