
Петр
Афанасиевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БОЕВОГО ЛЁТЧИКА
Мой отец, подполковник в отставке Костин Пётр Афанасьевич, родился в 1923 г. в крестьянской семье. Ушёл из жизни отец в 2003 после инсульта, который сразил его, готового выйти из квартиры на охоту. Детство у него было трудное, рос без отца, впроголодь. Образование семь классов, после войны кое-как окончил вечернюю среднюю школу.
В 17 лет отец решил поступить в лётную школу, потому что там хорошо кормили. Запомнился его рассказ о прохождении медкомиссии. Доктор поднёс к носу ватку, смоченную в спирте, и спросил: «Чем пахнет?». Отец ответить не смог. На вопрос пробовал ли тот водку, получил отрицательный ответ.
Учился летать отец на самолёте Р-5. Говорил, что летал хорошо. На выпускном экзамене поднял и посадил самолёт на оценку «отлично». Его друг тоже летал хорошо и тоже получил «отлично». Друзья решили незаметно отметить удачную сдачу экзамена бутылочкой вина на двоих в тени под крылом самолёта. В тот день отец впервые попробовал спиртное.
Самолёт Р-5. Отец стоит, облокотившись на самолёт (дата неизвестна)
Экзамен закончился, было ещё светло, и командир предложил нетрезвому курсанту полетать. Отказаться было невозможно, шла война, отказ от полёта был чреват непредсказуемыми последствиями. Взлёт прошёл успешно, а посадка получилась крайне неудачной, с «козлом». Командир пожалел, что поставил оценку «отлично», а для отца этот случай остался уроком на всю жизнь.
Довоенное фото. Отец на переднем плане
После лётной школы отец учился летать на американском самолёте-разведчике А-20-В «Бостон». Лётчики этот самолёт очень хвалили. Он был оборудован авиагоризонтом, что давало возможность летать в облачности, и у него были прорезиненные бензиновые баки, которые препятствовали протеканию бензина при попадании в бак мелких осколков.
Но были у этого самолёта и серьёзные недостатки. Во-первых, при относительно небольшом крене самолёт становился плохо управляемым. Во-вторых, стрелку-радисту мешал стабилизатор, поэтому атакующий истребитель мог прикрываться стабилизатором и безопасно подлететь достаточно близко.
Самолёт-разведчик А-20-В использовался для дальней разведки в одиночку. При встрече с немецким истребителем шансы уцелеть были минимальными. При фотографировании самолёт-разведчик должен был некоторое время лететь равномерно и прямолинейно, то есть служил идеальной целью для зенитной артиллерии.
Во время войны отец служил в 48 Гвардейском авиационном полку Дальних разведчиков 17 Воздушной Армии. В советское время этот полк находился в г. Коломыя Ивано-Франковской обл.
Первый боевой вылет
После учёбы в 1943 г. отца направили в полк, который находился в Кубинке, под Москвой. Из учебного полка в Кубинку всего было направлено шесть экипажей. Из них четыре экипажа погибли при первом же боевом вылете.
Старший сержант Костин П.А., Кубинка 1943 г.
Первый боевой разведывательный вылет отец совершил на большой аэродром в г.Сеща, Белоруссия. На этом аэродроме базировались немецкие истребители, а аэродром прикрывала зенитная артиллерия.
После возвращения и доклада об успешном выполнении боевого задания командир полка спросил, испугался ли старший сержант Костин, когда пролетал над линией фронта и вёл аэрофотосъёмку. Отец сознался, что испугался. Командир поинтересовался, в чём же проявился испуг. Отец ответил, что дрожали ноги на педалях. Тогда командир сказал, что это не испуг, настоящий испуг, когда лётчик пачкает штаны.
Вылет на порт в Констанце (Румыния)
Летом 1944 г. полк базировался в Березовке Одесской обл. Было получено задание на вылет на разведку порта в г. Констанца (Румыния), где предполагалось скопление немецких военных кораблей. Порт защищали 64 зенитных орудия.
Разведывательная информация предназначалась для планирования налёта на порт американских бомбардировщиков, которые базировались в Италии и использовали вспомогательный аэродром под Полтавой.
Подлёт к Констанце осуществлялся на предельно большой высоте – 7000 м. Но большая высота не стала спасительной. Немецким зенитчикам удалось серьёзно повредить самолёт во время аэрофотосъёмки. Отец отдал приказ штурману и стрелку-радисту приготовиться покинуть самолёт и с недопустимо большим креном стал резко снижаться, чтобы выйти из зоны поражения зениток. На высоте 2000 м самолёт удалось выровнять и затем дотянуть до аэродрома в Берёзовке.
Однако приключения продолжились при посадке. Оказалась повреждённой передняя стойка шасси, её заклинил большой осколок. Вышла правая стойка, но не встала на замок и болталась. И лишь левая стойка была в нормальном состоянии. В результате самолёт невозможно было посадить без повреждений. Поэтому экипаж получил приказ сбросить на парашюте аэрофотоаппарат, а затем покинуть самолёт. Штурман выпрыгнул, а стрелок-радист признался отцу, что непосредственно перед вылетом нечаянно повредил свой парашют, и покинуть самолёт не может.
С земли поступила команда - пилоту одному покинуть самолёт, тем самым смириться с гибелью стрелка-радиста. Но отец поступил по-другому. При грубой посадке на одно левое колесо правая стойка от сильного удара встала на замок, теперь осталось предельно погасить скорость и несильно клюнуть носом. Судя по фотографии, это и было успешно выполнено.
Посадка на одно левое колесо. Берёзовка, Одесская обл., лето 1944 г.
Секретный аэродром под Полтавой
Летом 1944 г. отцу было поручено перегнать повреждённый самолёт А-20-В, который совершил вынужденную посадку на нейтральную полосу. Линия фронта уже переместилась на запад, но местность была перерыта окопами и изувечена воронками, что существенно затрудняло эвакуацию самолёта.
Команда из нескольких специалистов прибыла на место на самолёте ПО-2, который пилотировал лётчик-штрафник, ранее летавший на бомбардировщике и наказанный в «последний раз» за хулиганство в воздухе. Осмотр повреждённого самолёта А-20-В показал, что основные его агрегаты уцелели, но кроме всего прочего полностью разбита приборная панель, а количество бензина неизвестно, но явно мизерно.
С помощью местного населения самолёт выкатили на сельскую ухабистую дорогу со сравнительно прямолинейным участком. В самолёт загрузили подарок сельчан – два бочонка мёда. И несмотря ни на что, отцу удалось поднять повреждённый самолёт.
Курс был взят на ближайший аэродром под Полтавой. Нашим лётчикам было запрещено появляться на этом секретном аэродроме, потому что там базировались американские бомбардировщики. Но при почти пустых баках выхода не было.
На аэродроме команду встретили американцы и «особист» (начальник особого отдела), который орал и требовал немедленно убираться. «Особиста» удалось убедить, что посадка была вынужденной из-за недостатка топлива. А американцы осмотрели самолёт и порекомендовали сдать его на металлолом.
В конечном счёте, было решено заправить самолёт и после посещения столовой немедленно покинуть секретный аэродром.
Но в столовой оказались довоенные цены. Чем команда, почувствовавшая себя миллионером, и воспользовалась: были закуплены в большом количестве продукты и спиртное. Один из членов команды был родом из Полтавы, и все направились к его родственникам в гости.
На аэродроме команда появилась на следующий день. Их снова встретил «особист» нехорошими словами.
Напоследок лётчик-штрафник решил показать мастер-класс американцам. Он направил свой ПО-2 на недалеко стоявший американский бомбардировщик и попытался взлететь. Поднять самолёт удалось и при этом не зацепить бомбардировщик, но из-за недостаточно высокой скорости ПО-2 рухнул на землю и сломал стойку шасси.
За ремонт ПО-2 отдали оба бочонка мёда, а команда решила не терять времени и пообедать в столовой. Снова были закуплены продукты и спиртное, и все опять направились в город.
Появились они на аэродроме на следующий день. «Особист» решил больше не отходить от загулявших лётчиков, и под его руководством команда, наконец, рассталась с секретным аэродромом.
9 мая отец всегда вспоминал эту историю. Видимо, он с товарищами как никогда хорошо повеселился.
Уже после смерти отца вышел фильм «Сквозной удар. Авиабаза особого назначения» об использовании аэродрома под Полтавой американской авиацией. Фильм был основан на документальных съёмках. В этом фильме я увидел своего молодого отца, после приземления нервно курящего папиросу.
Кадр из фильма «Сквозной удар. Авиабаза особого назначения». Отец на заднем плане после приземления курит папиросу
Воздушный бой
Несколько раз отцу пришлось столкнуться с немецкими истребителями.
Первый раз его атаковали сразу три истребителя «Мессершмитт» (Ме-109). Удачно маневрируя, отец ускользнул от немцев в спасительное небольшое облако, которое было единственным в ясном небе.
Второй раз незамеченный «Мессершмитт» подошёл сзади примерно на 70 м. Немецкий рыжий лётчик не спешил и нагло улыбался, предвкушая лёгкую победу (как на расстоянии 70 м стрелок-радист разглядел рыжие веснушки и улыбку пилота, осталось неизвестным). Из-за стабилизатора стрелок-радист не мог расстрелять истребитель, хотя и немцу было не очень удобно стрелять в А-20-В. Отец воспользовался медлительностью немца, резко задрал нос самолёта, тем самым стал удобной целью, но дал возможность открыть огонь стрелку-радисту. Немец не ожидал такого манёвра, а стрелок-радист от всей души всадил в «Мессершмитт» длинную очередь. К удивлению счастливого экипажа истребитель загорелся и рухнул на землю.
В полку не поверили, что им удалось справиться с мессером, несмотря на аэрофотоснимки. И только после подтверждения данного факта партизанами командование полка признало победу экипажа над немцем. Наградой для экипажа была бутылка водки. В 1943г. со слов отца в его полку по-другому не награждали.
Пришлось отцу пережить и кошмар лобовой атаки. Отец жал на гашетку, пытаясь зацепить из двух крупнокалиберных пулемётов противника, и наблюдал, как прямо в лоб ему в ответ летят трассирующие снаряды. Позже сослуживцы подшучивали над штурманом, который находился в остекленённой носовой части самолёта и во время атаки поджал ноги, закрылся планшетом и кричал отцу, чтобы тот быстрее всё закончил.
Конец войны
Отец часто вспоминал Будапешт и примечательную дату - 26 апреля 1945 г. В этот день всем стало ясно, что война через несколько дней закончится. Появилась реальная возможность выжить и отца охватил страх. Что ощущал 22-хлетний боевой лётчик, который ни разу не целовался, об этом можно только догадываться…
Благодарные дети, внуки и правнуки