Колесов Николай
Колесов
Николай

Сержант
1914 - 1985

История солдата

ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ СЕРЖАНТА КОЛЕСОВА

 

  Со старого военного снимка смотрят на меня доблестные бойцы-железнодорожники. За их плечами сотни километров восстановленных стальных магистралей и десятки построенных мостов. Самоотверженно выполняя боевые задачи, они внесли неоценимый вклад в Великую Победу. Среди героев – наш земляк  Николай Николаевич Колесов.

  Он родился в 1914 году в деревне Фоминское. Отец и мать – Николай Филиппович и Анна Павловна – были простыми крестьянами, воспитывали шестерых детей. Коля – старший из них. Достигнув призывного возраста, отправился на службу в Хабаровск.

  - Отец часто вспоминал забавный случай из армейской жизни. Как-то к ним в часть приехал с проверкой маршал Блюхер, - рассказывает дочь фронтовика Клавдия Тарасова. – Перед смотром войск командование устроило солдатам банный день. Папа с товарищами решили срезать путь к бане и отправились к месту коротким маршрутом – через дыру в заборе. Пролезают в щель по очереди: один, второй, третий, четвертый, а по ту сторону ограждения их встречает именитый маршал! С улыбкой каждому юноше Василий Константинович персонально отдал честь.

  После службы Николай вернулся домой. Время тяжелое – середина 30-х: коллективизация, раскулачивания, доносы, аресты. Неожиданно пришла беда и в семью Колесовых. В 37-ом арестовали Николая Филипповича.

  - Шла гражданская война в Испании. О событиях сообщали и в отечественных газетах, - продолжает Клавдия Николаевна. – Наши односельчане были в курсе мировых новостей и как-то вечером по-соседски вели на эту тему разговор, выражая сочувствие иностранным крестьянам: «Надо бы помочь бедным испанцам». На что мой дед ответил: «И рады бы помочь, но сами хуже испанцев живем». За эти слова его по 58-ой статье отправили на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь на Колыму. После ареста отца папе пришлось много работать, чтобы помочь матери прокормить и поднять на ноги младших братьев и сестер. Он устроился рабочим в Вологодское вагоностроительное депо, регулярно отправлял домой деньги и посылки с продуктами. Дед вернулся из заключения дряхлым стариком. Родная дочь, увидев его на пороге дома, не узнала…

  Но это уже было после войны, а до возвращения мужа Анна Павловна проводила на фронт трех сыновей. Один из них – Анатолий – домой не вернулся.

  Николай Колесов получил повестку 23 июня 41-го года и был направлен в Ленинград. В составе 22-го мостового батальона 11-ой отдельной железнодорожной бригады он с боевыми товарищами производил заградительные работы на подступах к городу. Действовали части бригады в непосредственном соприкосновении с противником, а порой и в окружении. Воины-железнодорожники одновременно вели бой с врагом и выполняли свои задачи – разрушали железнодорожные объекты и мосты на пути движения немцев к Ленинграду и восстанавливали поврежденные вражеской авиацией важнейшие стальные коммуникации, обеспечивающие блокадный город и фронт необходимыми грузами.

  В августе 41-го, после занятия противником Кингесеппа, 22-ой мостовой батальон получил задание минировать и подорвать мост через Нарву. Переправа через реку была уничтожена, что создало врагу крупные затруднения в снабжении своих войск. Новый мост через  Нарву немцам удалось построить лишь через восемь месяцев.

  Огромное значение для Ленинграда имела построенная зимой 1942 года частями 11-ой железнодорожной бригады 32-километровая железная дорога Войбокало – Кобона – Коса, подходившая к Ладожскому озеру. Работа велась в сложных условиях суровой зимы. На тридцатиградусном морозе под систематическими ударами противника наши бойцы с небывалым упорством выполняли поставленную перед ними задачу. Дорога была построена всего за две недели!

  В начале марта 42-го года бригада участвовала в сооружении пирсов на берегах Ладоги. Снег, пронизывающий и изнуряющий холодный ветер, мерзлый грунт и валуны изматывали полуголодных бойцов. С приближением потепления пришла новая беда – ледоход и шквальные ладожские штормы. Не оставляла в покое строителей и немецкая авиация. Бывали дни, когда противник делал более десяти налетов на строящиеся объекты. Но ничто не могло сломить волю воинов стальных магистралей. Они работали круглосуточно, не щадя себя. Выполняли по две, три и даже четыре дневные нормы по забивке свай вручную! Самоотверженность, мужество и доблесть героев-железнодорожников были высоко отмечены командованием.

  О личных заслугах нашего земляка повествует его наградной лист: «Товарищ Колесов за проявленную умелую работу и инициативу из рядовых был назначен командиром отделения. Находясь в новой должности, показал образцы работы. Его отделение было всегда впереди. За умелое проведение заградительных работ в 1941 году был награжден значком «Почетный железнодорожник» … Достоин награждения орденом «Красная Звезда»».

  - Интересная история произошла в дни прорыва блокады, - повествует далее дочь фронтовика. – Идет бой. Отец со своей частью из Ленинграда движутся навстречу тем, кто бьет врага за кольцом. И вдруг папа видит: бежит ему навстречу односельчанин Миша Кузнецов (Волховский фронт)! Эмоции захлестнули обоих земляков! Друзья успели перекинуться лишь парой слов и продолжили атаку. Позднее, уже в мирное время, за праздничным столом они каждый год в день Победы вспоминали этот случай и пели вместе любимую песню – «Волховскую застольную»:

 Выпьем за тех, кто неделями долгими

Мёрзнул в сырых блиндажах,

Бился на Ладоге, бился на Волхове.

Не отступал ни на шаг.

Выпьем за тех, кто командовал ротами,

Кто умирал на снегу,

Кто в Ленинград прорывался болотами,

Горло ломая врагу!

Будут навеки в преданьях прославлены

Под пулемётной пургой

Наши штыки на высотах Синявина,

Наши полки подо Мгой!

Пусть вместе с нами семья ленинградская

Рядом сидит у стола.

Вспомним, как русская сила солдатская

Немца за Тихвин гнала!

 

  После наступательных боев 3-го Прибалтийского фронта у врага была отвоевана крупная железнодорожная линия Псков – Рига протяжением 310 километров, и летом – осеню 1944 года Николай Колесов в составе своей бригады, продвигаясь за нашими полевыми частями, восстанавливал разрушенную немцами стальную магистраль. Задача была не из легких. Будучи длительное время в обороне, враг сумел произвести тщательную подготовку заграждений. Наряду с подрыванием мостов и дорог, гитлеровцы применили сжигание рельсов и шпал. Испытывая острый недостаток в материалах и конструкциях, железнодорожники проявляли чудеса изобретательности, применяли смелые инженерные решения, используя то, что было под руками.

   Архивные документы свидетельствуют о том, что сержант Колесов со своим отделением особенно отличился на восстановлении мостов через реку Череху, путепровода на станции Остров, железнодорожной линии Петсери – Тарту и на строительстве моста через реку Югла.

  - Отец рассказывал, что за успехи на службе его дважды представляли к ордену «Красной Звезды», но вторую награду он не получил из-за ссоры с молодым командиром, - продолжает Клавдия Николаевна. – Уже были подготовлены документы на отличившихся солдат. Во время наступления нашими были отвоеваны у немцев блиндажи. Папа со своими бойцами заняли блиндаж с буржуйкой, а командиру досталось не отапливаемое жилье. Тот, как высший по званию, распорядился освободить теплый блиндаж для офицеров, а отец не отдал, пристыдив: «Ты сухой и сытый, а у меня солдаты все продрогшие после боя, грязные, уставшие, голодные!». Командир сгоряча вычеркнул отца из списков бойцов, представленных к награде. Папа спорить не стал – не за ордена воевал. Вспоминал отец и такой случай из фронтовых будней. Дело было в Эстонии. Зашли в пустой хутор, в одном из домов нашли целые амбары зерна. Обрадовались! Сварили кашу, наелись и… все отравились. Оказалось, крупа была намеренно перемешана с ядохимикатами.

  Преодолев все тяготы войны, Николай Колесов дошел до Германии и встретил Победу в пригороде немецкой столицы – Потстдаме. Но радость его была недолгой. Холостых мужчин тут же погрузили в эшелоны и отправили на Дальний Восток воевать с Японией. Где-то рядом нес службу и младший брат Николая – Иван, только встретиться в чужом краю ребятам не довелось. А дома все эти годы их с нетерпением ждала мама.

  - Бабушка очень тревожилась за сыновей. Шел уже 1947 год, а они всё не возвращаются. Даже письмо в отчаянии отправила в военкомат: «Отпустите хоть одного сына домой! Крыша прохудилась, а починить некому…».

  Вернувшись на родину, Николай Колесов женился на односельчанке Анне Михайловне Кузнецовой. Ему было 33 года, ей – 32.

  - Мама в войну тоже хлебнула немало горя, - говорит Клавдия Николаевна. – Сначала на оборонных работах была – рыла окопы, обморозила руки и ноги. Затем её направили матросом на судно «Коммунист». Команда состояла преимущественно из женщин. Среди них было всего два мужчины: однорукий боцман и семидесятилетний капитан. Ходили они от Череповца до Гориц, доставляя необходимые для фронта грузы и продовольствие. Вспоминала мама, как с соборов снимали колокола и отправляли на переплавку для военной промышленности.

  У Николая и Анны Колесовых родились шестеро детей, трое из них умерли маленькими.

  - Они были добрейшими людьми, честными и отзывчивыми, - добавляет невестка Колесовых Антонина Павловна. – Николай Николаевич, вернувшись с войны в родную деревню, пообещал: «Всем вдовам буду пахать землю бесплатно!». И держал свое слово. Никогда не проходил мимо чужой беды. И животных жалел. Видит: на ферме стекла разбиты. Берет инструмент и идет ремонтировать, не дожидаясь чьих-то просьб  – «коровам же холодно». Вот такой был человек…

  Долгие годы Колесовы работали в колхозе, как и в войну, отдавая делу все силы без остатка. Тем самым заслужили уважение у земляков и оставили о себе добрую память.

Л.Цветкова. 2017 год

Регион Вологодская область
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Череповец
Место рождения д..Фоминское.
Годы службы 1941 1947
Дата рождения 1914
Дата смерти 1985

Награды

Орден Красная Звезда

Орден Красная Звезда

Однополчане

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: