Коваль Федор Антонович
Коваль
Федор
Антонович
старший лейтенант

История солдата

Мой дедушка Коваль Федор Антонович родился 28 марта 1913 года в с. Кролевец Шкотовского района Приморского края.

Он начал свою трудовую деятельность в 1928 году. Работая учеником в ЦРК г. Владивостока. В 1930 году окончил семилетку и поступил во Владивостокский морской техникум на судоводительское отделение. В 1935 году, закончив морской техникум, пошел работать в Дальневосточное Госморпароходство на должность помощника капитана, в апреле 1940-го стал капитаном.

В 1941 году 13 июля был призван в ВТФ ТОФ, сначала Федор Антонович служил командиром учебного тральщика, а летом 1942 года был направлен на курсы военных лоцманов. После трех месяцев обучения он был направлен в бухту Валентин.

Когда началась война с Японией, Ф.А.Коваль водил суда с десантными войсками в Корею, потом почти год работал там на подходе к порту Юки, ВЛП (военно-лоцманский пост) размещался в корейской деревне Сейсюре.

Мой дедушка принимал участие в лоцманском проведении судов по ленд-лизу - передаче взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия от США.

Наиболее безопасным и удобным маршрутом поставки грузов по ленд-лизу являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток. Но и на этом пути возникали свои трудности, связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах  японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами.

Прежде чем попасть во Владивосток или Находку, суда из пролива Лаперуза, из Татарского пролива и из Цусимского тоже шли в бухту Валентин, на берегу которой находится рыбацкий поселок, рыбозавод, а к осени 1942 было организовано ВЛП в бухте Валентин.

Проводки судов были чрезвычайно трудны и опасны. Проводка от Валентина до Владивостока среди минных полей 132 мили. Караваны водили по очереди. За судном, на котором шел лоцман, следовали еще 2-3, очень редко, если небольшие, 4 судна. Иногда шел сдвоенный караван — до 10 судов, его вели два лоцмана. Многие пароходы были старые, тихоходные. Если выходили из Валентина утром, примерно за 12 часов добирались до Владивостока. Большие отрезки пути шли под самым берегом — там было безопаснее. Если выходили днем, отстаивались ночью в подходящей бухточке и утром продолжали движение. Днем, в ясную погоду, мину можно заметить метров за 300 при условии спокойного моря. При свежем ветре ее могли высмотреть только очень натренированные люди. Напряжение не покидало лоцмана ни на минуту. Водили суда в светлое время суток, при большой необходимости ночью в тихую и ясную погоду и в отсутствии тумана. Во Владивостоке лоцману был небольшой отдых, часто одна ночь, кто жил там иногда до дому не успевал добраться, и — обратно в Валентин с караваном судов, идущих, как правило, в балласте, через те же минные поля, в любую погоду, лишь бы суда были готовы к отходу.

Дедушка в своих воспоминаниях утверждал, что интенсивность движения судов была в военные годы во Владивостокском порту несравнимо большей, чем за все послевоенные годы. Это его утверждение подкрепляет сохранившаяся у него справка, в которой написано:

“Старший лейтенант Коваль Федор Антонович, плавая в качестве военного лоцмана на линии Владивосток — Валентин и обратно, протяженностью 132 мили, в усложненных условиях, сделал самостоятельных проводок 303.  Проведено  судов общим  тоннажем  2 896 902 тонны”.

Это почти 3 миллиона тонн, более тысячи судов за 3 года. Лоцманов, по его словам, в Валентине работало до 12 человек. Значит, все  вместе  они  провели  во  Владивосток  и  обратно  более  10 000 судов. 

Мой дедушка был награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны второй степени, медалью «за победу над Японией» и множеством других наград.

Демобилизовался Федор Антонович в августе 1947 года и до 1990-го работал лоцманом и старшим лоцманом в торговом порту Владивостока.

Ни одной аварии не числилось в его послужном списке. Федор Антонович пользовался большим уважением во Владивостокском порту. Не случайно ему поручили швартовать  крупнейший в стране пароход «Советский Союз». Он находил время и на преподавание, читал навигацию на курсах штурманов дальнего плавания.Как говорил мой дед: лоцман должен обладать тремя основными качествами – отличным глазомером, самообладанием и находчивостью. Выполняя свою работу, лоцману не следует торопиться, но обязан он делать все как можно быстрее. Всеми этими качествами он обладал и успешно применял.

Умер Федор Антонович 7 июня 1999 года в возрасте 86 лет. Я горжусь своим дедом, и благодарна ему за его мужество, отвагу, преданность Родине и за победу, позволившую мне жить в свободной стране и верить в светлое будущее. Его подвиги я буду помнить всегда и рассказывать своим детям.

Регион Приморский край
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Владивосток