Александр
Петрович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Истоки судьбы прадедушки берут свое начало в деревне Семеново (Пудожский район). Крестьянская семья крепко вросла в землю. Его отец, Петр Федорович воевал в I Мировую войну. Георгиевский кавалер погиб, когда сыну исполнилось пять лет. Учеба в школе, потом автодорожный техникум, служба в РККА. Встретил любимую девушку. Поженились. Их любовь прошла испытание войной. Прадеда призвали на фронт, когда ему было 30 лет. Прабабушка осталась с тремя детьми на руках: Володя (5 лет), Гена ( 3 года) , Лида (родилась в сентябре 1941 года). В фонд обороны страны семья сдала все свои сбережения - облигации на сумму 530 рублей. Это была большая сумма для семьи по тому времени, так как семья состояла из шести человек и надо было выживать. Прабабушке пришлось успевать везде: и работать, и растить детей. А прадед воевал. Пол-Европы прошагал: Польша, Чехословакия, Германия, Венгрия, Австрия. Мысли о детях, о семье не выходили у него из головы.
Боевой путь
Свое первое боевое крещение прадедушка получил под Повенцом. Воевал на Карельском фронте, в 286-й стрелковой дивизии. В 1942 году дивизия была переброшена на Волховский фронт, под Синявино. До 1944 года находился под г. Мга, обороняя "Дорогу жизни" ( ледовая дорога по Ладожскому озеру).Потом участвовал в прорыве блокады и освобождении Ленинградской области, а также Карельского перешейка и г. Выборга. В январе 1944 года прадедушкина дивизия вела наступление от Новгорода вдоль железной дороги Новгород - Батецки - Луга. 10 дней шли упорные бои. Праедушка часто вспоминал бои на Карельском перешейке, когда они дошли до границ с Финляндией, летом 1944 году. Успешными боевыми действиями их дивизия способствовала выходу Финляндии из войны. За мужество и отвагу, проявленную воинами 286 стрелковой дивизии, в июне 1944 г. ей было присвоено почетное наименование "Ленинградская". Прадедушка получи Орден Красной Звезды и медаль "За оборону Ленинграда". После разгрома немцев под Ленинградом дивизия продолжала бои в составе I Украинского фронта. В 1945 г. прадед освобождал Белорусию, где в I Мировую войну погиб его отец Петр Федорович. Потом были Польша ( г. Краков и г. Катовицы) и Чехословакия. Но это уже было за пределами Родины. За успешные боевые действия, за очищение Домбровского промышленного района, за форсирование реки Одер, освобождение г. Кракова и разгром оппельской группировки немцев их дивизия была награждена орденом Красного Знамени. За г. Краков прадедушка получил второй орден Красной Звезды. Продолжая громить врага на его территории дивизия вышла к реке Эльбе, где состоялась встреча с частями американской армии, наступавшей с запада, 25 апреля 1945 г. здесь на Эльбе в Торгау встретились американский лейтенант Стэнли и мой прадед. Недостатка в рукопожатиях и объятиях двух народов, объединенных в антигитлеровскую коалицию, одержавших победу над фашизмом, тогда не было. Долгий путь прошел прадедушка от Невы до Эльбы. Многие полегли на полях сражений. Неисчисляемые жертвы понесли народы нашей огромной страны. И те, кто работал в тылу совершили подвиг, равного которому еще не знала история. Ни одна ЭВМ не подсчитает, сколько наш народ вложил своих моральных и материальных усилий в дело победы над врагом, отказывая себе в большом и малом, все отдавая нашей Красной Армии для победы.
После войны
После войны прадед еще служил в Венгрии и Австрии, а в сентябре 1946г. демобилизовался в чине капитана. Имеет Благодарственную грамоту командующего войсками I Украинского фронта Маршала Советского Союза Конева. Вернулся в родной Пудож.Очень трудно, в муках вставали города и села из руин и пепла после войны. Получив специальность по дорожному строительству до войны, дед связал с ней всю свою жизнь. Он много работал. Экономика района задыхалась из-за плохих дорожных условий. Выход был один - проложить самый короткий путь до столицы республики через Онежское озеро. Дедушка руководил прокладкой ледовой трассы по Онежскому озеру, которая проводилась в 1950, 1953 и 1956гг.Потом в Пудожский район непрерывным потоком потянулись колонны автомобилей с грузами: семенами, продовольствием, промтоварами, стройматериалами, горючим и прочим. Родина по достоинству оценила его труд, наградив его медалью "Ветеран труда". Он был в числе первых обладателей нового знака отличия (их было 22 в Карелии). Более 42 лет занимался Александр Петрович ремонтом и строительством мостов и дорог. За это время прошел путь от техника до мастера, главного инженера и директора машинно-дорожной станции (ныне ДРСУ). Его ценили за трудолюбие, добросовестность, исполнительность и дисциплину. Он активно участвовал в общественной и партийной работе: был председателем группы народного контроля при райкоме КПСС, занесен в Книгу почета ДСУ-3.