Котчер Роберт
Котчер
Роберт

Младший офицер (Petty officer) / Артиллерист-механик
1923 - 2016

История солдата

В Крайстчерче долгое время жил Роберт (Боб) Котчер (Robert Cotcher), один из участников арктических конвоев, которые в рамках программы ленд-лиза доставляли в СССР стратегические грузы и продовольствие.

О значимости программы ленд-лиза Анастас Микоян, во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу, говорил так:

"… когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

"... мы получили... около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления». 

«Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали», - сказал Микоян.[1]

Жителю Крайстчерча Бобу Котчеру, родившемуся в Лондоне, было всего 17 лет в 1940 году, когда его отправили на учебу на артиллерийского механика на самолетах. Приехав однажды на короткую побывку домой, перед отправлением на военную службу, Боб Котчер узнал, что накануне был убит его отец. Он работал в штабе министерства, которое было организовано в годы войны для временной экспроприации частной недвижимости на военные нужды (Ministry of Works). Штаб располагался напротив зданий парламента, и он был разрушен двумя огромными минами на парашютах, которые вражеская авиация использовала для разрушения важных правительственных зданий. 

Служить Котчера отправили в авиационное подразделение дивизии Королевского морского флота (the Fleet Air Arm) на авианосец «Яростный» (HMS Furious). Он выполнял работу артиллерийского механика (Air Mechanic First Class Ordnance), а основным его занятием была загрузка бомб на самолеты, которые стартовали с палубы авианосца, и зарядка орудий этих самолетов.

Он должен был удостовериться, что все вооружение и боеприпасы находятся в нужном месте и в правильном положении перед взлетом истребителей с судна. Это было непросто, особенно во время качки и крена корабля. А перед самым взлетом он должен был снять предохранитель с гашетки, чтобы с самолета можно было вести стрельбу. 

На протяжении двух лет, что он служил на «Яростном» - который был приписан к порту Скапа Флоу ( Scapa Flow) на севере Шотландии - его корабль защищал арктические конвои от атак с воздуха, суши, и от подводных лодок, а также препятствовал проходу немецких кораблей и их эскортов и кораблей снабжения в порты Норвегии. 

В начале войны арктический маршрут по доставке стратегических грузов из Исландии и Шотландии в порты Архангельска и Мурманска был самым быстрым и эффективным, и примерно 40 процентов грузов в первые пять месяцев дошли в СССР именно этим путем. Время в пути составляло от 10 дней до двух недель.

До декабря 1941 года потерь судов, людей и грузов не было. За это время в Архангельск пришло 53 судна, доставившие 750 танков, 800 самолётов, 2300 автомобилей и более 100 000 тонн других грузов. 

Затем конвои, в охране которых работал и артиллерист-механик Котчер, стали подвергаться атаке немецких кораблей.

Самая страшная судьба оказалась у конвоя под названием PQ-17, который вышел в путь в июле 1942 года. В нем было 35 судов – 22 американских 8 – британских, два – советских танкера Донбасс и Азербайджан, два панамских судна и одно – голландское. Среди прочих грузов этот конвой вез 300 самолетов, 600 танков, 3000 грузовиков. Это был самый большой конвой, направлявшийся в СССР. Стоимость груза составляла около 700 млн долларов в ценах 1942 года. Этих грузов могло хватить для обеспечения армии численностью 55 000 человек. 

Но до порта добралось только 11 грузовых судов. А 24 из 35 кораблей было потоплено. На дно ушло 210 самолётов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. Погибло 153 человека.

Последующие конвои имели более серьезное сопровождение, но тем не менее несли постоянные потери.

В декабре 1943 года «Яростный», на котором служил Боб Котчер, участвовал в потоплении немецкого корабля 'Шарнхорст', а в апреле 1944 года -- в атаке на 'Тирпиц'. Хотя 'Тирпиц', огромный линкор, практически не участвовал в боевых действиях, одним своим присутствием у берегов Норвегии он угрожал арактическим конвоям по доставке грузов в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

Правда, за время службы Котчера на 'Яростном', «Тирпиц» потопить не удалось из-за плохих погодных условий, но авиация союзников несколько раз наносила ему значительные повреждения и линкор потерял сотни служащих. На дно, в результате бомбардировки британской авиацией, он отправился 12 ноября 1944 года.

В Новую Зеландию Боб Котчер переехал в середине 60-х годов. По приглашению русскоговорящего общества Крайстчерча, ветеран участвовал в праздновании 70-летия Дня Победы в 2015 году.

Боб Котчер умер в Крайстчерче 16 июня 2016 года.

Вечная память тем, кто, рискуя своей жизнью, помогал разгромить фашистов, кто поставлял нашей стране тяжелую технику, вооружение и продовольствие, которые помогли фронтовикам, раненым и бойцам трудового фронта пережить очень трудные годы начала войны!

Всего арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов.

Из них было потоплено 85 транспортов, из них 69 - в 1942 году.

На дно ушли и 16 боевых кораблей.

(https://www.bbc.com/russian/international/2010/05/100507_arctic_convoys).

Всего за время существования ленд-лиза в СССР отправлено:

Летательных аппаратов        22 150

Танков            12 700

Легковых внедорожников и вездеходов     51 503

Грузовых машин       375 883

Мотоциклов   35 170

Тракторов      8 071

Винтовок       8 218

Автоматического оружия    131 633

Пистолетов    12 997

Взрывчатые вещества          345 735 тонн

И еще сотни наименований вооружения, топлива, запчастей и продовольствия.

Маршал Георгий Жуков так сказал о ленд-лизе: «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью”

Именно ленд-лизовские «Студебеккеры» стали, например, основным шасси для «Катюш»». В то время как Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для «Катюш», в СССР после 22 июня было выпущено для этой цели всего 600 грузовиков (в основном шасси ЗИС-6). В автопарке Красной Армии на 1 мая 1945 г. импортные машины составляли 32,8 %. 

США поставили почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией. 

[1] http://www.arms-expo.ru/news/archive/k-60-letiyu-sistemy-vts-rossii-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-v-gody-voyny-i-poslevoennyy-period09-02-2013-09-06-00/

 

Регион Новая Зеландия
Воинское звание Младший офицер (Petty officer)
Населенный пункт: Крайстчерч
Воинская специальность Артиллерист-механик
Место рождения Лондон
Годы службы 1940 1945
Дата рождения 1923
Дата смерти 2016

Фотографии

Авианосец «Яростный» в августе 1941 года с четырьмя истребителями «Харрикейн» (Hurricane).

Авианосец «Яростный» в августе 1941 года с четырьмя истребителями «Харрикейн» (Hurricane).

Работа на арктических конвоях зимой

Работа на арктических конвоях зимой

Роберт Котчер в день празднования 70-летия Победы в русскоговорящем обществе Крайстчерча

Роберт Котчер в день празднования 70-летия Победы в русскоговорящем обществе Крайстчерча

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: