
Иван
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился 08.11.1923 года в дер. Кижнур Красногорского с/с Яранского р-на Кировской области.
В июне 1941 года окончил фельдшерскую школу в г. Яранске Кировской области, в 17 лет призван в армию Яранским РВК (09.09.1941) и направлен в 211 кавалерийский полк 82 кав. дивизии, ушел на фронт фельдшером, получив звание младшего лейтенанта медицинской службы.
После выхода из окружения под Вязьмой и расформирования 211 кп 82 кд (в июле-августе 1942 года) был направлен для прохождения службы в 220 медсанбат 139 стрелковой дивизии.
1.09.1943 года был назначен командиром санитарного взвода 718 сп (позднее 609 сп) 139 сд, был дважды ранен, дошел до Берлина и Магдебурга.
После войны служил в частях истребительной авиации ПВО (г. Ржев, г. Владимир / п.Сокол, п/о-в Ямал, г. Нижний Тагил / п. Сокол). Уволился с должности начальника медицинского пункта отдельного полка истребительной авиации ПВО СССР в звании майора – 22.11.1969 года.
Похоронен 9 мая 1986 года на горе Пихтовой, в Нижнем Тагиле.
Боевой путь
Воспоминания
На безымянной высоте
На безымянной высоте (песня)
Автор слов – поэт М. Матусовский /военкор 2-го БелФ/
Автор музыки – композитор В. Баснер
Я помню ещё из детства (в 70-х годах прошлого века): у отца в шкатулке с орденами, медалями и орденскими книжками хранилась старая вырезка из газеты «Красная звезда», в которой рассказывалось об истории написания песни «На безымянной высоте» (поэт М. Матусовский, композитор В. Баснер). Отец говорил, что эта песня была написана о подвиге бойцов 718 стрелкового полка, в котором он служил!
Действительно, песня была написана на основе реальных событий! Поэт М. Матусовский служил в то время военным корреспондентом в газете 2-го Белорусского фронта.
В ночь с 13 на 14 сентября 1943 года группе из 18 бойцов 8-й роты 718 полка (в котором в то время воевал отец!) 139-й стрелковой дивизии была поставлена задача овладеть высотой 224,1 у деревни Рубеженка (Рубежное) Калужской области, обеспечивающей удобный выход к реке Десна. Группу составляли в основном новосибирцы под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина. Бойцы смогли выполнить задачу и овладеть высотой, но были отсечены от основных сил 139-й стрелковой дивизии превосходящими силами противника. В течение всей ночи 18 солдат удерживали высоту, отбивая атаки превосходящих более чем в 10 раз сил немцев.
К утру из состава группы остались в живых лишь двое: рядовой Герасим Лапин был отброшен разрывом снаряда под куст и найден утром наступающими бойцами своей дивизии живым, а сержант Константин Власов был ранен и захвачен в плен немецкими войсками (впоследствии бежал через разобранный пол вагона, воевал в партизанском отряде). Лапин и Власов прошли всю войну до Победы.
Все 18 бойцов были представлены к званию Герой Советского Союза, но получили только ордена Отечественной Войны I степени. А на месте боя на высоте 224,1 у деревни Рубежное после войны был сооружён мемориал и открыт музей.
После войны
СЛУЖБА ПОСЛЕ ВОЙНЫ
1. Ржев-3 военный городок «Порт» – с 1950 года размещался штаб 33 ИАК ПВО (переименован в 88-й ИАК ПВО – им командовал п-к А.И. Покрышкин! – с июня 1951 до февраля 1955 года, в 1953 – стал генерал-майором /после смерти В. Сталина/);
Там размещались также:
- штаб и управление 17 АД ПВО (расформирована в 1960 году);
- 23-й ИАП ПВО (МиГ-15, МиГ-17, Су-9) им. 50-летия СССР (до 1980 года);
- 445-й ИАП ПВО (МиГ-15, МиГ-17, Як-25) им. Ленинского Комсомола (до 1961 – передан в Хотилово/Бологое);
- с 1960 г. – там был 2-й Ржевский корпус ПВО (сформирован из 88 ИАК ПВО);
- в настоящее время там – штаб 6-й бригады ВКО им. Маршала авиации А.И. Покрышкина и 514-й авиационный ремонтный завод, а поселок стал мкр. Порт города Ржева (ул. Челюскинцев). До Волги 840 метров. Аэродром и сейчас действующий – там испытывают отремонтированные самолеты!
Мой отец, будучи начальником медпункта, делал лично уколы Покрышкину и его жене. И моя мать работала с том же самом медпункте и видела неоднократно Покрышкина!
2. Владимир (п. Сокол Суздальского р-на, Боголюбовское с.п.) – 13 км от Владимира.
- городок и аэродром строили пленные немцы после войны,
- аэродром стал называться Добрынское, был передан ФГБУ «АСЦ МЧС РФ» (вертолеты Ми-8 и Ми-24), а потом были кадрированный штат и полное расформирование!).
3. п/о-в Ямал (Амдерма, Марре-Сале, Новая Земля – Белушья Губа, Рогачёво) – 72-й гв. ИАП ПВО (4-я дивизия ПВО, 10 Архангельской отдельной армии ПВО) – с 1956 до 1993 года!
Отец служил на Ямале – 2,5 года (до января 1965 года) на станции слежения Марре-Сале / Марресаля – 4 дома, локатор и антенны (в должностях нач. медицинской и продовольственной служб). Поселок упразднен в 2010 году (был на берегу Карского моря – на мысе Марре-Сале в устье реки Маре-Яха с 1912 г.).
4. Нижний Тагил – 765-й ИАП ПВО (в/ч 40374 с 7.11.1952 по 1994-бр / 2004х):
- сформирована 87-я ИАД ПВО (3 ИАП – 763, 764, 765 + 908 оатб),
- дивизия входила в состав 20 корпуса ПВО – Уральской армии ПВО с июня 1954 (в 1960 преобразована в 4-ю отдельную армию ПВО – г. Свердловск).
- с весны 1953 года на Салке (на БД поставлены самолеты МиГ-15 и МиГ-17 + позднее – МиГ-23 и Су-9)
- для обслуживания иап были созданы ОБАТО (в/ч 31561) + ОБС РТО (в/ч 0305),
- в 1967 году был создан 806-й авиаремонтный завод (в/ч 48742, Тышецкий),
- управление полетами осуществлялось с подземного КП (у мкр. Майка села Покровское),
- военный городок Сокол (№ 40) и аэродром Салка /январь 1965 - ноябрь 1969 г./,
- ком. полка Авдеев Б.К., Гречишник, п/п-к Капранов (жил в оном подъезде над нами), п/п-к Ворожбит Н.И. – последний ком. полка.
- погибло в гарнизоне 12 летчиков, в т.ч. комполка Авдеев!