Коробов Николай Афанасьевич
Коробов
Николай
Афанасьевич
гвардии старшина

История солдата

25 сентября 1938 года Н. А. Ко­робова призвали в армию. К тому времени он прошел началь­ную военную подготовку в учеб­ном центре. Обучение велось без отрыва от производства, по вечерам после работы, по 4 часа ежедневно в течение полугода. То есть в армию он пошел вполне подготовленным к службе бой­цом, умеющим метко стрелять, обладателем нагрудного знака "Ворошиловский стрелок".

Впереди ждала учеба в шко­ле младших авиаспециалистов в Харькове, курсантом которой он был с сентября 1938-го по ян­варь 1939 года. После окончания школы моториста Коробова направили в 103-й ближнебомбардировочный полк, где он уже на практике постигал навыки подготовки самолетов к полетам.

С началом советско-финлян­дской войны часть авиаполка пе­ребросили в район боевых дей­ствий. Николай Афанасьевич в эту группу не попал. Оставши­еся в полку каждый день ожида­ли команды об отправке на фронт. Однако война вскоре окончилась. Авиаполк принял новое пополнение.

Кто же мог знать, что очень скоро начнется одна из самых жесточайших войн за всю исто­рию человечества — Вторая ми­ровая, а вчерашним курсантам придется защищать Отечество от фашистских захватчиков. Хотя еще перед войной генерал- полковник авиации Герой Совет­ского Союза Н. П. Каманин, командовавший авиационным корпусом, предупреждал, что нужно быть готовым ко всему: рыть окопы, укреплять оборони­тельные рубежи.

Война началась 22 июня 1941 года. Авиаполк, в котором слу­жил наш земляк, получил приказ 24 июня вылететь на защиту Бе­лоруссии. На вооружении полка были СУ-2. Су­щественный их недостаток — при посадке они загорались.

Первое ранение Николай Афа­насьевич получил, занимаясь установкой пропеллера. Это было 12 июля 1941 года. Когда работа была почти закончена, налетели фашистские бомбар­дировщики. Один осколок, про­бив палатку, пролетел над голо­вами петчиков, никого не задев. Второй кусок металла угодил прямо в лопасть винта самоле­та, осколок от него рикошетом попал в голову Коробова. Хоро­шо, рядом был товарищ,который оказал первую  медицинскую помощь  потерявшему сознание  мотористу.

Боевая биография Ни­колая Афанасьевича изобилует эпизодами, о которых ветеран предпо­читает не говорить. Шо­ком и душевной болью стала для него потеря товарища в первые дни войны. При внезапном налете вражеской авиа­ции на их аэродром вме­сте бежали в лесок, спасаясь от бомбежки. Секунду назад однопол­чанин с украинской фа­милией Приступа еще был жив. Снарядом ему оторвало голову. С того дня на висках Николая Афанасьевича появилась первая седина.

На каких только фрон­тах не довелось ему во­евать. В составе 504-го штурмового авиаполка оборонять Ленинград. Командованием была поставлена задача: не подпускать фашистских штурмовиков к северной столице.

— Где было туго, туда наш полк бросали, ведь мы находи­лись в распоряжении главно­командующего,  — рассказывает ветеран. — После того как вы­били немцев из-под Курска, наш полк направили на Сталинград­ский фронт. Была дана установ­ка — не подпускать шестую не­мецкую "непобедимую" армию фельдмаршала Паулюса к го­роду.

Летчики 504-го штурмового авиаполка делали по 8 —10 вы­летов за день. Аэродромная команда должна была подгото­вить каждую машину к полетам, снабдить ее навесным вооруже­нием. В августе 1942 года у стен Сталинграда, когда ряды защит­ников сильно поредели, пехот­ные войска пополнили за счет авиаполка. На смену ушедшим прислали саратовских девчат, в задачу которых входило гото­вить боеприпасы для вылета наших штурмовиков. К этому времени полк был оснащен но­выми самолетами с более со­лидным вооружением и местом для стрелка, год воевал штурмовой авиаполк под Сталинградом. Впоследствии его переименовали в 74-й Гвардейский Сталинградский Краснознаменный ордена Суворова штурмовой авиационный полк.

Был серьезно ранен при переброске подбитого самолета из Сталинграда на
базу, где базировался полк, лежал в госпитале. Потом был Южный фронт, защищали Крым от бомбежек вражеской авиации. Вместе со своим полком Н. А. Коробов участвовал в освобождении Белоруссии, Латвии, Литвы, во взятии Кенигсберга. День Победы Николай Афанасьевич встретил на территории Германии.

Он еще два года оставался в армии по просьбе командиров полка. Нужно было подготовить кадры мотористов, механиков из числа молодых солдат. Демобилизовался в 1947 году. Фронтовику давали направление для поступления в Военно-воздушную академию без зачета. Но родители слезно звали обратно, писали, что надежда у них только на него. Ведь старший брат пропал без вести еще в "финскую" войну.

Николай Афанасьевич устроился механиком на хлебозавод: армейская специальность пригодилась и в мирной жизни. Встретил в Кондопоге свою единственную. Они прожили с супругой Антониной Сергеевной 55 лет, золотую свадьбу справляли.
Воспитали троих детей, которые подарили им 6 внуков.

Главное — не забывала своих ветеранов 1-я Гвардейская Сталинградская ордена Ленина, дважды Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова штурмовая авиационная дивизия. В 1982 году Николай Афанасьевич вместе с другими однополчанами по приглашению совета ветеранов побывал на встрече в городе Лиде (Белоруссия), где на постаменте установлен боевой самолет ИЛ-2.

Фашисты называли эти машины "летающими танками". Их бронированные кабины, а также электродвигатели и бензобаки невозможно было пробить. На память об этой встрече у Н. А. Коробова осталась фотография, на которой он среди ветеранов воздушной дивизии.

Регион Республика Карелия
Воинское звание гвардии старшина
Населенный пункт: Кондопога

Боевой путь

Западный фронт ---- Северо-Западный фронт ----- Юго-Западный фронт ---- Брянский фронт --- Сталинградский фронт ---- Южный фронт ----- Украинский ---- 3-й Белорусский фронт.

Награжден : Орденом отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной звезды, медалями: "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За взятие Кёнигсберга", "За победу над Германией", ряд  юбилейных медалей.

Награды

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: