Кочетков Андрей Григорьевич
Кочетков
Андрей
Григорьевич
полковник / Летчик-испытатель
15.05.1908 - 1.05.1990

История солдата

Андре́й Григо́рьевич Кочетко́в (15 мая 1908 года — 1 мая 1990 года) — советский военный деятель, лётчик-испытатель, полковник ВС СССР, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР.

Родился 15 мая 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1925 году окончил 9 классов средней школы. Был чернорабочим ленинградского горкомхоза, работал на строительстве улиц.

В РККА с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, а в 1929 году — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. До 1933 года служил в регулярных войсках ВВС СССР (Белорусский военный округ). В 1938 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

С 1938  по 1953 годы — лётчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях многих боевых машин авиации. Провёл государственные испытания: поршневого истребителя Ла-11, реактивных истребителей Ла-15 и МиГ-15бис, учебно-тренировочного самолёта Як-11, реактивного перехватчика Ла-200; а также испытания истребителя МиГ-3 и Ла-15 на штопор. Участвовал в государственных испытаниях истребителей МиГ-1, МиГ-9, МиГ-15, Як-1, Як-3, Як-7 и их модификаций, американских истребителей Р-39 "Аэрокобра" и Р-40Е "Киттихаук", 15 августа 1945 года первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном истребителе Ме-262) и провёл его испытания.

С марта 1944 года — в командировке в США, где провёл испытания истребителя P-63 Кингкобра, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу. 29 апреля 1944 года был вынужден покинуть штопорящий самолёт на парашюте. 15 августа 1945 года Кочетков первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте Ме-262 и провёл его испытания.

Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт для переучивания лётного состава на новые истребители, побывал на многих фронтах, добился хороших результатов: в октябре 1941 - марте 1942 в 126-й истребительный авиационный полк (ПВО Москвы); в сентябре-октябре 1942 - в 19-й и 20-й истребительные авиационные полки (Карельский фронт); в ноябре-декабре 1942 - в 3 воздушную армию (Северо-Западный фронт); в мае-июне 1943 - в 7 истребительный авиационный корпус (Ленинградский фронт).

15 августа 1945 первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном Ме-262) и провёл его испытания. В последнем, 18-м полете на Me-262 в ноябре 1945 года следовало выполнить горизонтальную площадку с максимальной скоростью на высоте 11 тысяч метров. Скорость быстро нарастала, достигнув максимальной — 870 километров в час. Вследствие смещения аэродинамического центра давления назад самолет все время «зависал на ручке» — стремился нырнуть в пикирование. Одной рукой летчику невозможно было удержать машину в горизонтальном положении. Кочетков начал действовать двумя. Пикирующая тенденция продолжала увеличиваться. Удерживая с колоссальным напряжением ручку правой рукой, летчик перенес левую на сектора управления двигателями и убрал обороты.

В декабре 1950 - январе 1951 года находился в командировке в КНР. Помогал советским лётчикам, защищающим небо Китая, осваивать истребители Ла-9 и Ла-11.

С 1953 по 1959 годы — лётчик-испытатель ОКБ Лавочкина. Поднял в небо ряд самолётов: Ла-190, Ла-200Б, Ла-250 и Ла-250А. В 1955 году выполнил первый полёт на реактивном истребителе С-1, ставшим родоначальником семейства сверхзвуковых истребителей ОКБ П.О.Сухого (Су-7, Су-9, Су-11).  Выполнив 12 полетов, он вернулся в ОКБ С.А.Лавочкина, где приступил к испытаниям Ла-250.

Всего испытал 110 типов самолётов. Проводил испытания самолётов на прочность, штопор и флаттер.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1958 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику-инженеру Кочеткову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда".

В феврале 1959 года Кочетков ушёл в запас. Жил в Москве.

Скончался 1 мая 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность Летчик-испытатель
Место рождения Санкт-Петербург
Годы службы 1927 1959
Дата рождения 15.05.1908
Дата смерти 1.05.1990

Боевой путь

Место призыва Ленинград
Дата призыва 04.1927
Боевое подразделение С 1938 по 1953 годы — лётчик-испытатель НИИ ВВС.
Завершение боевого пути Всего испытал 110 типов самолётов. В феврале 1959 года Кочетков ушёл в запас.
Принимал участие Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт для переучивания лётного состава на новые истребители, побывал на многих фронтах.

В РККА с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, а в 1929 году — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. До 1933 года служил в регулярных войсках ВВС СССР (Белорусский военный округ). В 1938 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

С 1938  по 1953 годы — лётчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях многих боевых машин авиации. Провёл государственные испытания: поршневого истребителя Ла-11, реактивных истребителей Ла-15 и МиГ-15бис, учебно-тренировочного самолёта Як-11, реактивного перехватчика Ла-200; а также испытания истребителя МиГ-3 и Ла-15 на штопор. Участвовал в государственных испытаниях истребителей МиГ-1, МиГ-9, МиГ-15, Як-1, Як-3, Як-7 и их модификаций, американских истребителей Р-39 "Аэрокобра" и Р-40Е "Киттихаук", 15 августа 1945 года первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном истребителе Ме-262) и провёл его испытания.

С марта 1944 года — в командировке в США, где провёл испытания истребителя P-63 Кингкобра, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу. 29 апреля 1944 года был вынужден покинуть штопорящий самолёт на парашюте. 15 августа 1945 года Кочетков первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте Ме-262 и провёл его испытания.

Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт для переучивания лётного состава на новые истребители, побывал на многих фронтах, добился хороших результатов: в октябре 1941 - марте 1942 в 126-й истребительный авиационный полк (ПВО Москвы); в сентябре-октябре 1942 - в 19-й и 20-й истребительные авиационные полки (Карельский фронт); в ноябре-декабре 1942 - в 3 воздушную армию (Северо-Западный фронт); в мае-июне 1943 - в 7 истребительный авиационный корпус (Ленинградский фронт).

15 августа 1945 первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном Ме-262) и провёл его испытания. В последнем, 18-м полете на Me-262 в ноябре 1945 года следовало выполнить горизонтальную площадку с максимальной скоростью на высоте 11 тысяч метров. Скорость быстро нарастала, достигнув максимальной — 870 километров в час. Вследствие смещения аэродинамического центра давления назад самолет все время «зависал на ручке» — стремился нырнуть в пикирование. Одной рукой летчику невозможно было удержать машину в горизонтальном положении. Кочетков начал действовать двумя. Пикирующая тенденция продолжала увеличиваться. Удерживая с колоссальным напряжением ручку правой рукой, летчик перенес левую на сектора управления двигателями и убрал обороты.

В декабре 1950 - январе 1951 года находился в командировке в КНР. Помогал советским лётчикам, защищающим небо Китая, осваивать истребители Ла-9 и Ла-11.

С 1953 по 1959 годы — лётчик-испытатель ОКБ Лавочкина. Поднял в небо ряд самолётов: Ла-190, Ла-200Б, Ла-250 и Ла-250А. В 1955 году выполнил первый полёт на реактивном истребителе С-1, ставшим родоначальником семейства сверхзвуковых истребителей ОКБ П.О.Сухого (Су-7, Су-9, Су-11).  Выполнив 12 полетов, он вернулся в ОКБ С.А.Лавочкина, где приступил к испытаниям Ла-250.

Всего испытал 110 типов самолётов. Проводил испытания самолётов на прочность, штопор и флаттер.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1958 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику-инженеру Кочеткову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда".

В феврале 1959 года Кочетков ушёл в запас. Жил в Москве.

Скончался 1 мая 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Награды

•	Медаль «Золотая Звезда» № 10799; •	2 Ордена Ленина (первый орден — № 371660) 13.06.1952 и 26.06.1958; •	3 Ордена Красного Знамени - 5.02.1947; 30.04.1947; 31.07.1948; •	2 Ордена Отечественн

• Медаль «Золотая Звезда» № 10799; • 2 Ордена Ленина (первый орден — № 371660) 13.06.1952 и 26.06.1958; • 3 Ордена Красного Знамени - 5.02.1947; 30.04.1947; 31.07.1948; • 2 Ордена Отечественн

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: