
Андрей
Григорьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Андре́й Григо́рьевич Кочетко́в (15 мая 1908 года — 1 мая 1990 года) — советский военный деятель, лётчик-испытатель, полковник ВС СССР, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР.
Родился 15 мая 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1925 году окончил 9 классов средней школы. Был чернорабочим ленинградского горкомхоза, работал на строительстве улиц.
В РККА с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, а в 1929 году — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. До 1933 года служил в регулярных войсках ВВС СССР (Белорусский военный округ). В 1938 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
С 1938 по 1953 годы — лётчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях многих боевых машин авиации. Провёл государственные испытания: поршневого истребителя Ла-11, реактивных истребителей Ла-15 и МиГ-15бис, учебно-тренировочного самолёта Як-11, реактивного перехватчика Ла-200; а также испытания истребителя МиГ-3 и Ла-15 на штопор. Участвовал в государственных испытаниях истребителей МиГ-1, МиГ-9, МиГ-15, Як-1, Як-3, Як-7 и их модификаций, американских истребителей Р-39 "Аэрокобра" и Р-40Е "Киттихаук", 15 августа 1945 года первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном истребителе Ме-262) и провёл его испытания.
С марта 1944 года — в командировке в США, где провёл испытания истребителя P-63 Кингкобра, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу. 29 апреля 1944 года был вынужден покинуть штопорящий самолёт на парашюте. 15 августа 1945 года Кочетков первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте Ме-262 и провёл его испытания.
Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт для переучивания лётного состава на новые истребители, побывал на многих фронтах, добился хороших результатов: в октябре 1941 - марте 1942 в 126-й истребительный авиационный полк (ПВО Москвы); в сентябре-октябре 1942 - в 19-й и 20-й истребительные авиационные полки (Карельский фронт); в ноябре-декабре 1942 - в 3 воздушную армию (Северо-Западный фронт); в мае-июне 1943 - в 7 истребительный авиационный корпус (Ленинградский фронт).
15 августа 1945 первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном Ме-262) и провёл его испытания. В последнем, 18-м полете на Me-262 в ноябре 1945 года следовало выполнить горизонтальную площадку с максимальной скоростью на высоте 11 тысяч метров. Скорость быстро нарастала, достигнув максимальной — 870 километров в час. Вследствие смещения аэродинамического центра давления назад самолет все время «зависал на ручке» — стремился нырнуть в пикирование. Одной рукой летчику невозможно было удержать машину в горизонтальном положении. Кочетков начал действовать двумя. Пикирующая тенденция продолжала увеличиваться. Удерживая с колоссальным напряжением ручку правой рукой, летчик перенес левую на сектора управления двигателями и убрал обороты.
В декабре 1950 - январе 1951 года находился в командировке в КНР. Помогал советским лётчикам, защищающим небо Китая, осваивать истребители Ла-9 и Ла-11.
С 1953 по 1959 годы — лётчик-испытатель ОКБ Лавочкина. Поднял в небо ряд самолётов: Ла-190, Ла-200Б, Ла-250 и Ла-250А. В 1955 году выполнил первый полёт на реактивном истребителе С-1, ставшим родоначальником семейства сверхзвуковых истребителей ОКБ П.О.Сухого (Су-7, Су-9, Су-11). Выполнив 12 полетов, он вернулся в ОКБ С.А.Лавочкина, где приступил к испытаниям Ла-250.
Всего испытал 110 типов самолётов. Проводил испытания самолётов на прочность, штопор и флаттер.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1958 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику-инженеру Кочеткову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда".
В феврале 1959 года Кочетков ушёл в запас. Жил в Москве.
Скончался 1 мая 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Боевой путь
В РККА с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, а в 1929 году — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. До 1933 года служил в регулярных войсках ВВС СССР (Белорусский военный округ). В 1938 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.
С 1938 по 1953 годы — лётчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях многих боевых машин авиации. Провёл государственные испытания: поршневого истребителя Ла-11, реактивных истребителей Ла-15 и МиГ-15бис, учебно-тренировочного самолёта Як-11, реактивного перехватчика Ла-200; а также испытания истребителя МиГ-3 и Ла-15 на штопор. Участвовал в государственных испытаниях истребителей МиГ-1, МиГ-9, МиГ-15, Як-1, Як-3, Як-7 и их модификаций, американских истребителей Р-39 "Аэрокобра" и Р-40Е "Киттихаук", 15 августа 1945 года первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном истребителе Ме-262) и провёл его испытания.
С марта 1944 года — в командировке в США, где провёл испытания истребителя P-63 Кингкобра, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу. 29 апреля 1944 года был вынужден покинуть штопорящий самолёт на парашюте. 15 августа 1945 года Кочетков первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте Ме-262 и провёл его испытания.
Во время Великой Отечественной войны выезжал на фронт для переучивания лётного состава на новые истребители, побывал на многих фронтах, добился хороших результатов: в октябре 1941 - марте 1942 в 126-й истребительный авиационный полк (ПВО Москвы); в сентябре-октябре 1942 - в 19-й и 20-й истребительные авиационные полки (Карельский фронт); в ноябре-декабре 1942 - в 3 воздушную армию (Северо-Западный фронт); в мае-июне 1943 - в 7 истребительный авиационный корпус (Ленинградский фронт).
15 августа 1945 первым в стране выполнил полёт на реактивном самолёте (трофейном Ме-262) и провёл его испытания. В последнем, 18-м полете на Me-262 в ноябре 1945 года следовало выполнить горизонтальную площадку с максимальной скоростью на высоте 11 тысяч метров. Скорость быстро нарастала, достигнув максимальной — 870 километров в час. Вследствие смещения аэродинамического центра давления назад самолет все время «зависал на ручке» — стремился нырнуть в пикирование. Одной рукой летчику невозможно было удержать машину в горизонтальном положении. Кочетков начал действовать двумя. Пикирующая тенденция продолжала увеличиваться. Удерживая с колоссальным напряжением ручку правой рукой, летчик перенес левую на сектора управления двигателями и убрал обороты.
В декабре 1950 - январе 1951 года находился в командировке в КНР. Помогал советским лётчикам, защищающим небо Китая, осваивать истребители Ла-9 и Ла-11.
С 1953 по 1959 годы — лётчик-испытатель ОКБ Лавочкина. Поднял в небо ряд самолётов: Ла-190, Ла-200Б, Ла-250 и Ла-250А. В 1955 году выполнил первый полёт на реактивном истребителе С-1, ставшим родоначальником семейства сверхзвуковых истребителей ОКБ П.О.Сухого (Су-7, Су-9, Су-11). Выполнив 12 полетов, он вернулся в ОКБ С.А.Лавочкина, где приступил к испытаниям Ла-250.
Всего испытал 110 типов самолётов. Проводил испытания самолётов на прочность, штопор и флаттер.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1958 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику-инженеру Кочеткову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда".
В феврале 1959 года Кочетков ушёл в запас. Жил в Москве.
Скончался 1 мая 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.